Выступление к семинару « ШАШКИ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
консультация на тему

Игонина Нина Васильевна

Выступление к семинару « ШАШКИ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie1_igonina_n.v._2.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

« ШАШКИ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Шашки - увлекательная игра, известная с древних времен. Это мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт, шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

         Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками.

Шашки  – это  не  только  игра,  доставляющая  детям  радость и  удовольствие,  но  и  действенное,  эффективное  средство их  умственного  развития.  Игра  в  шашки  развивает  наглядно – образное  мышление  дошкольника,  способствует  зарождению  логического  мышления,  воспитывает  усидчивость,  внимательность,  вдумчивость,  целеустремленность.  Ребенок,  обучающийся  этой  игре,  становится  собраннее,  самокритичнее,  привыкает  самостоятельно  думать,  принимать  решения,  бороться  до  конца,  не  унывать  при  неудачах.   

           В шашки научить играть не сложно, но мастерски играть - это другой вопрос. Самый важный и действенный способ увлечь ребенка шашками – это увлечься вместе с ним! То есть, не рассказывать ребенку о том, как ему будет интересно и полезно играть в шашки, а проявить и разделить этот интерес вместе с ребенком.

          Поэтому в нашем саду был организован кружок, разработана  и рекомендована Экспертным советом Управления образования  к практическому использованию в дошкольных образовательных организациях  Рузаевского муниципального района Программа по дополнительному образованию «В стране шашек!».

         Целью данной  программы является ознакомление старших дошкольников с основами теории и практики игры в шашки.

  Задачи программы:

Образовательные:

– обучение технике игры в шашки;

– ознакомление детей с теорией шашечной игры.

Развивающие:

– активизация мыслительной деятельности дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;

– развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;

– обучение умению ориентироваться на плоскости.

Воспитательные:

– воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

– воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе;

– выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.

 Программа помогает планомерно и последовательно работать с детьми старшего дошкольного возраста по основам шашечного искусства, способствует правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

В содержание Программы входят следующие  темы:

1.Партии.

2.Ходы.

3.Комбинации.

4. Основные приемы борьбы на шашечной доске: «Делаем наилучшие ходы», «Связывание», «Шашечные окончания», «Размен».

Программа состоит из трех этапов:

Подготовительный этап -  знакомство с историей  развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории; начинают тренировочные игры.

 Основной этап -  изучение основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомство с композицией, принятие участие в турнирах.

Заключительный этап –   закрепление полученных знаний, опросы, подведение итогов спортивных выступлений за год.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.

Учебный процесс предусматривает следующие формы обучения:

        Коллективная. Коллективные игры – вводятся в  начале  обучения  по  каждому  блоку,  они  наиболее  эффективны  в  начале  обучения  т. к. при наименьших затратах усилий и времени удается выполнить интеллектуальные  задачи.

        Групповая. Групповая форма организации игровых  партий  также  является  эффективной  формой  детской  деятельности.  Суть организации  заключается  в  игре  одной  группы  детей против  другой  группы  детей.  Такая форма работы с детьми также способствует сплочению коллектива, позволяет развивать в детях чувство ответственности, сопереживания.  

        Парная. Форма организации работы  самая  распространенная.  Однако  не  следует  торопиться   с  введением  данной  формы.  Уместнее  ее  использовать  тогда,   когда  дети  владеют  элементарными  приемами  игры.

        Турниры. Итоговая форма  по  каждому  блоку,  которая  выявляет  степень   обученности  детей  по  каждому  блоку.

В ходе планомерной работы, уже достигнуты следующие результаты:

               дети умеют ориентироваться на шашечной доске,

  • правильно размещают доски между партнерами,
  • расставляют шашки, различают диагонали, вертикали, горизонтали,
  • применяют на практике правила игры,
  • решают простейшие комбинации,
  • расставляют позиции с заданными условиями,
  • рассчитывают соотношений сил.

Ожидаемые результаты обеспечиваются за счёт занятий построенных на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий).

Периодически   проводится диагностическое обследование обучения игре в шашки, суть которого, заключается в следующем:

1.        Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

2.        Спрашиваем у ребенка, кто начинает игру первым и почему?

3.         Предлагаем ребенку начать игру, наблюдая за тем, как ребёнок делает ходы.

4.        В игре  создаем такую ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.

5.  Предлагаем разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.

6.        Проверяем, как ребенок понимает  преимущества дамки перед обычной шашкой  во время игры.

7.        Если ребенок оставляет партию незаконченной, пытаемся выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете сбитых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

           Программа предполагает использование таких форм подведения итогов, как организация тренировочных туров, викторин, соревнований.

  Социальное партнерство детского сада и семьи  обеспечивает наиболее быстрое и гармоничное влияние на формирование личностных качеств ребенка. Для оказания образовательной помощи родителям, активизации их внимания к вопросам развития личности ребенка мною используются следующие формы работы:

  • Анкетирование родителей с целью привлечения внимания к тому, какую роль играет интеллектуальное развитие в жизни ребенка- дошкольника.
  • Рубрики в родительских уголках, в которых освещаются проблемы развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста;
  • Родительское собрание: Мастер – класс: «Играем в шашки».

Я считаю, что шашки научат детей элементам импровизации, динамического творчества, а значит прогрессивного развития личности.

Желаем творческих успехов!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Интеллектуальное развитие старших дошкольников в процессе формирования математических способностей».

В данной работе рассматривается проблема интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений. Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его...

Педагогический проект "Роль развивающей игры в интеллектуальном развитии старшего дошкольника"

Данный проект реализован в 2015 году. Участники дети и родители группы комбинированной направленности "Незабудка". Цель данного проекта - интеллектуальное развитие дошкольника через использование разв...

Опыт работы «Дифференцированное использование приемов коррекции интеллектуального развития старших дошкольников с ОВЗ»

Уважаемые коллеги!Мы хотим поделиться с Вами своими практическими наработками по вопросам коррекции интеллектуального развития старших дошкольников с умственной отсталостью. Возможно, они будут полезн...

Презентация к выступлению на семинаре для педагогов в рамках методической недели "Развитие речи дошкольников"

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенкаФормирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение являе...

Выступление на семинаре «Адаптация- как один из факторов сохранения психологического здоровья детей раннего возраста»

      «От здоровья, жизнерадостности детей зависят  их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» ...

Выступление на семинаре. «Кинезиология и биоэнергопластика – инновационные методы, способствующие развитию речи дошкольника»

Выступление на семинаре. Тема: «Кинезиология и биоэнергопластика – инновационные методы, способствующие развитию речи дошкольника» (Тема теоретического семинара: «Современные п...

Выступление на семинаре в МКДОУ на тему "Формирование патриотических чувств старших дошкольников через художественно-эстетическое развитие"

формирование патриотических чувств старших дошкольников через художественно-эстетическое развитие...