Познавательно - исследовательский проект на тему "Царство грибов".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Безбородова Анастасия Анатольевна

Познавательно - исследовательский проект на тему "Царство грибов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_proekt_griby.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели: «Лес осенью.Ягоды,грибы» (октябрь)

Тема проекта: «Царство грибов»

Тип проекта: познавательно - исследовательский

Участники проекта: дети подготовительной группы,  родители, воспитатели              

Сроки реализации: краткосрочный (с 8 октября по 18 октября).

Форма проведения: групповой

Актуальность: Гриб – одно из самых интересных и таинственных явлений природы. Наша богатая лесами страна издавна славится обилием грибов. Сбор грибов –

увлекательное и полезное занятие. Но не так-то просто найти хороший гриб. Для этого нужно изучить его «повадки», уметь отличать съедобные грибы от ядовитых. 
Дошкольный возраст – это период становления основ будущей личности. Именно в это время необходимо начинать экологическое образование ребенка. И начинать его нужно со знакомства с объектами природы ближайшего окружения. 
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. 
Цель проекта: расширить представление у детей о лесах родного края в целом и грибах в частности через организацию разных видов деятельности.

Задачи:

1.Формировать у детей знания о грибах и их видах, о ценности грибов для человека и животных, птиц; расширять знания о лесах родного края, учить разбираться в грибах. 

 2. Изучить с детьми информацию о грибах: внешний вид, съедобный – не съедобный.

3. Развивать познавательную активность в процессе исследования грибов: его качеств и свойств.

4. Познакомить с загадками, стихами, сказками о грибах.

5. Учить связно, последовательно   излагать свои мысли при презентации проекта.

6. Создать радостную и праздничную атмосферу на спектакле «Под грибом»

Этапы работы над проектом:

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

Поисковый

(мотивационный)

1. Проблемная ситуация:  Как-то, во время беседы с детьми «О том, чем ребята занимались летом? », одна из девочек рассказала, что они гуляли с бабушкой по парку и на пенёчке она увидела несколько грибов и спросив у бабушки можно ли его сорвать и съесть, бабушка ответила, что нет… Не поняв почему? Танюша решила спросить в детском саду… И тут у ребят посыпались многочисленные вопросы: какие грибы можно есть, а какие нельзя? Как можно различать их? Вот так родился проект «Царство грибов».

2. Опрос детей с использованием «Модели трёх вопросов»: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Откуда можно узнать?»

1.Формулируют проблему с помощью  взрослых.

2. Входят в проблему через игровую ситуацию.

II этап

Аналитичес-

кий

  I.  Разработка  плана  реализации основного этапа проекта:

- сформулировать цель и задачи проекта;

- составить план мероприятий по достижению цели и задач по видам детской деятельности;

- выбрать приемлемые методы и приемы работы с детьми.

II. Сбор и анализ материала:

1. Посмотреть в интернете в поисках «Какие бывают грибы?», «Где растут грибы?»,«Как грибы можно различать?».

2. Найти материал в энциклопедии «О пользе и вреде грибов для природы и человека».

3. Посмотреть телепередачи «Что вы хотели узнать, но боялись спросить», «Галилео»; мультфильмы: «Мудрые сказки тетушки Совы, про грибы», «Как грибы с горохом воевали», «Грибной дождик», «Грибок-теремок», «Аркадий Паровозов спешит на помощь, Неизвестные грибы», «Лунтик и его друзья, «Белый гриб», «Мухомор». 

4. Подбор научной литературы по теме проекта  В.А.Маркин Детская энциклопедия. «Я познаю мир». –М, 2001г.; энциклопедия для детей М.: Аванта 2005г.;А.Ю.Бирюкова большая энциклопедия школьника. «Планета Земля» - М.,2001г.; А.Брагин Серия «Все обо всем» -М.,2006г.; А.А.Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» -ТЦ «сфера»,2005г.; Л.М. Маневцева «Мир природы и ребенок» -СПб: Детство-пресс, 2003г.

5. Подбор художественной литературы по теме проекта сказки Э. Шима «Храбрый опенок», «Грибной дым», В. Сутеева «Под грибом», познавательные сказки Н. Павловой «Две сказки о грибах», А. Лопатиной «Знакомство с грибами», В. Зотова «осенний опенок» и рассказы Н. Сладкова «Мухомор», «Хоровод грибов».  

6. Подбор:

-  дидактических  игр («Грибная корзинка», «Грибники», «Не всякому грибу место в лукошке», «Лесные грибы».)

- подвижных игр  («Поймай грибок», «Ягоды, грибы, орехи»,  «Найди свой гриб», «Грибы в корзинку», «Разгрузи машину»)

- необходимого оборудования и пособий: серию сюжетных картин для  составления рассказов на тему: «В лес по грибы»,иллюстраций для рассматривания  «Как растут грибы», «Осенний лес».

1. Распределяются

по группам.

2. Распределяют роли.

3. Осознают свою

задачу (что он должен делать?)

4. Предполагают

источники информации:  спросить у взрослого; работа с интернетом; работа с книгой;  провести эксперименты.

5. Вступают в коммуникативные

отношения с целью получить информацию.

6. Осуществляют процесс

планирования с помощью

взрослого.

III этап

Практический

(совместная деятельность детей, родителей и воспитателей)

Познавательно-исследовательская  деятельность:

- Беседа   на тему: «Грибной мир».

- Исследовательская деятельность  «Взвесим грибы».

-НОД «Как мы грибы искали», «Гриб трутовик», «Съедобные и несъедобные грибы». «Польза и вред от грибов»;

-Беседы: «Съедобные грибы Самарской области», «Про грибы», «Первые грибы»

-Провести наблюдения «Наблюдение за грибами на экологической тропе»

- Провести опыты: вырастить гриб-плесень в домашних условиях

Игровая  деятельность:

1. Пальчиковые игры: «Снежок», «Пришла зима», «Падал снег на порог», «Снежный ком», «Белый пух», «Ветер», «Медведь в берлоге»..
2. Дидактические игры: («Грибная корзинка», «Грибники», «Не всякому грибу место в лукошке», «Лесные грибы».)

Коммуникативная деятельность:

1. Составление рассказов по сюжетным картинкам «В лес по грибы»

2. Беседы и обсуждения: «Какая польза от грибов для людей, животных, птиц»; «Что можно приготовить из грибов». 
3. Рассматривание иллюстраций: «Как растут грибы», «Осенний лес».

Восприятие художественной литературы и фольклора:

1. Заучивание стихотворения И.Александрова «За грибами».
2. Чтение и обсуждение сказки В.Сутеева «Под грибом».

Изобразительная деятельность:

1. Аппликация: «Корзинка с грибами».

2. Рисование: «Грибы-грибочки на пнях и кочках…».

3.Лепка «Грибная полянка».

Музыкальная деятельность:

1. Слушание и пение песни «Про грибочки» В.Уткина,«Наступила осень» О.Осиповой, «Ой грибочки, грибы» р.н.песня.

Двигательная деятельность:

1. Подвижные игры: («Поймай грибок», «Ягоды, грибы, орехи»,  «Найди свой гриб», «Грибы в корзинку», «Разгрузи машину»)

 1. Привлечь родителей к поиску  в интернете информации «Где прячутся грибы», «Блюда с грибами».

2. Совместное проведение опытов  детей и родителей, и изготовление презентации на тему «Царство грибов»

3. Участие в создании тематической выставки «Веселые грибочки» ( книги  загадок, стихов, рассказов, рисунки, картинки, фоторепортажи, картины известных художников)

4. Совместный театральная постановка по сказке В.Сутеева «Под грибом»

Взаимодействие с семьями воспитанников: 

Фотоконкурс «Мы в осеннем лесу».

1. Ребенок

индивидуально, самостоятельно или в

группе выполняет

запланированные

действия.

2. При необходимости консультируется с руководителем проекта.

IV этап

Презентацион- ный

1. Презентация  «Царство грибов».

2. Организация и проведения совместного с родителями театральной постановки по сказке В.Сутеева «Под грибом».

Проводят презентацию для сверстников, родителей и сотрудников ДОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»

Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....

Познавательно-исследовательский проект: «Что за чудо эти перья?» Исследовательские свойства пера

Актуальность: Исследовательская деятельность по данной теме позволит расширить знания и  представления   детей о птицах;  о строении и типах пера; значении перьев в жизни птиц.Цель...

МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ "Развитие познавательных способностей детей путём создания мини-музея: «Моя лошадка» (познавательно-исследовательский проект)"

         Музейная педагогика - одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Работа ...

Познавательно - исследовательский проект «Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках экспериментально-исследовательской деятельности»

Вид проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, групповой.Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной группыСроки реализации: долгосрочный: 2 года...

Познавательно-исследовательский проект "Грибы нашего леса"

Цель: Обогащать знания детей о грибах и их значимости для природы и человека.Задачи: Расширить представления детей о строении грибов (гифы - нити).Познакомить детей  с полезными грибами и хи...