Методическая рекомендация"Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами сказки"
методическая разработка (младшая группа) на тему

группа "Теремок" МАДОУ Новосафоновский детский сад "Солнышко"

     Духовно-нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека, целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно-волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определённых привычек и правил поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duh-nrav_sredstvami_skazki.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СКАЗКИ

 

     Духовно-нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека, целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно-волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определённых привычек и правил поведения.

     В основе лежат всем известные гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь, ориентированность личности действовать для «других», общественно-значимые для человека и общества в целом представления о добре и зле, справедливости, патриотизме, дружбе, которые не подвергаются сомнению и служат эталоном, идеалом для всех людей.

   Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором произошло размывание норм морали, значимости института семьи, духовных ценностей, что существенно усложняет путь личностного становления ребенка дошкольного возраста.

    Почему воспитание нравственности нужно начинать в раннем возрасте?

    В этот период ребенок максимально открыт эмоциональному переживанию и сопереживанию. Ребенок воспринимает слова и действия взрослого как данность, не подвергая их сомнению, что происходит в старшем возрасте, когда ребенок учится анализировать слова и поступки, сопоставлять опыт и делать определенные, не всегда правильные выводы. Опыт, приобретенный детьми младшего возраста, в дальнейшем перейдет в категорию должного, истинного, канонического, не подвергаемого сомнению.

    Из наблюдений за детьми, приходящими в детский сад в возрасте 2–3 лет, мы убедились, что большая часть детей, не имеет даже малейших представлений о нормах и правилах поведения в обществе.

   Актуальность духовно-нравственного воспитания четко обозначена и в ФГОС ДОУ.

   Одним из основных принципов ФГОС ДОУ является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

    В числе задач, на решение которых направлен ФГОС ДОУ, присутствуют следующие задачи:

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

   Целевыми ориентирами на ранних этапах развития, согласно ФГОС ДО, должны быть следующие:

- ребёнок должен знать назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и уметь пользоваться ими;

- должен владеть простейшими навыками самообслуживания (пользоваться салфетками, носовым платком, самостоятельно пользоваться унитазом, бумагой, полотенцем и пр.;

- стремиться проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении (уметь самостоятельно одеваться – раздеваться, аккуратно складывать вещи на стульчик перед сном или в шкафчик после прогулки;

- уметь собрать после игровой деятельности за собой игрушки и пр.;

- проявлять интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок;

- стремиться двигаться под музыку, эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства;

- должен уметь вежливо обращаться к сверстникам и взрослым, здороваться и прощаться и пр.

   Средства духовно-нравственного воспитания могут быть самыми разнообразными: это может быть сказка, игра, музыка, народное творчество, детский фольклор, искусство, книга, труд, музейное дело, православная культура, театр, народные традиции и так далее.

   Нам бы хотелось остановиться на таком средстве духовно-нравственного воспитания как сказка.

   Карл Бюрер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

   Его жена Шарлотта Бюрер специально изучала роль сказки в развитии ребенка. По ее мнению, герои сказок просты и типичны, лишены всякой индивидуальности; часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами, доступными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, красота. При этом герои сказок делают все то, что и обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся и так далее. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком.

   Дмитрий Борисович Эльконин подчеркивал, что классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения, в ней намечается трасса тех действия, которые должен осуществить ребенок, и он идет по этой трассе.

   Сказка – носитель многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе. То, что может понять и почувствовать ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами.

   Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «В те далекие времена, когда животные умели разговаривать…», и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой.

   Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

   Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.

   Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств.

   Малыш легко входит в непривычную для него сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Ивана-царевича или царевну – Лебедь, и вместе с тем так же свободно переключается на прозаическую повседневность.

   С целью формирования культурно-толерантной и духовно-нравственной личности сказки можно использовать в разных возрастных группах. К примеру, детей раннего и младшего дошкольного возраста сказка «Теремок» учит простым житейским мудростям (надо быть гостеприимным и дружелюбным, а жить лучше сообща). Сказка «Репка» учит преодолевать любые трудности не одному, а совместными усилиями с близкими, не опускать руки перед возникающей проблемой, а смело и дружно бороться с ней. Подводит к пониманию того, что взаимоподдержкa и дружба – великая сила. Слушая сказку «Курочка Ряба», дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним.

   Сказка не дает прямых наставлений детям – «слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения», но в содержании заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним ходить нельзя – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказка «Теремок» учит дружить.

   Сказку, отрывки из сказки, сказочных героев часто используются на занятиях.

  Предлагаемое ниже занятие можно провести в младшей группе с целью формирования культурно-гигиенических навыков.

Занятие «Письмо от Мойдодыра»

Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков, навыков культурного поведения посредством сказки.

Вводная часть

– Ребята, нам пришло сообщение, а кто его принес – отгадайте:

Он разносит по домам

Ворох писем, телеграмм,

А в конвертах голубых

Вести от друзей, родных. (Почтальон.)

(Картинка почтальона вывешивается на фланелеграф.)

– А от кого же это письмо? Хотите узнать?

Он грязнуль не любит очень,

Сделать чище всех он хочет.

Моет с мылом всех до дыр

Умывальник (Мойдодыр).

(Картинка Мойдодыра вывешивается на фланелеграф.)

– А что же там нам написал Мойдодыр? Воспитатель открывает конверт, достаёт письмо и читает его детям.

Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо:

Я прошу вас мыть почаще

Ваши руки и лицо.

Тритесь губкой и мочалкой!

Потерпите – не беда!

А чернила и варенье

Смоют мыло и вода. (Ю. Тувим)

Основная часть

1. Разговор о чистоте тела.

- Скажите, ребята, о чём просит вас в этом письме Мойдодыр?

- А почему он вас об этом просит? Зачем лицо и руки нужно мыть почаще?

- Что нужно использовать при мытье рук? Зачем?

- Мойдодыр приготовил вам загадки. Тот, кто заботится о чистоте своего тела, обязательно их отгадает.

2. Физкультминутка «Льется чистая водица»:

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться

Пасту белую берем

Крепко щеткой зубы трем

Моем шею, моем уши

После вытремся посуше.

3. Загадки от Мойдодыра (с картинками, которые прикрепляются на фланелеграф).

Мойдодыру я родня, отверни-ка ты меня,

И холодною водою живо я тебя умою (кран)

Резинка Акулинка пошла, гулять по спинке.

И пока она гуляла, спинка розовою стала (губка)

Там, где губка не осилит, не домоет, не домылит,

На себя я труд беру: пятки, локти с мылом тру,

И коленки оттираю, ничего не забываю (мочалка)

Сам не велик – зашел в городок,

Всех людей перебил, а сам – в уголок (банный веник).

Заключительная часть

   В нашей группе все ребята знают, как надо умываться. И когда Мойдодыр придет к вам в гости, то вы ему и расскажете и покажете это. Он обязательно вас всех похвалит, потому что Мойдодыр любит вежливых, послушных, трудолюбивых детей, которые умеют сами умываться, одеваться, кушать, убирать за собой игрушки и помогать своей мамочке.

   Безусловно, духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее. Это затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по этическому воспитанию детей дошкольного возраста

Методические рекомендации направлены на формирование гуманных качеств личности ребенка, личностно-значимых ориентиров детей, преодоление личностной незрелости, раз...

Методические рекомендации по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье.

Методические рекомендациипо экономическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье  .Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «экономического» воспитания ребенка - это взаимосвязь общ...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

Мастер – класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказки»

Дать элементарные представления педагогам о назначении сказкотерапии, как нетрадиционной форме работы с дошкольниками в воспитании духовно - нравственных качеств.  Вызвать интерес к сказкотерапии...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ

Сказка - одно из важных средств в нравственном развитии дошкольников, посредством которого происходит духовное обогащение детей.Детство каждого ребенка невозможно без сказок. С раннего возраста сказка...

Мастер – класс для воспитателей «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказка-терапии»

Цель: передача опыта использования технологии «Сказка-терапия» в воспитании духовно - нравственных качеств у детей дошкольного возраста.Задачи: дать элементарные представления педагогам о...