Психологическая готовность к школе(семинар для педагогов с использованием презентации)
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Дуденкова Елена Александровна

Психологическая подготовка к школе - что это? 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая готовность детей к школе

Слайд 2

Я – первоклассник!

Слайд 3

Первоклассник Настойчивость Трудолюбие Прилежание Усидчивость Терпение Дисциплинированность Чувство ответственности Организованность Уровень умственного развития

Слайд 4

Психологическая готовность к школе мотивационная Эмоционально-волевая познавательная

Слайд 5

« Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Лев Венгер

Слайд 6

Школьные умения, навыки Психологический фундамент (память, внимание, восприятие, мышление, речь, произвольность)

Слайд 7

САМ Вместе с родителем САМ А. Б. Вместе с родителем САМ сам

Слайд 8

Участие взрослого в развитии ребенка Озадачивает Вдохновляет Поддерживает Увлекает Служит примером Наблюдает

Слайд 9

Мотивационный опросник – беседа 1. Хочешь ли ты идти в школу? Отношение к школе 2. Как ты думаешь, где лучше – в д\с или в школе? 3. Если бы тебе предложили выбрать, где бы ты хотел учиться – в д\с или в школе? 4. Представь, что ты просыпаешься утром, а мама тебе говорит, что ты еще маленький и предлагает остаться еще на один год в д\с . Согласен? 5. Если бы тебе предложили выбрать, как бы ты хотел, чтобы тебя учили – мама, воспитатель, учитель? Отношение к учителю 6. Что тебе больше всего нравится в детском саду? – играть, заниматься, много детей? Мотивация ( учебная\ игровая) 7. Есть две разные школы: 1. учат читать и писать; 2 – играют, поют, рисуют. Какую ты выбрал бы?

Слайд 10

Как вырастить ученика? Мотивационное развитие, произвольное поведение и развитая интеллектуальная сфера Любовь, поддержка, понимание близких людей Стремление к познанию и восприятие взрослого как авторитетного носителя знаний Успешный ученик



Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

(педагог-психолог МБДОУ 26 Дуденкова Е.А.)

Слайд 1 (заголовок)

Проблема психологической готовности ребенка к школе возникла несколько  десятилетий назад в связи с изменением сроков начала систематического обучения. Почему же так необходимо определить готовность ребенка в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что же такое «психологическая готовность к школе»? Для чего это нужно знать педагогу? Попробуем разобраться.

Слайд 2 (картинки-фото)

И у меня к вам первый вопрос, мы попробуем все вместе разобраться

 – Чем, на ваш взгляд, отличается первоклассник от дошкольника?Какими качествами должен обладать, по вашему мнению, будущий первоклассник?

Итак, мы все оцениваем маленького человека с позиции будущего школьника и являясь родителем или педагогом приваиваем и требуем набор как нам кажется важных качеств, которые ДОЛЖНЫ сформироваться для того, чтобы школьник был успешен в учёбе. И часто мы называем, перечисляем набор примерно таких качеств:

Слайд 3 (качества первоклассника)

Нам, педагогам и родителям важно понимать, что ребенок со сменой статуса не перестает быть маленьким. «Школьник», конечно звучит гордо, но каждый маленький человек должен пройти свой собственный путь к обретению той ответственности и к уровню внутренней дисциплины, что стоят за этим словом.

Мне кажется, любым взрослым, имеющим дело с младшими школьниками, важно понимать и принимать их естественные ограничения:

- недостаточно развитую мелкую моторику, отчего буквы могут получаться не такими красивыми, как у взрослых;

- трудности в проявлении усидчивости, двигательную расторможенность и гиперактивность либо, наоборот, замедленный темп восприятия и некоторое отставание от общего ритма;

- сложности в организации собственного времени и пространства, распределения нагрузки;

- проблемы в быстром усвоении всех школьных правил и в выстраивании гармоничных взаимоотношений с другими детьми и взрослыми.

На преодоление всех этих ограничений требуется время, причем индивидуальное для каждого ребенка. Желание некоторых взрослых (как педагогов, так и родителей) сделать жизнь будущего школьника, первоклассника сразу более зрелой объяснимо, но не совсем адекватно.

В 6-7 лет у многих детей игровой интерес еще преобладает над образовательным. Конечно, большинство здоровых детей готовы учиться в этом возрасте, но они значительно эффективнее делают это в игре, поскольку игра всегда интереснее. А интерес – практически единственная мотивация стремления у такого маленького ребенка. Причем интерес не только к тому, что он познает, но и к тому, как его воспринимают окружающие. Для ребенка важно, чтобы оценили его усилия, заинтересованность его успехами, были снисходительны к его ошибкам и неудачам, то есть всего лишь замечали и поддерживали его своим вниманием. Роль педагога в этом вопросе невозможно переоценить.

Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность – это результат того, что ребенок не был готов к школе.

Что же такое психологическая готовность к школе?

СЛАЙД 4 (схема психологической готовности)

Говоря о психологической готовности к школе, специалисты, как правило, имеют ввиду уровень сформированности различных сфер психики: познавательной, мотивационной, волевой, эмоциональной. Все психические функции тесно связаны друг с другом, и сложно в реальности представить, что в какой то момент у нас работает только внимание например, или только память.

Поскольку психика человека всегда функционирует как единое целое, недостаточная сформированность отдельных компонентов внутри одной сферы часто вызывает дефект в развитии другой. Например, недостаточное эмоциональное развитие (в силу разных причин) ребенка может привести к трудностям при формировании волевых качеств или мотивации к обучению. Проблемы восприятия окружающего мира могут перерасти в трудности, связанные с эмоциональной или волевой сферой. Поэтому обращаем внимание на всё!

Рассмотрим такую педагогическую ситуацию:

Бабушка рассказывает о своей внучке: «Она у нас тихая, спокойная, не бегает, как другие, сидит с куклой и что-то шепчет ей. Прямо «золотой» ребенок!»

Внимание, вопрос! Нужно ли активизировать интерес ребенка к окружающему миру?

Здесь речь идет об интеллектуальной готовности, о готовности в сфере психических процессов – мышления, внимания, памяти и т.д.

Многие родители считают, что именно интеллектуальная подготовка – главная составляющая в подготовке к школе. А ее основа – это обучение детей навыкам письма, счета, чтения.

К сожалению современная школа предъявляет свои требования сейчас, и среди учителей распространено ошибочное мнение, что уже до начала школьного обучения ребенок должен овладеть общеучебными умениями – научиться читать, писать и считать. Но с точки зрения психологической науки наличие у ребенка этих умений однозначно не свидетельствует о его психологической готовности к школьному обучению, и в то же время само по себе отсутствие этих умений у начинающего школьника не характеризует его как психологически неготового к обучению.

Гораздо более важным и необходимым является наличие у ребенка «психологического фундамента», на котором будут формироваться навыки чтения, письма и счета и без которого освоение этих умений будет происходить неполноценно. Будет гораздо важнее для будущего первоклассника, если он умеет осуществлять звуковой анализ и синтез; анализировать  и копировать образец; понимать и правильно выполнять задания по словесному указанию взрослого; подчинять свою деятельность заданной системе правил и контролировать себя.

Для успешной учебы не менее важны: хорошее развитие мелкой моторики и зрительно-двигательных координаций; развитость мыслительной деятельности, способность к обобщению, анализу и синтезу.

СЛАЙД  5 (Венгер)

Слайд 6 (Психологический фундамент )

Таким образом, фундаментом для успешного обучения в школе является нормальный, должный уровень развития психических, познавательных процессов: мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, мелкой моторики руки. И продуктивнее будет, если при подготовке к школе родители и педагоги будут обращать внимание на развитие именно познавательных процессов.

Систему знаний ребенку предстоит усвоить при помощи речи. Поэтому следует обратить внимание на речь ребенка и в первую очередь:

-правильность произношения звуков

- умение различать звуки на слух

-владение элементарными навыками звукового анализа слова

- словарный запас

-грамматически правильный строй речи

-умение перессказывать тексты

- умение отвечать на вопросы и задавать их.

Участие взрослых  -педагогов и родителей в подготовке к школе, в развитии детей можно изобразить такими схемами (слайд 7 – ЗБР Выготского).

В центре – зона («Сам»), которая включает в себя то, что ребенок может делать самостоятельно. У него есть сильное желание всё делать самому, но не хватает знаний, умений и навыков. Поэтому взрослый помогает, и вокруг первой зоны мы изображаем вторую, более широкую («Вместе с взрослым»). Туда попадает всё, что ребенок и взрослый делают сообща. Например, они вместе выкладывают пазл, или складывают из кубиков картинку, или собирают конструктор. Постепенно взрослый уменьшает свое участие, и ребенок начинает справляться сам – зона «Сам» расширилась. Это схема А.

На второй схеме Б, изображен совсем другой ребенок. Сам он вначале мог делать то же, что и первый, но родители очень мало им занимались, поэтому он получил меньше помощи и поддержки и, как результат, развивался более медленно. (Зона «Сам» у него увеличилась меньше). Вот почему область дел «вместе с родителем» выдающийся психолог Л.С. Выготский назвал зоной ближайшего развития ребенка. И мы должны учитывать и придерживаться его теории.

Участие взрослого в развитии ребенка проходит в самых разных формах.

СЛАЙД 8

Родитель (педагог) ОЗАДАЧИВАЕТ ребенка, ставит вопрос: Как ты думаешь?

ВДОХНОВЛЯЕТ его: Давай вместе; Смотри, как интересно!

ПОДДЕРЖИВАЕТ: У тебя уже получается…

УВЛЕКАЕТ, обсуждает с ним факты, дела, поступки.

СЛУЖИТ ПРИМЕРОМ, или просто НАБЛЮДАЕТ, чтобы понять, что нужно ребенку в конкретный момент.

Именно через общение со взрослыми дети постигают общечеловеческие ценности, получают знания из различных областей культуры и науки.

Мама Вани считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с ним она узнала, что у него нет желания идти в школу.

- Будет ли успешным обучение ребенка в школе? Какая здесь основная проблема? Каковы причины? И ваши рекомендации по формированию мотивационной готовности.

Мотивационная готовность предполагает у школьника желание принять новую социальную роль. Для этого важно, чтобы школа привлекала своей новой деятельностью – учёбой. Поэтому педагогам в детском саду и родителям необходимо правильно ориентировать детей во время подготовительных занятий.

Моя хорошая знакомая, узнав, что у ее подруги ребенок в 5 лет уже читает, быстро набрала всевозможные азбуки и буквари и начала учить свою девочку читать. Та никак не могла оторваться от кукол, ей была совершенно неинтересна азбука, но мама упорно усаживала ее каждый вечер за стол, раскладывая перед ней пособия. Если девочка не могла или не хотела усваивать определенный цикл знаний, то мама ругалась, называя ее бестолковой и бездарной. Знакомая ситуация???

Такое бывает часто. Уж очень хочется видеть обожаемое дитя умным, развитым не по годам и никогда не задумываемся, что даем детям неимоверную нагрузку, несвоевренные знания, вопреки желаниям и интересам ребенка.

А ведь неправильными действиями, неумелыми приемами можно навсегда лишить маленького человека желания учиться. Если у ребенка нет такого желания, это говорит о его неготовности к обучению в школе.

Маленькие дети, стоящие только на пороге школы как правило должны и хотят учиться, пусть и не все из них ясно понимают что собой представляет учение. Они скорее хотят не учиться, а стать учениками.

На вопрос «Ты хочешь пойти в школу?» «И почему?» дети обычно отвечают так:

  • Да, потому что все дети должны учиться. Это очень важно и нужно. Ребенком в этом случае движет стремление быть взрослым.
  • Я хочу пойти в школу, потому что там интересные занятия, чтобы учиться. Ребенком движет познавательный мотив – желание узнать что –то новое, чему то научиться.
  • Я хочу в школу, потому что я буду там получать хорошие оценки. Я люблю пятерки. У этого  ребенка оценочный мотив, сильное желание получать высокие оценки. Если родители также придают большое значение оценкам, то в итоге формируется учение ради оценок,а не ради новых знаний и умений. Постоянная гонка за оценками делает ребенка тревожным – А если я не справлюсь? А вдруг у меня не получится и мне поставят плохую оценку? – вот о чем постоянно болит голова у таких детей, независимо от его реальных школьных успехов.
  • Я пойду в школу, потому что там учится мой брат (друг, сосед), там очень красиво и интересно, там можно кушать в столовой. Такие мотивы являются ложными, они никак не связаны с содержанием обучения. Ребенка может привлекать в школе что угодно, кроме учебы или он может сам толком не осознавать почему хочет идти в школу.
  • Потому что мне купят портфель, тетради. Здесь ребенка привлекают в первую очередь школьные аксессуары, являющиеся для него символом некой взрослости. А потом, потеряв интерес к школьным атрибутам и познав все тяготы школьника, он получает негативное отношение к ней.
  • Хочу в школу, потому что там весело, есть перемены, много детей. Для такого ребенка, школа – это новая интересная игра, где можно весело провести время.

Вместе с этим не все дети стремятся пойти в школу и связывают с этим неприятные ожидания. У них проявляется тревога только при одной мысли, что скоро в школу и негативно отзываются о ней.

Диагностика – беседа о школе

СЛАЙД – 9

  • Хочешь ли ты пойти в школу?
  • Как ты думаешь, где лучше – в д\с или в школе?
  • Если бы тебе предложили выбрать, где бы ты хотел учиться – в д\с, дома или в школе?
  • Если бы тебе предложили выбрать, как бы ты хотел, чтобы тебя учили: мама, воспитатель, учитель
  • Что тебе больше всего нравится в детском саду?

- играть в разные игры

- заниматься

- То, что много детей в д\с

  • Есть две разные школы: 1. – все делают по правилам, ученики слушают учителя, уроки длинные, а перемены короткие. 2. – все делают  кто, что хочет, уроки короткие, а перемены – длинные. Какую выберешь?
  • Ты просыпаешься утром, мама тебе говорит, что ты еще маленький и предлагает остаться еще на один год в детском саду.

По большей части такие страхи детей необоснованные, внушенные самими же родителями, воспитателями или более старшими детьми. На вопрос «Хочешь ли ты пойти в школу» эти дети отвечают: «Не очень, там трудные занятия» или «Нет, не хочу в школу – там только целый день писать и писать, а можно двойку получить».

Вот такой пессимизм навязывается опытом выполнения бесконечных заданий дома и в детском саду или тревогой родителей по поводу предстоящего поступления ребенка в школу. Другой причиной может быть запугивание взрослыми предстоящей школой – «Вот пойдешь в школу – там тебя научат, как себя вести, как слушаться…», «В школе тебе уже никто не поможет..», «Там за тебя никто ничего делать не будет…» или какие-то неправильные представления ребенка о школе. И в результате он ассоциирует школу с неприятными для себя переживаниями.

Поэтому в плане желания учиться в школе, мотивационно-потребностной сферы, психологически готовым к школе можно считать тех детей у которых вместе с любым из перечисленных мотивов есть еще и потребность получать новые знания, ему интересно в школе, ему это важно и нужно. Вот тогда он уже психологически – школьник, у него сформирована новая позиция. Есть дети, которые уже ходят в школу, но внутренне, психологически они еще дошкольники, то есть не готовы.

Также мы же сами формируем неправильное отношение к оценке. Дома, в садике играя захваливаем, ставим пятерки и четверки, а в школе может быть противоположная ситуация, оценки не всегда хорошие – отсюда разочарование в учебе. То есть важно дать ребенку правильную установку на оценки – он сам должен учиться оценивать на сколько добросовестно работал, все ли сделал, что мог.

От взрослых требуется – объективно оценивать результаты деятельности, выяснить что сам ребенок думает по поводу своей работы, как сам ее оценивает, что у него не получилось и почему. Мы должны выражать уверенность в предстоящем обучении, что он добьется хорошего результата.

Для многих детей оценка – это оценка не его работы, а его самого: «Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший». Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависисмости от мнения окружающих, от внешней оценки. Важно, чтобы ребенок понимал, что иногда что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим. При выполнении задания в саду или дома можно спросить: «Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?».

У себя в группах вы можете провести проективную диагностику, которая покажет отношение ребенка к школе, желание учиться в школе.

Рисунок школы.(демонстрир. Рисунки и их интерпретация)

СЛАЙД

Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».

Обработка результатов: Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:

цветовая гамма

линия и характер рисунка

сюжет рисунка

Мы можем говорить, что  у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем, если наблюдаем  в рисунке преобладание ярких, чистых, светлых тонов и их сочетаний (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.). 

- объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура.

- симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (солнце, нет туч); изображение светлого времени суток.

И мы можем судить по рисунку, что у ребенка явно выраженный страх перед школой,  что приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками, если 

- рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).

- объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.

- ассиметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы; время года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток - ночь или вечер.

Когда у ребенка есть лишь некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, то нам необходимо расширять круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей. В рисунках этих детей мы наблюдаем одинаково обе характеристики – видим и положительное, и отрицательное. То есть ребенок находится как бы посередине.

Серёжа был довольно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Но несмотря на то, что Сережа пошел в школу с большой радостью, с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснения учителя.

- Что послужило причиной неуспеха в школе?

Здесь мы говорим еще об одном компоненте психологической готовности к школе – эмоционально-волевая готовность.

Ученику приходится включать произвольное внимание, произвольную память, поскольку в учении есть и обязательные, «скучные моменты». Произвольность познавательной деятельности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу она еще не достигает полного развития. Ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т.д.

В 6 лет у ребенка происходит оформление основных элементов волевого поведения. Это выражается в следующих умениях: поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить намеченный план, проявить усилие в случае возникновения препятствий, оценить результат своего действия.

Педагоги в свою очередь главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе должны делать на воспитании мотивов достижения цели:

- не бояться трудностей

-стремление преодолевать их

- не отказываться от намеченной цели

Таким образом, подводя итог вышесказанному, хочется всё же акцентировать внимание на таком рисунке. (слайд 10)

Сейчас у порога школы главное не умение ребенка считать, писать и читать, а его желание учиться, умение владеть собой и принимать авторитет учителя.

Корень – это основа успешности будущего ученика – цветка. Чтобы цветок зацвел – ученик был успешен в учебе – ему нужны мощный стебель и сочные листья, т.е. стремление к познанию, любовь, поддержка и понимание близких.

И именно через общение со взрослыми дети развиваются. Это и есть «удобрение почвы», поливание цветка, это и есть свет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг: «Психологическая готовность педагога к работе с неблагополучными семьями»

Чтобы эффективно общаться с людьми, нужно побуждать их к общению на основе вербальных и невербальных реакций. Вербальные реакции – то, что мы говорим. Невербальные – то, что сопровождает нашу ре...

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....

Презентация к выступлению педагога-психолога на родительском собрании в подготовительной группе "Психологическая готовность в школе"

Материал предназначен для педагогов-психологов, воспитателей подготовительных групп и родителей будущих первоклассников. Речь пойдет о составляющих психологической готовности и о кризисе семи лет....

Семинар-практикум для педагогов "Навстречу друг другу" в рамках проекта "Формирование психологической готовности педагогов к взаимодействию с семьей ребенка сограниченными возможностями здоровья"

Цель: Развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; психологическое просвещение педагогов в вопросах ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ТЕМА: «РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Я хотела поделиться с вами практическим опытом работы с детьми по подготовке к школе , имеющими проблемы в поведении, развитии и здоровье....

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовности

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовностиПсихологическая готовность к обучению в школе является одни...