Консультация для воспитателей 1-ых младших групп «Роль добрых традиций в нравственной воспитании дошкольников»
методическая разработка (младшая группа) на тему

В консультации раскрываются задачи нравственного воспитания детей 1 младшей группы, методы, позволяющие добиться положительной динамики в выполнении данных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей 1-ых младших групп

«Роль добрых традиций в нравственной воспитании дошкольников»

У ребёнка, поступающего в детский сад, формируется первая форма общения со сверстниками - эмоционально - практическая. Она заключается в том, что дети ждут от ровесников совместного участия в шалостях,    стремятся к  самовыражению. Их общение раскованно и непосредственно. На начальном этапе это - беготня, весёлые крики, смешные движения. Главное для малыша - процесс совместных действий, а не результат. И хотя ребёнок стремится подражать сверстнику и интересуется им, у него не возникает чёткого образа партнёра, потому что их общение поверхностное и носит эпизодический характер. Иногда в    отношениях детей наблюдаются конфликты, и если их вовремя не устранить, они будут сильно влиять на психическое и эмоциональное благополучие ребёнка. Поэтому, чтобы сформировать у детей комплекс культурных эмоций, скорректировать недостатки эмоциональной сферы я поставила перед собой  следующие  задачи:

1. Развивать умение играть и заниматься со сверстниками рядом и вместе.

2. Формировать опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии друг к другу.

3. Закреплять умение проявлять внимание и сочувствие к сверстникам.

4. Воспитывать отрицательное отношение к грубости и жадности.

5. Обучать здороваться и прощаться со сверстниками, просить и благодарить.

Я не только прививаю детям правила хорошего тона, но анализирую и контролирую свои действия, чтобы создать в группе атмосферу психологического комфорта, без которого сойдут на нет все усилия по  обучению и принципиально невозможно воспитание.

За основу своей работы я взяла рассказывание сказок. Сказочный фонд русского народа велик и разнообразен. Он отображает все традиции русского народа. Здесь сказки предельно простые по содержанию  и  сказки с острым захватывающим сюжетом. Стремясь возбудить в детях добрые чувства, уберечь их от чёрствости, эгоизма, равнодушия, в сказках рисуется борьба могущественных сил добра со злом,  представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. Это играет немаловажную роль в нравственном воспитании детей. И чтобы закалить душевные силы ребёнка и вселить в него уверенность в  неизбежности победы добра над злом, я даю детям понять, как трудна эта борьба. Но важно, чтобы ребёнок не просто слушал сказку, но и осознавал её идею. Поэтому кроме рассказывания мы с детьми часто  придумываем коллективно варианты сказок, обсуждаем сказочных героев, инсценируем сказки. Важно, чтобы ребёнок работал в коллективе, чтобы у него появилось желание помогать сверстникам, в данном  случае изображающим героев различных сказок. В процессе такой работы у детей и формируются добрые качества по отношению друг к другу. Но не только сказки помогают детям осознать теплоту добрых  отношений.

Важную роль играют и семейные традиции. К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Я  думаю, что мы — педагоги и должны остановить этот процесс. Ведь мы, как никто другой чаще других общаемся с детьми и их родителями.

Семья для ребёнка — целый мир. Мир, где он живёт, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться и сочувствовать. Семейная жизнь, как и сказки, связана с народным творчеством и традициями.  Традиции семьи — это постоянное развитие культуротворчества. Если ребёнок не поймёт, что его жизнь и жизнь семьи связана с народными традициями, то не осознает своего места в современном обществе. И  тогда в работе с детьми не помогут никакие методики: холодными руками и равнодушным сердцем не передать жизненную силу народной энергетики, накопленной в традициях веками с любовью и мужеством.  Для этого я в своей группе провожу много совместных мероприятий, связывая их с традициями. Различные драмматизации, оформление выставок, конкурсы, викторины. Эти мероприятия являются очень  эффективной формой работы. Формируются благоприятные отношения между всеми участниками данного процесса.

Народные и календарные праздники также издавна служат для укрепления отношений. Они помогают отрегулировать взаимоотношения. Традиционные праздники и сейчас  привлекают красотой обрядов и  обычаев. Поэтому я стараюсь украсить повседневную жизнь радостным ожиданием праздничных дней, подготовкой к ним.

Также для создания атмосферы равных прав в группе у нас существуют тоже добрые традиции. Одна из таких — поздравление детей с днём рождения. Очередному имениннику дети дарят стихи и песню, а тот  угощает их сладостями, которые приносит из дома. В группе создаётся такая ситуация, что  ребёнок добровольно с удовольствием угощает своих сверстников.

Традиция похвалы детей за хорошие поступки практикуется ежедневно в конце дня. Все вместе говорим о том, чем хорошим отличился сегодня каждый ребёнок. Внимание обращается не только на действия  и поступки, но и на внешний вид детей. Самое главное, чтобы все дети услышали про себя что-то приятное, и другие знали, какие они замечательные.

Также, в нашей группе есть традиция сохранения личной собственности. Это касается не только одежды ребёнка, но и других предметов, которые он принёс из дома. Детям прививается убеждение, что  личная собственность неприкосновенна, и эти вещи не имеют права отбирать ни они, ни педагог.

Традиции фотосессий и оформление фотостендов сплачивает не только детей, но и родителей. Стенды изготавливаются ежегодно. В них используются фото как домашние, так и детского сада. Все  фотографии сопровождаются стихотворным текстом. Дети эмоционально реагируют на снимки, гордятся своими близкими и радуются. В итоге у них повышается самооценка и растёт авторитет среди сверстников.

Таким образом, создавая положительные традиции в группе, вселяя в детей веру в свою силы, способности и душевное качество, достигаются хорошие результаты в формировании у них комплекса  культурных эмоций и корректируются недостатки эмоциональной сферы. Дети становятся дружелюбны, умеют играть рядом и вместе, легко усваивают систему запретов, с удовольствием поддерживают порядок в  группе, умеют здороваться и прощаться со взрослыми и сверстниками. Иными словами, в группе создана атмосфера психологического комфорта, которая положительно влияет на эмоциональное состояние и  психологическое здоровье детей.


Консультация для воспитателей 1-ых младших групп

«Роль добрых традиций в нравственной воспитании дошкольников»

Дети раннего возраста любят играть одни, а для установления контактов со сверстниками используют мимику, позы и жесты. Младшие дошкольники чаще говорят о том, что видят и что имеют. Стараясь привлечь внимание сверстника, они выставляют напоказ предмет, которым обладают, чтобы утвердить собственное «Я».

Кроме того, в процессе развития контактов между сверстниками в раннем возрасте наблюдаются конфликты, и, если их вовремя не устранить, они будут сильно влиять на психическое и эмоциональное благополучие малышей.

Эта проблема становления и развития межличностных отношений детей привлекла и моё внимание. Чтобы сформировать у детей комплекс культурных эмоций, грамотно и бережно скорректировать недостатки эмоциональной сферы, я поставила такие задачи:

- развивать умение играть и заниматься со сверстниками рядом и вместе;

- формировать опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии друг к другу;

- закрепить умение проявлять внимание, сочувствие к сверстнику (делиться игрушками, лакомством, уступать), отзываться на просьбу, помогать;

- воспитывать отрицательное отношение к грубости и жадности;

- учить здороваться и прощаться со сверстниками, просить и благодарить.

Я не только прививаю детям правила хорошего тона, но прежде всего анализирую и контролирую свои действия, работу и поведение, чтобы создать в группе атмосферу психологического комфорта., без которого сойдут на нет все усилия по обучению и в принципе невозможно воспитание. Ведь для детей раннего возраста в центре мира – взрослый, от которого они зависят практически во всём. Ребёнок, как и любой человек, нуждается в поддержке и одобрении своих маленьких начинаний и свершений, ему неоткуда ждать понимания и похвалы, кроме как от взрослого.

Третий год жизни – самый благоприятный период для того, чтобы заложить у детей потребность и привычку к мирному сосуществованию. В этот период складывается стереотип коллективного поведения в группе, именно тогда необходимо заложить традиции взаимного уважения, терпимости, доброжелательности, которые будут сопутствовать ребёнку всю его жизнь.

Организуя работу в группе по этому направлению, я создаю нормы и традиции, которые включают определённую систему запретов и добрые обычаи. Запреты немногочисленны, но дети должны их чётко усвоить: ни при каких условиях нельзя бить других людей; нельзя портить чужую игру и игрушки; нельзя причинять боль живым существам. Познакомив детей с тем, что делать нельзя ни при каких обстоятельствах, я требую обязательного соблюдения этих правил. О запретах сообщаю и родителям, чтобы они были едины как в группе, так и дома.

Для создания атмосферы равных прав в группе раннего возраста у нас существуют добрые традиции, которые начинают работать с первым появлением ребёнка в детском саду. Для этого изготовлена сюрпризная коробка с красивыми картинками, ленточками, фантиками и т.д., она постоянно пополняется педагогами и родителями. И если подарок получает новичок, то и другие дети не остаются с пустыми руками. Ещё одна традиция, которая сплачивает детский коллектив, воспитывает отзывчивость и заботу – это поздравление с днём рождения с обязательным подарком и угощением. Дети дарят очередному имениннику песенки, стихи и игрушки, а тот потчует их сладостями.

Традиция деления лакомства не менее значительна, чем раздача маленьких сувениров. Часто дети приносят из дома фрукты, конфеты и т.д. В группе создаётся такая ситуация, что ребёнок добровольно с удовольствием угощает сверстников, которые вместе с педагогом усаживаются в кружок. Перед тем, как разделить лакомство, педагог читает стихотворение или сказку на эту тему и вызывает малышей на разговор. Таким образом, полученная от воспитателя конфетная обёртка, яркая картинка такая же , как у всех, долька апельсина или яблока показывают, что здесь ребёнка любят и ценят не меньше, чем других детей.

Традиция похвалы детей за поступки прошедшего дня практикуется ежедневно, обычно перед ужином. Педагог предлагает малышам сесть в кружок и поговорить о том, чем хорошим отличился каждый ребёнок. Вика быстро оделась после сна, Катя съела всю кашу, которую терпеть не может и т.д. Внимание обращается не только на действия и поступки, но и на внешний вид детей: у Димы рубашка аккуратно заправлена в шорты, у Мирославы красивые косички и т.д. Самое главное, чтобы все дети услышали о себе что – нибудь приятное и другие узнали, какие они замечательные. Затем педагог берёт специально изготовленные из цветного картона отличительные знаки и прикрепляет их на детские шкафчики. Виталий уснул быстрее всех – ему звёздочка синего цвета. Владик быстрее всех оделся после сна – ему зелёная звезда. Катя была самая аккуратная и чистая весь день – ей звёздочка жёлтая; красной звёздочкой награждается Сабина, которая кушала лучше всех

Традиция сохранения личной собственности касается не только одежды ребёнка, но и других мелочей, которые он принёс из дома. Детям прививается убеждение, что личная собственность неприкосновенна, и эти вещи не имеют права отбирать ни они, ни педагог. А если предмет неуместен в данную минуту, воспитатель предлагает убрать его в шкафчик ребёнка.

Чтобы создать ситуации спокойного и взаимоприятного, бесконфликтного общения, которые способствуют созданию дружелюбной атмосферы в группе, я использую игровой приём «Минутки вхождения в день». Вот примеры подобных минуток.

Вариант 1.Дети сидят в кругу, взявшись за руки. Воспитатель: «Посмотрите в глаза друг другу и молча подарите каждому свою улыбку. Ведь дружба начинается с улыбки». Звучит музыка.

Вариант 2.Стоя в кругу, дети кладут руки на плечи товарищей и произносят речёвку:

Детский сад – наш добрый дом,

Хорошо нам будет в нём.

Вместе будем мы играть,

Веселиться, рисовать.

Затем соединяют правые руки в центре круга, накладывают их одну на другую, и говорят девиз: «Один за всех и все за одного!» После этого можно вспомнить правила поведения в группе.

Вариант 3. В руках у воспитателя игрушка сердце: «Сердце – это символ добра и дружбы. Я желаю вам крепкого здоровья, весёлого настроения и заботливого отношения к товарищам. А сейчас, передавая это сердце и называя друг друга ласковыми именами, подарим друзьям частичку своей любви, добра и уважения друг к другу. Дети по очереди говорят пожелания друг другу.

Традиционными стали посиделки за большим общим столом. Здесь вместе с педагогом дети рисуют, строят, играют в лото, лепят, делают что – то своё. Такие посиделки устраиваются и совместно с родителями в вечернее время.

Традиция фотосессий и оформления фотостендов сплачивает не только детей, но и родителей. Ежегодно делаются по 2-3 стенда на различные темы, в которых используемые фотографии, сопровождаются стихотворным текстом собственного сочинения. Стенды посвящаются не только жизни детей в детском саду и дома («Мамины помощники» «Наши забавы», «Папа и я – лучшие друзья»), но и к торжественным датам («Наши праздники», «Горжусь и помню»). Дети очень эмоционально реагируют на снимки, если видят там себя или своих близких, гордятся этим и радуются. В итоге у них повышается самооценка и растёт авторитет среди сверстников.

Таким образом, создавая положительные традиции в группе, вселяя в детей веру в свои силы, способности, я достигаю хороших результатов в формировании у них комплекса культурных эмоций и корректирую недостатки эмоциональной сферы .Мои малыши дружелюбны, умеют играть рядом и вместе, легко усваивают систему запретов, с удовольствием поддерживают порядок в группе, умеют здороваться и прощаться со взрослыми и сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Роль семейных традиций в нравственном воспитании детей"

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культу...

План по самообразованию воспитателя ДОУ на тему : "Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников".

План работы по самообразованию на 2016–2017 гг. по теме «Роль сказки в духовно-нравственном  воспитании дошкольников»Пояснительная записка. Сказка входит в жизнь ребенка с са...

Консультация Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников...

План по самообразованию воспитателя во второй младшей группе «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» .

Цель :выявить формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач Задачи : 1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения МО, сам...

Консультация для родителей "Роль семейных традиций в нравственном воспитании дошкольников"

Семья — это дом, мир, где царят любовь, преданность. Это одни на всех радости и печали, это привычки и традиции. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей п...

Консультация для педагогов ДОУ по теме: «Роль семейных традиций в патриотическом воспитании дошкольников».

ТРАДИЦИЯ (от лат . traditio - передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длит...