Рекомендации по адаптации детей к детскому саду
консультация (младшая группа) на тему

Практические советы и рекомендации для успешного адаптирования малыша к детскому саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_rebenka_k_detskomu_sadu.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ

Проблема адаптации ребенка к детскому саду  актуальна в наше время,  как для родителей, так и для воспитателей.  Маленький человечек приходит в незнакомый для него мир новых людей, новых правил, новых вещей, звуков, и поначалу ему приходится очень нелегко. Взрослые люди – родители, родственники и работники детского сада, каждый со своей стороны, должны провести работу по облегчению первичного  – адаптационного периода нахождения ребенка в детском учреждении.  

Одной из распространенных ошибок родителей является желание ускорить, или даже совсем миновать, период адаптации. Необходимость выхода на работу порой является причиной оставить малыша в саду сразу на полный  день, до вечера. Ребенок оказывается в новом месте с чужими людьми на целый день, он не понимает,  почему мама ушла и оставила его, это провоцирует у малыша негативные эмоции  и страхи. Иногда дети после резкого ввода в сад, находясь  дома, «не отпускают маму» даже в соседнюю комнату.  В период адаптации домашние могут наблюдать регресс развития ребенка, нарушение сна, питания, необоснованные капризы, негативизм.

Чтобы избежать, или максимально смягчить негативные стороны адаптации, к посещению сада необходимо подготовиться. Начать следует, конечно же, с режима. Минимум за два месяца до посещения дет.сада необходимо максимально приблизить время домашних режимных  моментов  ребенка ко времени садовских режимных моментов – время сна, питания, игр и тп. Затем, по возможности, нужно познакомить малыша с помещением сада и прогулочной площадкой. Вместе с мамой погулять там, осмотреть, познакомиться с воспитателями,провести какое-то время в групповой.

Необходимо постепенно вводить ребенка в новую обстановку, начиная с минимального количества времени в группе. Даже если все идет прекрасно, и ребенок радостно остается в садике, не вспоминая о маме, нельзя сразу оставлять кроху на сон, или до закрытия сада. Нужно вместе с педагогом наметить плавный режим оставления ребенка, расписав по дням и часам увеличение времени, учитывая поведение малыша и тип его характера.

Бывает, что мама никогда (или очень редко) разлучалась со своим чадом, оставляла его с другими людьми. По возможности,  перед посещением детского сада нужно попробовать оставлять  кроху ненадолго с бабушкой, другими родственниками, няней. Например, маме отлучиться ненадолго в магазин – мама оставляет ребенка с кем-то и оценивает реакцию ребенка и его поведение без мамы.

Если у ребенка есть  любимая игрушка, нужно, чтобы кроха обязательно взял ее с собой в садик. Она поможет ребенку не чувствовать себя одиноко в группе.

Важную роль играют разговоры, направленные на  формирование положительного образа детского сада в глазах ребенка. Недостаточно говорить - ты пойдешь в садик, там очень хорошо, там будешь играть с детками! Конечно же, все дети разные, и нужно учитывать особенности характера  малыша – кому-то действительно будет в саду интересно с первых дней, а кто-то в других своих согруппниках увидит лишь враждебных незнакомцев.   Родителю нужно подробно рассказывать своему крохе, что в саду дети обычно делают в течение дня, чем занимаются, как ребенку нужно себя вести с незнакомыми взрослыми, и другими детками. Даже если описание мамы не совпадет с реальным положением дел, будет прекрасная возможность обсудить это, расспросить ребенка о подробностях. Категорически нельзя при ребенке отзываться негативно о дошкольном учреждении, воспитателях, режимных моментах, правилах и тп. Ребенок обязательно почувствует негативный настрой мамы, что усилит его тревожность. Личности воспитателей, нянь тоже должны  обсуждаться в положительном ключе при ребенке, все сомнения или недопонимания между взрослыми должны решаться без малыша.

Конечно же, нужно заранее  стремиться к тому, чтобы ребенок научился самообслуживанию – самостоятельно есть, ходить в туалет, одеваться и раздеваться. В случае затруднений с этим  -научить ребенка обращаться за помощью к взрослым.

При встрече малыша из садика маме нужно спрашивать не только о том, что он поел на обед, а и о том, с кем малыш играл, что его удивило сегодня, какие игрушки он держал в ручках, с кем сидел рядом за столом, что его порадовало и что огорчило.

На период адаптации необходимо дома создать спокойную доброжелательную атмосферу для ребенка. Поменьше эмоциональных потрясений, новых людей, шумных игр, посещений людных общественных мест,  долгого просмотра телевизора – максимально спокойное времяпрепровождение. Ребенок должен хорошо высыпаться и достаточное время проводить на свежем воздухе.

Необходимо принять во внимание, что адаптация бывает и отложенной. Это означает, что ребенок спокойно отпускает маму и идет в группу в первый раз, второй, третий. Ему интересна новая обстановка, новые люди. Но когда малыш осознает, что уже «насытился» впечатлениями, а его все равно ведут в садик каждый день, он начинает протестовать.

Благотворно влияет на настрой ребенка создание ритуалов и традиций дома и по пути в садик. Маленькие дети очень любят повторения и планирование, это снимает у них тревогу и вселяет уверенность.  Необходимо много и просто проговаривать с малышом,  как и что будет происходить в саду, что будет сначала, а что потом, и когда и как его заберет мама. Возможно, принести что-то ребенку после садика как поощрение, поиграть во что-то особенное. Нужно учитывать и то, что даже если ребенок идет в сад охотно или спокойно, и ведет себя там прекрасно, он все же находится в некоем ограничении или психологическом напряжении , которое сбрасывает с себя, оказавшись дома в родной обстановке. Это может выражаться в истериках, плаче, непослушании. Родители должны терпеливо относиться к таким проявлениям у ребенка, помочь ему справиться с эмоциями, переключиться на что-то более позитивное.

Отдельно хочется сказать о психологическом настрое родителей будущих детсадовцев. Зачастую родители нервничают  больше своих чад, рисуют у себя в голове тревожные картины, ждут плохого, не доверяют воспитателям  и т.п. ,  чем провоцируют малышей на лишние переживания. Отдельно скажем о процессе расставания с ребенком на пороге группы. Здесь уместна народная мудрость – «Долгие проводы – долгие слезы». В подавляющем большинстве случаев долгие прощания приводят лишь к усилению слез и повышению тревоги у ребенка. Педагог принимает малыша и прикладывает все усилия, чтобы успокоить и заинтересовать чем-то кроху. Некоторые детки гораздо спокойнее идут в сад, если их отводит не мама, а кто-то другой из родственников.  Хочется сказать, что существующие правила организации детских садов позволяют находиться в них детям дошкольного возраста совершенно безопасно и определенно с пользой для здоровья и развития ребенка. Нужно лишь немного потерпеть…

Что делать, если адаптация затянулась или ее течение определяется как осложненное. Начало посещения детского сада большой стресс для подавляющего большинства детей. И многим семьям приходится в этот период очень нелегко. Сроки привыкания к саду у разных детей разные, но  если ребенок не смог привыкнуть  к саду за три месяца, значит, в этом случае нужно проанализировать причины, по которым ребенок не адаптируется. Обсудить ситуацию с педагогами, с психологом, после чего принять соответствующее решение и определенные меры для исправления ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по адаптации детей в детском саду "Кирпичики"

Рекомендации по адаптации детей в детском садуБольшинство детей начинают посещать детское учреждение в возрасте 2,5—3 лет. Для некоторых из них переход от домашней обстановки, знакомых и любимых игруш...

Рекомендации по адаптации детей к детскому саду

При поступлении в ДОУ ребенок попадает в новую социальную среду со своими правилами, нормами и требованиями. В новых условиях малышу приходится  адаптироваться не только на социальном, псих...

Рекомендации по адаптации детей в детском саду

Рекомендации по адаптации детей в детском саду. Будет ли малыш есть в детском саду?...

Рекомендации по адаптации детей к детскому саду

Интересная статья, можно распечатать и поместить в родительский уголок...

Рекомендации по адаптации детей в детском саду

Рекомендации по адаптации детей в детском саду...