Картотека игр для детей дошкольного возраста
картотека на тему

Наливайская Маргарита Герасимовна

Картотека игр для детей дошкольного возраста  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №38 «Домовенок»

Картотека игр для детей дошкольного возраста  

Подготовила:

Воспитатель первой квалификационной категории

Наливайская М.Г.

ПОЖАРНАЯ КОМАНДА
Играют 10 и более человек.
Стулья по числу игроков устанавливаются по кругу, спинками внутрь. Играющие (пожарные) прохаживаются вокруг этих стульев под звуки музыки (удары бубна, барабана). Как только музыка замолкает, игроки должны положить на стул, около которого остановились, предмет одежды. Игра продолжается. Когда каждый участник снимет 3 предмета (они оказываются на разных стульях), звучит сигнал тревоги: «Пожар!». Игроки должны быстро отыскать свои вещи и надеть их. Кто быстрее всех оденется, становится победителем.

АФРИКАНСКИЕ САЛКИ ПО КРУГУ

Играют 10 и более человек.
Инвентарь: лист от дерева.
Игроки встают в круг лицом к центру. За их спинами ходит водящий и дотрагивается до ладоней игроков листом. Затем он кладёт лист кому-нибудь в руку и бежит. Игрок с листом – за ним. Если водящий пробежит круг и его не догонят, он встанет на свободное место, а преследовавший его игрок становится новым водящим.

ПОЕЗДА

Играют 7 и более человек.
Инвентарь: свисток.
Каждый игрок строит себе депо: очерчивает небольшой круг. В середине площадки стоит водящий – паровоз. У него нет своего депо. Водящий идёт от одного вагона к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны. Паровоз неожиданно свистит, и все бегут к депо, паровоз тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим – паровозом.

БУЙВОЛЫ В ЗАГОНЕ

Играют 10 и более человек.
Ход игры. Игроки встают в круг и берутся за руки. Два-три игрока стоят в центре. Это буйволы. Их задача – вырваться из круга. Они с разбегу пытаются прорвать круг, подняв вверх руки. Грубые приёмы не разрешаются. Если не удалось прорваться в одном месте, они пытаются делать это в другом. Если это им удаётся, буйволами становятся те игроки, которые не сумели сдержать их.

БОЛЬНАЯ КОШКА

Играют более пяти человек.
Ход игры. Один игрок – это здоровая кошка, которая старается поймать всех остальных. Каждый игрок, которого запятнали, должен положить руку точно на то место, где его запятнали. Он становится тоже кошкой, но больной и помогает здоровой кошке при ловле. Больная кошка может пятнать только здоровой рукой. Игрок, которого не запятнали, побеждает. Он становится здоровой кошкой на следующий круг.

«Найди отличие» 

Дети (или ребенок, соответственно) составляют какую-нибудь фигуру, затем водящий отворачивается или выходит за дверь,  игроки изменяют какую-либо деталь у своей фигуры, например, двое из игроков меняются местами или, если ребенок один, он может поменять положение руки, ноги, наклона головы и так далее. Задача водящего - угадать изменения.

«Не вижу - не слышу» 

Условия  игры очень просты: когда ведущий говорит «не вижу» - малыши бегают, прыгают и резвятся; а когда произносит «не слышу» - малыши шумят и кричат, но при этом им не разрешается сходить с места равно как и кричать  при команде «не вижу».

«Угадайка» 

Ведущий выходит за дверь, а оставшиеся малыши выбирают какую-нибудь песенку - каждому ребенку достается по одному слову или фразе (в зависимости от возраста). Когда входит водящий, все малыши начинают прыгать, топать и хлопать, выкрикивая при этом доставшееся им слово (фразу). Задача ведущего - угадать песню.

«Менялки» 

Выставите в ряд стулья, по количеству на один меньше числа игроков. Игроки рассаживаются на стулья, ведущий отходит назад на несколько шагов (2-3 метра) и говорит: «поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы (на ком надеты часы, юбка, свитер, и так далее)». Дети, которые соответствуют высказанному условию должны поменяться местами, а задача ведущего - занять в этот момент освободившееся место (стул). Малыш, оставшийся без стула, становится ведущим.

«Броуновское движение» 

Ребятишки становятся в круг, а ведущий постепенно вкатывает в круг теннисные мячики. Задача детей - не давать мячикам остановить или выкатиться за пределы круга. Толкать мячики можно так, как захочется малышу (руками, ногами). Количество мячиков не ограниченно - чем больше, тем выше рекорд команды.

«Передайка» 

Малыши усаживаются в ряд. Крайнему игроку дается игрушка, его задача - передать ее как можно быстрее своему соседу. Последний игрок должен перебежать на место первого (в это время малыши сдвигаются к краю на один стул) и отдать ему игрушку. Можно усложнить задачу и вбросить в «круг» несколько игрушек или мячиков.

«Занять позицию» 

Малыши выстраиваются в колонну, первый из них - командир, за ним следуют все дети.  Командир раздает команды: «налево!», «направо!», «стой!) и т.д. - дети их выполняют. Как только командир произносить: «занять позицию» - крайний (последний) в колонне ребенок замирает на месте и далее команда марширует без него. Когда расставлены все посты. Командир начинает собирать колонну - подходит к каждому из постов по очереди и произносит: «встать в стой». Когда все посты сняты и колонна в сборе, командиром становится следующий участник.

ВОРЫ И СЫЩИКИ 

Всем играющим раздают бумажки, на которых написана цифра 1 или 2. Таких бумажек должно быть одинаковое количество. Выбирается ведущий - самый главный вор. Он выходит за дверь. Тем временем в помещении прячется какой-либо предмет. Задача ведущего - найти его. Делает он это при помощи игроков-воров (тех, у кого на бумажке цифра 1, которые подсказывают глазами, где спрятан этот предмет). Задача сыщиков (у кого цифра 2) - следить за играющими и найти воров. Игра заканчивается в том случае, когда найден предмет или когда "сыщики" поймали всех... "воров".

ДНИ НЕДЕЛИ 

Суть игры очень проста. Когда ведущий называет будний день, ребята хлопают в ладоши, а когда выходной,- никаких движений быть не должно. Ведущий в очень быстром темпе называет дни недели и следит за самыми внимательными.

ЛЕТИТ, ЛЕТИТ ПО НЕБУ ШАР 

Слова очень просты: "Летит, летит по небу шар, по небу шар летит. Но знаем мы, что в небо шар никак не долетит". Они поются на мелодию песенки "В лесу родилась елочка". Постепенно слова заменяются соответствующими жестами (летит - изображают руками полет птицы, шар - представляют, что в руках шар и т. д.). В итоге всю песню, показываем жестами. Игру проводит ведущий, который четко усвоил слова и жесты.

ЧЕЙ ПРИЗ? Вызываются 2-3 игрока, которые очень хотят получить приз. Ведущий читает текст: "Расскажу я вам рассказ в полтора десятка фраз. Лишь скажу я цифру 3,- приз немедленно бери. Однажды щуку мы поймали, распотрошили, а внутри рыбешек мелких увидали и не одну, а целых 7. Когда стихи запомнить хочешь, их не зубри до поздней ночи. Возьми и на ночь повтори разок-другой, а лучше 10. Мечтает парень закаленный стать олимпийским чемпионом. Смотри, на старте не хитри, а жди команду: раз, два, марш! Однажды поезд на вокзале мне 3 часа пришлось прождать..." (если ребята не успели взять приз, его забирает ведущий и говорит: "Ну, что ж, друзья, вы приз не брали, когда была возможность брать?!".

ЖЕСТЫ 

Все играющие садятся кружком. Каждый выбирает себе жест, не повторяя никого. Игра начинается с того, что любой из игроков показывает свой жест, а затем чей-либо другой. Тот, чей жест показан игроком, также показывает сначала свой жест, а затем другой и т п. Игра проводится в быстром темпе. Тот, кто сбился,- выходит из игры. САНТИКИ-ФАНТИКИ,

ЛИМ-ПОМ-ПО... 

Все играющие становятся в круг. Первый выбранный ведущий выходит за дверь. Выбирается второй ведущий, Его задача - незаметно для первого ведущего менять жесты (которые подхватывают все играющие) под слова "Сантики-фан-тики, лим-пом-no". Задача ребят - не выдать глазами второго ведущего и быстро менять за ним жесты. Если первый ведущий трижды не угадал того, кто меняет движения, он должен отдать "творческий фант": спеть, станцевать и т. д. Игра повторяется, и каждый раз выбираются новые ведущие.

Найди предмет

Задание игры. Учитель описывает внешний вид дерева - его размеры, цвет, форму листьев, наличие семян и плодов. Учащиеся самостоятельно определяют, что это за дерево. После слов учителя: "Раз, два, три - беги!" - все, кто назвал предмет, подбегают к нему.
Можно описывать растения, которые находятся в классе, используя слова форма, окраска и т. д.
После игры отмечаются наиболее внимательные и дисциплинированные учащиеся.

Зеленый, красный, желтый

Дети становятся в круг, учитель с тремя кружочками - посредине. Учитель дает команды: "Остановились! Приготовились! Пошли!", - одновременно поднимая соответствующий кружок. Учащиеся, которые ошиблись, выходят из игры.

Найди спрятанный предмет

Один ученик отворачивается, остальные дети прячут предмет (палочку, кубик и т. п.). После этого сообщают "маршрут" тому, кто будет искать: пройти два шага прямо, повернуть налево, пройти семь шагов вперед и можно искать.

Как живется твоим вещам

Учащиеся выходят к столу. Все рассматривают его одежду и отвечают на вопрос учителя: "Хорошо ли живется рубашечке у Андрея?" Дети отвечают: "Хорошо. Она отглаженная, чистая, все пуговки на месте". Обсуждается не только одежда ученика, но и прическа. обувь. Все это поможет выяснить, как лучше ухаживать за одеждой, обувью, чтобы выглядеть аккуратным.

Режим дня

Учащимся раздаются сюжетные картинки, на которых изображены режимные моменты школьника. Учащиеся рассматривают картинки, затем быстро выстраиваются друг за другом, соблюдая последовательность выполнения режимных моментов.

Местное радио

Дети сидят полукругом. Учитель смотрит на них и запоминает характерные детали одежды. Отвернувшись от класса, обьявляет: "Внимание! Внимание! Потерялась девочка с белым бантом, в синем платье. Пусть она подойдет к "милиционеру". Дети слушают, смотрят друг на друга. Девочка, которую ищут, встает, подходит к "милиционеру" (один из учеников), называет свое имя, фамилию, домашний адрес.

Составь орнаментиз листьев

Учитель выкладывает орнамент из листьев(например, два листочка клена, один листок каштана и т. д.). Учащиеся продолжают выкладывать самостоятельно эту последовательность.

Как мы одеваемся?

Учащиеся задумывают названия предметов одежды: платочек, платье, варежки, туфли, носки и пр. Каждый ученик тихонько называет задуманное учителю (не должны повторяться одни и те же предметы). Потом кто - то из детей (вначале это делает учитель) рассказывает, например: "Собрался я кататься на санках и надел на себя...". Прервав рассказ, он указывает на любого ученика, который называет задуманное слово. Учащиеся должны сказать, правильно ли оделись в данном случае дети.

Палочка, остановись!

Ученики становятся в круг, учитель - в центр. Игра проходит в виде эстафеты: дети называют слова и одновременно передают палочку по кругу. О том, на какую тему будут слова, договариваются заранее: "О чем будем рассказывать?" - "О зиме". Учитель предлагает подобрать вначале слова о погоде и дает палочку одному из ребят; тот называет первое слово (морозная) и передает палочку следующему участнику игры и т. д. Таким образом дети подбирают много слов (ветреная, холодная, снежная и т. п.). Если играющий повторяет уже названное слово или долго не может подыскать нужного, учитель говорит: "Стоп! Палочка, остановись!" - и этот ученик выходит из круга.

Что сделано руками человека?

На наборном полотне выставлены предметные картинки. Задание выполняют две команды. Первая команда выбирает картинки, на которых изображены предметы, сделанные руками человека, а вторая - картинки с изображением растений.

Загадка Петрушки

Учитель сообщает, что получено письмо от Петрушки с интересной загадкой. Читает письмо: "Дорогие дети! Я сейчас живу на даче, много гуляю. Я нашел хорошего друга. Кто он - отгадайте.
Летом холодит,
Зимой греет,
Осенью кормит?
Кто же этот друг?"
По такому принципу можно подбирать загадки любого содержания.

Кто летает (прыгает, плавает, бегает, ползает)?

Учитель показывает изображение животного, а учащиеся рассказывают, где оно живет, как передвигается. Для игры выбирают пять звеньевых. Каждый из них получает треугольник определенного цвета, а остальные дети - картинки с изображением животных. По сигналу дети, у которых на картинках изображены животные, которые летают, становятся возле ученика с зеленым треугольником, с изображением плавающих животных - возле звеньевого с голубым треугольником и т. д. Выигрывает то звено, которое быстро и правильно выполнило задание.

Найди пару

Играющих делят на две команды: одной раздают листья, другой - плоды. По сигналу учащиеся становятся парами так, чтобы листья соответствовали плодам. Правильно составленная пара проходит через "волшебные ворота" (двое детей с поднятыми вверх руками). Если же задание выполнено неправильно, ворота закрываются (поднятые руки опускаются).

Разложи правильно картинки

В игре участвуют две команды. Учитель предлагает детям рассмотреть на картинках животных, назвать их. Затем участники каждой команды должны разложить картинки в два ряда так, чтобы в первом ряду были птицы, которые летают, а во втором - птицы, которые летают и плавают. Или: в первом ряду - зимующие птицы, а во втором - перелетные.

Нужно - не нужно

Ведущий говорит: "Я хочу посадить огород. Капуста нужна?" Дети отвечают: "Нужна". Перечисляя овощные растения, ведущий называет фруктовые. Кто из детей ошибся, платит фант. "Засадив" огород, дети продолжают игру - начинают "засаживать" сад. Ведущий, перечисляя фрукты, употребляет названия овощей. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Найди лерево

Учитель раздает ученикам листья и плоды разных деревьев. По сигналу каждый подбегает к тому дереву, с которого сорван листок или плод.

Кто это?

Ученики поочередно берут карточки у ведущего, но так, чтобы дети не видели, что там нарисовано. Тот, кто вытянул карточку, имитирует голос и движение изображенного на ней животного, а остальные отгадывают, что это за животное.

Что вырастили люди?

Учащиеся делятся на несколько команд. Одна из них "собирает" овощи, другая - фрукты. Собирать можно реальные предметы или картинки с их изображением. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием.

Отвечай одним словом

Учитель называет слова: "Яблоня, дуб, каштан - Это...". Учащиеся отвечают: "Деревья". Или: окунь, щука, карась - ... и т. д. За правильный ответ ученик получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Венок

Учащиеся договариваются, кто каким будет цветком, и рассаживаются по местам. Ведущий начинает "плести" венок, называя какой - либо цветок. Названный "цветок" берет за руку ведущего и в свою очередь называет следующий цветок. Дети бегают цепочкой, "собирая цветы". Когда венок сплетен, все становятся в круг и водят хоровод, проговаривая стихи. После слов ведущего "цветы увяли" дети разбегаются по местам. Тот, кто остался без места, продолжает игру, начинает "плести" новый венок. Для хоровода можно использовать стихи.

Охотник

Игру проводят во время прогулки. На небольшом расстоянии от учеников проведена черта. Это "лес". "Охотник" - один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: "Я иду в лес на охоту, буду охотиться на ...". Он делает шаг вперед и говорит: "Зайца". Делая второй шаг, произносит: "Медведя". И так при каждом шаге "охотник" называет какого - нибудь зверя. Победителем считается тот, кто дошел до "леса", называя при каждом шаге другого зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается "домой", а на "охоту" отправляется следующий.

Перекресток

Для игры нужен "перекресток" (рисуют мелом). На перекрестке должны быть "переходы", "островки безопасности", линии "стоп". Ведущий в роли светофора стоит в центре перекрестка. Учащиеся делятся на две группы: пешеходы и транспорт. По сигналу "светофора" пешеходы переходят улицу,движется транспорт. Ведущий следит за соблюдением правил уличного движения. Нарушителей исключает из игры. Побеждают те, кто не нарушает правил уличного движения.

Ловкий пешеход

Пешеходы по очереди переходят перекресток. Перейти - значит на ходу забросить мяч в зеленый глазок светофора. Попал в красный - пешеход не имеет права переходить улицу, выбывает из игры. Попал в желтый - получает право еще раз бросить мяч.

Пищевые цепочки на лугу

Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

Правила игры: Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается.
растения - гусеница - птица
злаковые травы - грызуны - змеи
злаковые травы - мышь - хищные птицы
трава - кузнечик - луговые птицы
насекомые и их личинки - крот - хищные птицы
тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы
травы (клевер) - шмель

Пищевые цепочки в лесу

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.

Правила игры: Воспитатель раздаёт карточки с изображением рас- тений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:

растения - гусеница - птицы
растения - мышка - сова
растения - заяц - лиса
насекомые - ежи
грибы - белки - куницы
лесные злаки - лось - медведь
молодые побеги - лось - медведь

Ласточки и мошки

Играющие - мошки - летают по по ляне и напевают:

Мошки летают!
Ласточку не замечают!
Жу-жу! Жу-жу!
Зу-зу! Зу-зу!

Ласточка сидит в своём гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: "Ласточка встанет, мошку поймает!" С последними словами она вылетает из гнезда и ловит мошек. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Мошкам следует летать по всей площадке.

Журавли-журавли

Вожак журавлиной стаи, который выби-рается считалочкой, поёт или говорит речитативом следующие слова: "Журавли, журавли, выгнитесь дугой". Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой, держа руки, как крылья. Вожак, убыстряя темп, продолжает: "Журавли, журавли, сделайтесь верёвочкой". Дети быстро, не от-пуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который всё убыстря- ет шаги по темпу песни. "Журавли-журавли, извивайтесь, как змея!" - верени- ца детей делает плавные зигзаги. Вожак поёт дальше "Змея, заворачивайся в кольцо", "Змея выпрямляется" и т. д. Упражнения выполняются во всё возрас-тающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.

С чем нельзя в лес ходить?

Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Правила игры: Воспитатель выкладывает на стол предметы или ил люстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, вело сипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

Буря на море

Дети встают в круг, изображая бурное волнение моря; часть детей изображает рыбок, которые прячутся на дно морское, чаек, которые быстро машут крыльями, стонут и прячутся на берегу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека загадок для детей дошкольного возраста 3 - 7 лет

Загадка - это жанр устного народного творчества...

Картотека игр для детей дошкольного возраста.

Хочу поделиться подборкой интересных и полезных, на мой взгляд, игр для детей....

Картотека игр для детей дошкольного возраста

Картотека включает в себя:-игры на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций;-игры на развитие коммуникативных навыков;-игры на развитие познавательных процессов;-игры и упражнения на снятие ст...

Картотека игр для детей дошкольного возраста

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. В игре дети получают новые знания об окружающем их мире, уточняют уже имеющиеся у них представления и регулируют свои взаимоотношения со свер...

Картотека физкультминуток для детей дошкольного возраста.

В этом материале сделана подборка физкультминуток для детей дошкольного возраста....

Картотека физкультминуток для детей дошкольного возраста

Для отдыха и снятия напряжения уместны и необходимы небольшие физкультминутки. Лучше, если физ. минутки не будут повторяться. Вот, некоторые из них:...

"Картотека загадок для детей дошкольного возраста"

Данный материал можно использовать при планировании досуговой деятельности в работе с детьми дошкольного возраста....