Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровой деятельности
рабочая программа на тему

Развитие коммуникативных  навыков детей дошкольного возраста с задеожкой психического развития посредством игровой деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin\Downloads\Портфолио воспитателя и педагога 5\Портфолио воспитателя и педагога 5\чистые\000.jpg

МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»

МБДОУ «Детский сад  № 65 - ЦРР»

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного  возраста с задержкой психического развития посредством игровой деятельности

Опыт обобщен:

Ардатовой Розой Ревовной,

воспитателем МБДОУ

«Детский сад № 65 - ЦРР»

Бийск, 2017

Содержание:

  1. Наименование опыта: «Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровой деятельности»…………………………………………………….3
  2. Условия возникновения и становления опыта………………………...…3
  3. Актуальность опыта………………………………………………….…3 - 4
  4. Теоретическая база опыта……………………………………………...4 - 7
  5. Новизна опыта…………………………………………………………...…7
  6. Ведущая педагогическая идея опыта……………………………………..8
  7. Технология опыта……………………………………………………..8 - 11
  8. Результативность опыта……………………………………………..11 - 12
  9. Адресная направленность опыта………………………………………...13
  10. Трудоемкость опыта……………………………………………………...13

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1: Перспективный план работы по развитию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровой деятельности  на 2016-2017 учебный год…………………………………………………………………14 - 22

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2: Диагностический материал  по развитию коммуникативных навыков посредством игровой деятельности детей с задержкой психического развития……………………………………………...23

ПРИЛОЖЕНИЕ №3: Планы – конспекты игр по развитию коммуникативных навыков……………………………………………………………………...24 - 29

ПРИЛОЖЕНИЕ №4: Консультации для воспитателей………………….30 - 40

ПРИЛОЖЕНИЕ №5: Материал для родителей по развитию коммуникативных навыков  у детей посредством игровой деятельности………………………………………………………………...41 - 51

ПРИЛОЖЕНИЕ №6: Список используемой литературы……………....52 - 53

1. Наименование  опыта:   «Развитие коммуникативных навыков  детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровой деятельности».

2. Условия возникновения и становления опыта.

Опыт   сформировался в условиях МБДОУ   «Детский сад  № 65-Центр развития ребенка» на базе группы для детей с задержкой психического развития. МБДОУ находится по адресу: Алтайский край, город Бийск, улица Ленинградская  75/1.  У автора подобран необходимый дидактический материал, что позволило начать работу по развитию коммуникативных навыков.

3.Актуальность опыта.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным образованием важное место занимает задача развития коммуникативных навыков, которые позволяют  легко усваивать новое. В дошкольном возрасте ведущим видом детской деятельности является игра. Игра  занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия и представления, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки коммуникации (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер, А.П.Усова и др.)

Понятия «коммуникация», «коммуникативные навыки»

Потребность в общении – одна из важнейших человеческих потребностей. Общение служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом познания и основой сознания для отдельного человека, служит самоопределению личности, без чего человек выпал бы из совместной деятельности и оказался бы вне человечества потерянным и беспомощным.

В последнее время, наряду с термином «общение», широкое распространение получил термин « коммуникация». Общение как коммуникативная деятельность рассматривается в трудах А.А Бодалева ,А.А.Леонтьева, М.И.Лисиной, Д.Б. Эльконина и др. Коммуникация – это процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию. В словаре русского языка С.И.Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. В словаре синонимов понятия «коммуникация» и « общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентными.

Коммуникативные навыки - навыки эффективного общения. К ним относят легкость установления контакта,  поддержания разговора,  умение договариваться, слушать собеседника, выражать свое отношение к происходящему. Условием адекватного использования коммуникативных навыков является понимание, как мои слова и действия воспринимаются партнером в напряженной ситуации.

Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное  место в обществе. Нарушения общения в совокупности порождают проблемы, связанные с успешностью социальной адаптации. В процессе формирования коммуникативной сферы человек черпает из культурной среды средства анализа коммуникативных ситуаций в виде словесных и зрительных форм как символических, так и образных, что дает ему возможность  проводить членение и повторный синтез, а также классификацию эпизодов социального взаимодействия,  и в дальнейшем использовать это в своем общении с людьми.

У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития не сформирована игра: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается. Страдает сфера коммуникации.  По уровню коммуникативной деятельности дети находятся на более низкой ступени развития, чем сверстники.

Это обуславливает необходимость целенаправленной коррекционно-развивающей работы по развитию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития через игру.

Эта работа  должна включать в себя:

  1. Формирование коммуникативных знаний, умений и навыков.
  2. Формирование потребности в общении;  снижение агрессивности; формирование адекватной самооценки; преодоление отчуждения от окружающих; формирование эмпатийного отношения к другим.

Наибольшую эффективность в этом может дать работа по развитию коммуникативных навыков  посредством игровой деятельности.

4. Теоретическая база опыта.

В основе работы автора лежат исследования следующих педагогов и психологов:

-Д.Б. Эльконин,  А.Н. Леонтьевпроводили теоретические и экспериментальные психологические исследования по проблемам игры.Игра возникает не самопроизвольно, как  продукт индивидуального творчества, а под влиянием социального окружения, в результате усвоения ребенком социального опыта и становится средством воспитания в условиях целенаправленного  педагогического руководства.

Игра- наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

- Л.С.Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным  подчинением правилам игры.

-Предложенная А.П. Усовой  система обучения на занятиях способствовала повышению уровня детских игр.

-   В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, согласно которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что «развитие общения дошкольников сосверстникам, как и с взрослым, представляется как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности».

М. И. Лисина является создателем нового направления в психологии, которое породило целую традицию научных исследований. Концепция общения М. И. Лисиной является одним из ответвлений культурно-исторической теории. Опираясь на теорию Л. С. Выготского, М. И. Лисина стала основательницей оригинальной и самостоятельной научной школы. Она открыла в отечественной психологии новый предмет – общение ребенка с взрослым – и новый подход к его научному исследованию.

М.И. Лисиной в структуре общения, как коммуникативной деятельности выделены следующие компоненты:

1. Предмет общения – другой человек, партнёр по общению как субъект.

2. Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них с их помощью - к самопознанию и самооценке.

3. Коммуникативные мотивы- то, ради чего предпринимается общение. Мотивы общения должны воплощаться в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих.

4. Действия общения - единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения - инициативные акты и основные действия.

5. Задачи общения - цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Мотивы и задачи общения могут не совпадать между собой.

6. Средства общения - это операции, с помощью которых осуществляются и действия общения.

7. Продукты общения – образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

Развитие коммуникативных навыков у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.

Автор опирается в своей работе на технологию «Воспитания и обучения детей с проблемами», ее целевые ориентации:

-коррекция отклонений, имеющихся в развитии;

-создание положительной Я-концепции;

-формирование адекватной самооценки;

-развитие коммуникативных навыков;

-укрепление положительных нравственных начал в личности ребенка;

-адаптация в коллективе сверстников, включение в социальные и внутриколлективные отношения;

-обеспечение права ребенка на образование; обучение всех детей без отбора и отсева;

- охрана и укрепление детей, имеющих проблемы, средствами организованных педагогических влияний физического и психического здоровья;

- педагогизирование окружающей среды: создание педагогического пространства повышенного воспитательного внимания;

- ранняя диагностика и помощь.

Принципы организации коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с задержкой психического развития:

- принцип единства диагностики и коррекции- исходный принцип коррекционно-педагогической работы;

- принцип комплексного подхода-позволяет правильно квалифицировать состояние ребенка, прогнозировать его дальнейшее развитие;

-  принцип динамического изучения- согласно концепции Л.С. Выготского о двух уровнях умственного развития ребенка- актуальном и потенциальном, т.е. о зонах актуального и ближайшего развития;

- принцип качественного анализа результатов обследования- применение критериально ориентированных методик позволяет определить уровень психического развития каждого ребенка;

- принцип ранней коррекции отклонений в развитии предполагает как можно более раннее выявление проблем ребенка и организацию коррекционной работы с ним в сензитивные сроки;

-принцип реализации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с задержкой психического развития-успехов в коррекционной работе можно достичь при условии опоры на ведущую деятельность возраста - игру. Поэтому учить и воспитывать детей с задержкой психического развития следует, играя с ними. Особое место в системе коррекции должны занимать сюжетно-ролевая игра и развивающие дидактические игры.

- принцип коммуникативной направленности обучения и воспитания означает необходимость специального внимания к развитию речи как основного средства коммуникации, а также формирования навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется с позиций индивидуально-дифференцированного подхода. Следовательно, с одной стороны необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности каждого ребенка, с другой- особенности группы в целом.

Формирование коммуникативной деятельностивключает в себя:

- обеспечение полноценных эмоциональных и «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками;

- формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей.

Автор реализует в воспитательно-образовательном процессе адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (Приказ Минобрнауки от 17.10.2013  №1155  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»  (Зарегистрировано в Минюсте России  14.11.2013  № 30384) , разработанную на основе:

- примерной  общеобразовательной программы дошкольного образования (пилотный вариант)  ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.;

- Программывоспитания и обучения  дошкольников с задержкой психического развития/ Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина и др.; Под. Ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2010.

5. Новизна опыта.

Новшество проявляется в необходимости решения одной из важнейших проблем в современном образовании – гуманизацииобразовательного процесса, обращение к личности ребенка, развитие лучших его качеств. Обучение должно быть развивающим. Обогащать ребенка знаниями и способами коммуникативной деятельности, формировать коммуникативные навыки. Важным средством развития коммуникативных навыков является игра. Коммуникативные навыки развиваются наиболее эффективно в сюжетно-ролевых играх, в театрализованных, в играх-драматизациях, в подвижных играх, в дидактических играх парами, подгруппами и всей группой. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников с задержкой психического развития коммуникативных навыков.

Предпринята попытка осуществить системный подход в работе по развитию коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развитии через игровую деятельность. Разработан перспективный план на один год для подготовительной группы, который представляет собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности.

6. Ведущая педагогическая идея опыта.

Процесс развития коммуникативных навыков строится с учётом  «внутреннего состояния готовности к игровой деятельности, к поиску впечатлений, реализующихся в игровых действиях и операциях» - М. Лисина.

В процессе игровой  деятельности с детьми обеспечивается возможность для реализации возрастного потенциала  и проявления индивидуальности каждого ребёнка, который не просто «усваивает» материал, а познаёт мир, вступает с ними в диалог, ищет ответы на свои вопросы, не останавливается  на достигнутом.

7.  Технология опыта.

Цель работы:

Развитие коммуникативных навыков посредством игровой деятельности.

Задачи:

  1. Подобрать литературу, которая необходима для осмысления  темы исследования и  сопоставление своего опыта с отражённым  в литературе по данной проблеме.
  2. Создать развёрнутый перспективный план по развитию коммуникативных навыков посредством игровой деятельности.
  3. Подобрать методики для диагностики  коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  4. Организовать обследование  развития  коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  5. Определить структуру игр с использованием предметно-игровой среды, дидактических игр и упражнений по развитию коммуникативных навыков.
  6. Организовать комплексную работу по реализации перспективного плана.
  7. Сформулировать выводы по результатам повторного обследования, выявить динамику.
  8. Составить рекомендации для родителей по развитию коммуникативных навыков детей.

Работа по развитию коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития ведётся поэтапно:

Первый этап – диагностический.

Задача: определить имеющийся уровень коммуникативных навыков детей.

Средства: использование диагностических методик для изучения

коммуникативных навыков.

Второй этап – развитие коммуникативных навыков.

Задача: организовать комплексную работу  по развитию коммуникативных навыков  детей.

          Средства:сюжетно-ролевые игры, театрализованные, дидактические, подвижные.

Третий этап – заключительный (итоговый).

Задачи:

1.Сформулировать выводы по результатам повторного обследования      

2. Выявить динамику.

3. Составить рекомендации для родителей.

Средства: диагностические методики, советы, рекомендации родителям.

В игровую деятельность  с детьми с задержкой психического развития входят:

  • Сюжетно-ролевая игра.
  • Театрализованная игра.
  • Дидактическая игра.
  • Подвижная игра.

Автор опирается на рекомендации Н.Ю. Боряковой,  определяющей «Ступеньки развития коммуникативных навыков»:

1 ступенька.

  • Установить  эмоциональный контакт с ребенком, побуждать к визуальному контакту, формировать умение слушать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию : « Подойди ко мне», « Посмотри на меня», «Покажи игрушку»;
  • создавать теплую эмоциональную атмосферу, вызывать положительное эмоциональное отношение к ситуации пребывания в детском саду, учитывать индивидуальные особенности детей. На первых порах можно предложить гибкий режим посещения группы, приносить любимые игрушки, находиться в группе вместе с мамой;
  • развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;
  • учить выполнять упражнения, подражая движениям взрослого;
  • формировать у детей образ собственного Я, учить узнавать себя в зеркале, выбирать свое отражение из двух ( в паре с другим ребенком);
  • вызывать у детей совместные эмоциональные переживания (радость, удивление) в подвижных играх, забавах,  хороводах и музыкальных играх;
  • учить приветствовать и прощаться со взрослыми и детьми группы.

2 ступенька.

  • Закрепить желание и готовность к совместной со взрослым деятельности. Рекомендуются совместные игры и упражнения с одним предметом (мячом, ведерком, шариком);
  • учить подражать выразительным движениям и мимике взрослого, изображая зайку, мишку, птичку и т.д.;
  • упражнять в подражании мимическим движениям в игровых ситуациях: поднять брови, нахмурить их, улыбнуться, наморщить нос;
  • понимать жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест и т.д.), сочетающееся со словесной инструкцией и без нее;
  • учить узнавать себя и своих близких на фотографиях. Целесообразно, чтобы каждый ребенок принес маленький альбом с такими фотографиями;
  • объединять детей в пары и учить взаимодействовать в играх с одним предметом (покатать друг другу мяч, машинку, насыпать песок в одно ведерко).

3 ступенька.

  • Учить совместной со взрослым деятельности во время индивидуальных занятий, в играх, в быту;
  • побуждать к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой «дай», указанию «вот» и т.п.;
  • учить имитировать элементарные артикуляционные движения: открыть рот- зевнуть, вытянуть губы- подуть, показать язычок- «а-а-а»- не болит ли горлышко;
  • побуждать к имитации выразительных движений в подвижных играх: лиса  крадется, петушок гордо шагает, зайка прыгает;
  • учить узнавать себя, своих близких, педагогов на фотографиях;
  • организовывать «игры рядом», побуждая детей к взаимодействию передать игрушку, выполнить совместные действия- построить башню, поочередно ставя кубик один на другой.

4 ступенька.

  • Расширять диапазон совместной со взрослым деятельности в играх с элементами сюжета «Оденем куклу», «Накормим зверят», «Построим дом»;
  • использовать элементарные драматизации в играх с использованием фольклора (песенок, потешек), совершенствовать навыки выразительных движений;
  • развивать артикуляционныйпраксис в играх на подражание;
  • учить узнавать сверстников из группы на фотографиях, рассматривая совместные фотографии: «Наши праздники», «Мы гуляем»;
  • объединять детей в процессуальных играх и вводить элементы сюжета: «Уложим кукол спать», «Построим дом» и т.п.;
  • учить обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять сочувствие, симпатию.

8. Результативность опыта.

Используя систематический подход в обучении, специальное планирование, четкую систематизацию лексического материала в дополняющих друг друга приемов и форм обучения, с учетом способностей речевого развития детей, получены хорошие результаты по развитию коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития.

Анализ развития коммуникативных навыков у детей

с ЗПР за 2015-2016 учебный год:

Уровень

развития

Вербальная коммуникация

Невербальная коммуникация

Умение отвечать на вопросы

Умение общаться в ситуации

Нач.

года

Кон.

года

Нач.

года

Кон.

года

Нач.

года

Кон.

года

Нач.

года

Кон.

года

Высокий %

23

63

50

75

-

63

-

48

Средний %

32

28

32

25

9

9

-

-

Низкий %

45

9

18

-

91

28

100

52

Вербальная коммуникация             Невербальная коммуникация

Умение отвечать на вопросы                    Умение общаться в ситуации

Анализ развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР

 за 2016-2017 учебный год:

Уровень

развития

Вербальная коммуникация

Невербальная коммуникация

Умение  отвечать на вопросы

Умение общаться в ситуации

Нач.

года

Кон.

года

Нач.

года

Кон.

года

Нач.

года

Кон.

года

Нач.

года

Кон.

года

Высокий %

65

83.4

66

83.4

64

91.7

41

83.4

Средний %

35

16.6

44

16.6

18

8.3

18

16.6

Низкий %

-

-

-

-

18

-

41

-

Вербальная коммуникация       Невербальная коммуникация

Умение отвечать на вопросы                    Умение общаться в ситуации

Из таблиц видно, что  игровая деятельность эффективное средство для развития коммуникативных навыков.

9. Адресная направленность опыта.

Данный опыт может быть использован в дошкольных образовательных учреждениях массовых и коррекционных детских садах. Предложенная система работы рассчитана для детей старших и подготовительных групп.

10. Трудоемкость опыта.

Обучение выполнениюигровых действий и развитию коммуникативных навыков в игре  требует достаточной подготовки педагога. Данная коррекционная работа строится на основе взаимосвязи в деятельности учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей и родителей.

11.Список используемой литературы

  1. Программа воспитания и обучения  дошкольников с задержкой психического развития/ Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина и др.; Под. Ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2010.
  2. Артемова,  Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст] КН для воспитателей дет.сада и родителей]/ Л.В. Артемова.  - М.: Просвещение, 1992   - 96 с.
  3. Венгер,  Л.А.Домашняя школа [Текст]/ Л.А. Венгер, А.Л. Венгер А.Л.   – М.: Знание 1994 г.
  4. Дьяченко,  О.М. «Чего на свете не бывает?» [Текст]/ О.М.Дьяченко, Н.Е. Веракса  - М.: Знание 1994 - 160 с.
  5. «Чего на свете не бывает?» Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет [Текст]:  КН для воспитателей дет.сада и родителей -  М.: Просвещение, 1991  - 64 с.
  6. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей        .  Учебно-методическое пособие. - М.: «Гном-Пресс», 2002-64с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР).
  7. Урунтаева,  Г.А. «Практикум по дошкольной психологии» [Текст]: Пособие для студентов высших и сред.пед.  учеб. Заведений – 2-е издание, стереотип/ Г.А. Урунтаева,  Ю.А. Афонькина. – М: Издательский центр «Академия», 2000 – 304 с.
  8. ВенгерЛ.А.«Воспитание культуры ребенка от рождения до 6 лет» [Текст]: КН для воспитателей дет.сада/ А.А.  Венгер. - М.: Просвещение 1988 -144 с.
  9. Менджеритская,  Д.В. «Воспитателю о детской игре» [Текст]: Пособие для воспитателей дет.сада/ Д.В.  Менджеритская - М.: Просвещение 1982 -128 с.
  10. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М.1993.303с.        
  11. Игра дошкольника под редакцией Новоселовой [Текст]: - М.: Просвещение 1989 -286 с. (Б-ка воспитателя детского сада)
  12. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2001.-224 с.:ил.
  13. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей/ Под ред. К.С. Лебединской. М. 1982. 125с.
  14. Как играть с ребенком./Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова - 3-е изд., дораб. - М.:Обруч, 2012. - 176 с.
  15. А.В. Семенович «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. Пособие для высш.учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002-232 с.
  16. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения/ под.ред. С.Г. Шевченко - М.: АРКТИ, 2001.-224 с.
  17. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. (Организационный аспект). – М.: В.Секачев, ИОИ,66 с., 2004 г.
  18. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет)- «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.- 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством художественной деятельности

Приобретенные в период дошкольного детства знания и практические умения определяют ход и интенсивность всех сторон развития ребенка. Несмотря на то, что педагогическое сообщество определенно заин...

Коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье проведен анализ  таких понятий, как «общение», «коммуникация», «коммуникативная деятельность», «коммуникативные процессы», рассмотрены осн...

Статья "Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игровой деятельности"

Статья опубликована в сборнике XXII Международной научно-практической конференции "Психология и педагогика детства: векторы взаимодействия" (КГПУ им. В.П. Астафьева, 2020)....

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в экспериментальной деятельности

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития  в экспериментальной деятельности (планирование)...

"Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития "

quot;Особенности развития мелкой моторики  детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"Специалисты коррекционного профиля отмечают огромное значение мелкой моторики в психи...