Методики для проведения диагностики индивидуального развития детей
учебно-методический материал по теме

Дондукова Юлия Александровна

При реализации ООП может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производиться воспитателем в рамках педагогической диагностики, т.е. оценка индивидуального развития ребенка дошкольника, связанной оценкой эффективности работы воспитателя и лежащей в основе дальнейшего планирования.< Результаты педагогического мониторинга используются исключительно для профессиональной коррекции особенностей развития ребенка, построения образовательной траектории и для поддержки (индивидуализации) ребенка. Основным методом оценивания в моей деятельности является наблюдение (наблюдение за детьми в процессе общение между собой, наблюдение в процессе общения с взрослыми, наблюдение за деятельностью ребенка, наблюдение за поведением ребенка в какой-либо образовательной деятельности, наблюдение за ребенком на занятиях музыки и физкультуры). Конечно, проанализировав работы ребенка можно сказать о многом. А вот в ходе беседы можно узнать над чем, нужно поработать в области коммуникации и социализации. Создавая проблемные ситуации можно увидеть, как ребенок находит решение, здесь я использую методику "Ситуации" (авторы; Т.Б. Миронова, Н.С. Павлова), методика "Игровые ситуации"(Т.З. Адамъянц, В.А. Шиловой). ;Методика "Оцени поведение" модифицированный тест А.Л.Венгера, разработанная и апробированная под руководством Т.Д.Марцинковской, ; помогает увидеть усвоены ли оценочные эталоны у детей.. Для мониторинга я широко применяю дидактические игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наблюдение по схеме Смирновой Е.О., Холмогоровой В.М.

Цель: выявление реальности детских отношений и взаимодействия детей в группе в естественных условиях.

При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие параметры поведения детей:

- инициативность – отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение;

-  чувствительность к воздействиям сверстника – отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него;

- преобладающий эмоциональный фон – проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.

        На каждого ребенка заводится протокол, в котором по приведенной ниже схеме/шкале отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности.

Шкала оценки параметров и показателей.

Критерии оценки параметров

Баллы

Инициативность

- отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими;

- слабая: ребенок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми;

- средняя: ребенок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым;

- ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия.

0

1

2

3

Чувствительность к воздействиям сверстника

- отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения сверстника;

- слабая: ребенок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру;

- средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников;

- высокая: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия.

0

1

2

3

Преобладающий эмоциональный фон

- негативный;

- нейтрально-деловой,

- позитивный.

Регистрация поведения детей с помощью приведенного в приложении протокола позволяет более  точно определить характер отношения ребенка к сверстникам. Так отсутствие или слабо выраженная и инициативность (0-1 балл) может говорить о неразвитости потребности в общении со сверстниками или неумении найти подход к ним. Средний и высокий уровни инициативности (2-3 балла) говорят о нормальном уровне развития потребности в общении.

        Отсутствие чувствительности к воздействиям сверстника, своеобразная «коммуникативная глухота» (0-1 балл) говорит о неспособности видеть и слышать другого, что является существенной преградой в развитии межличностных отношений.

        Важной качественной характеристикой общения является преобладающий эмоциональный фон. В случае если преобладающим является негативный фон (ребенок постоянно раздражается, кричит, оскорбляет сверстников или даже дерется), ребенок требует особого внимания. Если же преобладает положительный фон или положительные и отрицательные эмоции по отношению к сверстнику сбалансированы, то это свидетельствует о нормальном эмоциональном настрое по отношению к сверстнику.

Наблюдая, необходимо не только фиксировать поведение детей по указанным параметрам, но и замечать и описывать живую картину детского взаимодействия. Конкретные высказывания, поступки, ссоры, способы выражения внимания к сверстнику могут дать незаменимые реальные факты детской жизни, которые нельзя получить никакими другими методами.



Предварительный просмотр:

Методика «Игровые ситуации»

 (имена сказок и героев были мною изменены на более современных персонажей)

(модификация анкеты, позволяющей выявить разные уровни «картины мира» ребёнка

Т.З. Адамъянц, В.А. Шиловой)

Направленность: изучение «картин мира» детей и его толерантного отношения к другим детям.

Ребенку предлагается несколько игровых ситуаций. Инструкция: «Сейчас я тебе буду предлагать разные игровые ситуации и задавать вопросы, а ты постараешься ответить на них так, как считаешь нужным».

  1. Ты – в мультфильме «Смешарики». В роли какого персонажа тебе хотелось бы оказаться?

-Лосяш;

-Бараш;

-Нюши;

-Каркарыча;

-Крош;

-Совунья;

- Кого-то ещё или, может быть, - вообще никого?

1а. Пожалуйста, дай характеристику выбранному тобой персонажу; он какой?

2. Ты  - в сказке «Лунтик». В роли какого персонажа тебе хотелось бы оказаться?

-Лунтик;

-  Кузя;

-дедушка Шер;

-Лупсень и пупсень;

-Пчеленка;

-Милы

- Кого-то ещё или, может быть, вообще никого?

2а. Пожалуйста, дай определение – характеристику выбранному тобой персонажу: он какой?

3.Ты – в сказке (мультфильме) «Ну, погоди!». В роли какого персонажа тебе хотелось бы оказаться?

- Волка;

- Зайца;

- Кого-то ещё или, может быть, вообще никого?

3а. Пожалуйста, дай определение- характеристику выбранному тобой персонажу: он какой?

4.С персонажем какого современного мультфильма, фильма, сказки ты мог (могла) бы отождествить себя сегодня, то есть – в какой роли тебе хотелось бы оказаться?

      4а. Пожалуйста, дай определение- характеристику выбранному тобой персонажу: он какой?

5.Есть ли такой герой современных мультфильмов, фильмов, сказки, который тебе очень не нравится?

5а. Почему?

6.Стал (а) бы ты дружить с девочкой или мальчиком, которая (ый):

- другой национальности (не русский):

а) да;

б) нет;

в) не знаю;

- гораздо богаче тебя (лучше одевается, дорогие вещи и игрушки):

а) да;

б) нет;

в) не знаю;

- гораздо беднее тебя (плохо одет, мало игрушек):

а) да;

б) нет;

в) не знаю;

- который приехал из другого города (далеко от Москвы) или из деревни:

а) да;

б) нет;

в) не знаю;

- который  играет,  справляется с заданиями хуже тебя:

а) да;

б) нет;

в) не знаю;

- который играет,  справляется с заданиями лучше тебя:

а) да;

б) нет;

в) не знаю;

- который не любит играть и делать  то, что нравится тебе:

б) нет;

в) не знаю;

- с бездомным хулиганом:

 а) да;

б) нет;

в) не знаю;

- с инопланетянином:

а) да;

б) нет;

в) не знаю;

7. Как тебе кажется, мир, в котором ты живёшь, который тебя окружает (семья, детский сад, знакомые люди, родственники, дети, живущие с тобой в одном доме), весь этот мир по отношению к тебе какой? Выбери подходящее слово и объясни, почему ты выбрал (а) именно эту характеристику:

-дружелюбный - недружелюбный- не знаю;

- приятный – неласковый – не знаю;

- хороший – плохой – не знаю;

- справедливый- несправедливый – не знаю;

- добрый – злой – не знаю.

8. Герои мультфильмов, фильмов и сказок нередко сражаются между собой или дерутся. Скажи, а тебе когда-нибудь приходилось драться?

1 – достаточно часто;

2 – редко;

3 – никогда.

8а. Если приходилось, то скажи, пожалуйста, нравится ли тебе драться и почему?

  1. нравится;
  2. не нравится;
  3. чем-то нравится, а чем-то нет;
  4. не знаю.

 

Ф.И. ребёнка_________________________________________________

Возраст______________________________________________________



Предварительный просмотр:

Беседа  «Отношение ребёнка к сверстникам»

(для родителей и воспитателей)

Инструкция: « Если отмеченная особенность поведения свойственна ребёнку, соответствующее утверждение оценивается в 1 балл, если нет – 0 баллов».

  1. Старается устраниться от активного участия в игре.
  2. Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим детям.
  3. Никогда не делится с другими детьми игрушками и сладостями.
  4. Не оказывает помощь другим, даже если его об этом просят.
  5. Соглашается на второстепенные роли, никогда не высказывает желания быть главным в игре.
  6. У него нет друзей ни в детском саду, ни во дворе.
  7. Избегает общения с другими детьми.
  8. В игре всегда стремится получить значимую роль, если не получает, отказывается играть.
  9. Не проявляет интереса к коллективным играм, играет один.
  10. Часто жалуется взрослым, что его обижают другие дети.

 

Оценка результатов

7-10 баллов – у ребёнка серьёзные трудности в общении, связанные с негативным отношением к другим детям, они обязательно проявятся в отношениях с одноклассниками в школе;

4-6 баллов – трудности обусловлены неумением устанавливать контакты со сверстниками чаще всего из-за недостаточного опыта общения и / или неуверенности в себе.

1-3 балла – трудности в общении ситуативны и / или обусловлены некоторыми индивидуальными особенностями ребёнка, которые, как правило, корректируются под влиянием детского коллектива.



Предварительный просмотр:

Дидактические игры, применяемые мною для диагностических исследований.

Образовательные области

Дидактические игры

Материалы, оборудование

Речевое развитие

«Какое слово заблудилось?»

Цель: узнать умеет ли ребенок подбирать точные по смыслу

Карточки с предложениями

«Назови лишнее слово»

Цель: внимание; развивать мышление; речь. навык правильного произношения.

Карточки со словами

«Закончи предложение»

Цель: проверка понятийного мышления.

Карточки со словами

«Кто кем (чем) будет?»

«Кем (чем) был?

Цель: знает ли ребенок последовательность событий

Карточки со словами

«Назови ласково»

Цель: определить умеют ли дети образовывать слова

Лексический материал

«Узнавание»

Цель: может ли ребенок узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или группе словдействий.

Карточки со словами

Познавательное развитие

«Сравнение предметов между собой»

Цель: выяснить умеет ли ребенок сравнивать предметы и в чем его затруднения

Геометрические фигуры (16 геометрических фигур больших 4-х видов и  4-х  цветов; 16 геометрических фигур маленьких 4-х видов и 4-х цветов)

«Сравнение слов»

Цель: выяснить умеет ли ребенок сравнивать предметы и в чем его затруднения

Картинки и карточки со словами

«Четвертый лишний»

Цель:  узнать умеет ли ребенок исключать лишние слова и обобщать слова.

Картинки с изображением 3 предметов;

Картинки с изображение 4 – 5 предметов

«Бывает – не бывает»

Цель: определение критичности познавательной деятельности

Карточки со словами

Художественно-эстетическое развитие

«Чего не стало?»

Цель: измерить качество наблюдательности и внимания.

Парные картинки (на одной не хватает одной детали)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Параметры педагогической диагностики индивидуального развития детей в возрасте от трех до семи лет

Параметры педагогической диагностики индивидуального развития детей в возрасте от трех до семи лет  по  пяти образовательным областям...

Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность» за учебный 2019 - 2020 год.

Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность»...

Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность» за учебный 2021 - 2022 год

Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность»...

Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность» за учебный 2020 - 2021 год.

Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность»...

Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность» за учебный 2019 - 2020 год.

Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность»...

Методика проведения диагностики музыкального развития детей в ДОУ

Параметры  и критерии диагностики младшего, среднего и старшего возраста в ДОУ по музыкальному воспитанию...