Круглый стол – дискуссия с родителями во 2 ранней группе «Капельки» МКДОУ «Сказка»
материал (младшая группа) на тему

Черво Светлана Владимировна

 Тема: «Можно или нельзя. Как научить ребенка правильно реагировать на слово «нельзя»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол – дискуссия с родителями во 2 ранней группе «Капельки» МКДОУ «Сказка»

Тема: «Можно или нельзя. Как научить ребенка правильно реагировать на слово «нельзя»

Орг. Момент.

1. Когда ребенок начинает понимать слово нельзя?

По-настоящему воспринимать запрет ребенок может только после года. Но потребность в ограничении его действий часто возникает задолго до этого. Например, с появлением зубов, ребенок может кусать маму за грудь, или сидя на коленях у взрослого, может дергать скатерть на столе, а когда в совершенстве освоит ползание, начнет проверять дом на прочность.
Можно пытаться говорить ему, что это делать нельзя, грозить пальчиком и делать суровое лицо, малыш почувствует, что вы сердитесь, но вряд ли до конца осознает, что это значит.
 

ВАЖНО: В возрасте до года самым действенным способом прекратить нежелательное поведение ребенка является переключение его внимание на более интересное занятие.

Кроме того, большинство случаев, когда у вас возникает желание сказать «нет», «нельзя» или «не делай этого» можно предотвратить, максимально обезопасив пространство, в котором находятся ребенок: поставить заглушки на розетки, спрятать хрустальные вазы, убрать опасные вещи из нижних полок, переставить горшки с цветами повыше.

Как научить ребенка понимать слово нельзя?

Установление границ − важная составляющая приучения ребенка к дисциплине. Большинство детей склонны к порядку и любят правила. Это их способ защиты от страшного непонятного большого мира.
Очень часто родители произносят слово «нельзя» по инерции, на подсознательном уровне, когда ребенок:
 

  • подвергается опасности
  • может навредить здоровью другого ребенка или взрослого
  • занимается чем-то, что неудобно, не нравится, мешает взрослым.

 Если в первых двух случаях запреты оправданы, то в третьем родители порой пользуются своим превосходством и чрезмерно ограничивают ребенка, что может негативно сказаться на его развитии.

2. Говорить «нет» надо правильно, обязательно прежде анализируя суть запрета. Основные принципы обучения малыша слову «нельзя»:

  • Действовать сообща
    В семье должна быть четкая договоренность, что если один член семьи запрещает что-то малышу, другой обязательно поддерживает его мнение при ребенке. Если имеет место несогласие, взрослые должны высказывать его наедине друг с другом. Ребенок должен понимать, что если ему сказали «нет», то это правило, которое не может быть изме
  • нено другим взрослым
  • Говорить «нет» надо правильно, обязательно прежде анализируя суть запрета. Основные принципы обучения малыша слову «нельзя»:
  • Действовать сообща
  • В семье должна быть четкая договоренность, что, если один член семьи запрещает что-то малышу, другой обязательно поддерживает его мнение при ребенке. Если имеет место несогласие, взрослые должны высказывать его наедине друг с другом. Ребенок должен понимать, что если ему сказали «нет», то это правило, которое не может быть изменено другим взрослым.
  • Проявлять твердость
    Постарайтесь, чтобы ваш голос был твердым и непоколебимым. Малыш должен заметить изменение интонации голоса и всерьез воспринять то, что вы ему говорите
  • Объяснять
    Мало просто сказать нет, нужно обязательно объяснить, почему вы запрещаете что-либо. В противном случае, ребенок подумает, что нельзя делать это в вашем присутствии, т.к. вам это не нравится или вы сердитесь, но будет пробовать повторить попытку, когда останется наедине с собой. Важно, чтобы ребенок действительно понял, почему нельзя
  • Предлагать альтернативу
    Запрет будет восприниматься легче, если взамен малышу будет предложено другое занятие, другая игрушка или обещание дать ему то, что он хочет позже и т.д. Только обязательно выполняйте обещания. Дети запоминают такие вещи лучше взрослых. Возможно, ребенок быстро переключит внимание и не будет сопротивляться запрету, что поможет избежать ненужного конфликта
  • Понятность требования
    Формулируйте свои правила понятным для ребенка языком, используйте простые слова. Например, «не трогай, будет горячо» или «нельзя, маме больно».

Как объяснить ребенку слово нельзя?

Если ребенок намеревается совершить нечто недозволенное, не спешите кричать издалека «нельзя». Алгоритм ваших действий должен быть следующим:

  1. Подойдите к ребенку
  2. Уберите его от опасности или заберите предмет запрета
  3. Посмотрите в глаза малыша и твердо, но не громко скажите «нельзя»
  4. Объясните причину запрета
  5. Предложите альтернативу

Например, ребенок тянется к горячей кружке на столе. Вам следует аккуратно убрать руку малыша от горячего предмета, взять кружку в свою руку и показать ее ребенку, объяснить, что в ней находится горячий напиток, который может принести боль.

Как вариант, вы можете приложить пальчик ребенка к кружке на пару секунд, чтобы он проверил истинность ваших слов на своем опыте. Затем предложите ему поиграть, например, с другой кружкой (пластиковой и пустой).

Что делать, если ребенок не реагирует на слово нельзя?

Проверьте, не упускаете ли вы чего-либо из перечисленных выше принципов обучения ребенку слову «нельзя».
Возможно, вы слишком рано требуете от ребенка идеального послушания. Вполне нормально, что малыш не сразу начнет проявлять реакцию, которой вы ожидаете.

Дети уже с 9 месячного возраста начинают выражать свое мнение и пытаются нащупать границы дозволенности.

Кроме того, ребенок обладает колоссальной силой волей, без которой он не смог бы достичь таких успехов за первые годы. Поэтому для того, чтобы установить правила и добиться того, чтобы ребенок следовал им, нужно набраться терпения, повторять вновь и вновь один и тот же запрет, пока ребенок его не усвоит.

При отсутствии реакции ребенка на ваши слова не следует:

  • бить его по рукам
    руки и ротик малыша − это важнейшие инструменты исследования, не стоит отбивать желание малыша познавать окружающий мир
  • кричать
    ребенок лучше поймет то, что вы хотите донести до него, если ваш голос будет спокойным и уравновешенным

Что делать, если ребенок в год не понимает слово нельзя?

Несмотря на то, что большинство детей, начиная с 7-8 месяцев, интуитивно понимают, когда вы сердитесь и запрещаете им что-либо, они не могут в полной мере адекватно отреагировать на ограничение и осознать, чего от них хотят.

Поэтому если годовалый ребенок не спешит выполнять ваши указания, это нормальная реакция. Период от года до трех лет – идеальное время для закладывания основ дисциплины ребенка. Используйте это время, чтобы объяснить ребенку, что можно, а что нельзя.

Что делать, если ребенок в 2 года не понимает слово нельзя?

  • Скорее всего, малыш понимает, что вы имеете в виду, когда говорите «нельзя», просто он не желает следовать этому запрету, считает его необоснованным и видит, что ничего не происходит, если он его нарушит
  • Причина такой реакции часто кроется в неправильном поведении родителей, которые сначала запрещают, а потом, если ребенок сильно плачет, разрешают, или мама запрещает, а бабушка украдкой позволяет. Возможно, вы слишком часто употребляете слово «нет», и малыш перестал его воспринимать
  • Будьте последовательны и терпеливы, исправляйте ошибки, которые допустили, не поощряйте непозволительного поведения, и через некоторое время ребенок смирится с правилами

3.Что делать с маленьким врединой: 3 правила доктора Комаровского.

Чтобы избежать проблем с воспитанием и жить с ребенком в полном взаимопонимании, нужно активно заниматься адаптацией малыша к внешнему миру, начиная с первого года жизни. Педиатр высшей категории, телеведущий программы «Школа доктора Комаровского» Евгений Комаровский дал несколько полезных советов по воспитанию непослушных ребятишек.

Наверное, в мире не существует семьи, в которой ребенка ни разу не назвали бы непослушным. Малыши в возрасте от 1 до 3 лет – не только беззащитные и жизнерадостные крохи, познающие мир, но и самые настоящие манипуляторы, ведь они очень быстро привыкают к вашей реакции на капризы и запоминают, как проще всего добиться желаемого. 


Чтобы избежать проблем с воспитанием и жить с ребенком в полном взаимопонимании, нужно активно заниматься адаптацией малыша к внешнему миру, начиная с первого года жизни. Педиатр высшей категории, телеведущий программы «Школа доктора Комаровского» Евгений Олегович Комаровский дал несколько полезных советов по воспитанию непослушных ребятишек. 

Не будьте слабым звеном в педагогике

Ребенок с малых лет познает мир, правила общения со сверстниками и взрослыми. Методом проб и ошибок он ищет свое место в обществе, в частности в семье. Так, с помощью плача и капризов малыш может пробовать управлять взрослыми, заставляя их удовлетворять сиюминутные причуды и потребности. Чтобы избежать частых истерик, нужно помочь ребенку уяснить простую истину: «Стая никогда не идет за детенышем», во главе семьи стоит взрослый человек, способный обеспечивать всех ее членов, оберегать их, а значит, и принимать решения. 


Если ваше чадо пробует добиться своего с помощью слез и крика, следует показать ему, что это вовсе не способ получить желаемое. Доктор Комаровский советует в таких случаях просто оставлять вредину одного, но лишь только он замолчит, нужно вернуться. Таким образом, ребенок осознает, что его слушают, когда он спокоен, и что он остается без внимания, когда не слушается и капризничает. Особое внимание при внедрении данной методики стоит уделить бабушкам, которые всегда готовы отозваться на любой зов любимых внуков. Евгений Олегович шутит, что «бабушка в педагогике – это слабое звено». Детские истерики всегда устраиваются перед человеком, который заведомо на них отреагирует. Несомненно, малыши наивны и искренни, но опытным путем им нетрудно вычислить, кто из взрослых немедленно бросается унимать плач и крики и выполнять желания юного манипулятора. Поэтому, чтобы избежать проколов в воспитании непоседы, стоит устроить небольшой семейный совет и раз и навсегда договориться о единой реакции на бурные капризы. 
Слова «нет» и «нельзя» от мамы и папы

Очень важный момент в воспитании непослушного ребенка – единодушие родителей. Пусть ваш сорванец раз и навсегда уяснит, что если папа что-то не разрешил, то это значит, что и мама, и бабушка поддержат его, а не снимут запрет. 

«Нет» – это всегда «нет», сказано ли оно сегодня, вчера или неделю назад. Запрет на что-то должен исходить от всех старших, тогда ребенок будет уверен в том, что это что-то опасное, и вскоре потеряет к этому интерес. То же самое и со словом «нельзя». Оно должно звучать крайне редко, малыш должен принимать его как обозначение реальной угрозы, опасности. Именно поэтому нельзя запрещать бездумно, нужно объяснять, почему это нельзя и что будет, если нарушить запрет. 

Не стоит думать, что ребенок не воспримет информацию в силу возраста, но если «нельзя» будет редким и опасным, то проверять слова родителей он вряд ли станет. 
Крайние меры в наказании озорников

«Если вы не можете справиться с ребенком без рукоприкладства, вам надо обратиться к специалисту, но не к педиатру, а к семейному психологу», – уверен доктор Комаровский. 

К сожалению, редко можно найти семью, в которой ребенка не шлепали бы хотя бы в качестве предупреждения. Рукоприкладство – это не способ решить проблему наказанием, оно оскорбляет личность ребенка, копит в нем обиду и – самое страшное – воспитывает в нем четкую, но в корне неверную формулировку: «кто сильнее, тот и прав». 

Крик и брань – тоже не решение проблемы воспитания непослушного малыша. Ведь повышенный тон обижает не меньше, чем шлепки, но вовсе не обязательно доносит суть проблемы до юного подсознания. 

Лучше использовать спокойный тон, объяснить неслуху, в чем его провинность и в чем конкретно он не прав. К тому же ни в коем случае нельзя вести с малышом нечестную игру: запрещать весь день смотреть мультики, если сами родители в выходной не отходят от телевизора, не разрешать есть сладкое перед едой и пропускать семейные приемы пищи, заменив их легким перекусом. 


Самый лучший способ направить озорника на путь исправления – показать личный пример. Пусть ваш малыш уяснит, что в вашем доме есть правило «делай как я (взрослый)», а не «делай как я сказал». Тогда ребенок будет брать пример со своих родителей и учиться только хорошему.


Еще один способ наказания непослушного малыша – поставить его в угол. Доктор Комаровский настаивает на том, что это крайняя степень наказания, которая может иметь место при большой провинности. Стоять в углу, отвернутым от всех – значит, быть отрезанным от семьи, от общения, от досуга. Здесь играет такое же правило, как в случае с истерикой – непослушный ребенок, который рыдает и требует, остается в комнате один и получает родительское внимание только тогда, когда перестает капризничать. Стоя в углу, малыш должен понять, что поступил плохо и что не стоит повторять своих ошибок, чтобы родные не оставляли его одного.


Так или иначе, главнейшим аспектом в воспитании непослушного малыша является родительская любовь. Любите ребенка и говорите с ним на равных, тогда проблем с взаимопониманием будет проще избежать. 

4. Выступление О.В. Алевцевой.

Подводим итоги. На этом наше нетрадиционное собрание считаем закрытым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Встреча за круглым столом Работа с родителями детей второй младшей группы.

Цели: установить с родителями доверительные отношения;расширить представления родителей о проявлениях кризиса трех лет;оказать родителям практическую помощь в вопросах развития речи ребенка и преодоле...

Круглый стол с участием родителей «Пожару - нет!» в старшей группе

Цель: привлечь внимание родителей к проблеме к пожарной безопасности детей....

Круглый стол совместно с родителями старшей группы компенсирующей направленности. «Формирование фонематического восприятия через игру»

Круглый стол совместно с родителями старшей группы компенсирующей направленности. «Формирование фонематического восприятия через игру»  Данный материал поможет учителям-лого...

Благодарственное письмо за активное участие в работе круглого стола "Особенности организации мероприятий по ранней профессионализации детей дошкольного возраста", 20.01.2021

Благодарственное письмо за активное участие в работе круглого стола "Особенности организации мероприятий по ранней профессионализации детей дошкольного возраста", 20.01.2021...

Благодарственное письмо за активное участие в работе круглого стола "Особенности организации мероприятий по ранней профессионализации детей дошкольного возраста", 20.01.2021

Благодарственное письмо за активное участие в работе круглого стола "Особенности организации мероприятий по ранней профессионализации детей дошкольного возраста", 20.01.2021...

Родительское собрание во второй младшей группе «Солнышко» Тема: «Гармонизация детско-родительских отношений» Форма собрания – круглый стол. Цель: обогащение родителей педагогическими знаниями. Задачи: вовлечь в обсуждение нюансов воспитания, вызвать жел

Родительское собрание во второй младшей группе «Солнышко»Тема: «Гармонизация детско-родительских отношений»Форма собрания – круглый стол.Цель: обогащение родителей педаго...

КРУГЛЫЙ СТОЛ с участием родителей подготовительной группы № 2.«БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

КРУГЛЫЙ СТОЛ с участием родителей подготовительной группы № 2.«БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...