Статья «Общение между собой воспитанников, при помощи театрализованной деятельности»
статья на тему

Киселева Екатерина Сергеевна

В процессе театрализованных игр происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. А также создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности, учит детей взаимодействовать друг с другом, договариваться и общаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.1.statya.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Общение между собой воспитанников, при помощи театрализованной деятельности».

Личность ребенка рассматривается современной педагогикой как главная ценность. Усилия педагогов должны быть направлены на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии.

Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают и получают развитие основные психические новообразования, присущие каждому конкретному возрасту.

Театрализованные игры, являясь одной из разновидностей сюжетно-ролевой игры, занимают важное место в жизни дошкольников. В процессе театрализованных игр происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. А также создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности, учит детей взаимодействовать друг с другом, договариваться и общаться.

Театрализованная деятельность развивает творческую активность, формирует способность детей к эмоциональной эмпатии, их исполнительные возможности.

 Театрализованная деятельность направлена на разрешение задач нравственно-эстетического воспитания.

Работа по театрально-игровой деятельности планируется заранее, подбирается материал соответствующего содержания, ставятся педагогические задачи, целью которых является формирование творческих способностей детей. Детям помочь организовать деятельность, объединиться в небольшие творческие группы, вместе подготовить, оформить и проиграть от начала до конца литературное произведение.
 Ежедневно в самостоятельной игровой деятельности театрализованные игры планировать . Однако, для того, чтобы дети могли играть сами, ещё в младшей группе нужно уделять внимание самостоятельной художественной деятельности, учить разыгрывать с помощью взрослых знакомые сказки, народные песенки, небольшие занимательные сценки, используя игрушки и плоскостные фигурки, пальчиковый театр. Всё вышеперечисленное помогает подготовить детей к активному участию в театрализованных играх и является хорошим средством повышения эмоционального тонуса малышей, развития их общительности, стремления принимать активное участие в общих затеях.

Дети приобретают опыт разного рода во взаимоотношениях между героями сказки или инсценировки. Ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это очень важно, т.к. является основой для дальнейшего общения со здоровыми сверстниками, педагогами и взрослыми. Нельзя не отметить еще и такой момент. Принимая участие в разных постановках, дети устанавливают и визуальный, т.е. зрительный контакт не только с взрослыми, но и другими детьми. Следя взглядом за одним из детей или взрослым, ребенок может исполнить практически самостоятельно достаточно сложный танец или повторить какие-либо движения в игре, песне с движениями.

С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения. При этом решается целый комплекс проблем:

-Дети последовательно знакомятся с видами театра;

-поэтапно осваивают виды творчества по возрастным группам;

-совершенствуют артистические навыки;

-ведется работа над речью и интонацией;

-прорабатываются коллективные взаимодействия;

-вырабатывается умение сочувствовать, сопереживать.


В педагогической литературе понятие «театрализованная игра» тесно смыкается с понятием «игра-драматизация». Одни ученые отождествляют эти понятия, другие считают игры-драматизации разновидностью сюжетно-ролевых игр.

Существуют еще стендовые виды театра, больше предназначенные для того, чтобы воспитатель представлял, а дети наблюдали. Но и при этом надо стараться задействовать детей: побуждать их к повторам, хоровым ответам, и т.п. К стендовым видам театра относятся стенд-книжка, театр на фланелеграфе, теневой театр. В нашей группе есть и стенд-книжки, и театр на фланелеграфе.

Игра-драматизация рассматривается как вид художественной деятельности дошкольников и отвечает их потребностям в чем-то необычном, в желании самим перевоплощаться в образы сказочных персонажей, воображать, чувствовать себя кем-то другим.

В детском саду игра и театр существуют не рядом, но одно в другом: театр организуется как игра, а в игре всегда есть театральное начало, то есть искусство перевоплощения. Театр для детей (в соответствии с делением на предметную и непредметную театрализованную деятельность) предстает в двух видах - кукольном и драматическом.

С малышами я уделяю большое внимание отражению сказочных образов животных, анализирую характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Использую упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча. Предлагаю детям игрушки, атрибуты для ряжения, эмблемы зверей для разыгрывания «Репки», «Курочки-рябы», добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику, провожу индивидуальную работу с детьми, поощряю участие детей в инсценировках, желание играть роль. Большое внимание уделяю речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. В средней группе я добиваюсь выразительной речи, учу взаимодействовать друг с другом, развиваю представления о нравственных качествах, разбираю ситуации о поведении зрителей на спектакле. Дети учатся свое отношение к происходящему выражать более точно. Дети должны быть вежливыми, внимательными, вживаться в образ, уметь анализировать свою игру и исполнение других героев.


Игры— драматизации- основаны на собственных действиях исполнителя роли. Прежде чем проводить игры - драматизации, дети должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал. Кроме этого, содержание должно быть не только понятно ребенку , но и эмоционально им воспринято.

Фланелеграф - картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, вместо фланели можно приклеить на картинки кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.

Теневой театр - для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тень на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Пальчиковый и варежковый театр - атрибуты надеваются на пальцы или на руку и играют за персонажа, изображение которого находится на руке. Можно изображать действия, находясь за ширмой, сидя свободно за столом или передвигаясь по комнате.

Театр бибабо – на пальцы надевают куклы. Они обычно действуют на ширме. Куклы можно изготовить, используя старые игрушки.

Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.

Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития музыкальных творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей музыкальной творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития музыкального творческого воображения

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальных способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Литература;

http://ads.betweendigital.com/1x1.gif 1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.

3. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.

4. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М.: Мнемозина, 1995.

5. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.

6. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

7. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

 Статья воспитателя ГБДОУ №22 Яковлевой Екатерины Сергеевны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по развитию речи у дошкольников с помощью театрализованной деятельности в детском саду

В данной статье я делюсь своим опытом по использованию театрализованной  деятельности при развитии речи у детей в детском саду....

«Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в...

Научная статья на тему Развитие речи с помощью театрализованной деятельности

Театрализованная игра- стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса.Ребенок усваивает богатство родгого языка,его выразительные средства(динамику,темп,и др).Совершенствует артикуляци...

Статья РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ

Развитие ребенка раннего возраста с помощью театрализованной деятельности в пространстве ДОУ...