Игра как средство формирования творческой активности детей дошкольного возраста
учебно-методический материал на тему

Николенко Татьяна Олеговна

Современные реалии требуют воспитания самостоятельной,  творческой личности, легко ориентирующейся в постоянно происходящих изменениях в обществе, обладающей широким спектром творческих способностей и целостным видением взаимосвязи различных процессов, что позволяет легко   адаптироваться к стремительно меняющимся условиям внешней среды, аналитически и нестандартно рассматривать различные проблемные ситуации, качественно обрабатывать постоянно растущие потоки информации.  Наиболее благоприятным периодом становления личности является дошкольное детство. Дошкольный возраст может быть выражен как этап активного развития психики на основе предпосылок, складывающихся  в период раннего детства. По многим показателям психического развития формируются новообразования разного уровня выраженности, которые отличаются новыми качествами и особенностями структуры. Происходит это под воздействием  различных факторов: речевой деятельности,  общению детей с взрослыми и  сверстниками, множественным видам познания, а также благодаря включению детей в различные формы деятельности (игровые, продуктивные, а также бытовые).  

Проблема исследования состоит в том, что реформы системы отечественного образования обострили проблемы преемственности дошкольного и школьного образования, обусловившие  необходимость смещения акцентов в образовании с информационно-содержательного на идейно-понятийный, требующий развития ориентировочно-процессуальной стороны познания. Подготовка дошкольников к предстоящему школьному обучению становится крайне значимой  практической проблемой детского дошкольного учреждения, а  высокий   уровень развития творчески активной личности является необходимым условием успешности.

Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что непосредственно дошкольный период представляет собой  этап наиболее интенсивного развития познавательной  деятельности. Чем раньше начинается обучение ребенка, тем наиболее эффективно осуществляется его психическое развитие. В дошкольном детстве в условиях игровой деятельности, как ведущей деятельности данного возраста, осуществляется обучающее воздействие на речь, мышление, эмоционально-волевую сферу детей. В процессе непосредственного изучения  игровой деятельности детей возможно проанализировать те предпосылки обучения, которые являются базой познавательной деятельности дошкольников (внимание, восприятие, представления). В процессе  игры, можно выявить имеющийся уровень речевого развития, сформированность эмоциональной сферы, способность к саморегуляции, являющиеся показателями психологической готовности ребенка к предстоящему систематическому обучению в школе. На важность игры как ведущей деятельности дошкольного возраста указывают  труды Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, Ж.И. Шиф, Н.И. Непомнящей, В.С. Мухиной, А.В. Запорожца, Р.И. Жуковской, А.Н. Фроловой, М.В. Вовчик-Блакитной, Е.О. Смирновой и др.

  Именно в игре можно развивать творческую активность дошкольников, при этом творческое развитие детей способствует формированию познавательной активности, прежде всего мышления и воображения. Проблема развития творческой активности детей актуальна и потому, что данный психический процесс представляет собой важный компонент любой формы творческой деятельности дошкольника. Психологические аспекты влияния творчества дошкольников на формирование познавательной деятельности  подчеркивают Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.В. Петровский  и др.

Целью данного исследования является изучение особенностей игры как средства формирования творческой активности детей дошкольного возраста. В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

  • провести теоретический анализ особенностей игры как средства формирования творческой активности детей дошкольного возраста;
  • раскрыть творческую деятельность и творческую активность как фактор развития психики и личности детей дошкольного возраста;
  • выявить особенности сюжетно-ролевой и дидактической игры и их значение в развитии психики и личности дошкольников;
  • определить  психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста;
  • провести экспериментальное исследование по выявлению состояния творческой активности и определения уровня игровой деятельности у детей дошкольного возраста;
  • провести коррекционно-педагогическую работу по формированию творческой активности посредством игровой деятельности (формирующий эксперимент);
  • проанализировать  результаты исследования (контрольный эксперимент и сравнительный анализ данных);
  • сделать выводы.

Гипотеза исследования: на развитие творческого мышления детей дошкольного возраста оказывают влияние специально организованные игровые занятия по развитию личности.

Для проверки достоверности гипотезы нами использовались следующие методические приемы:

  • анализ психолого-педагогической литературы.
  • экспериментальное исследование.
  • обработка результатов исследования.

Объектом исследования является игровая деятельность как сложный процесс, играющий значимую роль в формировании творческой активности детей дошкольного возраста.

 Предмет исследования составляют особенности игровой деятельности и творческой активности детей дошкольного возраста.

Субъект исследования представлен детьми дошкольного возраста.

Теоретико-методологическую базу исследования  составляют системный и структурно-функциональный подходы к анализу проблемы особенностей игровой деятельности и творческой активности детей дошкольного возраста.

В работе  использовались такие научные методы, как системный подход и  анализ специальной литературы и методической документации по проблеме исследования.

Использовались следующие методы исследования:

  • теоретические: анализ научной литературы по теме исследования;
  • эмпирические:  наблюдение за деятельностью детей дошкольного возраста, тестирование,  методы  статистического анализа количественных характеристик.

Практическая значимость данного исследования состоит в систематизации знаний в области дошкольной педагогики, возрастной психологии, в возможности применения материалов исследования в работе педагогов  и психологов ДОУ по проблемному консультированию.

Работа содержит  введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованной литературы и приложения. Работа иллюстрирована _ рисунками, _ таблицами и представлена на _ страницах печатного текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал РГСУ в г. Клин

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Программа дополнительного профессионального образования

курсы профессиональной переподготовки:

«Воспитатель дошкольного образования»

«Игра как средство формирования творческой активности детей дошкольного возраста»

Выполнил слушатель                        Николенко Татьяна Олеговна

курсов переподготовки

Руководитель         Матвеева Светлана Валентиновна

        Канд. пед. наук. доцент

Клин

2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                                              

Стр.

Введение        3

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей игры как средства формирования творческой активности детей дошкольного возраста............7

1.1.Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста..........7

1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста.............................................................................................................20

1.3. Творческая деятельность как фактор развития психики и личности детей дошкольного возраста......................................................................................30

 Глава 2. Исследование особенностей игровой деятельности как средства формирования творческой активности детей дошкольного возраста.............43

2.1. Организация и планирование исследования……………..........................43

2.2. Результаты исследования…………….………………….............................43

2.3. Анализ результатов исследования…………………………………………43

Заключение        43

Список использованной литературы        43

Приложение........................................................................................................43


ВВЕДЕНИЕ

Современные реалии требуют воспитания самостоятельной,  творческой личности, легко ориентирующейся в постоянно происходящих изменениях в обществе, обладающей широким спектром творческих способностей и целостным видением взаимосвязи различных процессов, что позволяет легко   адаптироваться к стремительно меняющимся условиям внешней среды, аналитически и нестандартно рассматривать различные проблемные ситуации, качественно обрабатывать постоянно растущие потоки информации.  Наиболее благоприятным периодом становления личности является дошкольное детство. Дошкольный возраст может быть выражен как этап активного развития психики на основе предпосылок, складывающихся  в период раннего детства. По многим показателям психического развития формируются новообразования разного уровня выраженности, которые отличаются новыми качествами и особенностями структуры. Происходит это под воздействием  различных факторов: речевой деятельности,  общению детей с взрослыми и  сверстниками, множественным видам познания, а также благодаря включению детей в различные формы деятельности (игровые, продуктивные, а также бытовые).  

Проблема исследования состоит в том, что реформы системы отечественного образования обострили проблемы преемственности дошкольного и школьного образования, обусловившие  необходимость смещения акцентов в образовании с информационно-содержательного на идейно-понятийный, требующий развития ориентировочно-процессуальной стороны познания. Подготовка дошкольников к предстоящему школьному обучению становится крайне значимой  практической проблемой детского дошкольного учреждения, а  высокий   уровень развития творчески активной личности является необходимым условием успешности.

Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что непосредственно дошкольный период представляет собой  этап наиболее интенсивного развития познавательной  деятельности. Чем раньше начинается обучение ребенка, тем наиболее эффективно осуществляется его психическое развитие. В дошкольном детстве в условиях игровой деятельности, как ведущей деятельности данного возраста, осуществляется обучающее воздействие на речь, мышление, эмоционально-волевую сферу детей. В процессе непосредственного изучения  игровой деятельности детей возможно проанализировать те предпосылки обучения, которые являются базой познавательной деятельности дошкольников (внимание, восприятие, представления). В процессе  игры, можно выявить имеющийся уровень речевого развития, сформированность эмоциональной сферы, способность к саморегуляции, являющиеся показателями психологической готовности ребенка к предстоящему систематическому обучению в школе. На важность игры как ведущей деятельности дошкольного возраста указывают  труды Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, Ж.И. Шиф, Н.И. Непомнящей, В.С. Мухиной, А.В. Запорожца, Р.И. Жуковской, А.Н. Фроловой, М.В. Вовчик-Блакитной, Е.О. Смирновой и др.

  Именно в игре можно развивать творческую активность дошкольников, при этом творческое развитие детей способствует формированию познавательной активности, прежде всего мышления и воображения. Проблема развития творческой активности детей актуальна и потому, что данный психический процесс представляет собой важный компонент любой формы творческой деятельности дошкольника. Психологические аспекты влияния творчества дошкольников на формирование познавательной деятельности  подчеркивают Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.В. Петровский  и др.

Целью данного исследования является изучение особенностей игры как средства формирования творческой активности детей дошкольного возраста. В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

  • провести теоретический анализ особенностей игры как средства формирования творческой активности детей дошкольного возраста;
  • раскрыть творческую деятельность и творческую активность как фактор развития психики и личности детей дошкольного возраста;
  • выявить особенности сюжетно-ролевой и дидактической игры и их значение в развитии психики и личности дошкольников;
  • определить  психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста;
  • провести экспериментальное исследование по выявлению состояния творческой активности и определения уровня игровой деятельности у детей дошкольного возраста;
  • провести коррекционно-педагогическую работу по формированию творческой активности посредством игровой деятельности (формирующий эксперимент);
  • проанализировать  результаты исследования (контрольный эксперимент и сравнительный анализ данных);
  • сделать выводы.

Гипотеза исследования: на развитие творческого мышления детей дошкольного возраста оказывают влияние специально организованные игровые занятия по развитию личности.

Для проверки достоверности гипотезы нами использовались следующие методические приемы:

  • анализ психолого-педагогической литературы.
  • экспериментальное исследование.
  • обработка результатов исследования.

Объектом исследования является игровая деятельность как сложный процесс, играющий значимую роль в формировании творческой активности детей дошкольного возраста.

 Предмет исследования составляют особенности игровой деятельности и творческой активности детей дошкольного возраста.

Субъект исследования представлен детьми дошкольного возраста.

Теоретико-методологическую базу исследования  составляют системный и структурно-функциональный подходы к анализу проблемы особенностей игровой деятельности и творческой активности детей дошкольного возраста.

В работе  использовались такие научные методы, как системный подход и  анализ специальной литературы и методической документации по проблеме исследования.

Использовались следующие методы исследования: 

  • теоретические: анализ научной литературы по теме исследования;
  • эмпирические:  наблюдение за деятельностью детей дошкольного возраста, тестирование,  методы  статистического анализа количественных характеристик.

Практическая значимость данного исследования состоит в систематизации знаний в области дошкольной педагогики, возрастной психологии, в возможности применения материалов исследования в работе педагогов  и психологов ДОУ по проблемному консультированию.

Работа содержит  введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованной литературы и приложения. Работа иллюстрирована _ рисунками, _ таблицами и представлена на _ страницах печатного текста.

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста

Дошкольное детство является  периодом  первоначального развития личности, центральными новообразованиями которого является появление самосознания, самооценки, прогнозирования последствий собственного поведения, появление соподчинения мотивов. Дошкольный возраст - период творчества - дети творчески осваивают речь, формируется творческое воображение, развивается собственная логика мышления. Для этого перида характерно стремительное расширение условий жизни ребенка - дошкольник знакомится с миром  взаимоотношений людей и  множества видов деятельности и у него появляется стремление к самостоятельности. Достаточно эффективным средств воспитания дошкольников является игра, служащая наиболее доступным для дошкольников видом деятельности,  и способом внутренней переработки полученных ребенком впечатлений извне [8, с. 178].

Игра - форма деятельности в определенных (условных) ситуациях, направленная на  воссоздание и присвоение общественного опыта, который ранее был закреплен в социально фиксированных способах реализации предметных действий [4, с. 32]. Ролевая игра представляет собой деятельность, в которой  дошкольники  могут взять на себя роли  взрослых  людей  и в максимально обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и межличностные отношения. Игры детей связаны непосредственно с особенностями условного воспроизведения и имитации, моделирования отношений в реальности, настоящих средств деятельности, замещения реальных средств теми, которые есть в условной обстановке [28, с. 134]. Игра находится в соответствии с наглядно-образным типом мышления, уровнем активности и эмоциональности  дошкольников.

Игра как особый вид деятельности людей, состоит в воспроизведении дошкольниками действий взрослых и межличностных взаимоотношений - в игровой деятельности ребенок моделирует мир взрослых. У нормативно  развивающихся детей к концу дошкольного  периода в основном развита сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность  этого возраста. Кроме того,   дети осваивают игры с правилами (дидактические и подвижные). Возникая на границе раннего и дошкольного периодов, игра развивается полностью к середине дошкольного детства.  [27, с. 58]. Игра влияет на различные стороны  психики и личности детей, способствует развитию моторной и интеллектуальной сферы. Игровая деятельность - важнейший способ усвоения культуры и одновременно образом жизни для ребенка, игра синтетична и культурогенна по своей природе [29, с. 10].

В процессе сюжетно-ролевой  игры дети принимают  на себя определенные роли, осваивают отношения, существующие в жизни, овладевает социальными нормами, учатся контролировать собственное поведение по имеющимся правилам, которые существуют в этой игре. Ребенок учится подчинять собственное поведение тем нормам, которые существуют в окружающей действительности, оценивает свое поведение, поведение товарищей по игре, сравнивает свое поведение с поведением других, появляется самооценка.  В процессе  игры развивается личность ребенка. Дети с нормальным  интеллектуальным развитием во время  игры  начинают действовать  по замыслу, появляются замещающие действия. Развивается логическое мышление, абстрактное мышление. Это и подразумевает готовность к систематическому школьному обучению, когда слово уже является способом передачи информации и является регуляцией деятельности ребенка.

В самом конце раннего возрастного периода из уже окончательно сформировавшейся предметно-манипулятивной деятельности развивается игра с сюжетом (до этого момента  дошкольник  фиксировался на предмете и  производил действия с ним) [34, с. 29]. При овладении ребенком действиями, вплетенными в совместную деятельность с взрослым, теперь он понимает, что действует самостоятельно  и действует уже как взрослый. Кроме актуального уровня развития предметных действий, для  возникновения сюжетно-ролевой игры необходима кардинальная трансформация отношений ребенка с взрослыми. Игра не в состоянии  развиваться без постоянного полноценного общения с взрослыми  и  без тех эмоций от окружающей  действительности, которые дошкольник усваивает также при помощи взрослых.

Структурно сюжетно-ролевая игра  содержит следующие компоненты [32, с. 112]:

  • роли, которые принимают на себя дошкольники;
  • игровые действия  (обобщенные и сокращенные), благодаря которым дети осуществляют взятые на себя роли взрослых и взаимоотношения между ними;
  • игровое  применение предметов, в ходе которого реальные предметы замещаются игровыми;
  • реальные отношения между дошкольниками в игровой деятельности, выражаемые в виде реплик, замечаний, через которые регулируется игровой процесс.

Игра  является  формой освоения реальности посредством ее воспроизведения, которая представляет собой определенный тип символико-моделирующей деятельности [30, с. 202]. Роль  и взаимосвязанные с ней игровые действия являются базовой, более  неделимой единицей развитой игровой формы. В роли выделяются аффективно-мотивационная и операционно-техническая стороны деятельности. При этом между ролью и характером соответствующих ей действий дошкольников есть прочная функциональная взаимосвязь.  

Схема сюжетно-ролевой  игры  представлена на рисунке:

C:\Documents and Settings\user\Мои документы\Писанина\Сюжетно - ролевые игры.files\IGRA3.jpg

Рисунок  1.  – Структура сюжетно-ролевой игры

Выбирая и исполняя конкретную роль в игре, дошкольник имеет соответствующий образ - астронавта, летчика, повара, модели, бетмена и т.д.  и образцы его действий. При этом образный план чрезвычайно значим, так как без него игра невозможна. Также необходимо отметить, что несмотря, что в игре жизнь осуществляется в виде представлений, она имеет эмоциональную насыщенность и является для дошкольника реальностью. Роль как основная единица сюжетно-ролевой игры характеризуется следующим  [14, с. 80]:

  • роль, которую принимает на себя дошкольник, кардинально меняет его действия, а также значения предметов, с которыми ребенок манипулирует;
  • роль включена в действия ребенка как бы извне, через игрушки, которые дают подсказку смысла действий с ними;
  • роль – своего рода смысловой центр игры, для ее осуществления служат создаваемая игровая ситуация и игровые действия.

Чем более обобщены и сокращены игровые действия, тем более глубоко отражен в игре смысл, задача и система взаимоотношений  воссоздаваемой  деятельности  взрослых людей. При  этом, чем игровые действия более развернуты и конкретны, тем в большей степени проявляется конкретно-предметное содержание игры.

При  разыгрывании роли творчество ребенка начинает носить характер перевоплощения. Его эффективность имеет взаимосвязь  с личным опытом играющего, уровнем развития его эмоций, воображения, а также интересов. Сюжетная игра изначально возникает на границе раннего и дошкольного периодов и представляет собой  режиссерскую игру, в которой применяемые ребенком предметы приобретают игровые смыслы (кубик, провозимый с рычанием по столу, становится в игре  ребенка автомобилем). Режиссерским играм присуща примитивность сюжета и однообразие выполняемых действий [26, с. 57]. Далее у ребенка появляется образно-ролевая игра, в которой он представляет себя совершенно различными героями и даже вещами и соответственно в соответствии с собственными представлениями. При этом важным  условием развертывания подобной игры является яркое глубокое эмоциональное  переживание: так, дошкольник поражен наблюдаемой картиной, и впоследствии самостоятельно в своих игровых действиях воспроизводит образ, вызвавший у него интенсивный эмоциональный отклик.

Режиссерская и образно-ролевая игра становятся источниками сюжетно-ролевой игры, достигающей достаточно  развитой формы к середине дошкольного  периода. Затем  из нее выделяются игры с правилами. Формирование  новых видов игры не умаляет старых, уже освоенных – все они совершенствуются. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят роли и взаимоотношения людей [7, с. 39]. Дети играют друг с другом или с куклой как идеальным партнером, который также наделен собственной  ролью. В играх с правилами роль уже занимает второй план и первостепенным условием теперь является четкое выполнение правил игры.

Игра имеет собственные  игровые условия: дошкольники, которые в игре принимают участие, игрушки, иные предметы. Подбор и комбинация их разительно меняет игру в период младшего дошкольного детства, игра здесь в основном включает однообразно повторяющиеся действия, сходные с предметными манипуляциями. Например, трехлетний ребенок "готовит обед" и манипулирует тарелками и кубиками. При этом, в том случае, если  игровые условия также подразумевают другого человека (куклу, ребенка) и таким самым подводят к возникновению соответствующего образа, подобные манипуляции имеют определенный смысл [33, с. 107]. Дошкольник играет в приготовление еды, даже если он забывает впоследствии накормить куклу. Но если ребенок остается один и убраны игрушки, подталкивающие  его к этому  сюжету, он осуществляет манипуляции, теперь не имеющие  своего первоначального смысла. При раскладывании предметов в соответствии с их  величиной либо формой, ребенок  указывает, что играет "в кубики", " просто так ". Обед уже пропал из представлений дошкольника вместе с тем, как изменились  условия игры.

Первоначально дошкольник ограничен семейными границами, поэтому игры его связаны в основном с проблемами семьи. В процессе освоения новых областей жизни, дошкольник уже применяет более сложные сюжеты – профессиональные, военные и т.д. Более разнообразными теперь становятся и формы игры на старые сюжеты («дочки-матери»). Игра на один и тот же сюжет теперь более длительна и стабильна. В  3-4 года ребенок может посвятить игре лишь 10-15 минут, впоследствии ему следует переключиться на что-либо иное, то в возрасте 4-5 лет одна игра уже может длиться до 40-50 минут. Старшие дошкольники вполне могут играть в одну игру долгое время до нескольких часов, а некоторые игры имеют продолжительность в  несколько дней.

Среди сюжетов игр дошкольников преобладают следующие [ 23, с. 81]:

  • традиционные бытовые сюжеты -  игры в семью: кормление, укладывание спать, прогулка, купание ребенка и др.;
  • сюжеты, связанные с мультфильмами и телепередачами (пираты Карибского моря, Человек-паук, трансформеры, Бетмен, Последний герой, Симпсоны, Бригада и др.);
  • сюжеты, связанные с защитой и нападением (охотники на зомби, полиция и преступники);
  • игры в домашних животных (дети берут на себя роли кошечек или собачек и их хозяев и играют в  отношения между ними - кормление, прогулка и др.);
  • профессиональные сюжеты (игры в ресторан, автомойку, магазин, поликлинику);
  • разнообразные сюжеты (цирк, самолет, танцы, космический корабль и др.).

Сюжет является сферой  действительности, имеющей отражение в игровой деятельности. Выполнение определенной роли ставит дошкольника перед необходимостью действовать согласно его роли, подчиняясь правилам и социальным нормам. Ребенок встает на позицию других людей и в пределах одного сюжета ребенок рассматривает ситуацию с позиций нескольких людей (персонажей игры) [27, с. 62].  Правила игры составляют суть роли, ребенок в игре при выполнении роли сдерживает свои побуждения  и действует согласно установленным правилам, показывая образец поведения в обществе. Сюжет и содержание игры получают свое воплощение  в определенной роли. Формирование игровых действий, роли и правил игры осуществляется во всем дошкольном периоде по следующим направлениям: от  игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами – к играм со свернутой системой действий, с четко выраженными ролями, но скрытыми правилами – и, затем, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями.

Те моменты в межличностных отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком, и составляют содержание игры.  Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность –ведут автомобиль, моют тарелки и др. Дети включены в процесс выполнения  действий и периодически забывают о результате – для чего они это осуществили, при этом действия разных детей часто не согласуются друг с другом, нельзя  исключить повторов и внезапной смены ролей во время игрового процесса. Для средних дошкольников имеет большое значение наличие  межличностных отношений, игровые действия производятся детьми не в целях простых манипуляций, а  с целью стоящих за ними взаимоотношений. Поэтому ребенок в возрасте 5 лет никогда не забудет "наглаженные" платья выставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий – сначала кукла красиво одевается, и лишь потом идет в ресторан, а не наоборот. Исключены и параллельные роли. Так,  одного и того же зайкуне будут осматривать два врача одновременно, одну машинку не поведут два водителя. Дети, включенные в общую систему отношений, распределяют между собой роли до начала игры. Для старших дошкольников очень важно подчинение правилам, следующим из роли, при этом  правильность выполнения этих правил находится у детей под контролем.

У современных дошкольников 4-6- летнего возраста преобладает игра-действие, присущая первому уровню развития игровой деятельности. Данный тип игры ограничивается наличием отдельных игровых действий (мытье куклы, управление машинкой, кормление ребенка, погоня за бандитами и т.д.). Игра-роль встречается реже. Дети с таким типом игры разыгрывают конкретный сюжет с 2-3 эпизодами (так, девочки готовят праздничный обед  и наряжаются перед приходом гостей, мальчики плывут к острову сокровищ на яхте и находят там клад). Здесь высший уровень развития игры (игра-отношение) выражен лишь после 5 - летнего возраста. В таких играх одновременно с функциональным взаимодействием персонажей представлены и межличностные отношения данных персонажей. Многие дети могут вообще не играть в предложенной ситуации, а заниматься другими видами деятельности (рисовать, смотреть книжки, конструировать). Могут наблюдаться отдельные предметные действия (бросание мяча, обсуждение мультиков, бегание по группе, рассматривание настольных дидактических игр - свободная деятельность) [8, с. 179].

Самоконтроль лишь только возникает к концу дошкольного возраста, поэтому сначала ребенку необходим внешний контроль – со стороны товарищей по игре. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и уже непосредственно образ начинает регулировать детское поведение. К 7-летнему возрасту дошкольник уже в большей мере ориентируется  согласно нормам и правилам,  а регулирующие его поведение образцы теперь уже более обобщены (в отличие от образа конкретного персонажа в игре).

Игра стимулирует развитие не только общения со сверстниками, но и произвольное поведения детей. Механизм управления собственным поведением – подчинение правилам – возникает именно в игре, а затем уже формируется и  в иных видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения и контроля, которым следует дошкольник. В игровой деятельности образцом являются не моральные нормы или иные требования взрослых, а конкретный образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. В игре формируется мотивационно-потребностная сфера ребенка. Появляются новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Однако  круг мотивов не только расширяется, при этом  все более развивающаяся произвольность поведения делает более легким переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных  непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, стоящим на границе сознательности.

Дидактические игры — важное средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников служит  способом познания реальности. В игре дошкольник заучивает цвета, изучает вид и форму, качества материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных. Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, и  представляет собой  многокомпонентное явление. Дидактическая игра служит игровым методом обучения дошкольников, одновременно являясь самостоятельной игровой деятельностью, а также средством разностороннего воспитания личности [12, с. 89]. В игре ребенок развивается в соматическом плане, учитсяпреодолевать трудности. У него развивается  смекалка, находчивость, инициатива. По классификации  дидактические игры бывают следующими:

а) с игрушками и предметами;

б) настольно-печатные;

в) словесные.

Важность подбора разнообразных игр при этом  не означает, что нужно иметь их в огромных количествах. напротив, большое число дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не дает возможности качественно овладеть дидактическим содержанием и правилами. При подборе игр перед детьми ставятся порой слишком легкие или, наоборот, чрезмерно сложные задачи. При несоответствии игр по уровню сложности и возрастным особенностям детей, они не могут в них играть и напротив — элементарные  дидактические задачи не возбуждают у дошкольников надлежащей умственной активности. Добавлять новые игры следует постепенно, при этом они должны быть по уровню и возрасту доступны детям и вместе с тем вызывать  определенного напряжения сил, способствовать развитию и самоорганизации.

Дидактическая игра призвана дать дошкольникам новый опыт переживания игровой ситуации и поведения в ней. Сделать игру средством развития - значит оказать влияние на ее содержание, научить дошкольников думать, проявлять интерес и активность к окружающей реальности, действовать со многими  предметами и объектами [ 5, с. 16]. Обучающие игры разрабатываются взрослыми с целью обучения и воспитания детей, при этом  для играющих детей значение дидактической игры не проявляется открыто, а может осуществляться через дидактическую задачу, игровые правила и  игровое действие. Именно дидактическая игра оказывает благотворное влияние на  развитие познавательной деятельности и речи, способствует воспитанию умения у детей играть вместе.

Характерные аспекты дидактических игр состоят в том, что, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, в игре, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Дидактическая игра позволяет развивать разнообразные способности детей, восприятие, речь, внимание и др. Педагог при этом вводит детей в игру, знакомит их  с содержанием и правилами  [21, с. 79 ].

Каждая дидактическая игра содержит  следующие компоненты: дидактическая задача, содержание, правила и игровые действия. Базовым элементом дидактической игры является дидактическая задача, которая обычно  находится в тесной взаимосвязи  с составленной программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение. Дидактические задачи отличаются разнообразием, так,  например,  ознакомление с окружающим миром  (природа, животный и растительный мир, люди, быт, труд, события общественной жизни), развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, развитие словаря, формирование связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.

Содержание дидактических игр составляет окружающая реальность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.). Значительная роль в дидактической игре принадлежит правилам, которые  определяют, что конкретно  и каким образом  должен делать в игре дошкольник, дают подсказку к достижению цели. Правила дают возможность развивать у детей функцию торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте),  формируют умение сдерживаться, управлять собственным поведением. Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать какую-либо очередность. Однако желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, подчиняясь игровым правилам.

Значимая роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие представляет собой  проявление активности детей в игровых целях: крутить руль машины, собирать башенку, складывать матрешку, ставить  кубики один на другой, отгадывать предметы по словесному описанию и др. При анализе дидактических игр с позиций детского интереса,  выявляется,  что дошкольники в большей мере интересуются игровым действием, которое стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Дидактическая задача, скрытая в  игровой форме, решается дошкольниками более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение игровых правил. Дидактическая игра может быть рассмотрена как переходная форма обучения детей дошкольного возраста, в которой прослеживаются элементы игровой и учебной деятельности  [1, с. 11].

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Новообразования старшего дошкольного возраста дают возможность говорить о проблеме преемственности дошкольной и школьной ступеней  внутри системы развивающего обучения - познавательный интерес к интеллектуальной задаче, выражающийся в активности, проявляемой детьми в игре.

В значительной мере воспитательная функция игры  напрямую зависит от профессионализма и компетентности педагога, от знания им детской психологии, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от четкого  методического руководства, взаимоотношений детей, от грамотной  организации и проведения различных игр.

Суть дидактической игры состоит в том, что дошкольники решают познавательные  задачи, предложенные им взрослыми в занимательной игровой форме, самостоятельно находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу как игровую, что повышает его познавательную активность. В играх с игрушками, разными предметами, с карточками и сюжетными картинками у дошкольника накапливается чувственный опыт, осуществляется его сенсорное развитие в неразрывной связи с развитием у ребенка логического мышления и умения выражать свои мысли вербально. Для решения дидактической задачи, необходимо проводить сравнение  признаков предметов, устанавливать сходства и различия, уметь обобщать и делать выводы [31, с. 12]. В игровой деятельности развивается способность к умозаключению, умению применять свои навыки и знания в разных условиях. Это может быть реализовано лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры. 

Игровые действия дидактические игры, используемые в процессе занятий, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Воспитательное значение игры во многом находится в зависимости от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства, взаимоотношений детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. Дети  решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.

Ребенок воспринимает умственную задачу, подобно практической и  игровой, что повышает его познавательную  активность. Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит во взаимосвязи с формированием у него логического мышления. В игровой деятельности происходит развитие  способности к суждению и умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это может быть реализовано лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием  психических функций (развивается образная память, моторные функции, внимание, мышление), являющихся основными для возникновения новообразований в когнитивной сфере ив формировании произвольного поведения. Развитие и социализация психики детей дошкольного возраста происходит одновременно по всем направлениям.  Активно формируются механизмы восприятия. Дошкольное детство является  особым периодом в развитии ребенка, когда у детей развиваются самые общие способности, которые необходимы человеку в любом виде деятельности. Детям дошкольного возраста присуще желание подражать всем сложным формам деятельности взрослого, его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми. Однако реально ребенок еще не способен осуществить свое желание.

Младший дошкольный возраст представляет собой этап от 3 до 4 лет, особый период интенсивного созревания всех систем и функций детского организма, что создает условия для дальнейшего становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности, развития умственных способностей, являющихся предпосылкой для возникновения всех видов специальных способностей [11,  с. 2].

Специфика младшего дошкольного возраста состоит в том, что происходит интенсивное развитие детской физиологии, совершенствуется строение органов, систем и функций, происходит формирование костно-мышечной системы, стремительными темпами развивается речевая система, артикуляционный аппарат, в тесной взаимосвязи осуществляется речевое и двигательное развитие.

В младшем дошкольном возрасте примерно к 4 годам уже складывается личность с присущей ей индивидуальными качествами и свойствами. Младший дошкольный возраст называют возрастом "почемучек". Для данного периода характерна высокая мыслительная активность, дети интересуются причинно-следственными связями различных явлений, осваивают способы взаимодействия с людьми, вещами и др. В 4 года дети могут заметить определенное эмоциональное состояние людей, выразить сочувствие и др. Растет потребность в общении  со сверстниками, ребенок уже осознает свое положение среди них. Ребенок может регулировать собственное поведение в соответствии с принятыми нормами, может доводить начатое дело до конца (например, собрать здание из конструктора полностью, запомнить стихотворение, убрать игрушки за собой после игр). В период младшего дошкольного возраста уже проявляются индивидуальные качества - креативность, творческие способности, коммуникативные способности.  

Важнейшим видом деятельности детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра [6, с. 62].  Игра становится ведущей деятельностью дошкольника, в которой формируются многие его психологические особенности. Ролевая игра является деятельностью, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. При разыгрывании ролей творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов.

Младшим дошкольникам необходимо наличие игровой ситуации, являющейся источником и одновременно способом удовлетворения когнитивных потребностей. В эмоционально окрашенной игре происходит моделирование  человеческой деятельности, выработка и усвоение правил. Ребенок получает удовольствие от следования правилам и с течением времени  переходит к созданию внутренних программ поведения. Родителям, а также воспитателю, необходимо  учитывать, что игровая деятельность должна быть направлена не только на следование определенным правилам, но и на стимулирование ребенка к экспериментированию, построению собственных вариантов игры. Расширяется круг общения ребенка с миром взрослых и сверстников, при этом взрослый воспринимается младшими дошкольниками как образец, с которого дети берут пример и хотят быть похожими.  Это реализуется в сюжетно-ролевой игре дошкольников, где ребенок начинает освоение системы человеческих отношений, обучается ориентироваться в человеческой деятельности: в играх  воспроизводит разнообразные ситуации из жизни взрослых, берет на себя роль взрослого  и в воображаемом плане осуществляет его поведение и деятельность [25, с  63].

В младшем дошкольном возрасте формируется новая форма общения со взрослым - общение на познавательные темы, которое первоначально включено в совместную со взрослым познавательную деятельность. На ее основе (в первую очередь игровой деятельности) постепенно формируется детское сообщество. Важное значение  сюжетно-ролевой игры состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового [3, с. 137]. Ребенок соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Развивающееся мышление позволяет дошкольникам придумывать, а затем и реализовывать в игре замыслы и планы коллективных и индивидуальных действий - дети придумывают сказку, сюжет игры и ее правила и др.  

В дошкольном возрасте  происходит постепенный переход игры во внутренний план, превращение ее в образы воображения. Такой постепенный переход к внутренней, сравнительно свободной от внешней действительности воображения, который происходит в результате развития игры, ведет к проявлениям творческой активности в самых разных областях [15, с. 55]. Выполнение роли, развитие сюжета побуждает ребенка перекомбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять и преобразовывать в разных персонажей, особенно в режиссерской игре, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.

В младшем дошкольном возрасте  происходит прогресс в созревании нейронного аппарата коры головного мозга, что влечет за собой значительные изменения в системной организации зрительного восприятия [ 9, с. 69]. С развитием  механизмов восприятия тесно взаимосвязано также формирование механизмов организации остальных компонентов познавательной деятельности.

Развитие психики ребенка связано в своих истоках с зарождающейся к концу раннего детства знаковой функцией сознания. Одна линия развития знаковой функции ведет от замещения одних предметов другими предметами и их изображениями, к использованию речевых, математических и других знаков, к овладению логическими формами мышления [19, с. 112]. Другая линия ведет к появлению и расширению возможности дополнять и замещать реальные вещи, ситуации, события воображаемыми, строить из материала накопленных представлений новые образы. В игре детей трехлетнего, четырехлетнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые не похожи на замещаемые.

Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация - переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса.

Старший дошкольный возраст, охватывающий временной период от 5 до 7 лет, является периодом активного познания человеческих отношений, общения со сверстниками, познания окружающей действительности, всестороннего  развития способностей. В пятилетнем возрасте в психологическом развитии ребенка происходит значительный скачок.  Новообразованиями данного периода являются [3, с. 156]:

  • произвольность психических процессов - памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения, речи;
  • способность управлять собственным поведением;
  • изменения в представлениях о себе и в собственной самооценке и самосознании;
  • изменения в сфере отношений со сверстниками.

До пятилетнего возраста  у детей отмечается непроизвольность психических процессов, в пять лет появляются важнейшие возрастные новообразования - завершение процесса формирования активной речи, а также выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности. Это проявляется в том, что для ребенка взрослый теперь представляет интерес как источник информации, а также в том, что общение начинает носить внеситуативно-деловой характер. Закончившийся кризис 3 лет приводит к тому, что дети становятся более эмоционально устойчивыми и проявляют интерес к общению со сверстниками как к партнерам по игре. Дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, при этом оценки и мнение сверстников становятся существенными для них. Игра в старшем дошкольном возрасте также остается ведущим видом деятельности, но при этом формы и содержание игры подвергаются изменениям.

В период 5-7 лет происходит активная подготовка к предстоящему школьному обучению. Активно развиваются психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речевая деятельность.

Восприятие. В период старшего дошкольного возраста складываются представления о величине: длине, ширине, высоте, о пространственных отношениях между предметами. Продолжается развитие восприятия цвета, формы и величины, а также строения предметов. У детей совершенствуется систематизация представлений, при этом они различают и могут назвать как основные цвета и оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки. Дети называют и понимают форму прямоугольников, треугольников и овалов. Старшие дошкольники 5 лет воспринимают величину объектов и могут построить в ряд до десяти предметов по возрастанию или убыванию.

Внимание старших дошкольников становится более устойчивым и произвольным, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале года 5-6 объектов, а к концу года составляет уже 6-7 объектов [13, с. 137]. После 5 лет дошкольники могут заниматься вместе со взрослым уже в течение 20-25 минут. Главное изменение внимания при этом состоит в том, что дети начинают управлять собственным вниманием и уже могут сознательно направлять его на определенные предметы и явления.

 Память. В пяти-шестилетнем возрасте у детей  начинает формироваться произвольная память. Ребенок может при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5-6  объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5-6 слов. Представления об основных свойствах предметов углубляются. Ребенок может  рассказать, в чем состоят  отличия  геометрических фигур друг от друга. Дети могут сопоставить большое количество предметов между собой. К этому возрасту дети уже употребляют обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Расширение словаря происходит  при помощи  существительных, обозначающих название профессий, социальных учреждений, а также глаголов, обозначающих трудовые действия людей разных профессий, прилагательных и наречий.

Воображение. В возрасте пяти лет активно развивается детская фантазия, при этом довольно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Воображение  -  важнейшая высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй [19, с. 179]. В данном возрасте воображение представляет собой базу для решения простейших арифметических задач, а также устного счета в пределах первого десятка. Благодаря нему формируется геометрическая интуиция, появляется возможность решения простейших геометрических задач.

Речевая деятельность. Совершенствуется речь, в том числе её звуковая сторона. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Развивается  грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Совершенствуется лексика, при этом  детьми активно применяются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Психологическими особенностями детей к 5-6 летнему возрасту являются следующие [20, с. 201]:

  • дети способны к произвольному управлению собственным  поведением, а также к управлению процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;
  • в различных видах деятельности  дошкольники способны  выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса;
  • в данном возрастном периоде ведущее значение приобретает развитие воображения.

К старшему дошкольному возрасту (6-7 лет) среди важнейших новообразований  следует выделить следующие [3, с. 159]:

  • произвольность, как способность управлять собственным  поведением, понимать необходимость тех или иных действий, умение ставить перед собой задачи и достигать их, при этом пошагово планируя свою деятельность;
  • становление навыков социального поведения в обществе других людей.

Внимание. В 6 – 7-летнем возрасте процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения, происходит развитие  произвольного внимание. Дети данного возраста способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом 10 – 15 минут, не отвлекаясь на посторонние объекты. Устойчивость внимания также зависит и от индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

Память. В данном  возрасте начинает формироваться произвольная память. При этом преобладает наглядно - образная память. Однако на протяжении данного периода возникает и развивается словесно - логическая память, при воспоминании дошкольники уже начинают выделять существенные признаки предметов. В данном возрасте особенности памяти проявляются в следующем [22, с. 117]:

  • количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2);
  • преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии;
  • дети способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала;
  • значительно легче дошкольники запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения);
  • дети в состоянии  овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка), при этом не могут быстро и четко переключать внимание с одного объекта или  вида деятельности на другой.

Зрительно-пространственное восприятие. К 6-7 годам отмечаются следующие особенности его развития [17, с. 205]:

  • дети могут различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над-под, на-за, перед-возле, сверху-внизу, справа-слева и т. п.);
  • дети  в состоянии определять и различать простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т. п.);
  • дошкольники способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом;
  • также дети могут мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.

В игре младшие дошкольники в целом затрудняются самостоятельно ставить цели и часто принимают их от педагога, однако гипотетически  могут самостоятельно их ставить, что становится возможно при наличии у них желания что-то сделать, а также определенных условий для реализации, наличия умений и навыков и плана действий в целом (так, младший дошкольник в состоянии вычленить внешние цели и цели, относящиеся к его собственному поведению, может поставить близкие ему, посильные цели в игре). Во младшем дошкольном возрасте дети  затрудняются в планировании, при этом старшие дошкольники более активно стремятся довести дело до конца, могут собственными силами преодолеть определенные трудности.

Для детей старшего дошкольного  возраста характерна критическая оценка собственных действий, начинает появляться определенная целенаправленность, отмечается продолжительный период деятельности [10, с. 104]. Дети старшего дошкольного возраста уже способны отказаться от нежелательных действий  и продолжить игру, подчинившись высшим мотивам, побуждающих ребенка к проявлению волевых качеств.

В дошкольный период базой для развития у детей умения планировать и достигать определенных результатов служит активность и определенная самостоятельность, появление более сложных видов деятельности, при которых ребенок может сам решить задачу. Конечный продукт деятельности  всегда интересует старших дошкольников, при этом они всегда включают его в дальнейшую игру. Действия детей имеют определенную последовательность, а игровая цель ставится самими детьми. Обязательность цели, упорство в ее достижении базируется на увлечении игрой, на удовлетворении, которое она доставляет. В игре происходит совпадение цели и мотива.

Основным видом деятельности данного возраста остается игра, однако уже к середине старшего дошкольного возраста, дети начинают стремиться к освоению совершенного нового вида деятельности - учебной. Постепенно игра отходит на второй план, хотя и не исчезает полностью и еще долгое время в той или иной мере дети в ней нуждаются, так как через игровую деятельность старший  дошкольник доводит имеющиеся навыки до совершенства, постепенно подготавливая себя к усвоению нового вида деятельности - предстоящему школьному обучению.

Наилучшим стимулом развития познавательной сферы детей дошкольного возраста является такая организация жизни и среды детей, которая формирует потребности и возможности развития познавательной деятельности и личности: необходимо создание обстановки, опережающей развитие детей. Пребывание ребенка в ДОУ должно быть организовано таким образом, чтобы дошкольник постоянно был включен в разнообразные дела: в игры, двигательные упражнения, в действия по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисование, лепку, речевое общение, в творчество (имитацию, подражание образам животных, танцевальные импровизации, элементы театрализованной деятельности и т.п.). Эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность младших дошкольников в детском саду является базисной для решения всех воспитательных задач.

Следует окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную деятельность и способствовали максимально возможному умственному и личностному развитию. Необходимым условием успешного развития личности и психики детей является предоставление достаточной свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Кроме того, для развития младших дошкольников необходима комфортная психологическая обстановка, дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.          Наилучшим стимулом развития познавательной сферы детей дошкольного возраста является такая организация жизни и среды детей, которая создаёт потребности и возможности детского развития.

1.3. Творческая деятельность как фактор развития психики и личности детей дошкольного возраста

Дошкольное детство является  особым периодом в развитии ребенка, когда у детей развиваются самые общие способности, которые необходимы человеку в любом виде деятельности. Одной из базовых линий психолого-педагогической работы с дошкольниками является формирование у них творческого отношения к явлениям окружающей действительности как в плане воспитания и познания данных явлений, так и в плане их практического преобразования.

Детям дошкольного возраста присуще желание подражать всем сложным формам деятельности взрослого, его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми. Однако реально ребенок еще не способен осуществить желаемое. Именно этим объясняется расцвет в период дошкольного возраста творческой ролевой игры и в целом детского творчества, в котором ребенок воспроизводит разнообразные ситуации из жизни взрослых, берет на себя роль взрослого  и в воображаемом плане осуществляет его поведение и деятельность.

Творчество - это деятельность, порождающая новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество представляет собой вид  человеческой деятельности  и имеет  ряд признаков, характеризующих ее как целостный процесс [22, с. 563]:

  • наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;
  • социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности;
  • наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для  творчества;
  • наличие субъективных (личностных качеств — знании, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
  • новизна и оригинальность процесса или результата.

Творчество - одна из наиболее содержательных форм психической активности детей, которая может рассматриваться как универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение различных видов деятельности [2, с. 51]. Фундаментальной базой творческого развития детей является потребность в новых впечатлениях и новых знаниях. В основе творчества как  вида деятельности лежат творческие способности, которыми являются  индивидуальные особенности качества человека, определяющие  успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Процесс творчества включает в себя три основных этапа:

  • накопление материала, включающее внешнее и внутреннее восприятие;
  • переработка накопленного материала (диссоциация и ассоциация впечатлений);
  • комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины.

Среди разнообразных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста    большое    место    занимает изобразительное искусство,  в  частности  детское  рисование, которое является также диагностическим средством изучения  познавательных процессов и личности ребенка-дошкольника. В рисунках дети стремятся передавать свои  впечатления  и  знания, получаемые  из  внешнего  мира. По характеру того,    что  и  как  ребенок  изображает,  можно  судить  о  его   восприятии окружающей  действительности,  об   особенностях   памяти,   воображения   и мышления.

Развитие творческой активности личности на сегодняшний день является  актуальной психолого-педагогической задачей. Творческая активность в научной литературе трактуется следующем образом [24, с. 46]:

  • как  одна из движущих сил развития человечества (В.А. Яковлев);
  • как высшая стадия развития личности (К.А. Абульханова-Славская);
  • как способ бытия личности (Г.Г. Панкова);
  • как многомерное пространство человеческой культуры (А. Шаховской);
  • как психологическое новообразование, внутренний ресурс человека в овладении новой деятельностью (Д.Б. Богоявленская).

Применительно к детям дошкольного возраста творческая активность может трактоваться как ценностное личностно-деятельностное образование, представляющее собой совокупность психических процессов, которые обеспечивают субъективное открытие нового, постижение неизвестного, выражающееся в инициативном усвоении новых знаний, самостоятельно реализуемое при помощи познавательных потребностей и интересов через творческие способности и умения дошкольника [24, с. 46]. Развитие творческих способностей ребенка  подразумевает развитие воображения и способности выражать свои чувства, представления о мире различными способами, нестандартно мыслить. Для этого необходимо научить ребенка дошкольного возраста видеть в каждом предмете разные его стороны, отталкиваясь от отдельного признака, строить новый образ.

Важнейшим видом творческой деятельности детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. В развитой ролевой игре с ее сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Творческое воображение является деятельностью, основанной на комбинированной способности мозга, которая позволяет создавать новые оригинальные образы, требующие отбора материалов, в соответствии с замыслом и представлением, (оригинальность мышления).

У ребенка оно проявляется во всех видах деятельности (ребенок сам придумывает сказку). Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Развивающееся творческое воображение позволяет дошкольникам придумывать, а затем и реализовывать в игре замыслы и планы коллективных и индивидуальных действий. 

Творческая ролевая игра становится ведущей деятельностью дошкольника, в которой формируются многие его психологические особенности, среди которых важнейшей является способность руководствоваться этическими инстанциями. Ролевая игра является деятельностью, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. При разыгрывании ролей творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов [16, с. 137 ].

Творческая активность детей дошкольного возраста носит ярко выраженный личностно-индивидуальный характер, который обусловливается биопсихологическими особенностями ребенка (творческие способности, индивидуальные особенности творческого восприятия, способность к воображению, индивидуальный творческий опыт  - музыкально-слуховой, музыкально-исполнительский, зрительный, пластический и др., а также способность к мыслительной деятельности). Творческая активность детей имеет эстетическую направленность, так как без эстетической базы невозможно творческое отношение к музыке, пластике, произведениям искусства [24, с. 46].

Среди творческих игр детей дошкольного возраста (игр, в которых проявляются образы, вмещающие в себя условное превращение окружающего) широко распространены театрализованные  игры и игры-драматизации,  заключающиеся в разыгрывании определенных литературных произведений и отображении при помощи выразительных средств (интонации, мимики, жеста) конкретных образов литературного произведения.  При этом, игра-драматизация является особенным, сложным видом творческой деятельности дошкольников, так как требует от ребенка запоминания текста, осмысления течения событий, образов героев. Также к творческим играм можно отнести строительно-конструктивные игры, в которых дети отображают окружающий предметный мир,  самостоятельно  возводят сооружения и оберегают их.

Значение творческих игр заключается в следующем:

  • формирование фундаментальных психических процессов (мышления, восприятия, памяти, воображения, речи;
  • накопление личного опыта ребенка, связанное с ролевыми  и межличностными отношениями, опыта объединения различных видов деятельности в игре ( изобразительной, конструктивной, трудовой и др.);
  • активизация процессов мышления и воображения, связанные с выбором ролей, сравнении действий персонажей, подражанием героям произведения;
  • развитие и воспитание художественных интересов, проявление и развитие различных творческих способностей.  

  В дошкольном возрасте  происходит постепенный переход игры во внутренний план, превращение ее в образы воображения. Такой постепенный переход к внутренней, сравнительно свободной от внешней действительности воображения, который происходит в результате развития игры, ведет к проявлениям творческой активности в самых разных областях. Появляются разнообразные детские сочинения: стишки, сказки. То же  можно сказать и о других видах проявления детского творчества: рисовании, конструировании, музыкальной деятельности. Появляется сама возможность действовать в плане воображения, свободно придумывать и фантазировать. Игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом развития воображения [14, с. 247]. Выполнение роли, развитие сюжета побуждает ребенка перекомбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять и преобразовывать в разных персонажей, особенно в режиссерской игре, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.

Воображение ребенка связано в своих истоках с зарождающейся к концу раннего детства знаковой функцией сознания. Одна линия развития знаковой функции ведет от замещения одних предметов другими предметами и их изображениями, к использованию речевых, математических и других знаков, к овладению логическими формами мышления. Другая линия ведет к появлению и расширению возможности дополнять и замещать реальные вещи, ситуации, события воображаемыми, строить из материала накопленных представлений новые образы. Складываясь в игре, воображение  первоначально неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий.

В игре детей трехлетнего, четырехлетнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация - переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса [19, с. 412]. Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении сказок, стишков. Здесь, так же как в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге. В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Формируются следующие действия воображения:

  • замысел в форме наглядной модели;
  • образ воображаемого предмета, существа;
  • образ действия существа или образ действия с предметом.

Воображение перестает сопутствовать рассматриваемым рисункам, прослушиваемым сказкам. Оно приобретает самостоятельность, отделяясь от практической деятельности. Воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач. Воображение как целенаправленная деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа, явления, события. Ребенок начинает контролировать и определять характер своего воображения, воссоздающего или творческого. При этом он сам контролирует движение образов воображения.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как  этот опыт представляет материал, из которого создаются построения воображения [18, с. 86]. Ребенок доверяет продуктам своего воображения, переживает вымышленные события, общается с вымышленными персонажами так, как будто они существуют на самом деле. Чем богаче опыт человека, тем большим материалом располагает его воображение. Поэтому, чтобы создать прочные основы для творческой деятельности ребенка, необходимо расширять его опыт.

Проблема развития творческой активности дошкольников обостряется тем, что во многих ДОУ развивают личность не столько будущего творца, сколько инструментальные умения, в результате чего получаются хорошие активные исполнители, но не творцы. Это связано с тем, что педагоги опасаются, что дети сделают что-то не так, что-то испачкают, сломают, испортят. И сами дети начинают опасаться сделать ошибку, они боятся пробовать то новое, в чем не уверены. Следствием подобного подхода может стать, так называемый феномен угасания способностей вундеркиндов  [24, с. 47].

Дошкольники обладают наибольшими предпосылками к творчеству по сравнению с лицами других возрастных категорий, но они часто оказываются невостребованными и редуцируются. Зачастую традиционная образовательно-воспитательная система блокирует индивидуальные проявления творческой активности. В результате действий педагогов у ребенка формируется негативное отношение (личностный барьер) к разного рода творческому экспериментированию. Имеются следующие виды барьеров в проявлении творческой активности:

  • барьер дефицита информации;
  • ценностные (первичные) и операциональные (вторичные) барьеры;
  • интеллектуальные;
  • эмоциональные;
  • личностные;
  • организационные;
  • барьер отрицательных эмоций;
  • барьер неправильной установки сознания (стереотипы, предвзятость, отсутствие интереса);
  • социально-ролевые;
  • организационно-психологические.

При этом барьеры могут выполнять негативную функцию (полная блокировка творческой активности ребенка с последующим ее угасанием и переходом в исполнительскую активность) и позитивную (служит мотивом, побуждением к преодолению препятствия). Негативная функция барьера творческой активности в психолого-педагогическом плане представляет опасность не только тем, что блокирует творчество ребенка, переводя его в лучшем случае в исполнителя, но и тем, что ее последствием могут стать социальная дезадаптация и личностная деструктивность. Положительная функция барьера творческой активности состоит в возможности преодоления данного барьера как основы развития психики и личности ребенка, как фактора развития деятельности [18, с. 90].

Наилучшим стимулом развития познавательной сферы детей дошкольного возраста является такая организация жизни и среды детей, которая создаёт потребности и возможности детского творчества. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. При этом  важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и способствовали максимально возможному умственному и личностному развитию.

Наиболее важным условием развития творческой активности у детей является создание ситуаций вариативности и добровольности, означающих то, что дошкольник сообразно с собственными интересами и склонностями имеет возможность выбора различных видов творческой деятельности. Добровольность со стороны ребенка нужна для внутреннего присвоения избранной деятельности. Именно добровольность приносит положительные эмоции удовлетворения, побуждая заниматься творчеством, проявлять самостоятельность и инициативу [24, с. 48].

Также одним из необходимых условий развития творческой активности является создание на игровых занятиях ситуации успеха для дошкольников (похвала, эмоциональное одобрение педагога, поощрение творческих достижений), так как проявление творческой активности невозможно без ощущения детьми значимости собственного Я. Должна быть поддержка оригинальных и нестандартных идей и содействие самовыражению дошкольников, которая помогает преодолевать психологические, личностные и когнитивные барьеры творческой активности.

Важным условием развития творческой активности является соответствие психолого-педагогического инструментария поставленным целям и возрастным особенностям дошкольников. Так, в качестве основного метода следует выбирать игровое моделирование, потому что именно игра для дошкольников является естественной и органичной частью их жизни. При этом игровые формы могут быть достаточно разнообразными - игра-конкурс, игра-концерт, игра "Творческая мастерская", игра-драматизация, игра-сказка и др. Игровое моделирование предполагает выбор игры определенного вида, специальное ее построение, грамотно подобранный творческий, индивидуальный подход к каждому ребенку. материал

Необходимым условием успешного развития творческих способностей детей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Кроме того, для развития творчества необходимо комфортное психологическая обстановка, дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.                        

 Таким образом, теоретический анализ особенностей игры как средства формирования творческой активности детей дошкольного возраста позволяет сделать следующие выводы:

  • игра представляет собой форму деятельности в определенных (условных) ситуациях, которая направлена на  воссоздание и усвоение общественного опыта, закрепленного в социально фиксированных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры;
  • игра как особый вид человеческой деятельности, состоит в воспроизведении дошкольниками действий взрослых и отношений между ними - в игровой деятельности ребенок моделирует мир взрослых;
  • у нормативно  развивающихся детей к концу дошкольного  возраста полностью развита сюжетно-ролевая игра, которая становится ведущей деятельностью  данного возраста. Также  дети дошкольного возраста осваивают игры с правилами (дидактические и подвижные);
  • в процессе сюжетно-ролевой  игры ребенок берет на себя определенную роль, осваивает отношения, существующие в жизни, овладевает социальными нормами, учится выстраивать свое поведение в соответствии с правилами, которые существуют в данной сюжетно-ролевой игре;
  • игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, затем проявляется в других видах деятельности. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок;
  • в игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Но происходит не только расширение круга мотивов. Формирующаяся произвольность поведения облегчает переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных  непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, стоящим на грани сознательности;
  • воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства, взаимоотношений детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр;
  • дошкольное детство является  особым периодом в развитии ребенка, когда у детей развиваются самые общие способности, которые необходимы человеку в любом виде деятельности;
  • в дошкольном возрасте  происходит постепенный переход игры во внутренний план, превращение ее в образы воображения. Такой постепенный переход к внутренней, сравнительно свободной от внешней действительности воображения, который происходит в результате развития игры, ведет к проявлениям творческой активности в самых разных областях;
  • в дошкольный период базой для развития у детей умения планировать и достигать определенных результатов служит активность и определенная самостоятельность, появление более сложных видов деятельности, при которых ребенок может сам решить задачу;
  • творчество - это деятельность, порождающая новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество представляет собой вид  человеческой деятельности  и имеет  ряд признаков, характеризующих ее как целостный процесс;
  • развитие творческой деятельности  является эффективным средством расширения личностной сферы, а также развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста при условии вхождения его составной частью в целостный психолого-педагогический процесс, главной задачей которого является формирование всесторонне развитой социализированной личности;
  • применительно к детям дошкольного возраста творческая активность может трактоваться как ценностное личностно-деятельностное образование, представляющее собой совокупность психических процессов, которые обеспечивают субъективное открытие нового, постижение неизвестного, выражающееся в инициативном усвоении новых знаний, самостоятельно реализуемое при помощи познавательных потребностей и интересов через творческие способности и умения дошкольника;
  • творческая активность детей дошкольного возраста носит ярко выраженный личностно-индивидуальный характер, который обусловливается биопсихологическими особенностями ребенка;
  • важнейшим видом творческой деятельности детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. В развитой ролевой игре с ее сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акулова Е.Ф. Дидактическая игра как эффективная форма создания социальной ситуации развития дошкольников//Известия Российского гос. пед. ун-та. им. А.И. Герцена. - 2009.  - № 98. - С. 9-15.
  2. Вахитова Г.Х. К проблеме творческого становления дошкольников в игровой деятельности//Вестник Томского гос. пед. ун-та. - 2003. - № 2. - С. 51-53.
  3. Возрастная психология/Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Академия, 2011. - 336 с.
  4. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.
  5. Ворошилова В.В., Баглаева Ю.П.  Дидактическая игра как средство развития познавательного мышления у дошкольников в процессе экологического воспитания//Педагогическое образование в России.  -2009. - № 2 - С. 13-29.
  6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2004. - 224 с.
  7. Гударева О.В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников: дисс...канд. психол. наук.  - М.: МГППУ, 2005.  - 155 с.
  8. Дубнякова А.И. К проблеме игровой деятельности современных дошкольников//Вестник Псковского гос. ун-та.  - 2009. - № 7.  - С. 178-179.
  9. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Владос, 2000 г. – 144 с.
  10. Ким М.Г. Воспитание целеустремленности и настойчивости у дошкольников в игре//Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 2 (21).  - С. 103-107.
  11. Кожаринов А.В., Москвитина Е.И., Дорошина И.П. Явление снижения уровня одаренности у детей младшего дошкольного возраста в России как проблема государственного и муниципального управления//Науковедение - 2014. - № 5(24). - С. 2-10.
  12. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.  - М.: Академия, 2001. - 416 с.
  13. Конева Л.В., Плотников В.В. Свойства внимания как функции контроля поведения человека//Вестник новых медицинских технологий. - 2009.  -№ 3 - Том XVI - С. 137 - 139.
  14. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до поздней зрелости. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 464 с.
  15. Кулагина И.Ю. Психологический возраст: диагностика и тенденции изменения в онтогенезе // Вестник Университета РАО. - М. — 2000. -№ 1 (9). - 52-73.
  16. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: прогр.-метод. пособие. - М.: Владос, 2004. - 368 с.
  17. Ланщикова Г.А. Психолого-физиологические закономерности визуального восприятия пространства//Омский научный вестник. - 2009 - № 4(79)  - С. 209-212.
  18. Максимова С.В. Творчество: создание или деструкция. - М.: Академический проект, 2006. - 224 с.
  19. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2012. - 656 с.
  20. Обухова Л.Ф.  Возрастная психология: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013. - 460 с.
  21. Рысбаева Г.А. Влияние дидактической игры на развитие познавательных интересов у старших дошкольников//Международный журнал экспериментального образования. - 2014 - № 5 - 1 - С. 78-80.
  22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2015. - 718 с.
  23. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников//Психологическая наука и образование. - 2005 - № 2 - С. 76-86.
  24. Степаненко В.Н. Педагогические условия и барьеры развития творческой активности дошкольников в художественно-творческой деятельности//Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. - 2008.  - № 4 - С. 46-49.
  25. Сыроватская Н.И. Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников//Современные наукоемкие технологии. - 2010. - №2 - С. 62-63.
  26. Трифонова Е.В. Режиссерская игра с опорой на рисунок как метод оценки познавательного развития ребенка дошкольного возраста: дисс...канд. психол. наук. -М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - 231 с.
  27. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста. Учебник. - М.: Академия, 2014.  - 272 с.
  28. Фенькина А.А. Игровая деятельность дошкольников как постижение культуры//Мир науки, культуры, образования.  - 2013. - № 5 - С. 134-136.
  29. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. Опыт определения игрового элемента культуры  - М.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2015. - 416 с.
  30. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2009. – 349 с.
  31. Шерешик Н.Н. Роль дидактических игр в развитии саморегуляции поведения старших дошкольников: автореф. дисс...канд. психол. наук. - Омск: ГОУ ВПО ОГПУ, 2005. - 21 с.
  32. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2007. - 384 с.
  33. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999. - 360 с.
  34. Эльконин Д.Б.  Психология развития. - М.: Академия, 2008. - 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях»

«Формирование творческой активности детей  дошкольного возраста на физкультурных занятиях»...

«Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на занятиях художественно – эстетического развития»

В истории дошкольной педагогики проблема творчества и творческой активности была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс челове...

ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ

Деятельность ребенка может быть названа художественной, если она непосредственно связана с различными видами искусства. К разновидностям художественной игры можно отнести: театрализованные игры, музык...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста

Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является движущей силой познавательного развития ребенка....

Методическая разработка. Игра как средство формирования творческой активности детей раннего возраста.

Разговор о творчестве применительно к детям раннего возраста может показаться странным. Ведь творчество в общем планерассматривается как деятелность результатом которой является создание новых материа...

Самообразование по теме: «Конструктивная деятельность, как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС в ДОУ»

Самообразование по теме: «Конструктивная деятельность, как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС в ДОУ»...

Нетрадиционные техники аппликации как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста

Данная консультация о нетрадиционных техниках аппликации предназначена для родителей воспитанников дошкольных групп. Будет интересна для воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей...