Формирование экологических представлений в процессе кратковременных наблюдений в природе Кемеровской области зимой с детьми дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Наблюдения – это целенаправленная и планомерная деятельность, сложный познавательный процесс, в котором участвуют: память, речь, требуется активная мыслительная деятельность и устойчивое внимание. Кратковременные наблюдения в природе проводятся на занятиях и в повседневной жизни /на прогулке и в уголке природы/.

Методика проведения кратковременного наблюдения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование  экологических представлений в процессе кратковременных наблюдений в природе Кемеровской области зимой с детьми дошкольного возраста

Наблюдения – это целенаправленная и планомерная деятельность, сложный познавательный процесс, в котором участвуют: память, речь, требуется активная мыслительная деятельность и устойчивое внимание. Кратковременные наблюдения в природе проводятся на занятиях и в повседневной жизни /на прогулке и в уголке природы/.

Методика проведения кратковременного наблюдения:

  1. Выбор объекта
  2. Определение цели наблюдения
  3. Ход наблюдения

В процессе наблюдения предполагается приемов, что облегчает ребенку путь познания:

  1. Вопрос

В младшем дошкольном возрасте вопрос должен быть простым, четко сформулированным, не требующим сложного ответа.

В средней группе задавая вопрос, воспитатель опирается на опыт детей, использует вопросы на сравнение. Ребенок в этом возрасте лучше выделяет отличительные признаки предметов.

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется аналитико-синтетическая мыслительная деятельность, словесно-логическое  /понятийное/ восприятие, что позволяет глубже понимать явления, выделять существенные и несущественные стороны объекта или явления природы. В этом возрасте вопросы должны быть сложными, требующими логического мышления. Это вопросы на сравнение /по сходным признакам/ на установление причинно-следственных связей, логические задачи и др.

  1. Художественное слово
  2.  Модели
  3. Иллюстрации
  4. Игрушки, игры и т.д.

Примерные вопросы для наблюдения зимой:        

  • Наблюдение за ветром  в зимний день

 «Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч…»                     /А.С.Пушкин/

- Как узнать, есть ли сегодня ветер? /по дыму из труб, видно качание деревьев, развиваются флажки, ленточки, перемещается по земле снег, бумажка летит по ветру/.

-Каким бывает снег? /сильным, порывистым, слабым, тихим, холодным, ледяным, студеным/.

- Как назвать сильный ветер? /ветрище/. А слабый? /ветерок, ветерочек/.

- Как называется погода с ветром? /ветряная/.

- Как вы радуетесь, когда дует теплый ветер? /дети поднимают лицо кверху, подставляя его под ветерок, улыбаются, радуются/- упражнение в мимике.

- Как мы чувствуем себя, когда дует сильный ледяной ветер? /прячем лицо в шарф, шапку, закрываем лицо руками/.

- Кто знает загадку про ветер? «Без рук, без ног, а ворота открывает».

  • Наблюдение за снегопадом

Тихо-тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый…                      /М. Познанский/

- Как называется состояние погоды, когда летит снег? /снегопад/.

Если бы не было ветра – это просто снегопад, если с ветром, то, как называется состояние погоды? /вьюга, метель, пурга/.

- Какое бывает небо, когда идет снег? /пасмурное, грустное. Облачное, серое, печальное/.

- Подставьте лицо снегопаду. Что вы ощущаете? /щекотание, холодно, мокро, неприятно, вкусно, интересно/.

- Если погода теплая, снегопад, снег в виде чего падает на землю? /целые хлопья снега, слипшиеся между собой /.

- А если снегопад в холодную погоду? /идет снег отдельными снежинками/.

«Белый снег пушистый в воздухе кружиться

  И на землю тихо падает, ложится».                /И.Суриков  «Зима»/

  • Наблюдение за инеем на деревьях

- Когда, в какую погоду, теплую или морозную можно наблюдать иней на деревьях? /только в морозную/.

- Чем отличается иней от снега? /иней укутывает ветки на деревьях со всех сторон, а снег лежит только сверху/.

- Какой же иней? /холодный, колючий, пушистый, красивый, белый, нежный/.

- Чем полезен иней для деревьев? /он помогает деревьям перенести мороз и холод, укутывает веточки, согревает их от холода/

  • Наблюдение за птицами в зимнее время 

- Как называют птиц, которые остаются зимовать у нас? /зимующие/.

 -Почему они не улетели в теплые края? /есть чем питаться, теплое оперение/.

-Кто, каких птиц встречал зимой? /снегирей, синиц, воробьев, и т.д/.

- Чем же питаются птицы зимой? Вспомните, что мы с вами клали в кормушку?

- Что страшнее для птиц: холод или голод?

- Как ведут себя птицы во время метели? /прячутся по карниз, под крыши/.

 Прочитать отрывки С.Есенина « Воробушки игривые как детки сиротливые прижались у окна».

 «Голуби, голуби,  раз, два, три,

Прилетели голуби-сизари.

Сели и нахохлились у дверей,

Кто накормит крошками сизарей?»        /И. Токмакова /

Осмотр снега у кормушки. Прилетели ли птицы? Наблюдение за синицей, снегирем, свиристелями /по возможности/.

1.Какие наблюдения можно провести:

-за снегом, сугробами, снежинкой

-за ветром

-за состоянием почвы

-за температурой воздуха, состоянием погоды

-за зимними деревьями и кустарниками

-за птицами и их повадками

-наблюдение за воробьями, синицами, воронами, снегирями

-распознающее наблюдение у кормушки

-наблюдение за сосной и лиственницей

-наблюдение за рябиной, карагачем, черемухой

2.Какие закономерности можно установить с детьми:

-в декабре ночь наступает рано, потому что солнце очень низко поднимается над горизонтом

-чем ниже стоит солнце на небосводе, тем короче день

-в декабре самая длинная ночь, поэтому самый короткий день

-в декабре снег белый, потому что он пушистый, легкий

-в декабре выпадает много снега, так как часто дуют ветра

-снегирь появляется вместе со снегом

3.Задания:

-определите зимние кустарники и деревья по признакам:

-ствол-высота, прямостоячий, извилистый, кора-цвет, гладкая или шероховатая, наличие трещин, вертикальных или горизонтальных;

-расположение ветвей - поочередное, супротивное, под углом, в стороны, прямые, изогнутые;

-почка-величина, форма, цвет, как расположены на ветках

-плоды и семена – есть на ветках, как называются

Зима в лесу запасы снега  копит

Он лег в оврагах, на ветках висит

И лес хранит, подняв сухие копья.

Исконное сокровище Руси.                                /Г.Юров/

В декабре снежный покров увеличивается, в отдельные годы в Кемеровской области выпадает очень много снега. Характерно, что дуют постоянные и сильные ветра. Деревья хорошо защищают почву от выдувания и задерживают снег. Декабрь – суровый зимний месяц. На Руси его называют «студень», «Студеный». О чем говорят: «И замостит, и загвоздит, и саням ход дает». В декабре солнце поднимается очень низко над горизонтом, в этом месяце наблюдается самая длинная ночь в году.

Январь  - самый холодный месяц в Кемеровской области. Древнерусское название его – «сечень» и «просинец». В январе наблюдаются резкие, секущие морозы, начинает прибавляться день и много солнечного сияния. Снег как бы голубее. В январе морозы держаться устойчиво. Дни преимущественно ясные. Снегопады и метели редки. Температура воздуха опускается до -40. Для января характерны частые и сильные поземки, которые уплотняют снег.

1.Какие наблюдения можно провести:

- за положение солнца

-за тенью в полдень

-за состоянием погоды, температурой воздуха

-за снегом, его свойствами (блеск, плотность)

-за инеем, изморозью на окнах

-за льдом (цветные льдинки)

-за свойствами льда, его превращениями

-за заснеженными деревьями

-за птицами у кормушки, их повадками (подкормка птиц)

2.Какие закономерности можно установить:

-солнце повернуто на лето, а зима на мороз (день увеличивается, а мороз  усиливается)

-снег голубеет, так как много солнечного сияния

-в январе стоят сильные морозы, а погода без ветра

- январе редко бывают метели и снегопады, но часто метет поземка

-когда метет поземка, снег уплотняется

-при сильных морозах птиц не видно

3.С какой целью можно провести наблюдения:

-сформировать  представление детей о поземке (низовой ветер, переметающий и уплотняющий снег)

-закрепление знаний о повадках воробья, вороны, голубя

-формировать представление об инее на деревьях и изморози на окне

-установить закономерность: на морозе вода превращается в лед

-закрепить представление о снежинке ( в  виде звездочки, в виде иголок, крупы)

-установить закономерность: снег в тихую и теплую погоду падает в виде хлопьев (снежинки в виде звездочек). При ветре и морозе у снежинок обламываются лучики и они превращаются в иголки. В тихую морозную погоду у падающих снежинок лучики стираются друг об друга о остаются серединки – снежная крупа.

-показать детям, что без помощи человека птицам зимой трудно выжить

4.Художественное слово:

Кто, угадай-ка,

Седая хозяйка:

Тряхнет перинки,

Над миром пушинки.     /зима/

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила             /зима/  

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу       /вода/

Пусть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка –

Как настанут холода,

Прямо с севера сюда.    /снегирь/

Ты упала мне под ноги,

Растянулась по дороге,

И нельзя тебя поднять,

На меня ты так похожа,

Будто я шагаю лежа.        /тень/

Что же это за девица:

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

И в иголках целый год.     /ель/

Стали дни короче,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы

И зима настала.       /И.Суриков/

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко,

Змейкой мчиться по земле

Легкая поземка                 /В.Годкин/

Февраль  на Руси называли «снежень»,  от обилия метелей и снегопадов. В народе еще называли «бокогреем» за то, что солнце уже заметно пригревает, но греет только с солнечной стороны. Снежный покров в Кемеровской области бывает мощным, это усложняет жизнь животных. Еще больше синиц, снегирей перекочевывает в села и города. В феврале нередки оттепели.

1.Какие наблюдения можно провести:

-за снегом, его свойствами: плотный, тяжелый, серый, освещенный солнцем-_голубой

-за оттепелью и капелью

-за оттаявшим снегом у деревьев /образование коронок/

-за поведением птиц /издают звуки, активны/

-за снегопадом, метелью, поземкой

-за образованием сугробов

-за зимним деревом

-за оживлением веток

-за ростом лука и других овощных культур

-за влиянием света, воды, тепла на рост растений /постановка опыта/

2.Какие закономерности можно установить с детьми:

-метель бывает тогда, когда дует сильный ветер

-в феврале тепло только тогда, когда светит солнце

-в феврале можно наблюдать капель, потому, что солнышко днем пригревает

-воробьи чирикают, а голуби, синицы воркуют, потому, что они почувствовали приближение весны

3.С какой целью можно провести наблюдения:

-познакомить детей с понятиями: оттепель и капель

-сформировать представление о том, что в феврале деревья имеют более высокую температуру, чем снег вокруг них

-показать чем отличается поземка от метели

-дать представление о том, как ветер наметает сугробы

-показать влияние тепла /света, воды/ на рост и развитие растения

4.Народные приметы:

-февраль зиму замыкает, новому сезону дорожку показывает

-февраль рисует, малюет: красную весну чует

-февраль сшибает рог зиме

-как в феврале аукнется, так осенью откликнется

-облака плывут против ветра- к снегу

-облака плывут низко – жди стужи

-иней на деревьях – к морозу, туман – к оттепели

5.Художественное слово:

До крыш сугробы намело,

Светлей в деревне стало,

Ко мне в оконное стекло

Синица постучала.

Я мигом форточку открыл,

Сказал: «Влетай быстрее!»

Зерном синицу накормил

У теплой батареи.    /А.Береснев/

Скачет, скачет воробей,

Кличет  маленьких детей:

- Киньте крошек воробью –

Я вам песенку спою,

Чик-чирик!

Киньте просо и ячмень –

Буду петь вам целый день,

Чик-чирик!                 /О.Григориев/

                                                                                                   

Литература:

  1. Вербицкий А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования// Педагогика. – 1997. - № 6. – С.31-36.
  2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1980. – 272 с.
  3. Кемеровская виртуальная детская библиотека

http://xn--d1acalj5bg.xn--90aamkbbnf2a4b.xn--b1afaboidnttn.xn--p1ai/index.php?p=static/beresnev_museum.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Экскурсия в природу, как форма познания, с детьми дошкольного возраста "

Природа это всегда чудо, объясняю я, луг сияющий цветами, звонкий ручеек, голубая речка, озеро, родничок  среди камней, стройная красавица березка, - символ России. Какая красота. Именно об этом ...

Годовой отчет музыкального руководителя Аксютовой О.В. о проделанной работе за 2014-2015 учебный год по образовательной области «Музыка» с детьми дошкольного возраста .

За период с 01.08.2014 г. по  31.05. 2015 г. была проделана следующая работа:   Регулярно проводились музыкальные занятия в вверенных мне   1х младших, 2й «А» и 2й«Б»младших ,...

Весенние наблюдения в природе весной во время прогулок. Старший дошкольный возраст.

Консультация для родителей:Весенние наблюдения в природе весной во время прогулок. Старший дошкольный возраст. Вот и наступила весна. Солнце с каждым днём пригревает все сильнее....

Опыт работы «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Ребёнок познаёт мир опытным путём. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач....

Перспективное планирование совместной деятельности по образовательной области «Музыка» с детьми дошкольного возраста

В материале представленно перспективное планирование совместной деятельности с детьми дошкольного возраста по образовательной области" художественно-эстетическое развитие" -"Музыка"...

Методические рекомендации к организации и проведению подвижных игр и спортивных упражнений на прогулке зимой с детьми дошкольного возраста 3 – 7 лет

Методические рекомендации к организации и проведению подвижных игр и спортивных упражнений на прогулке зимой. Зима с ее вьюгами и морозами – только на первый взгляд суровое время года. У детей в это в...

Дидактическое пособие «Куб природы» направлено на формирование элементарных экологических знаний о природе Новосибирской области, у детей старшего дошкольного возраста. Пособие выполнено в форме куба, это отличает его от традиционн

Дидактическое пособие «Куб природы» направлено на формирование элементарных экологических знаний о природе Новосибирской области, у детей старшего дошкольного возраста....