"Педагогические идеи классиков об игровой деятельности детей"
учебно-методический материал по теме

Кыласова Ольга Павловна

В статье дается сравнительный анализ взглядов как педагогов-классиков (К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко), так и современных педагогов и раскрывается теория игровой деятельности детей. Подробно описаны разделы "Особенности игры как деятельности", "Специфика детской игры","Разнообразие детских игр", "Роль взрослого в развитии игры" и другие. Материал будет полезен студентам педагогических колледжей и институтов, а также педагогам, изучающим теоретические аспекты детской игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические идеи классиков об игровой деятельности детей

Основные вопросы

по проблеме

К.Д. Ушинский

Н.К. Крупская

А.С. Макаренко

Мое мнение

Особенности игры как деятельности

Великий русский педагог рассматривал игру как естественное состояние и деятельность здорового, нормально развивающегося ребенка.

Игра для детей – это деятельность серьезная, в определенный период жизни основной ее вид. Игра – «серьезное занятие для ребенка», в котором формируются качества его личности.

 "В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов... В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями".

«Дитя само по себе гораздо способнее радоваться, чем печалиться, однако же, если мы присмотримся к детским играм, то увидим, что дети, если они еще не испорчены, не столько ищут наслаждений в тесном смысле этого слова, сколько увлекающих их занятий, и дитя счастливо вполне не тогда, когда громко хохочет и глаза его блестят восторгом, а тогда, когда оно все и очень серьезно погружено в свою игру или в какое-нибудь свое, свободно найденное детское дело».

Н. К. Крупская считает игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами: стремлением ребенка познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью. «Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных»

Н. К. Крупская рассматривала игру как средство всестороннего развития ребенка: игра — способ познания окружающего и в то же время она укрепляет физические силы ребенка, развивает организаторские способности, творчество, объединяет детский коллектив.
Во многих статьях

Н. К. Крупской указывается на органическую связь игры с трудом. По ее мнению, у детей нет такой грани между игрой и трудом, как у взрослых; работа их часто носит игровой характер, но постепенно игра подводит детей к труду.

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу. Этот переход совершается очень медленно. В самом младшем возрасте ребенок преимущественно играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы самого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть, укрываться одеялом, надевать штанишки. Но даже и в эту работу он еще вносит много игры».

«Самое главное в этой детской игре добиться следующего:

1. Чтобы ребенок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал.

2. Чтобы не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца.

3. Чтобы в каждой игрушке видел определенную, нужную для будущего ценность, хранил ее, берег. В игрушечном царстве всегда должен быть полный порядок, должна производиться уборка. Игрушки не должны ломаться, а в случае поломок должен производиться ремонт; если он труден, то с помощью родителей.

Особенное внимание должны обратить родители на отношение ребенка к игрушке. Ребенок не должен ломать игрушку, должен любить ее, но не должен и бесконечно страдать, если она испортилась или поломалась».

           «Игра детей - дошкольников, - писал Д.Б. Эльконин, - характеризуется следующими чертами. В ней ребенок действенно отражает какое-либо явление или событие из окружающей социальной жизни взрослых. Ребенок берет на себя определенную роль, перевоплощается в другого человека и осуществляет в игре функции этого человека, его отношение к предметами и другим людям. Осуществление в игре функций взрослого человека происходит не путем простого подражания ему: ребенок активно перерабатывает все то, что ему известно о социальных функциях и деятельности того человека, роль которого он на себя взял. Действия, производимые ребенком в игре, не похожи на аналогичные действия взрослого. В большинстве случаев они производятся с игрушками, замещающими предметы, с которыми действует взрослый, и приспособлены к игрушкам, а по общему характеру передают действия взрослого. Действия ребенка в игре являются скорее изобразительными, чем чисто подражательными. За несколько минут ребенок проделывает в игре то, что в действительности требует нескольких часов, а иногда даже дней или недель».

Вслед  за современным детским психологом

Е.О. Смирновой, мы дадим широкое определение игры: игра – это самостоятельная эмоционально-насыщенная деятельность, в которой есть момент импровизации и опробования. Игра не может быть нормированной, это спонтанная деятельность. (Если быть точнее, по ходу развития игровой деятельности она принимает форму совместной или спонтанно-реактивной деятельности).

А.В. Запорожец определ игру как «отражение окружающей действительности, и прежде всего,  действий и взаимоотношений окружающих людей».

Специфика детской игры

 Ребенок должен находить счастье в деятельности, и игра имеет чрезвычайно важное значение в душевном развитии ребенка. До 4-5 лет у ребенка все преимущества в игре. В ней формируются все стороны его физического и духовного развития.

Игра для ребенка младшего возраста имеет большое развивающее и воспитательное значение, «даже гораздо более, чем первоначальное ученье». Она воспитывает активность, инициативу, находчивость, сообразительность, ловкость движений, развивает физически и умственно, формирует характер.

Н. К. Крупская выдвинула принципиально новое положение о детской игре как деятельности целенаправленной, сознательной, творческой: «Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели: построить дом, поехать в Москву, состряпать обед и т. п. Процесс игры заключается в осуществлении поставленной цели; ребята вырабатывают план, выбирают средства осуществления его. Пусть поезд, на котором они едут, построен из стульев, пусть дом построен из щепок».

«Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу. В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли. Если вы купите ребенку заводную мышку, целый день будете заводить ее и пускать, а ребенок будет целый день смотреть на эту мышку и радоваться – в этой игре не будет ничего хорошего. Ребенок в этой игре остается пассивным, все его участие заключается в том, что он глазеет. Если ваш ребенок будет заниматься только такими играми, из него и вырастет пассивный человек, привыкший глазеть на чужую работу, лишенный почина и не привыкший творить в работе новое, не привыкший преодолевать трудности. Игра без усилия, без активной деятельности - всегда плохая игра… Игра доставляет ребенку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая - радость качества. Такую же радость приносит и хорошая работа. И здесь полное сходство».

              Главное отличительная особенность настоящей детской игры – наличие воображаемой ситуации. В игре ребенок начинает жить и действовать не только в зримом, реальном пространстве, но и в пространстве воображаемом, представляемом.               Игра – это обязательно совместная деятельность. Это значит, что для осуществления деятельности детям необходимо общаться друг с другом или со взрослым в процессе игры.

Разнообразие детских игр

К. Д. Ушинский показал, что игра связана с потребностями организма ребенка, но возникла и развивалась она исторически, многие виды игр носят межнациональный характер. Это могучее воспитательное средство выработало самим человечеством, в играх выражается настоящая, неподдельная потребность человеческой природы.

К.Д. Ушинский рекомендовал широко использовать в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста народные игры; "Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство - задача будущей педагогики", - писал он. 

К. Д. Ушинский интересно описывает игры своего времени, причем показывает, что у детей разных социальных групп были разные игры. «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет, гладит; у другой — величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей — бьет людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки» .

«Что касается игр, то они имеют большое организующее значение. Ребенку понятно, почему нужно соблюдать правила игры, что без соблюдения правил никакой игры не выйдет. С этой точки зрения надо бы подобрать игры, брать сначала игры с самыми простыми правилами, потом с более сложными. Тут важно то, что сами ребята следят за точным соблюдением правил каждым играющим… Игры, требующие соблюдения правил, очень дисциплинируют, надо только, чтобы они не были скучными, надо их разнообразить. Необходимо также пошире вводить в игры пение, танцы, маршировку. Все это и занятно для ребят и дисциплинирует их.

Много есть старых игр, приучавших владеть собой. Были игры, которые учили удерживаться от смеха, от употребления запретных слов».

Большинство педагогов и родителей называют игрой «любые занятия детей», приносящие им  радость, забавляющие и развлекающие их. Носятся дети с визгом по группе, стреляют друг в друга, кидаются игрушками, кривляются, хохочут – значит, играют. Ничего плохого в подобных занятиях нет, но они не являются игрой в полном смысле слова. Даже если ребенок играет с куклой и при этом таскает ее за волосы или отвинчивает ноги – это тоже еще не игра.

           В последнее время значение игры очень часто рассматривается как чисто  обучающее, дидактическое. Призыв применять «игровые технологии» , «учить играя» стали особенно распространёнными. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков и пр. Однако узкообучающее значение игры весьма ограничено. Конечно же, можно (как это часто делается) использовать игру в чисто обучающих целях, но в таком случае ее главные, специфические функции отходят на второй план или совсем вытесняются.

Мы говорим игра, но прекрасно понимаем, что игры бывают разные: процессуальные, дидактические, спортивные, ролевые и т.д.  Отечественный детский психолог

А.В. Запорожец совместно с А.П. Усовой предложили следующую классификацию игр:

 1) «игры творческие и их разновидности: игры драматизации и строительные;

2) подвижные игры;

 3) дидактические игры».

Роль взрослого в развитии игры

Игра теряет свое значение, если она перестает быть деятельностью свободной. Однако это совершенно не означает, что воспитатель вовсе не оказывает влияния на подбор игр и состав играющих. Воспитатель может и должен оказывать влияние на характер и направление детских игр. Он подбирает игры и товарищей для них, дает идею игры, которую ребенок самостоятельно перерабатывает в своем воображении. «...Не надобно никогда забывать, что игра теряет все свое значение, если она перестает быть деятельностью, и притом свободной деятельностью дитяти. Ребенок, которого смешат и забавляют, не играет, но не играет он и тогда, когда он исполняет какую-нибудь деятельность по приказу, из желания угодить старшим и т. п.».

К.Д. Ушинский подчеркивал влияние на содержание детской игры: воспитатель  дает материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых.

Время для детских игр в детском саду должно отводиться сообразно возрасту: чем меньше ребенок, тем больше времени должен он проводить в игре. И в дошкольном возрасте надо стремиться к тому, чтобы ребенок никогда не пресыщался в игре и мог легко прервать ее для работы. 

«Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры, он в данном случае должен только отводить игры опасные, разжигающие вредные чувства и т. д. Но делать это надо умеючи, осторожно, так, чтобы ребята охотно соглашались с руководителями. Педагог-учитель, вожатый, комсорг должны и в данном случае владеть тем педагогическим тактом, который помогает педагогу становиться желанным руководителем для детворы».

 «Ясно, что мы должны потребовать от родителей в деле руководства детской игрой. Первое - это следить, чтобы игра не делалась единственным стремлением ребенка, чтобы не отвлекала его целиком от общественных целей. Второе - чтобы в игре воспитывались те психические и физические навыки, которые необходимы для работы.

Первая цель достигается, как уже было сказано, постепенным вовлечением ребенка в область труда, который медленно, но неуклонно приходит на смену игре. Вторая цель достигается правильным руководством самой игрой: выбором игры, помощью ребенку в игре».

«Приходится очень часто наблюдать неправильные действия родителей в деле руководства игрой. Эта неправильность бывает трех видов. Некоторые родители просто не интересуются игрой своих детей и думают, что дети и сами знают, как лучше играть. У таких родителей дети играют как хотят и когда хотят, сами выбирают себе игрушки и сами организуют игру. Другие родители много внимания уделяют игре, даже слишком много, все время вмешиваются в игру детей, показывают, рассказывают, дают игровые задачи, часто решают их раньше, чем решит ребенок, и радуются… Третьи родители считают, что самое главное заключается в количестве игрушек. Они расходуют большие деньги на игрушки, забрасывают детей самыми разнообразными игрушками и гордятся этим.

Личность ребенка, его интересы, понимание себя, сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях со взрослым. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не станет полноценным человеком. А значит, воспитатель должен быть рядом с детьми в их игре, всегда быть готовым включиться, завуалировано быть главным в игре детей.

При выборе игры воспитатель руководствуется тем, для какого периода (целей, возможностей) она предназначена. Поэтому, если дети начинают играть в неподходящую игру, им нужно объяснить, почему в данное время она не годится. В связи с этим возникает необходимость планирующей деятельности воспитателя. Нужно  заранее подбирать  игры подвижные, дидактические и др., в зависимости от ситуации, а также по мере овладения детьми навыками той или иной игры.

Однако предварительный подбор игры не должен превращаться в какое-либо навязывание их детям. Ролевые игры, например, плохо поддаются планированию, так как они всегда связаны с инициативой (спонтанностью) ребенка. Сюжеты ролевых игр обычно повторяются, особенно у современных дошкольников. Зная это, воспитатель может заранее предвидеть, как он будет воздействовать на эти игры, что нового внесет в них, чем заинтересует детей.

Условия развития игры

Игра, как и песня, – «вольное, вдохновенное создание самой детской природы. Мы видим, что дети сочиняют беспрестанно новые игры, применяясь к обстоятельствам то местности, то вещей, то обстоятельствам дня; но это не более, как фантазия в действии, так же быстро исчезающая, как и фантазия в мысли; но некоторые из этих детских фантазий были так удачны, что сохранились, передались другим, пережили века, перешагнули из одной части света в другую; причина же этой живучести та же, что и причина живучести народной песни или гомеровской поэмы: эти счастливо придуманные игры, изобретенные бог знает каким ребенком, исправленные и пополненные тысячами других, необыкновенно удачно удовлетворяли общим требованиям детской природы». Если игра не возникает как потребность деятельности ребенка, она обречена на быстрое исчезновение. Игра, как и песня, – «вольное, вдохновенное создание самой детской природы. Мы видим, что дети сочиняют беспрестанно новые игры, применяясь к обстоятельствам то местности, то вещей, то обстоятельствам дня; но это не более, как фантазия в действии, так же быстро исчезающая, как и фантазия в мысли; но некоторые из этих детских фантазий были так удачны, что сохранились, передались другим, пережили века, перешагнули из одной части света в другую; причина же этой живучести та же, что и причина живучести народной песни или гомеровской поэмы: эти счастливо придуманные игры, изобретенные бог знает каким ребенком, исправленные и пополненные тысячами других, необыкновенно удачно удовлетворяли общим требованиям детской природы». Если игра не возникает как потребность деятельности ребенка, она обречена на быстрое исчезновение.

«Детская игра проходит несколько стадий развития, и в каждой стадии требуется особый метод руководства. Первая стадия - это время комнатной игры, время игрушки. Она начинает переходить во вторую стадию в возрасте пяти-шести лет. Первая стадия характеризуется тем, что ребенок предпочитает играть один, редко допускает участие одного, двух товарищей. В эти годы ребенок любит играть своими игрушками и неохотно играет игрушками чужими... Вторая стадия детской игры труднее для руководства, так как в этой стадии дети уже не играют на глазах у родителей, а выходят на более широкую общественную арену. Вторая стадия продолжается до 11-12 лет, захватывая часть школьного времени… На этой третьей стадии ребенок уже выступает как член коллектива, при этом коллектива не только игрового, но и делового, учебного. Поэтому и игра в этом возрасте принимает более строгие коллективные формы и постепенно становится игрой спортивной, т.е. связанной с определенными физкультурными целями, правилами, а самое главное - с понятиями коллективного интереса и коллективной дисциплины».

             Организация игры в детском саду нуждается в значительном усовершенствовании. Общей регламентации, определяющей место игры среди других форм организации жизни детей,  недостаточно. Для того чтобы игровая деятельность детей стала более содержательной и развитой, необходимо иметь фиксированное время  для игры.

Виды игрушек

К.Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало».

«Ребенок не умеет еще как следует различать цвета. Надо дать ему игрушки, которые научат его различать цвета (тут очень хороши разноцветные лоскутки, в которые ребята могут завертывать свою куклу, разноцветные кружочки, коробочки и т. п.).

Ребенок не различает еще величин: ему надо давать игрушки, которые помогли бы ему осваивать величины.

Тут хороши игрушки наподобие вкладных яиц, разные вкладные коробочки, разной величины деревянные зверушки, знакомые детям, или фигурки людей. Дети могли бы расставлять фигуры по росту, по величине: пара взрослых, пара девочек, пара мальчиков; пара взрослых, три девочки, пять мальчиков и т. п. Фигуры должны быть простые и ни формой, ни раскраской не отвлекать ребят от основного.

Ребята не знают еще расстояния. Им надо дать аспидную доску и мелообразный карандаш, чтобы ребята могли проводить линии разной величины, в разные стороны, стирать их и проводить другие.

Нужны мягкие мячики, которые можно бросать вверх, вниз, катать, подбрасывать, не боясь что-нибудь разбить, кого-нибудь ушибить, и т. д.»

«В первой стадии материальным центром игры является игрушка. Игрушки бывают следующих типов:

- игрушка готовая, механическая или простая. Это разные автомобили, пароходы, лошадки, куклы, мышки и ваньки-встаньки и пр.;

- игрушка полуготовая, требующая от ребенка некоторой доделки: разные картинки с вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-конструкторы, разнообразные модели;
- игрушка-материал: глина, песок, куски картона, слюды, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди».
   «У каждого из этих типов есть свои достоинства и недостатки. Готовая игрушка хороша тем, что она знакомит ребенка со сложными идеями и вещами, она подводит ребенка к вопросами техники и сложного человеческого хозяйства. Поэтому такая игрушка вызывает более широкую деятельность воображения… Второй тип игрушки хорош тем, что здесь ставится перед ребенком какая-нибудь задача - обыкновенно такая, которую нужно решить с известным напряжением, которую сам ребенок никогда бы поставить не мог. В разрешении этих задач уже требуется заметная дисциплина мышления, требуется логика, понятие о законном отношении частей, а не простая вольная фантазия. А недостаток этих игрушек в том, что задачи эти всегда одни и те же, однообразны и надоедают своими повторениями.

Игрушки третьего сорта - различные материалы - представляют самый дешевый и самый благодарный игровой элемент. Эти игрушки ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. Если ребенок умеет играть с такими игрушками, это значит, что у него есть уже высокая культура игры и зарождается высокая культура деятельности».

    В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка - иными словами, игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные.

    Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства, способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмерные с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся.

Требования к игрушкам

По наблюдениям К.Д. Ушинского, «...дети не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии... Лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом».

«Подбор игрушек особо важен в детсадах.

Надо давать игрушки попроще, без выкрутасов, подешевле, чтобы их не держали где-нибудь за стеклом, а ребята могли бы играть с ними, не боясь сломать. Нужно установить минимум игрушек, необходимых для детсада, снабдить их указаниями, как их использовать».

«Важно, чтобы ребенок имел простую, небьющуюся, неуродливую куклу, которую он бы мог купать, умывать, одевать и раздевать, в процессе этом учась завязывать тесемки, застегивать пуговицы. Кукла должна быть самая простая, дешевая, но красивая, такая, которую трудно испортить, изуродовать.

Важно дать ребенку небьющуюся посуду, которую он мог бы расставлять, наполнять песком, зернами, и т. п.»

«Дошкольный старший возраст – самый трудный возраст для обслуживания игрушкой, так как обстановка, в которой живут ребята, очень разнообразна. А ребятам этого возраста нужна сугубая конкретность.

И игрушки для этого возраста должны быть такие, которые могли бы помогать им изучить окружающую конкретную действительность. Для этого возраста очень хорошо уже пользоваться детским театром. Петрушка, например, очень любим дошколятами, но содержание того, что там изображается, должно быть конкретно, как можно менее надуманно. Иногда взрослый не понимает, чему ребенок смеется, чего он пугается. Взрослый должен тщательно изучать особенности детского возраста. Должен это делать и изготовитель игрушки, ибо без этого игрушка не будет радовать по-настоящему ребенка, не будет помогать его росту, развитию».

«…Наилучший способ комбинировать все три типа (игрушек), но ни в коем случае не в избыточном количестве. Если у мальчика или у девочки есть одна-две механические игрушки, не нужно покупать больше. Прибавьте к этому какую-нибудь разборную игрушку и побольше прибавьте всяких материалов, и вот уже игрушечное царство организовано. Не нужно, чтобы в нем было все, чтобы у ребенка разбегались глаза, чтобы он терялся в обилии игрушек. Дайте ему немного, но постарайтесь, чтобы из этого немногого он организовал игру. А потом наблюдайте за ним, прислушивайтесь незаметно к его игре, постарайтесь, чтобы он самостоятельно почувствовал какой-либо определенный недостаток и захотел его пополнить».

«…Механические игрушки полезны только тогда, когда ребенок действительно с ними играет, а не только бережет для того, чтобы похвастаться перед соседями, и играет при этом не просто наблюдая движение игрушки, а организуя это движение в каком-нибудь сложном предприятии. Автомобили должны что-нибудь перевозить, ванька-встанька должен куда-нибудь переезжать или что-нибудь делать, куклы должны и спать и бодрствовать, одеваться и раздеваться, ходить в гости и совершать какую-нибудь полезную работу в игрушечном царстве. Для детской фантазии в этих игрушках заключается большой простор, и чем шире и серьезнее развертывается эта фантазия с такими игрушками, тем лучше. Если мишка просто перебрасывается с места на место, если его только тормошат и потрошат, это очень плохо. Но если мишка живет в определенном месте, специально для его жизни оборудованном, если он кого-то пугает или с кем-то дружит, это уже хорошо…»

   Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно с другими детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.

   Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.

 

Влияние игры на процесс формирования личности

В игре формируются все стороны детской души, писал Ушинский, ум ребенка, «его сердце и его воля, и если говорят, что детские игры предсказывают будущий характер и будущую судьбу ребенка, то это верно в двояком смысле: не только в игре высказываются наклонности ребенка и относительная сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно, и на его будущую судьбу».

«В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения. Такие игры вырабатывают детей-организаторов, умеющих упорно стремиться к цели, увлекать за собой других, организовывать их.

По мере развития ребят, роста их сознательности сложнее становятся цели, четче планирование, мало-помалу игра переходит в общественную работу».

«Игра имеет важное значение в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом».

«В первой стадии ребенок не способен играть в группе, он часто ссорится с товарищами, не умеет найти с ними коллективный интерес. Нужно дать ему свободу в этой индивидуальной игре, не нужно навязывать ему компаньонов, потому что такое навязывание приводит только к разрушению игрового настроения, к привычкам нервничать и скандалить. Можно прямо утверждать: чем лучше ребенок играет в младшем возрасте в одиночку, тем лучшим товарищем он будет в дальнейшем. В этом возрасте ребенок отличается очень большой агрессивностью, он в известном смысле "собственник". Самый лучший метод заключается в том, что не нужно давать ребенку упражняться в этой агрессивности и в развитии "собственнических" побуждений. Если ребенок играет один, он развивает свои способности: воображение, конструктивные навыки, навыки материальной организации. Это полезно. Если же вы против его воли посадите его играть в группе, то этим самым не избавите его от агрессивности, себялюбия».

Именно игровая деятельность в дошкольном возрасте является главным источником развития ребенка.

           В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре. Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами- заместителями (кубик – утюг, карандаш – ракета и т.д.), ребенок начинает оперировать в мысленном, условном пространстве («понарошку», «как будто»). Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений.

             Ролевая игра имеет решающее значение  для развития речи и воображения. Игровые действия происходят в мнимой, воображаемой ситуации, о которой он рассказывает сам себе или своим партнерам; реальные же предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роль воображаемых персонажем. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует развитию творческого воображения дошкольника.

Другие проблемы

Игра, утверждал великий русский педагог, должна быть оставлена за ребенком и тогда, когда он пошел в школу. На первых норах здесь еще нельзя будет положить резкой грани между учением и игрой. Ребенок должен играть не только во время перемен. Игровые приемы могут использоваться и во время уроков, лишь бы только учение не превращалось в «потешающую педагогику», мешающую серьезному к нему подходу. «Учить играя можно только самых маленьких детей до семилетнего возраста, далее наука должна уже принимать серьезный, ей свойственный тон».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете " Этапы формирования игровой деятельности детей".

Этапы формирования игровой деятельности детей. Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребенку взрослым с помощью предмета игрушки,...

Общие рекомендации для педагогов по организации педагогического сопровождения игровой деятельности детей с учетом игровых предпочтений мальчиков и девочек

Представленная информация будет полезна для педагогов при планировании сюжетно- ролевых игрс учетом игровых предпочтений мальчикови девочек...

Психолого-педагогические условия для развития игровой деятельности детей

Основными нормативными актами, регламентирующими  организацию  и развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте являются следующие документы: §Конвенция о правах ребенка (ст.3...

Педагогический совет в ДОУ. Тема: «Современные педагогические технологии организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»

В сценарии педагогического совета предлагается интеллектуальная игра для педагогов «Педагогическая заморочка»....

Краткое описание идеи поддерживающего и развивающего инициативу и игровую деятельность детей образовательного события «Откуда хлеб на столе?»

Краткое описание идеи поддерживающего и развивающего инициативу и игровую деятельность детей образовательного события...

Методическое сопровождение по повышению профессионализма и педагогического мастерства по организации игровой деятельности, как ведущего вида деятельности для детей раннего и дошкольного возраста» (сюжетно-ролевая игра)

Статья начинается со значения сюжетно-ролевой игры на всестороннее развитие ребенка. Далее раскрывается в чем заключается профессионализм воспитателя организации сюжетно-ролевой игры в зависимости от ...