Эффективные методы и приёмы формирования двигательного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал на тему

Черненко Елена Александровна

пед.совет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovetdvigatelnogo_tvorchestva.docx16.44 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные методы и приёмы формирования двигательного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Основным условием развития двигательного творчества у детей дошкольного возраста является достаточный двигательный опыт ребёнка. Наличие двигательных навыков позволяет свободно использовать их в многообразной деятельности, проявляя самостоятельность в изменении характера, способов действия в зависимости от условий. Поэтому важно проводить обучение физическим упражнениям, основным видам движений. При работе с детьми  используются следующие принципы:

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача готовых знаний, а организация такой деятельности, в процессе которой дети делают сами открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в образовательном процессе игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, инициативность и самостоятельность, а преодоление возникающих интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие.  Опираться на предшествующее спонтанное самостоятельное, “житейское” развитие.

Креативный принцип. Необходимо учить творчеству, т.е. “выращивать” у дошкольников способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее практических задач, способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Обучение физическим упражнениям проводится в три этапа: первоначальное, углубленное разучивание и совершенствование двигательного навыка.

На этапе первоначального разучивания создаются условия для самостоятельного осмысления особенностей техники нового движения. Это позволит сделать процесс овладения техники движения более успешным и позволит ребёнку проявить свою инициативу и творчество.

Для этого используются следующие приёмы:

-  вовлечение детей в обсуждение выбора рациональной  техники движения;

-  предоставление самостоятельности в реализации своих возможностей.

 На этапе углубленного разучивания применятся приёмы активизации мыслительной деятельности, направленные на воспроизведение структуры движений, особенностей техники:

- проговаривание последовательности техники движений;

- выполнение упражнения со зрительным контролем, сосредоточением своего внимания на положении частей тела;

-  анализ и оценка выполнения упражнения другими детьми.

На этапе автоматизации навыка предлагать детям решить проблемные ситуации:

- привлекать детей к изменению исходных положений, предметов, направлений, амплитуды движений;

- придумать упражнение на заданную тему. Например, «Часы»,  «Воробей», «Вертолёт».

- придумать оригинальное движение на заданную тему вдвоем, втроём. Например, «Осьминог», «Лодочка», «Звёздочка», «Солнце», «Горка».

Чтобы у ребёнка сформировался интерес, положительное отношение к творчеству в двигательной деятельности, проводить работу по формированию двигательного творчества через использование подвижных игр. Е.А. Аркин отмечал: «игра, как никакая другая деятельность, способна организовать все силы ребёнка наполнить его существо самыми яркими эмоциями…»

 Для развития творчества можно использовать все виды игр: сюжетные; игры с элементами соревнования (игры-эстафеты, спортивные). В сюжетных играх показатели творчества проявятся во всём многообразии (заинтересованность детей, выразительность двигательного образа, эмоциональность и раскрепощённость, создание комбинаций движений, создание вариантов игр, самостоятельном придумывании подвижных игр). В играх с элементами соревнования будет отсутствовать такой показатель творчества как выразительность двигательного образа, эмоциональная и двигательная раскрепощённость, поскольку в них отсутствуют роли, имитации.

Условия, для  развития творчества в игре.

- Создать атмосферу всеобщей заинтересованности, радости, воодушевления; смех, восторг, удивление являются почвой для проявления творчества (сюрпризные моменты, двигательные загадки, перевоплощение в героев).

-  Совместно с воспитателем  и родителями провести работу по обогащению детей новыми яркими впечатлениями (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских передач, экспериментирование). Например, перед проведением игры «Море волнуется раз», дети с воспитателем рассматривают картинки с изображением обитателей моря, воспитатель рассказывает об их образе жизни.

- При организации и проведении использовать творческие рассказы, музыку, различные атрибуты, элементы одежды и декораций. Например, при проведении игры «Выставка картин» показать несколько картин и рассказать, что мы посещаем выставку, что на выставке представлены работы известных художников.  Сегодня мы с вами будем художниками и напишем свои «картины» с помощью движений.

- Для того, чтобы помочь детям осознать возможность внесения изменений в игру (замена оборудования, правил, условий) и стимулировать к составлению собственных вариантов игр предлагать образец варианта игры. Например, «Весёлые ребята» - «Весёлые зверята», «Хитрая лиса» - «Хитрый волк».

- При проведении игры создавать проблемные ситуации, задавать детям вопросы, способствующие развитию воображения. Например, придумайте, как лучше изобразить того или иного насекомого, животного?

- За каждую попытку проявления творчества  поощрять, хвалить детей.

- Работу  построить таким образом, чтобы дети совместно с родителями выполняли творческие задания, обсуждали дома игры, придумывали движения, игры, считалки, для этого задавать детям несложные домашние задания. Домашние задания способствуют привлечению к данной работе родителей, развитию интереса к подвижным играм.

        Интересные методы и приёмы по формированию двигательного творчества можно использовать на физкультурных игровых занятиях и физкультурных праздниках. Конечно, игровая атмосфера (оформление зала, атрибуты) помогает детям выразительно и эмоционально передать двигательный образ, быть раскрепощёнными. Такие занятия проводить на основе жизненных ситуаций, по сюжетам народных сказок, детским литературным произведениям, на основе телевизионных передач. На игровом физкультурном занятии старшие дошкольники получают возможность относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования.  Они не только передают знакомый образ в движении, но и учатся создавать новое движение, изменять и преобразовывать его структуру. Для этого использовать на занятиях творческие композиции:

- отгадать двигательную загадку, посредством движений и поз;

- показать действие, изображённое на картинке, «оживить» его;

- изменить знакомое упражнение;

- создать для детей проблемные ситуации, способствующие поиску творческих композиций.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Народная подвижная игра, как приём развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные ...

Эффективность использования КФУ в повышении двигательных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: Определить эффективность использования КФУ в повышении двигательных качеств у детей старшего дошкольного возраста....

Статья из опыта работы «Игровые методы и приёмы при обучении творческому рассказу детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»

Ограниченный набор методических приемов при обучении детей с нарушением зрения составлению рассказов по картине, приводит к отсутствию интереса, активности к данному виду занятий со стороны и педагого...

Методические рекомендации «Методы и приёмы формирования пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста»

Ребёнок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве, при помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу и др. Все эти п...