Использование современных технологий в речевом развитии дошкольников
методическая разработка (младшая группа) на тему

Развитие речи детей 2-3 лет посредством игровых технологий

                                                                                           

        Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

      Детей отличает высокая речевая активность. Они говорят много, сопровождая речью почти все свои действия, порой ни к кому при этом не адресуясь. Они повторяют все, что слышат, воспроизводят сложные речевые конструкции и незнакомые слова, часто даже не понимая их смысла; «играют» словами.

     Речь становится особым предметом деятельности малышей, в котором они открывают все новые и новые стороны. Ребенок не только любит слушать речь взрослого, стихи, сказки, он может запомнить и воспроизвести стихотворение; к концу третьего года - пересказать слышанную от взрослого сказку. В этом возрасте стремительно развиваются все стороны речи ребенка. Речь включена практически во все аспекты его жизнедеятельности. Более разнообразными становятся поводы его обращения к взрослому. Малыш хочет рассказать о том, что он сделал; ищет объяснения непонятного; просит показать, как надо что-то сделать; может развернуто рассказать об увиденном, придумать собственную историю, выразить словами свои желания, поделиться переживаниями. Он задает вопросы по поводу всего, что видит вокруг. Характерно, что один и тот же вопрос ребенок может задавать и по поводу известного ему предмета и его названия. Этот факт свидетельствует о том, что он ищет у взрослого не только информацию об окружающем, но и побуждает его к общению. Ему нравится внимание взрослого и собственная способность задавать вопросы.

     Ребенок начинает пользоваться многословными предложениями, вопросительной и восклицательной формами, а со временем и сложными придаточными предложениями. Речь его быстрыми темпами приближается к речи взрослого, открывая все большие возможности для разностороннего общения малыша с окружающими, в том числе и сверстниками. Однако и в этот период у детей довольно часто встречаются грамматически неправильные фразы («Я бегом бежу»). Они не всегда справляются с грамматическими формами, заменяют одни слова другими, создают свои слова. Все это делает их речь своеобразной, привлекательной, выразительной.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди ряда образовательных областей выделена область - «Речевое развитие». Данная область подчеркивает основную функцию речи – быть средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи.

В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников.

        К числу бесспорных преимуществ использования игровых технологий в образовательном процессе можно отнести следующие ключевые моменты:

  • игра является для ребенка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше подготавливает его к усвоению новых знаний;
  • игра практически сводит на нет пассивность ребенка;
  • занимательный сюжет игры, использование дидактического материала, оборудования является дополнительным стимулом для включения в игру;
  • игровая задача мотивирует дошкольника на достижение положительного результата обучения.

В младшем дошкольном возрасте речь ребенка носит ситуативный характер и поэтому важно именно в этот период вызвать активность речи, иначе речь будет отставать в своем развитии.

Использование опорных рисунков в образовательной деятельности увлекает детей, превращая занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей в дошкольном возрасте, когда преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст, для последующего его воспроизведения.

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО МНЕМОТЕХНИКЕ С  ЭФФЕКТИВНЫМИ НАГЛЯДНЫМИ ПОСОБИЯМИ

 

Мнемотехника – это системная работа, которая ведется поэтапно – по принципу от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и, позже - к мнемотаблицам.

Мнемоквадраты-изображения 4 – 5 схематичных рисунков (например к сказке «Курочка Ряба» - дед и бабка, курочка, яйцо, мышка). Эффективно их можно применять при пересказе небольших и доступных по содержанию текстов, тем самым поддерживать интерес и развивать речевую активность. Когда дети научатся использовать мнемоквадраты,  постепенно можно вводить мнемодорожки, наример к сказкам («Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» и т.д.), к стихотворениям А.Барто.

Методика работы с детьми с использованием метода мнемотехники:

1. Педагог выразительно читает текст (рассказ, сказку) и сообщает, что рассказ (сказку) ребенок будет позже рассказывать сам.

2. Затем еще раз читает с опорой на мнемокадраты (дорожку, мнемотаблицу).

3. Педагог задает вопросы по содержанию, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. В следующий раз педагог читает рассказ (сказку) с опорой на мнемокадраты (дорожку, мнемотаблицу), привлекая ребёнка к совместному рассказыванию.

6. В последующем ребенок рассказывает рассказ (сказку) с опорой на мнемокадраты (дорожку, мнемотаблицу) самостоятельно или с помощью педагога.

Мнемотаблицы просты в применении и изготовлении, их можно использовать как в образовательной деятельности детского сада так и дома в совместной деятельности детей и родителей.

Для детей дошкольного возраста чтение играет роль в изучении грамотности, русского языка. Чтение развивает внутреннюю речь, а значит, дает возможность маленькому человечку более осознанно познавать мир.

Для развития речи детей младшего дошкольного возраста используется педагогами такая методика, как сказкотерапия.  При проведении сказкотерапии используют в основном такие приемы как словесно – режиссерская игра, психогимнастика, словесное комментирование, совместная словесная импровизация.

        Сказкотерапия для детей помогает развить фантазию, логическое и образное мышление, правильную речь. Произнося речь от героя, ребенок не боится сказать, что-то не правильно, так как ошибку допустит герой, а не сам он (ребенок).

        Но главный секрет сказкотерапии в том, что ребенок (да и взрослый человек тоже), выражая свои мысли через речь игрушки или героя - открывает, порой, незаметно даже для самого себя, те переживания, о которых никогда не сказал бы прямо. Обыгрывая определенную ситуацию, близкую к жизни, мы можете узнать о ребенке много нового и неизвестного. Например, почему тигренок боится темноты, а старший зайчонок не хочет играть с младшим. Сказки, способствуют развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей, снимает тревоги и воспитывает уверенность в себе.

 

Технологии развития мелкой моторики

     Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

                 Технологии развития артикуляционной моторики.      

     Применяются в логопедической работе при коррекции звукопроизношения на любом возрастном этапе. Применение их в раннем возрасте способствует развитию мышц артикуляционного аппарата, что будет служить предупреждением дефектов звукопроизношения. Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит можно тренировать мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже если ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

В группе создан центр речевой активности «Маленькие говорунчики», в котором расположены дидактические игры и пособия для развития лексико-грамматического строя речи; сюжетные картинки; «Пальчиковый и кукольный театр», игрушки для составления описательного рассказа и организации показа мини-театральных постановок; пособия для развитие дыхания, голоса; материал по тренировке мелкой моторики пальцев рук; уголок «сказки» и «тихий уголок».  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korneva.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Развитие речи детей 2-3 лет посредством игровых технологий

                                                                                           

        Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

      Детей отличает высокая речевая активность. Они говорят много, сопровождая речью почти все свои действия, порой ни к кому при этом не адресуясь. Они повторяют все, что слышат, воспроизводят сложные речевые конструкции и незнакомые слова, часто даже не понимая их смысла; «играют» словами.

     Речь становится особым предметом деятельности малышей, в котором они открывают все новые и новые стороны. Ребенок не только любит слушать речь взрослого, стихи, сказки, он может запомнить и воспроизвести стихотворение; к концу третьего года - пересказать слышанную от взрослого сказку. В этом возрасте стремительно развиваются все стороны речи ребенка. Речь включена практически во все аспекты его жизнедеятельности. Более разнообразными становятся поводы его обращения к взрослому. Малыш хочет рассказать о том, что он сделал; ищет объяснения непонятного; просит показать, как надо что-то сделать; может развернуто рассказать об увиденном, придумать собственную историю, выразить словами свои желания, поделиться переживаниями. Он задает вопросы по поводу всего, что видит вокруг. Характерно, что один и тот же вопрос ребенок может задавать и по поводу известного ему предмета и его названия. Этот факт свидетельствует о том, что он ищет у взрослого не только информацию об окружающем, но и побуждает его к общению. Ему нравится внимание взрослого и собственная способность задавать вопросы.

     Ребенок начинает пользоваться многословными предложениями, вопросительной и восклицательной формами, а со временем и сложными придаточными предложениями. Речь его быстрыми темпами приближается к речи взрослого, открывая все большие возможности для разностороннего общения малыша с окружающими, в том числе и сверстниками. Однако и в этот период у детей довольно часто встречаются грамматически неправильные фразы («Я бегом бежу»). Они не всегда справляются с грамматическими формами, заменяют одни слова другими, создают свои слова. Все это делает их речь своеобразной, привлекательной, выразительной.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди ряда образовательных областей выделена область - «Речевое развитие». Данная область подчеркивает основную функцию речи – быть средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи.

В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников.

        К числу бесспорных преимуществ использования игровых технологий в образовательном процессе можно отнести следующие ключевые моменты:

  • игра является для ребенка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше подготавливает его к усвоению новых знаний;
  • игра практически сводит на нет пассивность ребенка;
  • занимательный сюжет игры, использование дидактического материала, оборудования является дополнительным стимулом для включения в игру;
  • игровая задача мотивирует дошкольника на достижение положительного результата обучения.

В младшем дошкольном возрасте речь ребенка носит ситуативный характер и поэтому важно именно в этот период вызвать активность речи, иначе речь будет отставать в своем развитии.

Использование опорных рисунков в образовательной деятельности увлекает детей, превращая занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей в дошкольном возрасте, когда преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст, для последующего его воспроизведения.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО МНЕМОТЕХНИКЕ С  ЭФФЕКТИВНЫМИ НАГЛЯДНЫМИ ПОСОБИЯМИ

Мнемотехника – это системная работа, которая ведется поэтапно – по принципу от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и, позже - к мнемотаблицам.

Мнемоквадраты-изображения 4 – 5 схематичных рисунков (например к сказке «Курочка Ряба» - дед и бабка, курочка, яйцо, мышка). Эффективно их можно применять при пересказе небольших и доступных по содержанию текстов, тем самым поддерживать интерес и развивать речевую активность. Когда дети научатся использовать мнемоквадраты,  постепенно можно вводить мнемодорожки, наример к сказкам («Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» и т.д.), к стихотворениям А.Барто.

Методика работы с детьми с использованием метода мнемотехники:

1. Педагог выразительно читает текст (рассказ, сказку) и сообщает, что рассказ (сказку) ребенок будет позже рассказывать сам.

2. Затем еще раз читает с опорой на мнемокадраты (дорожку, мнемотаблицу).

3. Педагог задает вопросы по содержанию, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. В следующий раз педагог читает рассказ (сказку) с опорой на мнемокадраты (дорожку, мнемотаблицу), привлекая ребёнка к совместному рассказыванию.

6. В последующем ребенок рассказывает рассказ (сказку) с опорой на мнемокадраты (дорожку, мнемотаблицу) самостоятельно или с помощью педагога.

Мнемотаблицы просты в применении и изготовлении, их можно использовать как в образовательной деятельности детского сада так и дома в совместной деятельности детей и родителей.

Для детей дошкольного возраста чтение играет роль в изучении грамотности, русского языка. Чтение развивает внутреннюю речь, а значит, дает возможность маленькому человечку более осознанно познавать мир.

Для развития речи детей младшего дошкольного возраста используется педагогами такая методика, как сказкотерапия.  При проведении сказкотерапии используют в основном такие приемы как словесно – режиссерская игра, психогимнастика, словесное комментирование, совместная словесная импровизация.

        Сказкотерапия для детей помогает развить фантазию, логическое и образное мышление, правильную речь. Произнося речь от героя, ребенок не боится сказать, что-то не правильно, так как ошибку допустит герой, а не сам он (ребенок).

        Но главный секрет сказкотерапии в том, что ребенок (да и взрослый человек тоже), выражая свои мысли через речь игрушки или героя - открывает, порой, незаметно даже для самого себя, те переживания, о которых никогда не сказал бы прямо. Обыгрывая определенную ситуацию, близкую к жизни, мы можете узнать о ребенке много нового и неизвестного. Например, почему тигренок боится темноты, а старший зайчонок не хочет играть с младшим. Сказки, способствуют развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей, снимает тревоги и воспитывает уверенность в себе.

Технологии развития мелкой моторики

     Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

                 Технологии развития артикуляционной моторики.      

     Применяются в логопедической работе при коррекции звукопроизношения на любом возрастном этапе. Применение их в раннем возрасте способствует развитию мышц артикуляционного аппарата, что будет служить предупреждением дефектов звукопроизношения. Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит можно тренировать мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже если ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

В группе создан центр речевой активности «Маленькие говорунчики», в котором расположены дидактические игры и пособия для развития лексико-грамматического строя речи; сюжетные картинки; «Пальчиковый и кукольный театр», игрушки для составления описательного рассказа и организации показа мини-театральных постановок; пособия для развитие дыхания, голоса; материал по тренировке мелкой моторики пальцев рук; уголок «сказки» и «тихий уголок».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии познавательно-речевого развития дошкольников

Сценарий педагогического совета с использованием ТРИЗ - технологий. Основная задача - вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области использования современных технологий п...

Современные технологии в речевом развитии дошкольников

Применение современных технологий в речевом развитии дошкольников...