«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»
статья (старшая группа) на тему

Лапина Татьяна Михайловна

Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Подрастающее поколение растет и воспитывается в среде с размытыми нравственными ориентирами, низким уровнем общественной морали, в атмосфере бездуховности, безверия и агрессивности. Поэтому современное педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям духовно-нравственные ценности и ориентиры, являющиеся ядром личности, благотворно влияющие на все стороны и формы взаимоотношений растущего человека с окружающим миром: на его мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, этическое и  эстетическое воспитание, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие.
            Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная, и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых.

 Среди основных проблем можно выделить отсутствие системы общественного духовно-нравственного воспитания для разных уровней системы образования. Эта проблема современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений.

Основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада, школы. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

Своё предназначение, как педагога дошкольного образования, видим в наставничестве, в воспитании духовно-нравственных начал, сохранении и приумножении чистых, светлых и прекрасных образов на пути к формированию индивидуальности маленького человека.

Таким образом, решая проблемы духовно-нравственного воспитания детей, мы гарантируем свое светлое будущее. Заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы детям дошкольного возраста станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

Проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Различные аспекты проблемы воспитания детей дошкольного возраста находят свое отражение в многочисленных исследованиях ученых С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского, А.А. Бодалева, Д.И. Фельдштейна, В. В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, В.М. Мясищева, Л.И. Анцыферовой, А.Г. Асмолова, В.С. Мухиной и др., которые отмечают, что в изменяющиеся условия жизни общества и социума требуются новые подходы к разрешению задач развития творческих, духовных и физических возможностей личности, формирования прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащения интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности. Вполне соответствующей своему назначению в современных условиях является духовно-нравственное воспитание.

Духовно-нравственное воспитание развивает концептуальные идеи, которые содержатся в новом Законе «Об образовании» (2013), в Международных конвенциях и соглашениях и других нормативно-правовых документах. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России [3, с. 204].

Духовно-нравственное воспитание представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов воспитания и социализации, при котором происходит осознанное принятие дошкольником традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края [3, с. 246].

Сравнительный анализ научных положений и взглядов современных ученых на духовно-нравственные ценности позволяет выделить общие положения, которыми руководствуется современная педагогическая наука: они нацелены на воспитание ядра личности, основаны на личностном опыте, обращены к целостному человеку – его разуму, воле, чувствам, представляют собой совокупность общих принципов поведения человека по отношению друг к другу, природе, обществу, основаны на формировании общественных норм, правил и принципов. В основе духовно-нравственных ценностей заключен культурно-исторический опыт предшествующих поколений во благо собственному «Я», другому, обществу, природе. Таким образом, основой духовно-нравственных ценностей является их обращенность к жизни, человеку, традициям, к принципам гуманизма.

Г.А. Урунтаева считает, что в дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность.

Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе [5, с.255].

Т.А. Серебрякова говоря о дошкольном детстве, отмечает, что «это возраст, когда эмоции «господствуют» над всеми сторонами жизни ребенка, управляют и регулируют многие его психические процессы и функции. Именно эмоции, эмоциональный интерес стимулирует ребенка к познанию мира, в котором он живет.

Основными принципами организации образовательного процесса, направленного на формирование духовно-нравственных основ Т.А. Серебрякова считает:

– Принцип единства эмоционального и интеллектуального восприятия окружающего.

– Принцип интеграции различных видов и форм организации познавательной деятельности.

– Принцип обеспечения успеха в организуемой познавательной деятельности [4, с.97].

Таким образом, в дошкольном возрасте у детей закладываются духовно-нравственные основы, происходит становление и развитие компонентов духовности как личностного образования. В этом сложном процессе личностно-ориентированный подход играет первостепенную роль. Духовно-нравственные качества, гуманистическая направленность личности наилучшим образом формируются в деятельности, которая определяет и интересы, и отношение к действительности, и особенности взаимоотношений с окружающими.

Факторы и критерии духовно-нравственного воспитания личности дошкольника

Духовно-нравственное воспитание и развитие личности – процесс сложный, неоднозначный, особенно на современном этапе, зависящий от многих факторов, одним из которых является социальная среда, представленная разными уровнями: микросоциум, мезосоциум, макросоциум, каждый из которых имеет свою меру влияния на личность ребенка. Так, микросоциальное окружение ребенка (близкие, семья, друзья), безусловно, наиболее значимы в этом отношении.

По мнению С.П. Акутиной, «семья является первоосновой общества, где происходит самопознание и формируется самосознание ребенка, раскрывается индивидуальная направленность его личности, реализуются потребности ребенка в любви, общении, активности, складывается мотивация поведения ребенка, происходит его первичная социализация, приобретаются и осваиваются духовно-нравственные ценности» [1, с.9].

В духовно-нравственном воспитании детский сад не может не учитывать того, что дети находятся под влиянием окружающей среды, различных жизненных условий, но следует отметить, что в формировании нравственности дошкольников важная роль принадлежит воспитателю. Всей своей работой он учит детей анализировать поведение окружающих людей, отличать подлинную нравственность от ложной, показной. Действенность воспитания во многом зависит от того, насколько детский сад заботится о формировании полезных навыков и привычек поведения.

М.В. Корепанова считает, что «управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в «зону ближайшего развития». Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, но под руководством и в сотрудничестве со взрослыми, а уж затем и вполне самостоятельно» [2, с.71].

Критериями развития духовного воспитания выступают:

– наличие гармоничных одухотворенных отношений ребенка с окружающим миром, с другими людьми и самим собой;

– развитое состояние в сознании и мировоззрении категории совести, четких представлений о добре и зле, готовность к следованию линии добра;

– стремление к самовоспитанию, самообразованию – соответствию себя, своего поведения и образа мыслей (помыслов) Образу как образцу;

– потребность и готовность проявления действенного сострадания неблагополучию и активного сорадования успехам другого человека (ближнего) [6, с. 68].

Организационно-педагогические условия организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Для изучения условий духовно-нравственного воспитания старших дошкольников в МДОУ д/с  № 37 нами были выделены компоненты духовно-нравственного воспитания, основанные на теоретическом материале исследования.

·       Когнитивный, направленный на формирование представлений о душе, нравственных качествах, осознании нравственных нормах поведения;

·       Эмоционально-ценностный (развитие эмоционального отношения к нравственным нормам и принятию их ребенком);

·       Поведенческий, предусматривающий формирование нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками.

Состав испытуемых: 20 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Проводимая исследовательская работа состояла из трех этапов:

I) диагностического;

II) формирующего;

III) контрольного.

Диагностический этап исследования строился в соответствии с целью и задачами изучения уровня развития духовно-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста. В процессе диагностики использовались методики, соотносимые с изучением следующих компонентов: когнитивного, направленного на формирование представлений о душе, нравственных качествах, осознании нравственных нормах поведения; эмоционально-ценностного, развитие эмоционального отношения к нравственным нормам и принятию их ребенком; поведенческого, предусматривающего формирование нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками.

Формирующий этап строился на основании полученных данных диагностики и строился по трем направлениям: работа с детьми, работа с родителями, совместная деятельность детей и родителей. Нами была разработана и апробирована модель развития духовно-нравственного воспитания, которая состоит из разных форм работы (индивидуальной, групповой, фронтальной) В своей работе мы опирались на принципы (гуманистический, природосообразности, индивидуального подхода, включения личности в значимую деятельность). Для изучения родительского педагогического влияния на духовно-нравственную сферу детей была составлена анкета. Анализ данных анкетирования и данных по всем проведенным методикам показал, что дети, которым родители уделяют больше внимания в духовно-нравственном воспитании демонстрируют более высокий уровень всех компонентов духовно-нравственной сферы: когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого.

Проведение контрольного этапа исследования строилось на основе опроса родителей и проведения диагностической методики с детьми. Данные исследования подтвердили гипотезу исследования, о том, что духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если: в воспитательной работе соблюдаются принципы личностно-ориентированного подхода, предполагающего индивидуальное отношение к каждому ребенку, знание его личностных особенностей, интересов и др.; игровые занятий с детьми направлены на формирование духовно-нравственных основ личности, включающих такие компоненты как когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий; воспитательные задачи реализуются в тесном взаимодействии и сотрудничестве семьи и детского сада.

 

Список литературы

 

1.    Акутина, С.П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей [Текст] / С.П. Акутина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена 2009 №94 – 9-13.

2.    Корепанова, М.В. Феномен образа Я и особенности его развития в дошкольном детстве [Текст]: Учеб. пособие к спецкурсу / М.В. Корепанова. – Волгоград: Перемена, 2000. – 120 с.

3.    Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия : материалы IV международной научно-практической конференции 15–16 мая 2013 года. – Прага, 2013 – 316 с.

4.    Серебрякова, Т.А. Концептуальный подход к решению проблемы воспитания основ ценностного отношения к миру у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.А. Серебрякова // Вестник ТГПУ. – 2009. – №10. – С.95-99.

5.    Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Г.А. Урунтаева. – 5-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2001. – 336 с.

6.    Чепикова, Л. В. Педагогические условия воспитания основ нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 09.10.07/ Чепикова Лидия Владимировна.– Смоленск: Смоленский гос. ун-т, 2007. – 19 с.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»

Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Подрастающее поколение растет и воспитывается в среде с размытыми нравственными ориентирами, низким уровнем общественной морали, в атмосфере бездуховности, безверия и агрессивности. Поэтому современное педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям духовно-нравственные ценности и ориентиры, являющиеся ядром личности, благотворно влияющие на все стороны и формы взаимоотношений растущего человека с окружающим миром: на его мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, этическое и  эстетическое воспитание, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие.
           Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная, и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых.

 Среди основных проблем можно выделить отсутствие системы общественного духовно-нравственного воспитания для разных уровней системы образования. Эта проблема современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений.

Основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада, школы. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

Своё предназначение, как педагога дошкольного образования, видим в наставничестве, в воспитании духовно-нравственных начал, сохранении и приумножении чистых, светлых и прекрасных образов на пути к формированию индивидуальности маленького человека.

Таким образом, решая проблемы духовно-нравственного воспитания детей, мы гарантируем свое светлое будущее. Заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы детям дошкольного возраста станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

Проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Различные аспекты проблемы воспитания детей дошкольного возраста находят свое отражение в многочисленных исследованиях ученых С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского, А.А. Бодалева, Д.И. Фельдштейна, В. В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, В.М. Мясищева, Л.И. Анцыферовой, А.Г. Асмолова, В.С. Мухиной и др., которые отмечают, что в изменяющиеся условия жизни общества и социума требуются новые подходы к разрешению задач развития творческих, духовных и физических возможностей личности, формирования прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащения интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности. Вполне соответствующей своему назначению в современных условиях является духовно-нравственное воспитание.

Духовно-нравственное воспитание развивает концептуальные идеи, которые содержатся в новом Законе «Об образовании» (2013), в Международных конвенциях и соглашениях и других нормативно-правовых документах. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России [3, с. 204].

Духовно-нравственное воспитание представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов воспитания и социализации, при котором происходит осознанное принятие дошкольником традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края [3, с. 246].

Сравнительный анализ научных положений и взглядов современных ученых на духовно-нравственные ценности позволяет выделить общие положения, которыми руководствуется современная педагогическая наука: они нацелены на воспитание ядра личности, основаны на личностном опыте, обращены к целостному человеку – его разуму, воле, чувствам, представляют собой совокупность общих принципов поведения человека по отношению друг к другу, природе, обществу, основаны на формировании общественных норм, правил и принципов. В основе духовно-нравственных ценностей заключен культурно-исторический опыт предшествующих поколений во благо собственному «Я», другому, обществу, природе. Таким образом, основой духовно-нравственных ценностей является их обращенность к жизни, человеку, традициям, к принципам гуманизма.

Г.А. Урунтаева считает, что в дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность.

Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе [5, с.255].

Т.А. Серебрякова говоря о дошкольном детстве, отмечает, что «это возраст, когда эмоции «господствуют» над всеми сторонами жизни ребенка, управляют и регулируют многие его психические процессы и функции. Именно эмоции, эмоциональный интерес стимулирует ребенка к познанию мира, в котором он живет.

Основными принципами организации образовательного процесса, направленного на формирование духовно-нравственных основ Т.А. Серебрякова считает:

– Принцип единства эмоционального и интеллектуального восприятия окружающего.

– Принцип интеграции различных видов и форм организации познавательной деятельности.

– Принцип обеспечения успеха в организуемой познавательной деятельности [4, с.97]. 

Таким образом, в дошкольном возрасте у детей закладываются духовно-нравственные основы, происходит становление и развитие компонентов духовности как личностного образования. В этом сложном процессе личностно-ориентированный подход играет первостепенную роль. Духовно-нравственные качества, гуманистическая направленность личности наилучшим образом формируются в деятельности, которая определяет и интересы, и отношение к действительности, и особенности взаимоотношений с окружающими.

Факторы и критерии духовно-нравственного воспитания личности дошкольника

Духовно-нравственное воспитание и развитие личности – процесс сложный, неоднозначный, особенно на современном этапе, зависящий от многих факторов, одним из которых является социальная среда, представленная разными уровнями: микросоциум, мезосоциум, макросоциум, каждый из которых имеет свою меру влияния на личность ребенка. Так, микросоциальное окружение ребенка (близкие, семья, друзья), безусловно, наиболее значимы в этом отношении.

По мнению С.П. Акутиной, «семья является первоосновой общества, где происходит самопознание и формируется самосознание ребенка, раскрывается индивидуальная направленность его личности, реализуются потребности ребенка в любви, общении, активности, складывается мотивация поведения ребенка, происходит его первичная социализация, приобретаются и осваиваются духовно-нравственные ценности» [1, с.9].

В духовно-нравственном воспитании детский сад не может не учитывать того, что дети находятся под влиянием окружающей среды, различных жизненных условий, но следует отметить, что в формировании нравственности дошкольников важная роль принадлежит воспитателю. Всей своей работой он учит детей анализировать поведение окружающих людей, отличать подлинную нравственность от ложной, показной. Действенность воспитания во многом зависит от того, насколько детский сад заботится о формировании полезных навыков и привычек поведения.

М.В. Корепанова считает, что «управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в «зону ближайшего развития». Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, но под руководством и в сотрудничестве со взрослыми, а уж затем и вполне самостоятельно» [2, с.71].

Критериями развития духовного воспитания выступают:

– наличие гармоничных одухотворенных отношений ребенка с окружающим миром, с другими людьми и самим собой;

– развитое состояние в сознании и мировоззрении категории совести, четких представлений о добре и зле, готовность к следованию линии добра;

– стремление к самовоспитанию, самообразованию – соответствию себя, своего поведения и образа мыслей (помыслов) Образу как образцу;

– потребность и готовность проявления действенного сострадания неблагополучию и активного сорадования успехам другого человека (ближнего) [6, с. 68].

Организационно-педагогические условия организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Для изучения условий духовно-нравственного воспитания старших дошкольников в МБДОУ д/с общеразвивающего вида  № 24 нами были выделены компоненты духовно-нравственного воспитания, основанные на теоретическом материале исследования.

  • Когнитивный, направленный на формирование представлений о душе, нравственных качествах, осознании нравственных нормах поведения;
  • Эмоционально-ценностный (развитие эмоционального отношения к нравственным нормам и принятию их ребенком);
  • Поведенческий, предусматривающий формирование нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками.

Состав испытуемых: 20 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Проводимая исследовательская работа состояла из трех этапов:

I) диагностического;

II) формирующего;

III) контрольного.

Диагностический этап исследования строился в соответствии с целью и задачами изучения уровня развития духовно-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста. В процессе диагностики использовались методики, соотносимые с изучением следующих компонентов: когнитивного, направленного на формирование представлений о душе, нравственных качествах, осознании нравственных нормах поведения; эмоционально-ценностного, развитие эмоционального отношения к нравственным нормам и принятию их ребенком; поведенческого, предусматривающего формирование нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками.

Формирующий этап строился на основании полученных данных диагностики и строился по трем направлениям: работа с детьми, работа с родителями, совместная деятельность детей и родителей. Нами была разработана и апробирована модель развития духовно-нравственного воспитания, которая состоит из разных форм работы (индивидуальной, групповой, фронтальной) В своей работе мы опирались на принципы (гуманистический, природосообразности, индивидуального подхода, включения личности в значимую деятельность). Для изучения родительского педагогического влияния на духовно-нравственную сферу детей была составлена анкета. Анализ данных анкетирования и данных по всем проведенным методикам показал, что дети, которым родители уделяют больше внимания в духовно-нравственном воспитании демонстрируют более высокий уровень всех компонентов духовно-нравственной сферы: когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого.

Проведение контрольного этапа исследования строилось на основе опроса родителей и проведения диагностической методики с детьми. Данные исследования подтвердили гипотезу исследования, о том, что духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если: в воспитательной работе соблюдаются принципы личностно-ориентированного подхода, предполагающего индивидуальное отношение к каждому ребенку, знание его личностных особенностей, интересов и др.; игровые занятий с детьми направлены на формирование духовно-нравственных основ личности, включающих такие компоненты как когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий; воспитательные задачи реализуются в тесном взаимодействии и сотрудничестве семьи и детского сада.

Список литературы

  1. Акутина, С.П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей [Текст] / С.П. Акутина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена 2009 №94 – 9-13.
  2. Корепанова, М.В. Феномен образа Я и особенности его развития в дошкольном детстве [Текст]: Учеб. пособие к спецкурсу / М.В. Корепанова. – Волгоград: Перемена, 2000. – 120 с.
  3. Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия : материалы IV международной научно-практической конференции 15–16 мая 2013 года. – Прага, 2013 – 316 с.
  4. Серебрякова, Т.А. Концептуальный подход к решению проблемы воспитания основ ценностного отношения к миру у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.А. Серебрякова // Вестник ТГПУ. – 2009. – №10. – С.95-99.
  5. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Г.А. Урунтаева. – 5-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2001. – 336 с.
  6. Чепикова, Л. В. Педагогические условия воспитания основ нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 09.10.07/ Чепикова Лидия Владимировна.– Смоленск: Смоленский гос. ун-т, 2007. – 19 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Консультация для педагогов «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».Теодор Рузвельт...

Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания и образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудо...

Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности. Н...

Инклюзивное физическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Она обеспечивает полноценное вовлечение дошкольника с особенностями развития в жизнь детского сада. Смысл инклюзии в дошкольн...