Картотека подвижных игр народов России
презентация по теме

Лысова Галина Юрьевна

Картотека народных подвижных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 58f36bbc2e26c.pptx628.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека подвижных игр народов России Подготовила воспитатель Лысо ва Г .Ю. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 « Берёзка »

Слайд 2

« Горелки » (Русская народная игра) Ребята строятся в колонну по двое, каждая пара берется за руки. Впереди становится водящий - "свеча". Все хором нараспев говорят: "Гори, гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят!". После слова "звенят" ребята, стоящие в первой паре, разъединяют руки и мчатся назад, стараясь убежать от водящего и снова взяться за руки. Водящий бежит за ними, пытаясь помешать им соединиться. Если водящему удается догнать одного из игроков, он становится в паре с ним позади колонны, а оставшийся без пары "водит". Бежит каждый раз новая пара, стоящая впереди колонны.

Слайд 3

« Гор шки » (Русская народная игра) Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая команда- «хозяева».Один из играющих - водящий- изображает покупателя. Он подходит к одному из хозяев и спрашивает: Почем горшок? Хозяин отвечает - По денежке. -А он не с трещиной? - Попробуй. Покупатель легко ударяет по горшку пальцем и говорит: - Крепкий, давай сговор! «Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки напевая : – Ч ичары , чичары , собирайтесь ,гончары ,по кусту ,по насту ,по лебедю горазду ! Вон! Со ловом «вон» и «хозяин», и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первый прибежит к купленнному «горшку» – тот «хозяин», а опоздавший – водящий.

Слайд 4

«Летят - не летят».( Русская народная игра ) Выбирают двух водящих.Остальные играющие стоят, образуя круг. Водящие- в центре круга. Играющие должны или поднимать руки вверх и говорить: «Летят», или махать руками, приговаривая: «Не летят!», отвечая тем самым на слова водящих. 1.Грачи летят, на всю Русь кричат: - Гу - гу - гу ! Мы несём весну! 2.Журавли летят, на всю Русь кричат: - Гу - гу - гу ! Не догнать нас никому! 3. Пчёлы летят, бунчат , гудят! - Жу - жу - жу ! Медову несу еду! 4.Поросята летят, поросята визжат: -Хрю- хрю- хрю! Надоело нам в хлеву! 5.Медведи летят, во всё горло кричат: - Ры - ры - ры ! Не пустим вас в боры! 6.Комары летят, звенят, пищат: - Зы .- зы - зы ! Наточим ваши носы! Ответивший неправильно выбывает из игры.

Слайд 5

«Бабка Ёжка » (Русская народная игра) В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее: Бабка Ежка Костяная Ножка С печки упала, Ногу сломала, А потом и говорит: - У меня нога болит. Пошла она на улицу Раздавила курицу. Пошла на базар Раздавила самовар. Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает.

Слайд 6

«Охотники и утки » (Белорусская народная игра) Играющие делятся на две команды с одинаковым количеством участников. Одна команда — качки (утки), другая — охотники. Охотники образуют внешний большой круг и очерчивают его. Утки очерчивают внутренний малый круг на расстоянии 2,5 — 3 м от круга охотников. По сигналу охотники стреляют в уток — стараются попасть в них мячом. Когда все утки пойманы, команды меняются местами. Правила игры. Охотникам и уткам нельзя выходить из очерченных кругов. Осаленный мячом игрок, выходит из игры. Если играют несколько команд, выигрывает та команда, которая быстрее переловит уток.

Слайд 7

« Михасик » (Белорусская народная игра) Цель игры: развитие ловкости, внимания . Для проведения игры по кругу ставятся шесть пар «лаптей» (мы сделали тапочки из цветного картона). Семь участников игры располагаются вокруг «лаптей», водят хоровод, а ведущий в это время произносит слова: «Ты, Михасик , не зевай, не зевай - лапоточки обувай, обувай!» После этих слов участники игры останавливаются и каждый старается быстрей обуть «лапти». Ребенок, оставшийся без «лаптей», выбывает из игры. Убирается одна пара «лаптей», и игра продолжается до тех пор, пока останется один ребенок. Он и Считается победителем.

Слайд 8

«Иванка » (Белорусская народная игра) На земле чертят круг диаметром 5 - 10 м. Это лес, а в середине квадратик - дом лесовика. В квадрат помещают Иванку и выбирают лесовика. Остальные - лебеди. Лебеди, залетая в лес, пробуют забрать Иванку, а лесовик - поймать лебедей рукой или дотронуться до них прутиком. Лебедь, которому удается вывести из леса Иванку, сам становится лесовиком, и игра начинается сначала. Правила игры . Забегать в дом лесовика нельзя. Пойманные лебеди выбывают из игры до смены ролей. Лесовик не имеет права выходить из леса и все время стоять возле дома, он должен двигаться по площадке.

Слайд 9

«Мороз» ( Мароз ) (Белорусская народная игра) С помощью считалки выбирается Дед Мороз. Ты зеленый, ты красный, Ты в шубе, ты в кушаке, У тебя синий нос, Это ты, Дед Мороз! Все дети разбегаются, а Дед Мороз старается дотронуться до любого игрока и заморозить его. Замороженный стоит неподвижно в любой позе. Правила игры. Разбегаться можно только после окончания считалки. В момент заморозки можно принять любую позу. Выигрывает тот, кто ни разу не попался Деду Морозу.

Слайд 10

« Татарский плетень» (Татарская народная игра) Задачи : - Способствовать развитию у детей совместным действиям с партнерами в игре. - Способствовать развитию умению ориентироваться в пространстве. Описание игры: одна подгруппа детей стоит вдоль зала, на расстоянии 1 шага друг от друга, берется за руки и поднимает их над головой, произносит слова: «Вейся , ты вейся, капуста моя! Вейся, ты вейся, вилковая моя! Как мне капусте не виться, Как мне вилковой не свиться !». Дети второй подгруппы, взявшись за руки, бегут змейкой вокруг игроков первой подгруппы. Методические указания: игроков первой подгруппы задевать нельзя. Затем подгруппы меняются. (Повторить по 2 раза)

Слайд 11

« Хлопушки» (Абакле ) (Татарская народная игра) На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20--30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова: Хлоп да хлоп - сигнал такой: Я бегу, а ты за мной! С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим. Правила игры . Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.

Слайд 12

«Скок-перескок» ( Кучтем-куч ) ( Татарская народная игра) Цель: Приобщать детей к татарскому национальному искусству. Ход игры: На земле чертят большой круг диаметром 15—25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30—35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга. Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками, прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим. Правила игры: Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

Слайд 13

« Продаем горшки » (Татарская народная игра) Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев гор­шка и начинает разговор: — Эй, дружок, продай горшок! — Покупай. — Сколько дать тебе рублей? — Три отдай. Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим. Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если oн начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

Слайд 14

« Борьба на палке » (игра народов Севера) Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту. Правила игры . Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять положения ступней ног.

Слайд 15

« Олени и пастухи » (игра народов Севера ) Все игроки - олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих - пастухи - стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках. Правила игры . Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывая маута.

Слайд 16

« Отбивка оленей » (игра народов Севера ) Группа играющих находится внутри очерченного круга. Выбираются три пастуха, они за кругом - это олени. По сигналу «Раз, два, три - отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считаете пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей. Правила игры . Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель.

Слайд 17

« Волк и овцы» (Дагестанская народная игра) Играет вся группа. СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ: Выбирают “волка”. Остальные игроки называют пастуха, становятся за ним в колонну, причем каждый держится за талию впереди стоящего. Волк обращается к “пастуху”: «Целую зиму ничего не ел и страшно проголодался, дай мне одну овцу!» Пастух: «Не дам!» Волк: «Тогда отберу силой». Пастух: «Попробуй, если сможешь!» После этих слов “волк” старается ловить “овец”, нападая на хвост колонны. “Пастух” должен защищать “овец” от “волка”. Пойманные “овцы” выходят из круга. Игра считается законченной, когда остается одна “овца”, она становится “волком”, а “волк” “пастухом”. Игра начинается сначала. ПРАВИЛА ИГРЫ: 1. Число участников от 5 до 20-25 человек. 2. Овцы не должны разбегаться, а взяв друг друга за талию обязаны следовать за “пастухом”. ПРИМЕЧАНИЕ : Этот вариант игры для детей старшего дошкольного возраста. Для более старших детей можно усложнить, назначив двух “волков”. Игра распространена как среди мальчиков, так и среди девочек.

Слайд 18

«Журавли » (Дагестанская народная игра ) Выбираются вожак и "волк". Играющие становятся в колонну по одному, каждый кладет руки на пояс впереди стоящему. Вожак -во главе колонны, "волк" - в пяти шагах от него, лицом к колонне. По сигналу руководителя "волк" бросается к колонне, стремясь схватить одного из "журавлей", вожак старается помешать ему. "Волк" имеет право нападать на любого участника игры, кроме вожака. Как только "волк" схватит одного "журавля", вожак становится "журавлем", а из числа "журавлей" выбирается новый вожак. Если "волк" за 1-2 минуты не поймает ни одного "журавля", выбирается новый "волк". В игре могут участвовать 14-16 человек (как мальчиков, так и девочек). Руководитель должен строго следить за тем, чтобы не распадалась шеренга, вовремя производить замену "волка", если он не поймает ни одного "журавля" в указанное время.

Слайд 19

« Выбей из круга » (Дагестанская народная игра ) Чертят круг диаметром 30 см. На расстоянии 3—4 м от него проводят линию. Играют пять-шесть детей. У каждого игрока имеется плоский камень диаметром 5 см и двадцать маленьких камешков (или косточек). Каждый игрок кладет в круг определенное количество камешков (от двух до пяти — по договору играющих). С помощью считалки определяют, кому начинать игру. Тот, кого выбрали, бросает свой плоский камень в круг, стараясь попасть в кучу маленьких камешков. В случае промаха камень остается лежать на месте. Если никто не попадет в круг, то тот игрок, чей камень находится ближе к кругу, должен" разбить кучу камешков, бросив в круг свой плоский камень с того места, где он лежит. За ним бросает следующий, у кого лежит камень ближе к кругу. Итак, каждый бросает свой плоский камень в круг до тех пор, пока не будут выбиты все камешки. Выигрывает тот, кто выбьет из круга наибольшее количество камешков. Правила игры. Бросать камень надо только от линии или от того места, куда он упал. Если у двоих игроков камень упадет на одинаковом расстоянии от круга, игру начинают заново.

Слайд 20

«Игра в мяч» (Якутская народная игра) Играющие делятся на две равные группы и становятся шеренгами друг против друга. Крайний (любой) бросает мяч стоящему напротив, который ловит мяч и передает его следующему стоящему напротив, и т. д. Если играющий не поймает мяч, то переходит в плен на противоположную сторону. И так до конца шеренги. Затем мяч кидают в обратную сторону в таком же порядке . Правила игры . Выигравшей считается та группа, в которую перешло больше игроков. Перебрасывать мячи следует в строго определенном порядке.

Слайд 21

«Чай-чай!» (Узбекская народная игра) Все играющие располагаются на площадке (10Х12 м), обведенной чертой. Водящий кричит: «Чай-чай!» - и, подняв руку, бежит по площадке. Остальные игроки должны догнать его и коснуться рукой. Коснувшийся игрок становится заводилой. Он тоже, закричав: «Чай-чай!» - и, подняв руку, бежит по площадке. Остальные игроки должны догнать его и коснуться рукой. Коснувшийся игрок становится заводилой. Он тоже, закричав: «Чай-чай!» - и подняв руку, бежит по площадке. Игра возобновляется. Тот игрок, которому удалось долгое время остаться непойманным, считается победителем. Правила игры . Играющие не должны выходить за пределы площадки. Нарушившие правила не принимают участия в игре в течение одного ее повторения.

Слайд 22

« Аисты» ( Украинская народная игра ) Ребята изображают аистов. Каждый аист имеет своё гнездо (обруч). Водящий гнезда не имеет. По сигналу начинается игра. Все аисты встают на одну ногу, руки на пояс. Водящий выбирает себе любое гнездо и прыгает в него. Как только в этом гнезде окажутся два аиста, они оба выскакивают из гнезда и бегут, огибая флажки на небольшом расстоянии от обручей. Тот, кто вернётся первым, занимает гнездо, а кто опоздает – становится водящим.

Слайд 23

« Колдун» (Украинская народная игра) Перед началом игры выбирают колдуна. Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, остальные подставляют под нее по одному указательному пальцу. По команде «Раз, два, три!» или по окончании считалки все отдергивают пальцы, а игроку с вытянутой рукой необходимо захватить чей-нибудь палец. Тот, чей палец, таким образом будет захвачен трижды, становится колдуном. Все разбегаются, а колдун пытается догнать кого-нибудь и дотронуться рукой. Пойманный игрок замирает, разведя руки в стороны. Расколдовать его могут другие игроки, дотронувшись до него рукой. Однако колдун следит за своей жертвой, и только кто-либо снимает чары, то он старается повторным ударом снова напустить их. Кроме того, он пытается заколдовать и тех, кто старается выручить товарища. Правила игры . Заколдованный игрок остается на месте. Заколдованный трижды сам становится колдуном, а его предшественник присоединяется к убегающим.

Слайд 24

«День и ночь » (Азербайджанская народная игра) На некотором расстоянии друг от друга про­водятся две линии. У одной линии выстраи­ваются мальчики, у другой — девочки. Ве­дущий между ними. Команда мальчиков — «Ночь», а команда девочек — «День». По команде «Ночь!» мальчики ловят девочек, по команде «День!» девочки ловят мальчиков. Правила игры . Осаленные переходят в команду соперника.

Слайд 25

«Отдай платочек» (Азербайджанская народная игра) Играющие делятся на две группы и выстраи­ваются в шеренгу друг против друга, держа руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. В каждой команде вы­бирают ведущего, которому дают платочек. Ведущий проходит позади своей команды и незаметно вкладывает платочек в руку одному из детей. После этого игрок, стоящий в центре, дает команду: «Отдай платочек!» Дети с платочками должны выбежать и отдать пла­точек ведущему. Побеждает тот, кто быстрее отдаст платочек. Команда, набравшая больше очков, побеждает. Правила игры. Бежать и отдавать плато­чек можно только по сигналу. Платочек надо каждый раз давать разным детям.

Слайд 26

«Котёл» (Мордовская народная игра) Цель : Приобщать детей к мордовскому национальному искусству. Ход игры: В земле роется глубокая ямка (диаметром около 50 см). Вокруг нее роют небольшие ямочки (десять двенадцать штук, которые можно закрыть ступней или пяткой. В руках у играющих по круглой, гладкой палке длиной 50—60 см, диаметром 2,5 см. Ведущий с расстоянии 2—3 м бросает небольшой мяч и яму-котел. Играющие должны выбить оттуда мяч. Вылетевший из котла мяч берет ведущий и снова бросает его в котел. Играющие палками мешают попаданию мяча в ямку. Гак играют до тех пор, пока мяч не попадет в котел. Если мяч в котле, играющие должны сделать переход от одной маленькой ямочки к другой, при этом и ведущий должен занять одну из ямок (салок). Кому не досталось салки, тот водит. Игра продолжается. Правила игры. Играющие должны выбивать мяч, не сходя с места. Переходить от ямки к ямке можно только тогда, когда мяч попал в котел.

Слайд 27

Используемые ресурсы : 1.Знакомство детей с русским народным творчеством. Санкт-Петербург, «Детство –Пресс»,2003. 2. Подвижные игры народов СССР. Методические рекомендации.- М.: 1985 3 . Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет. сада/Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. - М.: Просвещение, 1988. 4 . Панкеев И. Русские народные игры.- Москва, 1998. Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 1986. 5 . Сайт: http ://pedsovet.su/load/424


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр народов России

В картотеке представлены подвижные игры народов России...

Картотека подвижных игр народов России

Подвижные  игры  народов  России  с  использованием  атрибутов  и  народного  фольклора...

Картотека подвижных игр народов России

Картотека подвижных игр народов России...

Картотека подвижных игр народов России

Небольшая, но удобная в использовании картотека с интересными для старших дошкольников играми....

Картотека подвижных игр народов России

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека. Работу по формированию нравственных качеств личности, любви и уважения ...