Консультация для воспитателей "Грамматически правильная речь воспитателя"
консультация по теме

Пакшина Ольга Николаевна

          В настоящее время известна поговорка «Слово - визитная карточка человека». От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей22.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     «Дивишься драгоценности нашего языка:

                                      что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно,

                                             как сам жемчуг, и, право,

                                            иное название ещё драгоценней самой вещи»

                                                                                        Н. В. Гоголь

                                                      «Слово-полководец человечьей силы…»

                                                                                            В.В.Маяковский

 В настоящее время известна поговорка «Слово - визитная карточка человека». От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в различных видах деятельности: хозяйственно-бытовой и трудовой, учебной. Воспитатель организует игры с детьми, говорит с ними на всех занятиях, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения и т.д. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды целиком зависит от качества речи воспитателя.

Дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат. Подражая взрослым, ребёнок перенимает не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но так же и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Именно поэтому к речи педагогов предъявлены высокие требования.

       

Типичные ошибки, встречающиеся в речи педагогов.

В устной речи можно выделить следующие группы часто встречающихся ошибок:

 Орфоэпические  –  нарушение произносительных норм  устной  речи. Данные ошибки проявляются в неправильном произношении звуков в словах («тэрмин» вместо «термин», «кофэ» вместо «кофе»;

в неправильной постановке ударения в слове («звОнит» вместо «звонИт», «тортЫ» вместо «тОрты», бАржа, бАрмен, диспансЕр, договОр, донЕльзя, дремОта, жалюзИ, заусЕница, квартАл, творОг, каталОг, опЕка, ракУшка, свЁкла, срЕдства, слИвовый, танцОвщица, тОтчас, тУфля, увЕдомить, фенОмен, баловАть, кАмбала, красИвее, бАнты, лИфты, скулА, шАрфы, облегчИть, отдельные слова нужно просто запомнить - гренкИ,  кЕта-рыба, щавЕль и др.».

Грамматические ошибки – это нарушение правил использования грамматических форм разных частей речи и синтаксических конструкций. Ошибки проявляются:

- в употреблении рода имён существительных («Французская шампунь» вместо «Французский шампунь», «красивая тюль» вместо «красивый тюль»;

- в неправильном согласовании местоимения и существительного в роде («моё день рождения» вместо «мой день рождения», так как притяжательное местоимение «мой» относится к существительному «день», а не к слову «рождение»);

- в неправильном склонении числительных («В двух тысячи пятом году» вместо «в две тысячи пятом году»);

- в неправильном употреблении рода числительных («в присутствии обоих девочек» вместо «обеих»);

- в неправильном употреблении местоимений («много ихних вещей» вместо «их вещей»);

- в неправильном образовании мн.числа существительных (порт-пОрты, торт-тОрты, договОр-договОры, образ-Образы, образА(иконы), соболь-сОболи(животные, соболЯ(меха), год-гОды, годА);

- в неправильном употреблении окончаний имён существительных во мн.числе («сапогов» вместо «сапог», «носок» вместо «носков»-искл., «чулков» вместо «чулок»);

- в ошибочном употреблении наречий («взади» вместо «сзади», «взаду» вместо «позади», «сперва» вместо «сначала», «без разницы» вместо «безразлично», «понарошку» вместо «нарочно», «длиньше» вместо «длиннее»);

- в ошибочном употреблении различных форм глаголов («ложить» вместо «класть»);

- следует различать слова одинаковые (или похожие) по написанию, но имеющие различные значения (КулинАрия-искусство приготовления пищи, кулинарИя-магазин, по средАм-дням недели, по срЕдам - обитания);

- в некорректном использовании форм глагола  («сели за столы» вместо «сядьте за столы», «подошли ко мне» вместо «подойдите ко мне» - здесь, выражая просьбу, следует употреблять глаголы в повелительном наклонении, а не в прошедшем времени).

Семантические (лексические) ошибки – это нарушение правильного использования лексического значения слов в речи. Слова должны употребляться в том значении, которое оно имеет. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания («займи мне денег» вместо «дай мне денег взаймы», «в мае месяце» вместо «в мае»).

 В качестве недостатков словаря многих воспитателей можно назвать частое употребление слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т. п.), засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит); в общении с более старшими детьми - подлаживание под речь малышей, то есть неуместное использование звукоподражательных слов (Где ав-ав? и т. д.).

Требования к речи педагога.

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является для детей основным образцом  родного языка, культурной речи,  должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Исходя из вышеперечисленного,  к устной речи педагогов предъявляются следующие требования:

  • Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.

  • Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию.

  • Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм. Недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

  • Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания, т.е. должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями. Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают  слушать.

  • В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса. Торопливость речи столь же недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается детьми  лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп  повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает её  нечеткой, смазанной, трудной для восприятия. Сказки, рассказы, стихи для детей  читают, как правило, в более замедленном темпе, чем тот, который характерен для разговорной речи. Замедленную  речь детям легче воспринимать, легче следить за её содержанием, запоминать текст. Если все - таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить его до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи.

  • Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей).

  • Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений. Речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной,  немногословной, но очень понятной и логичной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского  сада.

Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.

Педагог должен критично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

Каждый дошкольный работник должен считать своим профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи.

«… И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.»

                                                                             И.А.Бунин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Грамматически правильная речь воспитателя"

Одним из рабочих инструментов воспитателя является правильная речь. Дети должны слышать только правильные слова в речи воспитателя. В нашем коллективе ведётся постоянная работа над культурой речи педа...

Консультация для воспитателей «Грамматически правильная речь воспитателя»

В материале представлены распространенные речевые ошибки воспитателей при общении с детьми и даны рекомендации по их исправлению....

Консультация для воспитателей на тему: "Грамматически правильная речь воспитателя"

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, самоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаю...

Консультация для воспитателей на тему: «Грамматически правильная речь воспитателя»

Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструмен­том, воздействующим на ребенка, по­могающим установить с ним контакт. Поэтому речь воспитателя...

Консультация для воспитателей «Грамматически правильная речь воспитателя»

«Грамматически правильная речь воспитателя».Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и т...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ»

 Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения воспитанников, в общении с ними, является для детей основным образцом родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть н...

Консультация для воспитателей "Грамматически правильная речь воспитателя"

Консультация для воспитателей дошкольных учреждений....