«Не забудем их подвиг великий!» Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

Cелезнева Ольга Валерьевна

Формирование основ патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vov_proekt.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработала: воспитатель

Муниципального бюджетного дошкольного

 образовательного учреждения

  «Ручеек» МО г.Ноябрьск

Селезнева Ольга Валерьевна

«Не забудем их подвиг великий!»

Познавательно – творческий проект для детей

старшего дошкольного возраста

Тема: «Не забудем их подвиг великий!»

Старший дошкольный возраст

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно-творческий

Тип проекта: групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный (3-4 недели)

Участники проекта: воспитанники старшей, подготовительной к школе групп, воспитатели, родители воспитанников. 

Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Предметно-содержательная область: межпредметный (нравственное, патриотическое воспитание, приобщение к социокультурным ценностям, ИЗО, чтение художественной литературы, познавательная деятельность, музыка).

Цель проекта: формирование основ патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Формировать начальные представления о том, кто такие защитники Отечества.
  • Знакомить с историей страны. 
  • Прививать любовь к Родине, гордость за свое Отечество.
  • Воспитывать уважительное отношение к своему народу.
  • Формировать у детей проявление бережного отношения, отзывчивости, сопереживания, сострадания, заботливости, внимательности по отношению к ветеранам.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Актуальность темы: Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей». Приближается самый важный, самый трогательный и душевный праздник в истории России – 9 мая – торжественный День Победы. Великая война… Она живет в фильмах, рассказах фронтовиков, тех, кто пережил эту страшную трагедию, запечатлена она в фотографиях, письмах… и в сердцах…Идут года, мчится время и все меньше и меньше остается ветеранов – живых свидетелей той страшной войны, которые из первых уст могут поведать нынешнему поколению о той тяжелой поре, о выпавших на долю нашего народа бедах и лишениях и о том непередаваемом ощущении победы. В наше время дети мало знают о Великой Отечественной войне. В связи с этим неоспоримым фактом считаем, что ребенок непременно должен знать историю своей страны, своего народа. Рассказывая детям о Великой Отечественной Войне, о подвиге людей, мы не только определяем их отношение к миру и к себе, мы учим сопереживать чужой беде, гуманности, великодушию, закладываем основы патриотизма. А сострадание, сочувствие  и великодушие стоит воспитывать в малыше с самого рождения. Только так мы имеем возможность вырастить всесторонне развитую и полноценную личность.

Проблема: Как правило, у нынешних детей, живущих в эпоху всеобщей компьютеризации,  недостаточно сформированы  знания и представления о героическом прошлом своей страны, семьи, предков. Сегодня, когда ветеранов остались единицы, когда у нынешних дошколят уже нет родных, способных рассказать «живым» языком о ценности мирной жизни, эти знания приобретают особую важность.

Бесспорно, начинать патриотическое воспитание нужно в раннем детстве. Рассказать детям о важнейшем событии в истории родной страны с одной стороны – просто, а с другой – очень сложно. «Пафосные, напыщенные» фразы, привычные слуху взрослого человека рассуждения о мире и о войне, популярные фильмы и песни, прославляющие наше героическое прошлое для малышей по большей части малопонятны. К счастью, наши дети живут под мирным небом и, очень бы хотелось, чтобы слово «фашизм» осталось для них только словом, да и то, только на страницах учебников по истории, а голод, страх, смерть – стали бы для них лишь теоретическими  понятиями, смысл которых им сейчас не совсем ясен. В связи с вышесказанным и возник вопрос: как говорить детям о войне, не травмируя их, как построить работу с малышами в преддверие праздника Великой Победы над фашизмом?

Формы и методы реализации проекта

  • Непосредственно образовательная деятельность;
  • целевые прогулки и экскурсии;
  • рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
  • чтение художественной литературы о героях ВОВ, о детях войны, о доблести и славе российских войск;  
  • беседы;
  • организация выставок творческих работ (индивидуальных, коллективных и выполненных совместно с родителями);
  • организация мини-музеев;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • взаимодействие с семьей.

Предполагаемые результаты:

  • Расширится кругозор детей героическом прошлом своей Родины. Дети будут знать и иметь представление о том, что наш народ перенес страшную и тяжелую войну и вышел победителем.
  • Ребята  в общих чертах узнают много нового о начале войны, о сражениях, о победе.
  •  Ребята научатся понимать ценность той великой победы, ценность мира на земле, начнут проявлять  интерес к историческим событиям своей страны и своих предков.
  • Дети смогут использовать полученные знания в продуктивных видах деятельности.
  •  У детей разовьется познавательный интерес и любознательность, повысится патриотическое самосознание.

Содержание этапов проекта

Данный проект включает в себя три этапа – подготовительный, практический (исследовательский) и итоговый (обобщающий).

Этапы проекта

Содержание

1

Подготовительный

  • Выбор темы проекта, его типа
  • Составление плана проекта
  • Сбор информации, литературы, другого материала
  • Мониторинг  знаний детей на начальном этапе проекта (можно провести в виде беседы)
  • Подготовка развивающей среды

2

Практический (исследовательский)

  • Работа с детьми
  • Работа с педагогами
  • Взаимодействие с родителями

3

Итоговый

  • Мониторинг знаний детей на заключительном этапе проекта (также в виде беседы или блиц-опроса)
  • Организация тематической выставки или мини-музея Славы.  
  • Конкурс рисунков
  • Конкурс чтецов
  • Досуговые мероприятия

Ресурсное обеспечение проекта

  • Каталог фильмов, рекомендованных для просмотра совместно с родителями.
  • Конспекты НОД, сценариев развлечений, папки-передвижки, рекомендации для родителей и т.д.
  • Подборка художественной литературы, создание каталога литературы.
  • Материал для художественного творчества.
  • Альбомы и энциклопедии, фотоальбомы, репродукции, семейные архивы, мультимедийные презентации.
  • Фильмы и ролики о Великой Победе.
  • Каталог музыкальных произведений, рекомендованных к прослушиванию.

Этапы проведения проекта

«Не забудем их подвиг великий!»

Этапы проекта

Участники

Подготовительный этап

1.

Мониторинг по теме: «Что ты знаешь о войне, о подвигах солдат?»

Воспитатели

2.

Подбор и изучение методической литературы.

Подбор художественной литературы для чтения детям.

Подборка музыкальных произведений, а также аудиозаписей с песнями и мелодиями военных лет.

Подборка дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины.)

Воспитатели

3.

Консультации в родительский уголок:

  • «Нужно ли говорить с ребенком о войне?»
  •  «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…»
  •  «Что почитать ребенку о войне»

Папка-передвижка «Спасибо деду за Победу!»

Воспитатели

Практический этап

1.

Чтение, пересказ, рассказов, чтение и заучивание стихов, их обсуждение  на протяжении всего проекта и в дальнейшем. 

  • Е. Благинина «Шинель»
  • Л.Кассиль «Твои защитники»
  • Гайдар А.П. «Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»
  • Голубева-Терес О. Т.  «Я расскажу вам о войне…»
  • Голявкин  В.В. "Мой добрый папа", "Рисунки на асфальте»
  • Горбунова Г. С.  «Я хочу хлеба»  повесть
  • Баруздин С. «Шел по улице солдат»
  • Туричин И. А.  Защитники : рассказы о Великой Отечественной (Библиотека мужества).
  • Туричин И. А.  Крайний случай : повесть-сказка : (Библиотека мужества).

Беседы о Великой Отечественной Войне.

Пословицы, поговорки – по теме проекта.

Воспитатели и родители

2.

Непосредственно образовательная деятельность

  • Заучивание стихотворений А.Барто «Война», «Мой брат уходит на войну», «В дни войны» 

Т.Белозеровой «Победа»,

Н. Ивановой «Что за праздник?»

  • Составление описательных рассказов по фотографиям, репродукциям картин.
  • Рисование «Сражение» , «Пусть всегда будет солнце», «Букет для ветеранов»,  «Я рисую мир».
  • Аппликация  «Танк», «Летят самолеты», «Салют Победы»

«Открытка для ветерана»

Воспитатели и дети

3.

Игровая деятельность

Подвижные игры  и эстафеты «Военный парад», «Погоны», «Шифровальщики»,  «Снайперы» «Полоса препятствий», «Передай автомат», «Смени флажок», «Попади в цель».

Сюжетно-ролевые игры «Мы солдаты», «Разведчики», «Полевая кухня».

Воспитатели и дети

5.

Экскурсия в музей воинской славы, к памятному месту, возложение цветов у вечного огня.

Создание мини-музея Славы в группе.

Воспитатели

6.

Музыкальные, литературные тематические праздники «Мы помним, мы гордимся!», «День Победы»,  «Пусть всегда будет солнце»

Музыкальный руководитель

Итоговый этап

1.

Итоговая мультимедийная презентация «Слава героям!»

Воспитатели

2.

Мультимедийная презентация, или создание коллажа «Этот день мы приближали, как могли»

Воспитатели,  дети

3.

Выставка рисунков «Дети рисуют мир без войны».

Родители, дети

4.

Викторина «Что я знаю о войне»

Конкурс чтецов «Этот праздник со слезами на глазах»

Воспитатели, родители, дети

5.

Встреча с ветеранами.

Воспитатели, родители, дети


Пословицы и поговорки о войне

 Худой мир лучше доброй брани.

 Война кровь любит.

 Войной да огнем не шутят.

 Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.

 Вражда не делает добра.

 Держи порох сухим - будешь непобедим.

 Дружно за мир стоять - войне не бывать.

 Если хочешь мира, будь готов к войне.

 Кому мир недорог, тот нам и ворог.

 Мир - дело великое.

 На смерть детей не нарожаешься.

 В некрутчину - что в могилу.

 Не доверяешься - бьют и перевернешься - бьют.

 Воевать - так не горевать, а горевать - так не воевать.

 Без головы - не ратник, а побежал, так и воротиться можно.

 Без смелости не возьмешь крепости.

 Бей врага, не жалей батога.

 Бой красен мужеством, а приятель дружеством.

 Больно ранен - и головы не нашли.

 В нашей волости три болести: некрутство, подати да земщина.

 В нашем полку нет толку: кто раньше встал да палку взял, тот и капрал.

 В спину бьют, как полосу куют.

 Верно служу - ни по чем не тужу.

 Веселое горе - солдатская жизнь.

 Воевал молодой, а под старость отпустили домой.

 Воин: сидит под кустом да воет.

 Где коза прошла, там и солдат пройдет.

 Где ни пожил солдат, там и расплодился.

 Где тесно, там-то солдату и место.

 Грозен враг за горами, а еще грознее за плечами.

 Дай бог ему быть полковником, только не в нашем полку.

 Дай бог, чтоб пилось и елось, а служба на ум не шла.

 Дорожка вместе, табачок пополам.

 Един воин десять рот водит.

 Еще бы воевал, да пищаль потерял.

 Жеребий дурак - и отца в солдаты отдаст.

 За него давно на том свете провиант получают.

 За солдатом - пиши пропало.

 Знай сметку, умирай скорчась!

 Из лука - не мы, из пищали - не мы; а зубы поскалить,
 язык почесать - против нас не сыскать.

 Иному служба - мать, иному - мачеха.

 Казак без коня, что солдат без ружья.

 Коли мало штыка, так дадим приклада.

 Кто служит, тот тужит; а кто орет, тот песни поет.

 Легко про воина слушать, да тяжело (да страшно) его видеть.

 На войне рать крепка воеводою.

 Не будешь покойник - будешь полковник.

 Недотянешь - бьют, перетянешь - бьют.

 Не за то бьют солдата, что крадет, а чтобы концы хоронил.

 Не пуля, а человек человека из ружья убивает.

 Не ставь неприятеля овцою, ставь его волком.

 Нешто солдату и без шубы деется: идет да греется.

 Он и не понюхал пороху.

 Пуля дура, штык молодец.

 Сколько ни служить, а в отставке быть.

 Служивый - что муха: где щель, там и постель, где забор, там и двор.

 Смерть русскому солдату свой брат.

 Солдат близко - кланяйся ему низко.

 Солдат в отпуску - рубаха из порток.

 Солдат горемыка, хуже лапотного лыка.

 Солдат - казенный человек.

 Солдат не вор (солдат добрый человек), да плащ его хапун.

 Солдат не украл, а просто взял.

 Солдат - отрезанный ломоть.

 Солдат спит, а служба идет.

 Солдат шилом бреется, дымом греется.

 Солдатка ни вдова, ни мужняя жена.

 Солдаткиным ребятам вся деревня отец.

 Стужа, да нужа, да царская служба.

 У солдата шило бреет, а шубы нет, так палка греет.

 Честь солдата береги свято.

 Авось да небось на фронте брось.

 Автомат да лопата - друзья солдата.

 Бей врага винтовкой, бей и сноровкой.

 Бой отвагу любит.

 Бой - святое дело, иди на врага смело.

 Былой славой боя не выиграешь.

 В бою побывать - цену жизни узнать.

 Видит Москву фашистское око, да зуб неймет.

 Враг рядом - бей прикладом.

 Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

 Врага в слезах не утопишь.

 Вчерашней славой на войне не живут.

 Гвардейский миномет везде врага найдет.

 Для советского солдата граница свята.

 До Москвы на танках, а от Москвы на санках.

 Если по-русски скроен, и один в поле воин.

 Живя в мире, не забывай о войне.

 За край свой насмерть стой.

 К нам с пушками, а от нас с клюшками.

 Каков полк, таков о нем и толк.

 Кипит суп - котелок друг, стук-бряк - котелок враг.

 Кто оружием умело владеет, тот врагов одолеет.

 Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.

 Кто честно служит, с тем слава дружит.

 Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.

 Лучше умереть в поле, чем в бабьем подоле.

 На героя и слава бежит.

 Не силою дерутся, а умением.

 От наших ворот живет и поворот.

 Плох тот солдат, который не думает быть генералом.

 Порядок в роте - и старшина в почете.

 Пуля чинов не разбирает.

 Русский солдат не знает преград.

 Сапер ошибается только один раз.

 Славу свою добываю в бою.

 Смелости учись у разведчика, осторожности у сапера -
 никогда не ошибешься.

 Умелый боец везде молодец.

 Храбрость - пестра победы.


Стихотворения о войне, победе.

МОЙ БРАТ УХОДИТ НА ВОЙНУ 
(А. Барто)
Мой брат уходит на войну. 
Что мне сказать ему? 
Ему я руку протяну, 
Его я обниму. 
Ему не надо слов моих,
Он будет биться за двоих. 
1941

ВОЙНА
(А. Барто)
Сигнал тревоги Над страной: 
Подкрался враг, Как вор ночной. 
Идёт на наши города 
Фашистов чёрная орда. 
Но мы врага отбросим так, 
Так наша ненависть крепка, 
Что даты нынешних атак 
Народ прославит на века.

В дни войны

(А. Барто)


Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.

День Победы

(Белозеров Т.)

Майский праздник -

День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад.

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

***

Что за праздник?

(Н. Иванова)

В небе праздничный салют,

Фейерверки там и тут.

Поздравляет вся страна

Славных ветеранов.

А цветущая весна

Дарит им тюльпаны,

Дарит белую сирень.

Что за славный майский день?

Нет войны

(С. Михалков)

Спать легли однажды дети –

Окна все затемнены.

А проснулись на рассвете –

В окнах свет – и нет войны!

Можно больше не прощаться

И на фронт не провожать –

Будут с фронта возвращаться,

Мы героев будем ждать.

Зарастут травой траншеи

На местах былых боёв.

С каждым годом хорошея,

Встанут сотни городов.

И в хорошие минуты

Вспомнишь ты и вспомню я,

Как от вражьих полчищ лютых

Очищали мы края.

Вспомним всё: как мы дружили,

Как пожары мы тушили,

Как у нашего крыльца

Молоком парным поили

Поседевшего от пыли,

Утомлённого бойца.

Не забудем тех героев,

Что лежат в земле сырой,

Жизнь отдав на поле боя

За народ, за нас с тобой…

Слава нашим генералам,

Слава нашим адмиралам

И солдатам рядовым –

Пешим, плавающим, конным,

Утомлённым, закалённым!

Слава павшим и живым –

От души спасибо им!

Нет, слово «мир» останется едва ли

В. Берестов

Нет, слово «мир» останется едва ли,

Когда войны не будут люди знать.

Ведь то, что раньше миром называли,

Все станут просто жизнью называть.

И только дети, знатоки былого,

Играющие весело в войну,

Набегавшись, припомнят это слово,

С которым умирали в старину.

***

«Мальчик из села Поповки»

С. Я. Маршак

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись ребёнок -

Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,

Обломок печки и трубы -

И это всё, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик без слёз,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенёс.

При нём избу его спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребёнка на снегу.

Красоту, что дарит нам природа...

А. Сурков

Красоту, что дарит нам природа,

Отстояли солдаты в огне,

Майский день сорок пятого года

Стал последнею точкой в войне.

За всё, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Спасибо доблестным солдатам -

Нашим дедам и отцам.

Недаром сегодня салюты звучат

В честь нашей Отчизны,

В честь наших солдат!


Игры и эстафеты военной направленности.

Игра на ловкость "Погоны" 

Две команды. Ведущий кладёт на плечи первому погоны. 
Задача – не уронив погоны, пробежать дистанцию и положить их на плечи следующему участнику эстафеты. 
Держать погоны руками нельзя. 
Если погон упал (на любом этапе, даже обратном), – игрок возвращается к старту, ему снова кладут на плечи погоны, и он снова бежит свою дистанцию. 

Конкурс на военную тему "Шифровальщики" 

Дается конверт с буквами, нужно собрать слово — название команды ("Варяг”, "Аврора”), можно на время. 

Конкурс для мальчиков "Юнга" 

Участники должны "привести палубу в порядок” — собрать мусор за 1 минуту с закрытыми глазами. Подсчитывается количество собранного мусора (например, кубики). 

Используемая литература.

  1. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивоина. История России.: М., 2000 - 544 с.
  2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.В. Пыжиков. История России ХХ начала ХХI века.: М.: Просвещение, 2003. - 400 с.
  3. Пословицы, поговорки, загадки /Сост., авт. предисл. и коммент. А.Н.Мартынова, В.В.Митрофанова. - М.: Современник, 1986.
  4. http://www.det-sad.com/o-geroicheskom-proshlom9-maya-v-detskom-sadu
  5. http://www.bestreferat.ru/referat-203899.html
  6. http://eva.ru/kids/read-11067.htm
  7. http://scenki-monologi.at.ua/load/konkursy/voennye/konkursy_i_igry_na_voennuju_tematiku/220-1-0-231
  8. http://www.psiholog-konsultant.ru/trimmery.html
  9. http://50ds.ru/metodist/260-velikaya-otechestvennaya-voyna-19411945-gg--zanyatie-dlya-doshkolnikov.html
  10. http://www.mamadaika.ru/article.php?article_id=11155
  11. http://www.deti-club.ru/o-geroicheskom-proshlom9-maya-v-detskom-sadu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб всему голова»

Проект "Хлеб всему голова" призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу....

Познавательно - творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Наша Родина-Россия"

Данный материал содержит подробный план работы по познавательно-творческому проекту "Наша Родина-Россия"...

Совместный познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Деды Морозы разных стран»

Проект по подготовке к празднованию Нового года. Представлен паспорт проекта с описанием целей и задач, содержательная часть нескольких этапов его реализации, а также план мероприятий с детьми и родит...

Проект: «Детское книгоиздательство» Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста

Проект: «Детское книгоиздательство»Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста...

Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» (краткосрочный) Номинация «Логопедический проект «В гостях у сказки» (в рамках недели логопедии)

Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает опт...