"Устное народное творчество в воспитании у детей любви к родному краю"
консультация на тему

Ананьева Галина Валентиновна

Словесное творчество народа, являясь видом народного искус­ства, пред­ставляет одновременно материальную и духовную культуру, концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количест­во информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. А это очень важно для развития гражданственности и патриотизма у дошкольников.Устное народное творчество, являясь ценной частью народной культуры, раскрывает истинные истоки духовной жизни народа, на­глядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности и ху­дожественные вкусы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Для методической копилки

Консультация

для педагогов

"Устное народное творчество в воспитании у детей любви к родному краю"

Подготовила: Ананьева Г.В.

воспитатель

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою      Родину - задача особенно актуальная и сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Период раннего и дошкольного детства – ведущий в развитии человека. Этот возраст богатейший по способности ребёнка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают овладевать культурным наследием человеческого общества. Перенимая нормы поведения окружающих, средство их общения – речь, усваивая способы действия с предметами, ребёнок осваивает многовековой опыт человечества. Овладевая речью, дети получают стимул к познанию окружающего, к пониманию норм человеческих отношений, к возможности найти собственное место среди сверстников, среди взрослых.

Величайший творец и педагог – народ создал множество потешек, песенок, сказок для эмоционального контакта с ребёнком.

Устное народное творчество, являясь ценной частью народной культуры, раскрывает истинные истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности и художественные вкусы.

Устное народное творчество, включающее в себя разные жанры: сказки, потешки, пословицы и поговорки, частушки, загадки и др.,- это неоценимое богатство каждого народа, показатель его способностей и таланта. Оно представляет собой особый вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты.

Словесное творчество народа, являясь видом народного искусства, представляет одновременно материальную и духовную культуру, концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. А это очень важно для развития гражданственности и патриотизма у дошкольников.

Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и в наиболее полном объеме было включено во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности.

Рассматривая значение различных жанров произведений устного народного творчества, можно отметить, что огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребенок встречается с раннего возраста. Слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, наши малыши испытывают те или иные чувства, переживают вместе с полюбившимися героями. Наверняка, нет ребенка, который без замирания сердца, без интереса воспринимал бы сказку. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются и видят, как то, или иное поведение приводит к определенным результатам: хорошие поступки награждаются, а плохие часто наказываются.

Очень важно для детей, чтобы в сказке герой, олицетворяющий добро, был всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличает ум, красота, решительность, готовность к подвигу. Вот почему дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту любовь из мира сказок в мир реальный.

Благодаря сказке дети начинают осознавать главные истины человеческой жизни, понимать сущность заключенной в сказке морали, морали, по законам которой им предстоит жить.

В.П.Аникин указывал, что ’’сказки - нравственный кодекс народа, их герои - это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека”

Кроме этого, сказки учат дошкольников правилам общения людей друг с другом. Вежливое обращение, высказывание просьбы, уважительное отношение к старшим, нежное к матери (“поклонимся в пояс”, ”ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила”, “Здравствуй, кумушка, хлеб да соль“ и “маменька, матушка“ помогают детям усвоить нормы общения и поведения в обществе.

Сказки важны не только в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников, но и в познавательном отношении. Они знакомят детей с историей земли русской, с традициями и обычаями русского народа.

Из сказок дети получают представления и о русской национальной одежде прошлых времен: пышные длинные юбки да сарафаны, холщовые рубахи и лапти у бедных; плисовые штаны, жакеты из бархата, отделанные собольим мехом, и нарядные кокошники у богатых.

В сказках отражается борьба народа с угнетением и насилием. Будь то коварство Кощея‘ или посягательство на засеянные крестьянами поля Дракона. Герой сказки мужественно и до конца борется с нечистью, и все это во имя правды и справедливости, во имя человека и своей родной земли. У детей, понявших это, впервые зарождается чувство Родины, стремление защищать и оберегать ее.

Из многих сказок, будь то волшебные или бытовые, дети узнают чем занимались люди в прошлые времена. И, что бы наши далекие предки не делали: сеяли рожь, мололи муку, пекли хлеб в русской печи, ткали и пряли..., во всем проявляли огромное трудолюбие.

Во многих сказках о животных, где действия и поведение людей воплощены в образах животных, отражается важная мысль: каждый должен добросовестно делать то, что он хорошо умеет делать и что принесет больше пользы другим (“ Крылатый, мохнатый, масляный”).

В иных сказках наряду с осмеянием человеческих пороков внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц и зверей.

Такие сказки приучают к образному восприятию самой действительности, воспитывают видение богатства, многообразия окружающего мира, интерес к нему.

Начатый с первых лет разговор о близких людях, о природе родного края постепенно закладывает основы для формирования чувств патриотизма, любви к родному краю.

Народ показывает ребёнку, что сила в единстве. Даже зайцы сильны, когда они вместе, и домашние животные от волков могут отбиться, коли действуют сообща: «Почему у зайца губа рассечена», «Зимовье зверей».

Стремясь пробудить у детей любознательность, догадливость, умение наблюдать, народ в сказках показывает причинность природных явлений иносказательно, порой в виде шутки: «Почему у месяца нет платья», «Снег и заяц», «Самый красивый наряд на свете». У детей возникает много «почему» и потребность эту надо всячески поддерживать.

Чёткость образов в сказках, занимательность сюжетов, эмоциональность рассказа, точность, выразительность языка делают воздействие сказок сильным, но многое зависит и от того, как они будут прочитаны, насколько наше проникновение в текст окажется глубоким и рассказчик правильно передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и образы персонажей, и своё отношение к описываемым событиям. Дети чутко реагируют на интонации, мимику, жесты. Больше всего удаётся взволновать детей, захватить их воображение – рассказывая так, словно сам был участником событий или наблюдал их.

Немаловажную роль в формировании личных качеств ребенка и его гражданских чувств играют пословицы и поговорки. В них, как и в других формах народного творчества, заключен практический опыт народа, его миропонимание. В пословицах и в поговорках содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, а главное, отношение народа к окружающей действительности и представлению о своем месте на земле.

К.П. Успенский высоко ценил воспитательное значение пословиц: ’’Наши пословицы важны тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми живописными особенностями. Может быть, ничем так нельзя ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя им значение народных пословиц”.

Многие пословицы и поговорки посвящены тому, как и чему, учить и воспитывать: ”Не учи безделью, а учи рукоделию”, “Ученья корень горек, да плод сладок”, “Ученье свет, а не ученье - тьма”.

Пословицы и поговорки очень точно показывают особенности труда и быта, прежде всего крестьянского: “Пашню пашут - там руками не машут”, “Жнут поле в пору”.

Многие пословицы и поговорки, возникнув под влиянием впечатлений от работы на земле, зафиксировали некоторые предметы, показывающие наблюдательность земледельца: ’’Овсы и льны в августе смотри”, “Зима красна снегом, а осень хлебом”.

Таким образом, обращение к пословицам и поговоркам, посвященным труду и трудовому человеку, у дошкольников формирует положительное отношение к трудовой деятельности, понимание важности труда в жизни человека.

Другим, не менее важным средством для решения воспитательных, познавательных, а также развивающих задач, являются загадки.

Загадка одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений, непосредственно окружающих человека в быту, в природе, отличающие его от других, и по которым необходимо его правильно определить через сравнения с отдаленно сходными:

’’Без рук, без ног, а рисовать умеет”, “По горам, по долам ходит шуба да кафтан”.

Мысль в загадке выражается не открыто и прямо, а переносно, причем в иносказательной форме. И что бы дойти до смысла, заложенного в загадке, важно быть очень сообразительным, догадливым, способным преодолеть немалые создаваемые загадкой трудности логического порядка и обладать, по мнению С.Г. Лазутина, довольно ’’развитым образно-ассоциативным поэтическим мышлением”.

Отгадывание загадок требует от ребенка внимательного наблюдения предметов и явлений, четких представлений, понятий обо всем том, что непосредственно окружает его в жизни. А это в свою очередь связано с умением сравнивать, сопоставлять те или иные объекты окружающей действительности, выделять в них общее и в то же время характерное лишь для одного предмета или явления.

Кроме того, загадки способствуют развитию умственной активности. Ю.Т. Илларионова так определяет значение загадки в развитии детского ума: ’’Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству, развивает способность, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения”.

Положительные эмоции, вызванные процессом отгадывания загадок,  вызывают у детей познавательный интерес к миру вещей и явлений. Этот вид устного народного творчества,  заключает в себе широкий круг сведений о различных предметах, событиях окружающей жизни, будь то загадки о растительном и животном мире или явлениях природы, знания о которых дети получают, изучая  темы, такие например, как ’’Домашние животные”, ’’Перелетные птицы”, “Лес”, “Ягоды”, ” Грибы” и др.

Песенки русского народа, творца русского языка, открывают ребёнку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания русской речи и характерную для неё выразительность, образность.

Большинство потешек, песенок создавалось в процессе труда в природе, в быту. Отсюда такая чёткость, ритмичность, краткость, выразительность их. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста эти миниатюры, в которых народную философию, народный опыт удалось воплотить в поэтические образы такой выразительности, придать песенкам такую простоту и мелодичность звучания, что дети, играя, запоминают эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора.

Не прямая мораль, но чёткая направленность звучит в народных песенках, адресованных и самым маленьким («Сорока-сорока», «Сорока белобока», «Кисонька-мурысонька» и т.д.) и более старшим детям («Берёза, моя берёзонька», «Ты рябинушка раскудрявая»).

Создавались песенки не только для того, чтобы позабавить малыша, но и пробудить у них любовь к родному краю, человечность, интерес и уважение к труду, уметь ценить поэтическое, образное, меткое слово и пользоваться его богатством и выразительностью; показать различные интонации: от ласкового уговаривания: «Вставай, мой Юрочка», «Сделай маленький шажок»  до острой шутки, сатирического диалога: «Братцы, братцы, я медведя поймал!», «Ты пирог съел?»; богатство стихотворных форм, размеров: от максимально точной рифмы, чёткого ритма песенок: «Наша Маша маленька», «Солнышко-вёдрышко» - до белого стиха: «Берёза, моя берёзонька, берёза моя белая, берёза кудрявая», - до стихотворной сказки «Как у бабушки козёл».

Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. В наше время особенно важно начать с детских лет воспитывать эмоциональное восприятие произведений искусства, способствовать самостоятельно думать над ним. Это пробуждает в ребёнке творческое начало, формирует эстетическое восприятие мира

Таким образом, приобщение дошкольников к богатейшему культурному наследию своего народа,  позволяет с успехом решать не только нравственно - эстетические задачи и обогащать их представления об окружающем мире, пополнять знания об историческом прошлом русского народа, но и позволяет влиять на развитие личности ребенка в целом, формировать в нем такие качества, как любовь к Родине и своему народу.

Список литературы.

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400c.

2. Викулина А. М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с.

3. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168с.

4. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 1991. - №9. – С. 16-20.

5. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. – С. 18-28.

6. Знакомство детей с русским народным творчеством / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. – Спб: Детство-пресс, 2001. – 400с.

7. Криницина Н. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание. – 1991. - №11.

8. Николаева С. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. – 2009. - №4. – С. 42-46.

9. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе // Дошкольное воспитание. – 2009. - №5. – С. 24-28.

10. Ушинский К. Д. Родное слово. Собрание сочинений, М.: 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание у детей любви к родному краю

Выступление на совместном педагогическом совете ДОУ и школы "Воспитание у детей любви к родному краю"...

«Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и детского сада»

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордост...

Воспитание у детей любви к родному краю.

консультация для родителей...

Воспитание у детей любви к родному краю

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордост...

Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ»

Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.Не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому о...

Сообщение на педсовете на тему: «Устное народное творчество в воспитании у детей любви к родному краю»

Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова....