Методическая разработка воспитателя д/с
методическая разработка (средняя группа)

Кшаловская Елена Алексеевна
Педагогический проект в ДОУ «Мир вокруг нас» в средней группе. Автор проекта: Кшаловская Е.А. воспитатель ГБДОУ д/с 601 г.Санкт-Петербург Приморского района. Форма проекта: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты. Средства: поисковые действия. Вид проекта: групповой, подгрупповой. Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций. План реализации: учебный год. Проект направлен на развитие поисково – познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Пояснительная записка: Ребенку- дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы. Как показывает практика, знания полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности) Цели проекта: • Создание максимальных условий, способствующих развитию поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования. • Развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "мине - лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира. Задачи проекта: • Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. • Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. • Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. • Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Методы обеспечения: • Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы. • Проведение опытов (практических). • Беседы (конструктивные). Формы работы с родителями: Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Необходимо проводить: • Анкетирование. • Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме, консультации и сообщения для родительского уголка. • Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д. • Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д. • Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы. • Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок-передвижек. Ожидаемые результаты: • Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. • Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. • Умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. • Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. • Рост уровня любознательности, наблюдательности. • Активизация речи детей, словарный запас пополнился многими понятиями; • Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы. • Улучшение психологического климата в группе. • Изменение отношения «Дети – Родители», «Родители – Воспитатели» (взаимопонимание, уважение, умение видеть в детях любознательную, творческую личность). Структура проведения занятий по исследовательскому обучению и экспериментированию: • Создание проблемной ситуации. • Поиск возможных решений. • Прогноз результата эксперимента. • Проверка возможных решений, исходя из данных. • Формулировка вывода в соответствии с результатами проверки. • Формирование новых гипотез и предложений. • Формулировка вывода к новым данным. • Обобщение. Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности: • Совместная деятельность воспитателя с ребенком. • Самостоятельная деятельность детей. • Фронтальные занятия. • КВН, развлечения. • Наблюдения в природе. • Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий. • Беседы по теме эксперимента. • Целевая прогулка. • Экскурсия др. Этапы реализации проекта: • I этап – подготовительный (организационный) • II этап – внедренческий • III этап – итоговый (обобщающий) Механизм реализации проекта. Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста: Октябрь: «Экскурсия в детскую лабораторию» Цели и задачи: Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Познакомить с понятием «наука» познание, «гипотеза» (предположение). Рассказать детям о способе познания мира - эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории). Расширять представления детей о культуре поведения в детской лаборатории. Ноябрь: «Вода» «Вода принимает форму» «Какие предметы могут плавать? » «Делаем мыльные пузыри» «Подушка из пены» «Замерзшая вода» «Использование воды человеком» Цели и задачи: Выявить свойства воды, подвести к пониманию, что вода прозрачная, без запаха, льется, имеет вес. Показать детям опыт, в котором вода принимает форму сосуда, в которой она налита. Развивать у детей представление о плавучести предметов. Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей. Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Познакомить детей об использовании воды человеком и об экологии. Декабрь: «Воздух» «Воздух повсюду» «Воздух работает» «Подводная лодка» «Сухой из воды» «Парашют» Цели и задачи: Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость. Развивать представления воспитанников о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.) Январь: «Свет. Цвет» «Свет повсюду» «Свет и тень» «Разноцветные шарики» «Таинственные картинки» Цели и задачи: Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер) ; искусственные - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. Февраль: «Песок» «Песочная страна» «Где вода? » «Волшебное сито» «Игры с песком» Цели и задачи: Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого - можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. Познакомить детей со способом отделения камней от песка; мелкой крупы от крупной (с помощью сита); развить самостоятельность. Закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения. Март: «Соль» «Откуда взялась соль? » «Соль - чистящее средство» «Соль и растения» «Выпаривание соли» «Соленое тесто» Цели и задачи: Изучить исторические сведения о происхождении и способах добычи соли Изучение уникальных свойств соли. Влияния соли на здоровье человека и рост растений. Показать детям способ выпаривания соли. Вызвать положительные эмоции от изготовления поделок из соленого теста. Критерии оценки предполагаемых результатов: - мониторинг; - открытые занятия; - выставка работ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект в ДОУ «Мир вокруг нас» в средней группе.

 Автор проекта: Кшаловская Е.А.

 воспитатель средней группы « Пегас»ГБДОУ д/с 601

 г.Санкт-Петербург     Приморского района

 Форма проекта: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.

 Средства: поисковые действия.

 Вид проекта: групповой, подгрупповой.

 Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций.

 План реализации: учебный год.

 Проект направлен на развитие поисково – познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

                                                                                                                                                                                                                                                                                           

 

Пояснительная записка:                                                   Ребенку- дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

 Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

 Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

 Как показывает практика, знания полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

 Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности)

 Цели проекта:

 • Создание максимальных условий, способствующих развитию поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

 • Развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "мине - лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.

 Задачи проекта:

 • Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

 • Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

 • Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

 • Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

 Методы обеспечения:

 • Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы.

 • Проведение опытов (практических).

 • Беседы (конструктивные).

 Формы работы с родителями:

 Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

 В работе с родителями по воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

 

Необходимо проводить:

 • Анкетирование.

 • Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме, консультации и сообщения для родительского уголка.

 • Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

 • Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д.

 • Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

 • Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок-передвижек.

 Ожидаемые результаты:

 • Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

 • Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

 • Умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

 • Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

 • Рост уровня любознательности, наблюдательности.

 • Активизация речи детей, словарный запас пополнился многими понятиями;

 • Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

 • Улучшение психологического климата в группе.

 • Изменение отношения «Дети – Родители», «Родители – Воспитатели» (взаимопонимание, уважение, умение видеть в детях любознательную, творческую личность).

 Структура проведения занятий по исследовательскому обучению и экспериментированию:

 • Создание проблемной ситуации.

 • Поиск возможных решений.

 • Прогноз результата эксперимента.

 • Проверка возможных решений, исходя из данных.

 • Формулировка вывода в соответствии с результатами проверки.

 • Формирование новых гипотез и предложений.

 • Формулировка вывода к новым данным.

 • Обобщение.

 Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

 • Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

 • Самостоятельная деятельность детей.

 • Фронтальные занятия.

 • КВН, развлечения.

 • Наблюдения в природе.

 • Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

 • Беседы по теме эксперимента.

 • Целевая прогулка.

 • Экскурсия др.

 Этапы реализации проекта:

 • I этап – подготовительный (организационный)

• II этап – внедренческий

 • III этап – итоговый (обобщающий)

               Механизм реализации проекта.

 Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста:

Октябрь:

 «Экскурсия в детскую лабораторию»

 Цели и задачи: Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство).

 Познакомить с понятием «наука» познание, «гипотеза» (предположение).

 Рассказать детям о способе познания мира - эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории).

 Расширять представления детей о культуре поведения в детской лаборатории.

Ноябрь:  «Вода»

 «Вода принимает форму»

 «Какие предметы могут плавать? »

 «Делаем мыльные пузыри»

 «Подушка из пены»

 «Замерзшая вода»

 «Использование воды человеком»

 Цели и задачи: Выявить свойства воды, подвести к пониманию, что вода прозрачная, без запаха, льется, имеет вес.

 Показать детям опыт, в котором вода принимает форму сосуда, в которой она налита.

 Развивать у детей представление о плавучести предметов. Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей.

 Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

 Познакомить детей об использовании воды человеком и об экологии.

 Декабрь: «Воздух»

 «Воздух повсюду»

 «Воздух работает»

 «Подводная лодка»

 «Сухой из воды»

 «Парашют»

 Цели и задачи: Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

 Развивать представления воспитанников о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.)

 Январь:   «Свет. Цвет»

 «Свет повсюду»

 «Свет и тень»

 «Разноцветные шарики»

 «Таинственные картинки»

 Цели и задачи: Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер) ; искусственные - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

 Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

 Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

 Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

 Февраль:   «Песок»

 «Песочная страна»

 «Где вода? »

 «Волшебное сито»

 «Игры с песком»

 Цели и задачи: Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого - можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

 Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

 Познакомить  детей со способом отделения камней от песка; мелкой крупы от крупной (с помощью сита); развить самостоятельность.

 Закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

 Март:   «Соль»

 «Откуда взялась соль? »

 «Соль - чистящее средство»

 «Соль и растения»

 «Выпаривание соли»

 «Соленое тесто»

 Цели и задачи: Изучить исторические сведения о происхождении и способах добычи соли

 Изучение уникальных свойств соли.

 Влияния соли на здоровье человека и рост растений.

 Показать детям способ выпаривания соли.

 Вызвать положительные эмоции от изготовления поделок из соленого теста.

 Критерии оценки предполагаемых результатов:

 - мониторинг;

 - открытые занятия;

 - выставка работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки воспитателей

Данные мероприятия направлены на развитие двигательной  и познавательной активности  дошкольников в   рамках работы по преемственности  с начальной школой....

Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детский сад № 3 Колпинского района Спб.

Методическая разработка воспитателя Колпинского района с конспектом интегрированного мероприятия на тему "Прощание с осенью"....

Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детский сад № 3 Колпинского района Спб.

Методическая разработка воспитателя Колпинского района с конспектом интегрированного мероприятия на тему "Прощание с осенью"....

Методическая разработка воспитателя детского сада Богдановой Ольги Вячеславовны по теме "Санкт-Петербург- наш любимый город"

Актуальность нравственно-патриотического воспитания у дошкольников,воспитание любви кРодине,к городу где родился и живёшь....