"Формирование культурно - гигиенических навыков у детей дошкольного возраста"
статья на тему

Сливка Анна Николаевна

1. Статья о формировании культурно - гигиенических навыков и самообслуживания у детей дошкольного возраста.

2. Вывод

3. Используемая литература.

4. Рекомендации родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kulturno-gigienicheskih_navykov.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культурно – гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Формирование у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах, а так же предполагает и умение ребенка быть всегда опрятным, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых, и  устранять их. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважения к человеку, к законам общества. Хочешь, чтобы уважали тебя, - уважай других.

Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: сначала в детском саду, потом в  школе и т.д. Чтобы облегчить ребенку освоение новых для него навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным, увлекательным. Именно в дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых (родителей, воспитателя) а так же их внешний вид, поведение служат образцом для детей. Так же немаловажное значение в формировании культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания имеет показ и объяснение взрослых, которые должны быть четкими, наглядными и желательно в замедленном темпе. Положительная оценка вызывает у детей желание в дальнейшем поступать так же, а возможно сделать еще лучше. Вместе с этим к детям приходит понимание, что его любят, уважают, ценят. Кроме того, у деток будет развиваться память, мышление, речь. Происходит развитие координации движения, ловкости, что обеспечивает формирование больших возможностей и способностей личности.

Вывод:

 Следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для ребенка естественной потребностью, такой же, как потребность в пище, сне, отдыхе, игре, а навыки гигиены постепенно совершенствовались и становились привычными. Главные условия – регулярность воспитательного процесса, единство требований воспитателя и родителя. Только в этом случае сформированные навыки у детей становятся осознанными действиями, а затем и привычкой.

Используемая литература:

Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф. и др «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. – М.: Просвещение, 1991г.

Урунтаева Г.А.,  Афонькина Ю.А «Как приобщить  малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 1997г.

Конина Е.Ю.  «Формирование культурно – гигиенических навыков у детей» Айрис – пресс, 2007г.

Теплюк С. «Об опрятности и аккуратности. Дошкольное воспитание 1988 г.

Яковенко Т. Ходенецких З. «О воспитании культурно – гигиенических навыков». Дошкольное воспитание 1979г.

Рекомендации родителям:

Формирование культурно – гигиенических навыков – это ваша задача, дорогие родители, а специалисты (врачи, педагоги, психологи) помогут вам советом в своевременности обучения ваших деток тем или иным культурно – гигиеническим навыкам и умениям.

  • Старайтесь поддерживать стремление вашего ребенка к самостоятельности.
  • Поощряйте его даже за небольшие достижения.
  • Если у малыша что-то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит сам.
  • А если вы, уважаемые  родители возьмете  себе за правило использовать дидактические игры, то воспитание культурно – гигиенических навыков будет эффективнее вдвойне. (Не забывайте, что через игру вы вливаете в мир ребенка огромный поток понятий, представлений об окружающем).

- «Мыльные перчатки» - игра учит детей правильно намыливать руки.

- «Что вы можете о них сказать?» - детям предлагаются предметы личной гигиены, а они рассказывают правила пользования ими.

- «Что нужно кукле?» - игра на различные действия (что нужно при умывании, причесывании, купании, завтраке и тд).

- «Подберем кукле одежду» - (на прогулке, празднике, в детском саду, гости и прочее).

  • Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
  • Не торопите малыша с выполнением какого – либо действия, необходимо дать ему возможность выполнять все не спеша, самостоятельно.
  • В процессе воспитания используйте потешки, стишки(Под чтение потешек и стихов дети с удовольствием моются, заправляют свои кроватки, одеваются, обедают и тд) рассказы, личный опыт.
  • Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет на примере, как, что и в каком порядке делать.
  • Всегда старайтесь придерживаться доброжелательного, эмоционального настроя.
  • Родители должны помнить, что культурно – гигиенические навыки для детей дошкольного возраста имеют значение не только для культуры поведения, но и для укрепления здоровья, их физического и психического развития.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста».

Доклад на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста».Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содерж...

Формирование культурно - гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Навыки поведения за столом приобретаются с раннего детства. Ребенок уже с пяти – шести лет должен уметь правильно пользоваться вилкой, а с семи лет - и ножом, должен знать, как и что этим ножом ...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

В данной статье описываются основные приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей  дошкольного возраста с нарушениями речи....

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ…………………………….………………………………………..…...3ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У РЕБЕНКА КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ1.1.Понятие о здоровье и здоровом образе жизни……………………………...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребён...

Формирование культурно - гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Описание слайдов к презентации "Формирование культурно - гигиенических навыкоы у детей дошкольного возраста"....