Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?»
проект (средняя группа) на тему

Мушинская Наталия Владимировна

Воспитывать любовь и уважение к своей Родине - России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №629

 Структурное подразделение №2

Проектная деятельность

 по нравственно-патриотическому воспитанию

«С чего начинается Родина?»

Воспитатель средней группы №11

Мушинская Наталия Владимировна

 «С чего начинается Родина?»

Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался с корней.

Д.С. Лихачев

(В. Степанов)

Что мы Родиной зовём

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

        Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об общественной жизни страны, труде людей, природе. Это сложное чувство вырастает из любви к близким людям, к родному краю.

Любовь детей к Родине носит ярко выраженный эмоциональный характер; их захватывает прежде всего то, что воздействует на их чувства.

Любовь к Родине формируется у детей под влиянием окружающей жизни, но решающим является целенаправленное воздействие родителей и воспитателей.

Чувство любви к Родине вырастает из любви и привязанности к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится на других людей - работников детского учреждения, соседей и знакомых.

         Перенимая особенности поведения взрослых, дети усваивают тон, манеру, представления, которые бытуют в семье. Дети чутко понимают особенности, характер отношений между людьми.

        Воспитывать у детей любовь к родной природе, способность чувствовать ее красоту, стремление сохранять, беречь и приумножать ее богатства - такова другая сложная задача воспитателя. Чувство любви к природе будет устойчивым, если педагог осуществляет эту работу начиная с младшей группы. Он проводит с детьми прогулки и экскурсии в парк, лес, поле, на пруд, к реке, учит воспринимать красоту родной природы, испытывать радость общения с нею. Представления и впечатления о родной природе осмысливаются и углубляются при использовании в работе с детьми произведений художественной литературы и искусства.

         Углублению любви к природе способствует изобразительная деятельность детей: они рисуют березку, зимний лес, цветущий сад и т. д.

        С целью воспитания у дошкольников стремления своим трудом оберегать природу и приумножать ее богатства воспитатель организует их труд в природе: они выращивают комнатные растения, овощи, цветы, ухаживают за птицами, рыбками. Дети испытывают большую радость и удовлетворение от результатов своего труда. Если взрослые хорошо знают природу, чувствуют ее красоту, они сумеют воспитать любовь к ней и у детей.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

         Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест - с улицы, на которой он живет, где находится его детский сад. Постепенно дети получают представления о родном городе, селе, об отдельных союзных республиках и нашей многонациональной Родине. Под руководством воспитателя дети знакомятся с достопримечательностями улицы, на которой они живут, узнают о том, чем славится их город, село, начинают гордиться им. Дошкольники узнают о людях, прославивших себя трудом, боевыми заслугами, чьими именами названы города, улицы, площади. Их знакомят с некоторыми событиями прошлого. Чтобы вызвать уважение к героизму и мужеству советских людей, отдавших жизнь за Родину в Великой Отечественной войне, их ведут к памятникам героев. Дети возлагают здесь выращенные ими цветы.

Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: 

  • Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
  •  Создание в детском саду предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • Воспитывать любовь и уважение к своей Родине - России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей.
  • Воспитывать уважительное отношение к человеку - труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
  • Воспитывать у детей любовь к природе, желание беречь и защищать ее.
  • Дать знания детям о родном посёлке, крае, стране: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
  • Познакомить с  праздниками, культурой и традициями  русского народа.
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей.

Направления проектной деятельности:

  • Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов.
  • Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения.
  • Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды.

Вид проекта: познавательный, долгосрочный, групповой.

Участники: дети средней группы, родители воспитанников, педагоги группы.

Основной раздел программы: познавательное развитие.

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, лепка, изобразительная деятельность, игровая деятельность, познание, социализация.

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:

  1. Е.И. Шаламова «Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ»
  2. О. А.Скоролупова «Знакомство детей старшего возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством». Москва 2009 г.
  3. А.А. Грибовская «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации»
  4. Материалы  Интернета.

Материально-технические ресурсы, необходимые

 для выполнения проекта:

  1. Подбор исторической литературы;
  2. Подбор произведений русского народного творчества;
  3. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
  4. Подготовка разного вида бросового материала;
  5. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
  6. Дидактические игры;
  7. Выставки книг, рисунков, поделок;
  8. Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный:

  • Изучение интереса детей для определения целей проекта.
  • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
  • Обращение к специалистам.

II. Организационно-практический

  • Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Мой родной город», «Моя семья», «Детский сад – второй дом», «Мой дом и улица», «Народы мира», «Зимняя сказка», «Знакомство с Дымковской игрушкой», «Наша Армия родная», «Мой город, в котором я живу», «Наши космонавты», «День Победы».
  • Оформление дидактических игр: « Назови себя ласково», «Моё имя»,  «Мама, папа, я  - дружная семья», «Найди всему свое место», «Назови свой домашний адрес», «Народные костюмы».
  • Лепка, рисование, аппликация, конструирование  - «Тарелочки для всей семьи»,  «Украсим сарафан матрёшки», «Мой любимый детский сад», «Ёлочка пушистая нарядная», «Сказочная ткань Гжель», «Дымковская игрушка», «Космос», «Флаг»,  «Праздничный салют», «Большой дом и маленький».
  • Художественные выставки  - «Осенние поделки,  «Новогодние поделки», «Мой папа», Мамочка  моя», «Изделия народного промысла», изготовление праздничных открыток.
  • Экскурсии по детскому саду  - библиотека, прачечная, младшая группа.

  • Экскурсия в музей, посвященный Великой Отечественной войне.

  • Фотовыставки и презентации – «Мой папа - самый лучший",  «Моя семья», «Моё имя», «Народы мира», «Военная техника России».

  • Праздничный утренник в честь «Дня защитника Отечества» в форме презентации, праздник «Концерт для мам».

  • Оформление стенда «Мой папа», «Для Вас родители», стенгазета «Осенние дерево», «С Новым годом», «Наш весёлый снеговик» (коллективные работы с детьми).

  • Оформление уголка патриотического воспитания.

  • Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота».

  • Разучивание стихов, песен о природе родного края, о России, Российской армии (в течение всего года).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ

 ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Месяц

Тема

Содержание занятий

Связь с другими предметами

Сентябрь

«Мой родной город»

Познавательное занятие с элементами рисования:

  1. Познакомить детей с родным городом.
  2. Воспитывать любовь и чувство гордости за родной город.

Познание

Художественное творчество

Сентябрь

«Наша дружная семья»

Познавательное занятие: «Моя семья», рассматривание картины, беседа о членах семьи.

Знакомство с окружающим миром и социальным окружением, Развитие речи

Игра « Назови себя ласково», «Моё имя».

Развитие речи

«Тарелочки для всей семьи».

Лепка

Разучивание пальчиковой гимнастики «Моя семья».

Развитие моторики

Д/и «Мама, папа, я  - дружная семья».

Развитие мышления, внимания

Сентябрь

«Наша дружная семья»

Тема: «Как воспитать маленького патриота»

Установочное родительское собрание

Октябрь

«Детский сад - второй дом».

Познавательное занятие «детский сад», рассказ о работниках детского сада и их обязанностях.

Знакомство с окружающим миром и социальным окружением

«Детский сад – второй дом».

«Экскурсия по помещениям д/с»

Познание

Д/и «Найди всему свое место».

Познание

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

Социализация

«Мой любимый детский сад».

Рисование

Октябрь

«Моя малая родина»

Познавательное занятие «Мой дом и улица», рассказ о том, что у каждого есть дом и адрес по которому они живут.

Знакомство с окружающим миром и социальным окружением

Игра: «Назови свой домашний адрес»

Знакомство с окружающим миром и социальным окружением

«Большой дом и маленький»

Конструирование

Ноябрь

«Мы – люди»

Познавательное занятие:

«Народы мира».

 Рассказать о многообразии рас и народов, которые населяют наш земной шар.

Знакомство с окружающим миром и социальным окружением

Д/и «Народные костюмы»

Познание

«Украсим сарафан матрёшки»

Познакомить  с декоративно – прикладным искусством - русскими матрёшками.

Художественное творчество

Декабрь

«Моя малая родина»

Познавательное занятие «Зимняя сказка»

Знакомство с окружающим миром и социальным окружением

«Выставка новогодних поделок, сделанных детьми совместно с родителями»

Художественное творчество

«Ёлочка пушистая нарядная »

Художественное творчество

Декабрь

«Моя малая родина»

Подготовка сообщений детей вместе с родителями «Где я был, что я видел».

Знакомство с окружающим миром и социальным окружением

Январь

«Изделия народного промысла»

Познавательное занятие:

«Знакомство с Дымковской игрушкой»

Закреплять знания о дымковской игрушке и ее особенностях, знакомство с внешним видом игрушки.

-

Познание

Январь

«Изделия народного промысла»

 «Сказочная ткань Гжель».

 Роспись платья.

Познакомить детей с красотой и своеобразием гжельской росписи.

Художественное творчество

«Дымковская игрушка»

Привлечение родителей к сбору материала для творческой деятельности детей.

Овладения приёмами народной лепки из глины (Дымковская игрушка).

Цель: нравственно - патриотическое воспитание детей средствами декоративно - прикладного искусства; развитие восприятия, образного мышления, воображения.

Февраль

«На страже Родины любимой».

«Что мы Родиной зовем?»

Чтение стихотворения В. Степанова

Познавательное занятие:

«Наша Армия родная».

Аппликация «Флаг»

Знакомство с окружающим миром и социальным окружением

Художественное творчество

Выставка детских рисунков

«Мой папа».

Художественное творчество

Февраль

«Наши Защитники Отечества »

Праздник ко «Дню защитника  Отечества»

Просмотр видеофильма «Военная техника России».

Знакомство с окружающим миром и социальным окружением

Март

«Очень я люблю маму милую мою»

Беседа о мамах. Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей»

Знакомство с окружающим миром и социальным окружением

Художественная выставка

 «Мамочка  моя»

Праздник «Концерт для мам»

Художественное творчество

Март

Пение песен о маме, чтение стихов.

Рисование портрета: «Моя мама»

Художественное творчество

Апрель

«Мой город, в котором я живу»

Прослушивание песен и стихов о родном городе. Рассказ о знаменитых людях города.

Рассматривание фотографий с изображением самых замечательных мест города. Рассказы детей о своем городе.

Пение русских народных песен, частушек. Русские народные игры.

Развитие речи

Познание

Апрель

«Наши космонавты»

Рассказ воспитателя о космонавтах

Сюжетно – ролевая игра «Космонавты»

Рисование на данную тему.

Знакомство с окружающим миром и социальным окружением.

Художественное творчество

Май

«День Победы»

Познавательное занятие

«День Победы»

  1. Формировать представление о ВОВ.
  2. Воспитывать патриотические чувства у детей.

Экскурсия в музей, посвящённый ВОВ.

Изготовление праздничных открыток. Оформление стенда.

Знакомство с окружающим миром и социальным окружением.

Аппликация.

Май

«День Победы»

Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

Пение и слушание фронтовых песен. Чтение стихов.

Развитие речи

«Праздничный салют»

Рисование

III. Презентационно - завершающий

Презентация  “ Военная техника России”.

Презентация «Моё имя».

Презентация «Мы люди»

Выставка творческих работ.

Оценка этапов реализации проекта детьми.

IV. Контрольно-рефлексивный            

Подведение итогов.

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

V. Определение задач для новых проектов

Необходимые условия реализации проекта:

  1. Интерес детей и родителей;
  2. Методические разработки;
  3. Интеграция со специалистами детского сада.

Предполагаемый результат:

  1. Активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях,  других видах деятельности.
  2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
  3. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
  4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
  5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию С чего начинается Родина

Задачи: - формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к государственным символам;- закрепить названия народных промыслов;- воспитывать любовь к ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина"

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государст...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Материалл содержит описание целей и задач проекта, методы реализации и подробный перспективный план реализации по разделам: наша дружная семья,детский сад - второй дом, моя малая Родина, широка страна...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию"С чего начинается Родина"

- формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к государственным символам;- закрепить названия народных промыслов;- воспитывать любовь к Ро...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина"

Цель: Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем; вызвать интерес к настоящему и прошлому России. ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина»

 Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «С чего начинается Родина»...