Педагогический опыт «Формирование этнокультурной компетенции у детей дошкольного возраста»
проект на тему

Педагогический опыт «Формирование этнокультурной компетенции у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_opyt_kaal_l.g.docx109.8 КБ

Предварительный просмотр:

 «Сколь холодна и сурова природа, столь добры и мягки там люди»

Великий русский писатель И. А. Гончаров.

Глава 1.

  1. Актуальность         

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре - актуальный педагогический вопрос современности. Каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих ценностей, в формировании собственной личностной культуры.  Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. 

Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является приобщение детей к культуре своего народа; развитие национального самосознания; воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп.        

Современная Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведёт к потере ценностных ориентиров, без духовности общества. Воспитание детей в духе и на материале традиционной национальной культуры, восстановление системы преемственности народных традиций является одним из способов преодоления кризисной ситуаций.

Педагогическая проблема, над которой ведётся работа:

  • поверхностные знания детей и родителей традиций, культуры, национального фольклора (игры, сказки, загадки и т.д.)
  • недостаточное обогащение материального, методического обеспечения с учетом региональных особенностей в учреждении.

Мы живем в национальном поселке Лемпино в самом удивительном месте Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, где самая разнообразная флора и фауна. Наша местность богата историческим, этнографическим наследием культуры и традиций коренных народов, которое позволяет осуществлять краеведческую и этнокультурную работу. Поэтому, одним из важнейших направлений воспитательной работы считаю приобщение дошкольников к духовным ценностям своего народа.

Актуальность педагогического опыта обусловлена необходимостью приобщать детей к культуре своего народа, бережно относиться  к историческому наследию и потребностью включения в воспитательный процесс содержания дошкольного образования тесно связанного с внутренней жизнью ребёнка, его запросами и потребностями, которые будут содействовать разрешению  названных проблем.

  1. Новизна

Новизна идеи состоит в том, что данный педагогический опыт является одним из вариантов организации этнокультурного образования дошкольников в условиях  образовательного учреждения «Лемпинская СОШ». Появление на территории НРМОБУ «Лемпинская СОШ» новой единицы предметно-развивающей среды музейной экспозиции под открытым небом «Юрты – Лемпины традиционное поселение салымских ханты» способствовало обновлению этнокультурного содержания образования дошкольников.

  1. Цель и задачи педагогического опыта

Цель: формирование этнокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить методическую литературу, передовой опыт педагогов по данному направлению.

2.Выявить уровень сформированности этнокультурной компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать перспективный план работы с детьми, родителями и с социальными партнерами, направленный на формирование этнокультурных компетенций у дошкольников.

4. Диагностическим путем проверить эффективность применяемых  форм, приемов и средств этнокультурного образования.

6. Разработать методические рекомендации по использованию этнокультурного компонента в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

1.4 Практическая значимость педагогического опыта

 Предложенный опыт работы может быть полезен педагогам ДОУ, педагогам дополнительного образования, работникам музея.

Глава 2

2.1. Методологическая и теоретическая основа педагогического опыта

В основе педагогического опыта «Формирования этнокультурной компетенции у детей дошкольного возраста» лежат исследования великих ученых по вопросу этнокультурного образования:

В разное время к вопросу этнокультурного воспитания и образования  обращались такие авторы как Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова, Е.Ю. Александрова, Ю.М. Новицкая.

 Выбор содержания, методов и форм этнокультурного образования волновал таких исследователей как А.Л. Бугаёва, У.Н. Зуева, Т. В. Волдина.

 Существенный вклад в изучение проблемы этнокультурного образования детей внесли А.Л. Бугаёва, У.Н. Зуева, Т. В. Волдина и др. Отмечая важность воспитания любви к Родине, они тесно связывают его с этническим развитием самосознания на основе традиций Севера и систематическим обогащением познания детей.  Авторы фиксируют внимание на том, что необходимо учесть наиболее ценное для формирования правильного эмоционально положительного отношения к окружающему и опереться на него в воспитательном процессе. 

  Этнокультурное воспитание способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; развивается интерес к народным традициям и обычаям; появляется чувство ответственности и гордости за достижения, чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу, району, округу, стране, уважение к труду.

 А.Л. Бугаева и У.Н. Зуева убеждены в том, что «Народное воспитание – это объективно-закономерное явление народной жизни, назначение которого состоит в обеспечении преемственности поколений; осуществляется в соответствии с требованиями народной педагогики».

  2.2. Принципы реализации педагогического опыта

 Этнокультурное образование дошкольников предусматривает учет следующих принципов:

- принцип приоритета национальных духовных ценностей, которые предполагают усвоение детьми духовных ценностей хантыйского народа, положительных черт национального мировоззрения и характера;

- принцип опоры на диалог культур (в историческом и межнациональном плане), предполагающий взаимодействие и интенсивное взаимообогащение культуры народа с учетом ее развития в различные исторические эпохи, а также культуры хантыйского и других народов;

- принцип природосообразности образования (отношение к ребенку как к части природы; осуществление образования в соответствии с законами развития детского организма);

- принцип связи с жизнью и различными видами практической и творческой деятельности;

- принцип творческой активности, слуховой наблюдательности, творческого воображения в работе различных видах деятельности;

- принцип мотивированного интереса дошкольников, характеризующийся их устойчивой познавательной направленностью;

Также концептуальную основу педагогического опыта составляют принципы педагогики, сформулированные педагогами и мыслителями прошлого Я.А. Коменского, К.Д.Ушинского и др.:

- Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;

- Гуманность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;

- Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и нравственно патриотического воспитания в экологическое, эстетическое;

 - Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, развитие способностей, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

 - Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

 

2.3. Технологии

В рамках реализации педагогического опыта используются следующие технологии:

  • Игровая технология. Чтобы процесс формирования этнического самосознания у дошкольников был результативным, необходимо организовывать образовательный процесс в игровой форме, так как игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Закрепление этнокультурных представлений осуществляется в дидактических играх этнокультурного содержания. Они являются существенным дополнением к познавательным занятиям.
  • Технология коллективного творческого дела - это воспитательная технология, суть которой заключается в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Данная технология направлена на развитие творческих и интеллектуальных способностей, на реализацию коммуникационных потребностей, обучение правилам и формам совместной деятельности, расширение знаний об окружающем мире, проявление организаторских способностей и формирование способности к рефлексии.
  • Технология проектной деятельности. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Кроме того, проектная деятельность стимулирует мотивацию детей на приобретение знаний, включает всех воспитанников в режим самостоятельной работы, развивает умения применять знания к жизненным ситуациям, способности к аналитическому, исследовательскому, критическому и творческому мышлению. Концептуальные позиции проектной технологии представлены принципами заинтересованности ребенка, сотрудничества ребенка и взрослого, уважения к иной точке зрения, использования окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.
  • Личностно-ориентированная технология. Во главу угла ставится личность ребенка, его самобытность, уникальность самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой в познании. Взаимодействие в образовательном процессе строится на личностно-ориентированной основе, использовании дифференцированного подхода к каждому ребенку. Учитываются его возможности, способности; личностно-ориентированная технология предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.
  • Информационно – коммуникационные технологии. Мультимедийные средства позволяют использовать презентации по ознакомлению с окружающей действительностью, родной природой, организовывать видеопросмотры, обеспечивают получение детьми необходимой информации в доступной и интересной форме.
  • Здоровьесберегающая технология. Здоровьесбережение реализуется через соблюдение гигиенических критериев рациональной организации образовательной деятельности: плотность занятия, число видов учебной деятельности, средняя продолжительность различных видов учебной деятельности, частота их чередования, наличие эмоциональных разрядок, создание благоприятного психологического климата.
  • Технология интегрированного обучения.  Которая  соединяет знания из разных областей на равноправной основе дополняя друг друга.

2.4. Методы, формы и средства обучения

Наиболее эффективные методы, которые применяются в процессе работы по реализации этнокультурного компонента, это:

  • метод моделирования и реконструкции;
  • метод проектов;
  • метод воспитывающих ситуаций.

В образовательной деятельности по формированию этнического самосознания у детей дошкольного возраста используются и традиционные методы:

  • Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, картинок, демонстрация различных моделей. Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. Практика работы с дошкольниками показывает, что они легко становятся узнаваемыми и формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей действительности.
  • Практические методы. К ним по праву относят игру, моделирование и проведение самых элементарных опытов и экспериментов. Эта группа методов позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.
  • Словесные методы. Конечно же, это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с этнокультурным содержанием, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к окружающей действительности.

Для решения поставленных задач применяются следующие активные формы работы, способствующие расширению кругозора детей, обогащению знаний о народном быте и формированию представлений о мире народной культуры:

  • игры-разминки (загадки, ребусы, задачи на смекалку), викторины;
  • экскурсии (в том числе и виртуальные экскурсии);
  • просмотр презентаций и  видеофильмов;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • настольные игры;
  • дидактические игры;
  • игры-соревнования;
  • беседы;
  • чтение и обсуждение книг;
  • сочинение историй, сказок;
  • составление рассказов по картинкам;
  • проекты;
  • праздники и развлечения;
  •  театрализованные постановки;
  • акции и тематические выставки;
  • создание мини- музея;
  • конкурсы творческих работ др.

Использование разнообразных форм этнокультурного компонента  позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс более эффективным и продуктивным, способствует лучшему усвоению материала.

           Для реализации перечисленных выше методов и форм работы используются разнообразные средства:

  • устное народное творчество;
  • художественная литература;
  • музыкальное народное творчество;
  • декоративно-прикладное искусство, живопись;
  • народные праздники, обряды, традиции;
  • игры, народные игрушки и национальные куклы;

Использование разнообразных методов, форм и средств работы, включение детей в активную познавательную деятельность, делают занятия интересными, насыщенными. Педагог не даёт детям готовых ответов, дошкольники сами, путём проб и ошибок, делают нужные выводы, находят правильные ответы.       

Таким образом, этнокультурное воспитание заключается в формировании у детей дошкольного возраста этнического самосознания на основе традиций народов Севера, исторических и природных особенностей родного края; воспитание собственного достоинства, как представителя своего народа; уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.

2.5. Формирование этнокультурных компетенций

Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности. Поэтому к главным компонентам формирования этнокультурной компетентности является создание условий для:

- целостного развития личности ребенка через приобщение его к традиционной народной культуре;

- воспитания и уважения к культуре межнационального общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром, а также создание педагогических условий формирования этнокультурных компетенций у детей дошкольного возраста.

Одним из важных педагогических аспектов формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Цель такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры. Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас.

Формирование этнокультурных компетенций — длительный и сложный процесс, который необходимо строить так, чтобы при реализации самостоятельной или групповой деятельности дети дошкольного возраста увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других.

Глава 3. Основное содержание педагогического опыта

3.1. Организация работы с воспитанниками

     В образовательной программе этнокультурное воспитание включено в разделы «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».  

Содержание воспитательно-образовательной работы, направленной на формирование этнокультурных компетенций у дошкольников, реализуется по разработанному перспективному воспитательному плану (Приложение № 1) на основе изучения культуры коренных народов Севера.

Работая в условиях реализации этнокультурного компонента, создана обогащённая предметно-развивающая этнокультурная среда, в которой размещены:

  • Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.
  • Произведения декоративно-прикладного искусства, живопись.
  • Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами, художественной литературы коренных народов Севера.
  • Картотека народных игр, народная игрушка и национальная кукла ханты и манси.
  • Мини- музей «Мы - дети природы»

Центральное место отводится работе с дошкольниками в этнокраеведческом музее образовательной организации и в музейной экспозиции под открытым небом «Юрты Лемпины – традиционное поселение салымских ханты». В музее собран богатый материал по истории и культуре русского народа и коренных народов Севера. (Приложение № 2)

В воспитательно-образовательный процесс интегрированы следующие формы работы:

  • циклы занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др. - на основе единого содержания; познавательные беседы. Представляется важным использовать беседы не только в качестве словесного метода обучения во время занятий, но и самостоятельной формы работы с детьми;
  • продуктивную творческую деятельность детей (очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности – это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности);
  • развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой. Они дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям;
  • мультимедийное сопровождение этнокультурного образования дошкольников. Видеопросмотры позволяют создать у детей динамические наглядные образы, расширять кругозор - дети получают представления об исторических фактах, о быте народов, проживающих в разных уголках Земли;
  • театрализованные представления. Именно в театральной деятельности находят своё отражение быт, искусство и культура народов, их специфика;
  • целевые прогулки. На прогулках воспитатель может предложить детям проверить народные приметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях климата, природных явлений.

Использование разнообразных форм этнокультурного компонента  позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс более эффективным и продуктивным, способствует лучшему усвоению материала.

Закрепление этнокультурных представлений осуществляется в дидактических играх этнокультурного содержания. Они являются существенным дополнением к познавательным занятиям.  В игровой форме детей знакомятся с различными бытовыми ситуациями в традиционной семье народов Севера. Она является существенным дополнением к познавательным занятиям.

Народные сказки, традиционные игры и язык танца, в сочетании с песенным и музыкальным фольклором, как музыкальное единство ритмики, звуков, движений и жестов, мимики, слов важны в качестве формы переживания положительных, социально значимых состояний, снижения тревожности и усталости. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в далёкое прошлое, помогают детям прикоснутся к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту обычаев и обрядов коренных народов Севера.

       Неотъемлемым компонентом в планировании воспитательно-образовательной работы является организация выставок народного творчества, организация и проведение экскурсий. Экскурсии, посещение выставок, музеев способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о культуре народов ханты и манси. Эти мероприятия являются интересным дополнением к выше упомянутым формам работы.

       Огромную развивающую ценность имеют выставки этнокультурного направления, которые организованы в образовательном учреждении:

  • выставка совместного творчества детей и родителей, на которой представлены предметы народного декоративного творчества «Северные фантазии»;
  • выставка “Наш дом -Югра”, на которой были представлены работы детей;
  • выставка рисунков, бумажных и тряпичных кукол, различные детские работы посвященные праздникам народного календаря;
  • выставка народных кукол «Акань», «Клюквинка», на которой ребята смогли познакомиться со старинными куклами: куклы-обереги, тряпичные куклы, куклы-закрутки. Увидели, чем отличаются куклы для игр и обрядовые игрушки .

       Введение национально-регионального компонента в образовательный и воспитательный процессы – одно из важнейших средств в формировании ключевых компетенций у дошкольников, посредством подготовки их к будущей жизни. Включение элементов национального творчества, овладение национальными видами прикладной деятельности коренных народов Севера, позволяют накопить практические навыки и создать атмосферу творческого поиска, толерантности, интереса к культуре народов Севера. Так развивается художественный вкус, ребёнок приобщается к народному искусству, а главное к творчеству. Формируются ключевые компетенции: учебно-познавательные, коммуникативные, ценностно-смысловые, общекультурные, информационные, компетенции личностного самосовершенствования.

  3.2. Взаимодействие с родителями

Для успешной реализации работы по формированию этнокультурных компетенций у дошкольников использовались разнообразные формы сотрудничества с родителями:

  • Педагогические гостиные (воспитатели, родители, дети)
  • Семейные фотовыставки
  • Индивидуальные консультации
  • Мастер-классы
  • Родительские собрания
  • Проведение опросов с целью  выявления  их этнокультурной компетентности
  •  Оформление информационных стендов для родителей
  • Выпуск фотогазет, плакатов, буклетов
  • Организация изготовления поделок из природного материала
  •  интерактивные площадки, квест-игры с родителями

В решении задач по формированию этнокультурных компетенций у детей родители по-настоящему стали коллегами, партнёрами, участниками образовательно-воспитательного процесса. Именно родители помогают закреплять знания у детей об окружающем мире родного края, учат детей сохранять культуру и традиции народов ханты и манси, беречь красоту родной природы.

         Принимают активное участие в подготовке и проведении мероприятий, в оформлении тематических выставок при знакомстве с предметами быта и культурой коренных народов Севера, в подборке материала для создания мини-музея «Мы - дети природы».

Совместное участие родителей и детей в мероприятиях позволяет сформировать ценностное отношение к окружающему миру, сблизить родителей с детьми, а детям – получить позитивную обратную связь от родителей, ощутить их любовь и свою значимость.

Совместная система работы по формированию этнокультурных компетенций способствует развитию у дошкольников чувства гордости за свой родной край, за Родину, за свой народ, способствует формированию патриотических чувств у дошкольников.

 3.3. Взаимодействие  с социальными партнерами

План работы предусматривает совместную работу с домом культуры «Кедр», с Лемпинской поселенческой библиотекой имени Е.Д. Айпина, Советом ветеранов.

План работы по взаимодействию с социальными партнёрами

Сроки проведения

Название мероприятия

Форма проведения

Социальные партнеры

сентябрь

«Знакомство с детскими книгами хантыйского писателя А.М.Коньковой»

Презентация

Лемпинская поселенческая библиотека имени Е.Д.  Айпина

октябрь

«Легенда о северном сиянии»

Театрализация сказки

Дом культуры «Кедр»

Ноябрь

 «Подвижные игры народов Севера»

Культурно- спортивное мероприятие

Дом культуры «Кедр»

Декабрь

«Люблю тебя, моя Югра!»

Мероприятие посвященное

Дню Ханты-Мансийского автономного округа-Югра.

Дом культуры «Кедр»

Январь

 «По сказкам Е.Д.Айпина

«Клюквинка и травяная косичка»

Выставка рисунков

Лемпинская поселенческая библиотека имени Е.Д.  Айпина

Февраль

Проведение мастер-класса «Изготовление оберега «Куклы Акань»

Мастер-класс

Совет ветеранов

Март

«Легенды народов Севера»

Развлечение

Дом культуры «Кедр»

Апрель

 «Прилёт вороны»

Развлечение

Дом культуры «Кедр»

Май

« Из копилки народов Севера»

Закладки-сюрпризы

Лемпинская поселенческая библиотека имени Е.Д.  Айпина

Июнь

«Путешествие в национальный фольклор»

Театрализованное представление

Лемпинская поселенческая библиотека имени Е.Д.  Айпина

Июль

«День рыбака»

Праздник

Дом культуры «Кедр»

Глава 4. Результативность педагогического опыта

Оценку качества эффективности работы по направлениям этнокультурного образования прослеживаю  в процессе обследования воспитанников, педагогов и  родителей. Для этого была разработана педагогическая диагностика для детей и анкетирование для педагогов и  родителей.

Целью педагогической диагностики детей является выявление теоретических знаний и практических умений воспитанников, касающихся:

- уровня сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества, умения осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанных с отражением представлений о народной культуре;

- потребности использовать данные знания и умения на практике;

- уровня сформированности умения самостоятельно моделировать свою деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.

Целью анкетирования педагогов является изучение представлении педагогов о сущности и значении этнокультурного образования, определение  интересов педагогов к этнокультурному образованию дошкольников.

 Целью анкетирования родителей является изучение интереса и  отношение родителей к этнокультурному развитию детей.

Мониторинг результатов диагностики этнокультурного развития  воспитанников

Период

Уровень этнокультурного развития

Низкий

 (0-10баллов)

Средний

(11-20 баллов)

Высокий

(21-28 баллов)

11

2016-2017

(начало года)

40%

50%

10%

2

2

2016-2017

(конец года)

10%

60%

30%

2

3

2017-2018

(начало года)

10%

60%

30%

3

4

2017-2018

(середина года)

8%

61%

31%

Таким образом, в ходе проведения мониторинга была установлена устойчивая динамика роста основных линий этнокультурных компетенций воспитанников.

Положительные результаты моей работы связаны с тем, что представленная система работы по формированию этнокультурной компетенции детей имеет положительную динамику, когда не только дети, но и сами взрослые: родители и педагоги оказываются в позиции самоопределения и ответственности за свой выбор в области культурного наследия и чувств национального и человеческого достоинства, что особенно актуально в современных условиях развития общества.

Таким образом, направленное изучение особенностей приобщения детей к народной культуре подтверждает, что без специальной работы соответствующие умения не формируются или отличаются   поверхностностью.

 Перспективы дальнейшего развития педагогического опыта

В перспективе работы в данном направлении  планирую:

  • повышение квалификации по заданной теме через курсы;
  • совершенствовать формы и методы совместного взаимодействия с семьями воспитанников, социокультурными центрами поселения;
  •  обобщить и распространить опыт работы среди педагогов образовательного учреждения и на уровне Нефтеюганского района.

Заключение

Формирования этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста   – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия педагогов дошкольных групп и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по этнокультурному воспитанию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 
         1. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование в России: теория, истрия, концептуальные основы: Монография. –СПб: Изд-во «Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области», 2009.

2.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. -М.:ЦГЛ,2004.Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ОУ. Авторы- составители: Н. В. Пугачева, Н. А. Есаулова. Учебно-методическое пособие. Москва: «Центр педагогического образования» 2007г.

3.  Бугаёва А.Л. традиционная педагогическая культура ханты и манси. /М.,1994./

4. Волдина Т.В. Традиции семейного воспитания у хантов. Хантыйский фольклор: история изучения.

5. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. М.:АРКТИ, 2003.

6. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. 

7. Игры, праздники и забавы в дошкольном образовательном учреждении для детей 4-6 лет. Занятия, мероприятия, творческая деятельность. Автор-составитель: Ю. А. Вакуленко Волгоград издательство «Учитель» 2009г.

8.Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ: Сказки, легенды.- ГИСТЕЛ ДРУК, А-1031 Вена, Мюнгассе 6, Австрия.

9. Макейкина, Ю.С. Этнокультурное образование дошкольников [Электронный ресурс]

10. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. /М.: Дрофа, 1998/

11. Сказки обских угров / сост.хант. текста Г.Л. Нахрачева, сост. манс. текста С.С. Динисламова, редактор хант. Текста Т.Д. Слиникина, редактор русского текста Е.В. Косинцева, художник И.В. Соколова. – Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2015.

12. Сказки народов Севера / Сост. Е.Н. Самойлова. Перев. На хант. яз.Е.А. Нёмысова. Художник  Л.А. Иванов.- СПб.: «Алфавит», 1995.- 160 с.: ил. ISBN 5-88908-002-4.

13. Сайнахова Н.В. Мансийские загадки.- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2002.

14. Ушинский К.Д. Собр. соч. М.-Л„ 1949, Т.6,  

15. Федорова А. Г., Чекмазова Л. В., Леднева Е. М., Какуева А. К. Основные задачи и формы краеведческой работы в ОУ.

16.Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. Т.1-3 – Ханты-Мансийск, 2000

Приложение №1

Перспективный воспитательный план

по  изучению коренных народов Севера.

Сроки проведения

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с педагогами и специалистами

Продукт детской деятельности

Сентябрь

Знакомство с творчеством писателя А.М. Коньковой.

Чтение сказок бабушки Анне.

Знакомство с традициями и культурой коренных народов

Экскурсия в Лемпинскую поселенческую библиотеку имени Е.Д.  Айпина

Выставка рисунков детей «Моя любимая сказка»

Октябрь

Чтение, заучивание стихов о родном крае

Беседа

«Наше родное село Лемпино»;

 «Чистое село – наша забота»,

«Полезные привычки»,

Презентация «Народные костюмы»

Конкурс стихов, песен о родном крае,

Фотоконкурс «Я люблю Лемпино»,

Экскурсия по селу, рассказ о достопримечательностях села.

Экскурсия в Дом культуры «Кедр»

Театрализация сказки «Легенда о северном сиянии»

Изготовление макета села

«Моё село» выставка рисунков

Ноябрь

Акция «Синичкин день».

Птицы Югры фотовыставка.

Беседа «Законы, по которым мы живем».

«Подвижные игры народов Севера»

Акция «Помоги птицам зимой»,

Фотоконкурс «Озябли птички малые»

Посещение дома культуры «Кедр»

Выставка рисунков детей

Изготовление кормушек из бросового материала

Фотоконкурс «Озябли птички малые»

Декабрь

 Проект «Животный мир Югры»,

«Обитатели рек и озер»

Чтение сказок о животных народов ханты и манси

Дидактическая игра «Животные Югры», «Угадай по приметам животное»,

Мероприятие посвященное

Дню Ханты-Мансийского автономного округа-Югра. «Люблю тебя моя Югра»

Подготовка мини- докладов о животных обитающих в ХМАО 

Посещение дома культуры «Кедр»

Театральная сказка «Как животные зиму встречали?»

Выступление детей с мини-докладами

Рисунок любимого редкого животного или лепка его из пластилина,

Театрализованное представление «Как животные зиму встречали?» для младшей группы .

Январь

Просмотр презентации «Жизнь на стойбище» обсуждение

Чтение сказок Е.Д.Айпина

«Клюквинка  и травяная косичка»

Посещение  Лемпинской поселенческой библиотеки имени Е.Д.  Айпина

Изготовление  макета «Стойбище» 

Выставка экспозиции с поделками детей.

Выставка рисунков бумажных и тряпичных кукол

Февраль

Изготовление альбома «Семейные традиции».

Знакомство с  гербом ХМАО

Знакомство с куклами народов Севера

Фотовыставка «Мама, папа, я -дружная семья».

Выставка «Герб моей семьи».

Проведение мастер-класса

Фотовыставка «Мама, папа, я -дружная семья».

Выставка «Герб моей семьи».

Изготовление оберега «Куклы Акань»

Март

 Продолжение знакомства с куклами народов Севера

Беседа по теме «Легенды народов Севера»

Знакомство с праздником «День оленевода, охотника и рыбака»

Чтение худ. Лит. «Птичка трясогузка»

Конкурс сочинения «Дом, в котором я живу»

Участие в спортивном мероприятии «День оленевода»

Проведение мастер-класса

Развлечение «Легенды народов Севера»

Проведение спортивного мероприятия

Изготовление  куклы «Клюквинка»

Выставка детских работ

Апрель

 Рассказ воспитателя легенды о белой вороне.

 Знакомство с народным праздником «Прилёт вороны»

Чтение мансийской сказки «Кошечка»

Участие в развлечении «Прилет вороны»

Развлечение «Прилёт вороны»

Театрализация сказки «Кошечка»

Май

 «Из копилки народов Севера» 

Беседа о людях живущих и работающих в нашем селе

Посещение  Лемпинской поселенческой библиотеки имени Е.Д.  Айпина

Изготовление закладок-сюрпризов

Выставка рисунков детей

Июнь

«Праздник трясогузки»

«Путешествие в национальный фольклор»

Конкурс костюмов

Посещение  Лемпинской поселенческой библиотеки имени Е.Д.  Айпина

Театрализованное представление

Театрализованное представление

Конкурс костюмов

Июль

Знакомство с «Медвежьим праздником»

Проведение «Медвежьего праздника»

Рисунки детей

Август

Хантыйский праздник «Проводы лебедя»

Беседа о народных приметах.

Знакомство с играми разных народов.

Экскурсия в этнокраеведческий музей

Выставка поделок детей

 Приложение №2

Экскурсия по музейной экспозиции

«Юрты Лемпины (традиционное поселение салымских ханты)»

1 Вед. Сочинская А.В.: Велика и богата земля Сибирская-земля Югорская!!!

Необъятны таежные леса, многоводны  озера и реки, неисчерпаемы природные богатства недр, но самым большим богатством земли Югорской является человек. Слово ханты переводится – человек! Охотник.

В связи со стартом в Югре нового  проекта «Многовековая Югра», появилась возможность реализации проекта по инициативе Лемпинской школы и поддержке Департамента образования и молодежной политики Нефтеюганского района

 «Этнокультурное образование».

Сегодня будет открытие музейной экспозиции, а это начало большой работы по этнокраеведческому образованию подрастающего поколения.

Ханты  перед значительными событиями и начинаниями проводили обряд обкуривния, то есть изгнания злых духов, способных помещать или навредить в начинаемом деле…

2 Вед. Поянкина Н.К.: Уважаемые гости, пытя вота! Добро пожаловать для прохождения обряда обкуривания. (Обряд обкуривания по музыку совершает Поянкина Н.К.)

1 Вед. Салымские ханты селились на берегу реки Салым в верховьях Салыма  и низовьях Малого Салыма. Их угодья делились на зимние и летние.

Разрешите представить Вашему вниманию музейную экспозицию под открытым небом «Юрты Лемпины (традиционное поселение салымских ханты)» Стойбище содержало все необходимые элементы и атрибуты для ведения традиционных промыслов  и быта семьи.

  • Рубленная изба использовалась для проживания как в летнем , так и в зимнем стойбищах в связи с проживанием салымских ханты в тайге.

  • Основным промыслом была рыбалка, поэтому на стойбище устанавливали вешала для сушки невода, сетей и других рыбацких снастей.

  • Навес защищал от дождя и снега традиционные лодки – обласа, которых могло быть несколько.

  • У верхнесалымских ханты строились загоны для оленей. Так же загон использовался и для других животных, например, лошадей

  • Лабаз был неотъемлемым строением, в котором сезонно хранилась одежда и продукты питания. На стойбище их было несколько. Хочется  отметить , что в отдельных святых  лабазах ханты хранили обрядовые предметы: родовые  тотемы, деревянные фигурки Тонхов – языческих Богов. В данные лабазы женщинам вход был запрещен.

  • Как и в каждом доме главным местом притяжения является очаг, на стойбище строили отдельный навес для печи (нянь кер), в которой пекли  хлеб, запекали  рыбу, вялили мясо.

2 Вед. Уважаемые гости приглашаем вас отведать хантыйский хлеб и чай настоянный на чаге. Угощайтесь.

1 Вед. А теперь можно пройти в избу. Внутреннее убранство устроено максимально целесообразно. Мы обустроили избу по рассказам и описаниям местных жителей: Вторушина Николая Михайловича, Наргина Эдуарда Николаевича , Коптяевой Раисы Изотовны и др.

Ханты, живя в согласии с первозданной природой Севера, научились использовать ее богатство бережно. А северные просторы сделали народ ханты мудрым, выносливым, терпеливым и сильным. А сильный человек всегда добрый и щедрый, поэтому культура и традиции этого народа, надеемся, не исчезнут с такой большой – маленькой планеты.

 Им утем. Спасибо за внимание.

Приложение № 3

Непосредственная образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста

«Моё село»

Подготовительная группа

Цель: Формирование представлений о своем селе.

Задачи: 

- Формировать у детей  понятие «село».        

         - Побуждать детей делится   впечатлениями при рассматривании  фотографий о селе.

         - Воспитывать любовь к своему селу.

Материал и оборудование:

Фотографии  с видами: сельский дом культуры «Кедр», средняя образовательная школа, фельдшерско-акушерский пункт, магазин, котельная, почта, церковь и др; мультимедийная презентация.

Содержание:

В гости к детям приходит Почтальон Печкин и приносит письмо. Что находится в этом письме?

  Детям вместе с Печкиным  рассматривают фотографии  родного села.

- Как  называется село, в котором  мы  живем?  (Лемпино)

-Как называется район, в которм мы живём? (Нефтеюганский). Рассматривание флага и герба Нефтеюганского района.

Давайте, посмотрим на карте наш район, и где находится наше село.

Чтение стихотворения

Я люблю тебя, родина малая,

Называю родной стороной.

Крепко в душу навеки запала ты.

Где ж я встречусь с такой красотой?

Те леса, те поля вон дальние,

Те дома, что стоят под горой,

Тот народ, что зовёт себя вишерским,

Сохраню я в душе молодой.

Видеосалон

Сейчас вас, ребята, и вас, дорогие гости, я приглашаю в видеосалон. Вы посмотрите красивый фильм с видами нашего села и послушаете замечательную песню о нашем селе в исполнении группы «Карусель» сельского дома культуры «Кедр». Для просмотра фильма, вас ребята, прошу разместиться на ковре.

-А кто скажет. Когда и как появилось наше село на карте? Наше село появилось более 220 лет назад. Первыми здесь появились коренные жители ханты с фамилией Лемпины. Они поставили юрты, дом в котором раньше жили коренные жители. И они занимались ловлей рыбы, охотой. Через некоторое время, к ним стали приезжать другие семьи и строить себе жилище. Так, со временем появилось большое село, в котором появился магазин, детский сад, школа, больница.

-Кто скажет. Чем же занимались раньше коренные жители нашего села? Кто были первые жители, как их фамилия?

- Нравится ли вам  наше село?

- Что вам  в нем  нравится?  (ответы  детей)

- Как  называется  улица, на которой  расположен наш  детский сад? (Дорожная).

Дидактическая игра: «Кто больше назовет улиц нашего села»

- Найдите среди фотографий  наш детский сад.

- Для чего нужен детский сад?  (дети  ходят в детский сад, играют …..)

- Посмотрите на  эту фотографию.  Кто-нибудь узнал это  здание?  (школа)

- Для чего нужна школа?  (дети ходят учиться в школу)

- У кого  брат или сестра учатся  в школе?  

- Есть  ли в нашем селе магазины?  Найдите их среди  фотографий.

- Для чего нам  нужны  магазины?  (покупать)

- На  этой фотографии  изображена река Салым, которая  впадает в Большую Обь. Кто  из вас  был на реке? Что там делали? Какие рыбы водятся в нашей реке?

Дидактическая игра: «Большой-маленький»

Цель: закрепить название рыб, которые водятся в реке, упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме.

Предлагаю детям  по своим фотографиям рассказать, что они  делали на  реке. Рассматривают фотографии с другими социально-культурными объектами.

Физминутка:

«По селу мы идем

Звонко песенку поем: ля-ля-ля

Мы по улице  шагаем

Ноги ровно поднимаем

Делай шаг -  раз, два,

Взмах руками – три, четыре.

Повернулась голова

Руки вверх и ноги шире.

Прыгнем вместе высоко

И побегаем легко»

Мы посмотрели видеофильм и фотографии с видами нашего села, увидели, какое наше село красивое. А кто знает, почему наше село такое красивое? Правильно, потому что люди, которые в нем живут и работают на благо нашего села, вкладывая, свои умения и знания на его развитие и благоустройство . Стараются сохранить традиции и обычаи коренных народов. Так что же что такое село?

Подвести детей  к тому, что село -  это место, где много людей, которые  живут в домах. Дома выстроены в ряд. Возле  домов  дороги  для пешеходов и машин.  Называется  все  это  улицей. Улиц в нашем селе тоже  очень много.

Рефлексия

 Мы живём в селе ... (Лемпино).

Жителей села зовут ... (Лемпинцы).

Наше село самое «старое» в Нефтеюганском районе. Ему лет ... (220).

Наше село  расположено  на берегу  реки ... (Салым).

В нашем селе есть  улицы ... (солнечная, Кедровая, Лесная и др).

Наш детский сад находится на улице ...

В нашем селе есть... (школа, детский сад, магазины, библиотека, памятники, дом культуры...).

На улицах города растут: рябины, черемухи ... (берёзы).

У Нефтеюганского района есть свой символ ... (герб).

С зеленый  цвет на гербе символизирует ... (леса ).

Мы очень любим свое родное ... (село).

И хотим, чтобы он был красивым, уютным и ... (чистым).

Переключение на самостоятельную деятельность

1. Самостоятельно рассмотрите нашу выставку. На ней размещены книги, буклеты о нашем селе и крае.

2. «Художники» нашего района прислали по почте каждому из вас вот такую раскраску - герб нашего района. Вы постарайтесь и раскрасьте его правильно и красиво.

3. Сегодня я подарю вам альбом с изображениями природы нашего села, полюбоваться, которой приезжают к нам гости из разных городов России. Печкин  прощается с детьми и   благодарит  за интересный рассказ о селе.

Непосредственно-образовательная деятельность

в подготовительной группе

Путешествие по реке Большой Салым.

Цель: Закрепить в игре знания детей, полученные на занятиях о коренных жителях нашего края, их основных занятиях- охота и рыболовство;

Задачи:  Формировать грамматически правильную речь, активизировать словарный запас; развивать мышление и связную речь, организаторские способности; воспитывать интерес к труду взрослых и уважение к коренным жителям Крайнего Севера.

Индивидуальная работа: стимулировать активность пассивных детей;

Словарная работа: малица, охота, оленеводство, хейро-солнце, чум.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание картин, занятия «Ознакомление с традициями народов Севера», «Дикие животные нашего края».

Оборудование: корабль, макет чума, нефтяная вышка, крупные строительный материал, елочки, голубой материал-река, сеть, рыбки из картона, атрибуты одежды нефтяника, строителя, капитана, кассира, национальный костюм, шапочка-солнце, мультимедийная презентация, проектор, экран;.

Ход занятия:

В суровом краю, средь тайги и болот,

 Где озерную синь очищает заря,

Район расположен, народ там живет,

 И хочется думать, что вовсе не зря.

Там нефть добывают и строят дома.

 Дороги, больницы и школы,

Пред людьми отступает природа сама,

Не бывать меж ними раскола.

Воспитатель: О чем говорится в этом стихотворении? А какие вы знаете, народности, которые проживают в нашем районе?

       Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на пароходе по реке Салыму и познакомимся с людьми, которые проживают на берегах этой реки.

Чтобы пароход шел по правильному курсу нам нужен капитан.

Давайте, выберем капитана.

А еще кто нам нужен, как вы думаете?

(кассир, контролер, нефтяники, рыбаки, строители, водители, ханты).

Ход игры:

Воспитатель: А теперь, приобретаем билеты у кассира и отправляемся в путешествие, (дети покупают билеты и рассаживаются на пароходе.) капитан дает гудок, и все отправляются.

 Я буду вашим экскурсоводом в нашем путешествии. Мы покидаем главный город нашего района- Нефтеюганск иотправляемся в путь. Город Нефтеюганск расположен на реке Юганская Обь,по которой ходит много катеров, которые возят важные грузы для всех жителей Нефтеюганского района.

Как вы думаете какие грузы перевозят грузовые катера?

Посмотрите, какая красота кругом. В начале мы видим, что нас окружают

лиственные деревья, а вдалеке смешанный лес. Кто скажет, что такое

смешанный лес? Какие деревья растут в наших лесах.

А вот и наша первая остановка. Давайте выйдем и осмотримся вокруг.

Кто знает, как называется эта вышка? Нефтяная. Или еще ее называют

буровая, потому что, чтобы добыть нефть нужно пробурить землю.

Кто работает на нефтяной вышке? Нефтяник.

Здороваются. Идет беседа о работе нефтяника.

При этом дети не забывают говорить «Спасибо», «пожалуйста».

Воспитатель:Да наша сибирская земля,очень богата нефтью.ЕЕ добывают из под земли,по трубам она поднимается вверх и далее по трубам течет в разные

уголки нашей страны-России. Нефть нужна нашему хозяйству. Из нее делают бензин,разные масла для автомобилей. Используют для котельных, (можно показать нефть в пробирке). Попрощаемся с нефтяником и отправляемся дальше.

Капитан дает гудок и пароход отходит. Звучит музыка о родном крае. Теперь наш пароход вышел на главную реку нашего с вами поселка- Салым. Ребята, вы знаете, что кроме нефти наш район богат рыбой, птицей и животными, ягодами, грибами.

А кто самый главный в нашем лесу? Медведь. Я хочу рассказать вам историю, которую мне рассказал один, старый охотник.

Медведь-это сильный и умный зверь.

Однажды, собирая ягоды в лесу, охотник встретился с медведицей и двумя

медвежатами. Увидев человека, она встала на задние лапы и начала рычать.

Она испугалась за своих детенышей.  Охотник, от испуга встал, и боялся

пошевелится. Потому что, в это время года, когда маленькие медвежата нельзя убивать медведицу, а то они пропадут одни в лесу. Медведица порычала, но

увидев, что охотник не собирается стрелять, опустилась на четыре лапы и

бегом побежала в лес, а за ней и медвежата. А охотник спокойно добрал свое

ведро ягод и пошел домой.

А вот мы и приехали, к нашему охотнику.

Кто знает, как называется его дом? Чум.

Чум строится из жердей, а сверху накрывают его шкурой, чтобы было тепло

зимой, а на лето шкуру снимают и набрасывают брезент, чтобы не было жарко.

А встречает нас хозяйка чума, так  как хозяин на рыбалке.

Наверно долго нам придется его ждать, давайте расскажем хозяйке наши

рассказы, что мы видели с вами на картине.

Исхаков Арсений : «Айога с папой поехали на другое место, пастбище, где много еды для оленей. В этот день, погода была теплая, солнечная, снег искрился разными огоньками на солнце, легкие были снежинки летели из под копыт бегущих оленей. Кучуму было жарко и он хотел пить, как и олени, которые быстро бежали. Небо было голубое и ехать было хорошо и весело».

Наргин Матвей: «Охотники договорились в воскресенье ехать на охоту, и решили взять с собой собак. Они проснулись утром, одели охотничьи лыжи, которые обшиты оленьим мехом. Лыжи обшивают мехом, чтобы можно было тихо ходить по снегу. Взяли охотники рюкзаки и ружья, пошли далеко в лес. Они ходили до самого вечера, а когда вернулись, то рассказывали, что видели много зверей: белок, соболей, куницу. Но убить, никакого не удалось, и вернулись они с пустыми руками».

Гильманов Ринат: «В лесу охотники строят много избушек. В этих избушках могут остановится, все охотники, которые охотятся в лесу. Иногда охотники заходят далеко от дома, тогда они находят избушку, разжигают в ней огонь в печи, варят чай и отдыхают. А когда уходят обязательно оставляют избушку чистой, чтобы мог отдыхать другой охотник в чистоте. А еще каждый охотник должен оставить какие-то продукты, для другого охотника».

Воспитатель: А вот и рыбак вернулся с рыбалки, смотрите сколько рыбы? Кто знает, какая рыба водится в Салыме? А чем можно ловить рыбу? Когда нельзя ловить рыбу и почему? А какое блюдо можно приготовить из рыбы? Уху.

Пока уха готовится, мы с вами поиграем в игру, которую очень любят коренные жители нашего края. Она называется «Хейро», что значит-солнце.

Правила игры:

Вставайте в круг и беритесь за руки, идем по кругу приставным шагом, руками делая взмахи вперед и назад. На каждый шаг говорим «Хейро». Солнце сидит в середине круга на корточках. Когда солнце встает и вытягивает руки-лучи, все разбегаются. Игроки должны увернуться от его лучей, чтобы не обжечься. Игра повторятся 2-3 раза.

Воспитатель: Молодцы. Все вы ловкие и внимательные. А теперь пора отправляться в обратный путь, чтобы успеть до вечера домой.

Все дети садятся в пароход.

Воспитатель: Что больше всего вам понравилось?

Споем песню о дружбе.

Ребята, скажите, чей рассказ вам больше понравился?

Что именно вам понравилось в рассказах ребят?

Арсений - хорошо, красиво описал погоду.

Матвей- хорошо рассказал про охотников, потому что у него папа тоже охотник.

Ринат- рассказал о том, как отдыхают охотники в лесу, если они уходят

далеко от дома.

Непосредственная образовательная деятельность

«Рыбное царство Югры»

Подготовительная группа

Цель: расширять представления детей об обитателях рыбного царства Югры,

Задачи:

  • Познакомить детей с представителями (рыбами) рек- Оби и Иртыша, Югорского края;
  • Развивать психологическую базу речи: память мышление и внимание.
  • Воспитывать бережное отношение к природе своего края.

Материалы и оборудование:мультимедийная презентация; проектор, экран;

картинки с изображением животных и рыб;

Вводная часть. Начало путешествия.

-Ребята, сегодня у нас с вами не обычный день, а самое настоящее увлекательное путешествие, причем не простое, мя отправимся в рыбное царство Югры.

-Какие реки вы знаете?

-Обь, Иртыш.

Обь- многоводная и величайшая река земного шара, Самый большой ее приток- Иртыш. Но есть одна проблема: под водой мы не сможем дышать. Как же нам ее решить?

Как правило, дети предлагают надеть скафандры, сказать волшебные

слова.

- Вы просто молодцы! Предложили отличные варианты. У меня как раз есть волшебные слова, которые помогут нам опуститься на речное дно, но сказать их нужно дружно и громко. Как только мы их произнесем, то перестанем быть просто ребятами, а станем самыми настоящими речными рыбками, кто кем захочет: рыбами, животными.

-Каких животных вы знаете, которые живут на земле и в воде?

-Ондатра, выдра, бобер, норка.

Рассказы детей о речных обитателях.

Воспитатель : Ну вот, ребята, мы с вами и оказались в речном царстве. Посмотрите, сколько вокруг нас рыб, животных! Вы кого-нибудь узнаете?

Дети  называют  известных  им  обитателей реки,   изображения которых воспитатель предварительно развесил в игровой комнате. В это время дети, которые заранее подготовили рассказы об обитателях реки, берут соответствующие картинки и прячут их за спину.

Педагог . Вы просто умницы! В реке живет множество обитателей, которые часто совсем не похожи на тех, кто живет на суше. Есть выдра, норка и бобер, ондатра, а сейчас к нам в реку заплыли самые настоящие речные обитатели. Они приготовили для вас загадки. Я предлагаю всем занять места на песчаном дне (садится на ковер) и попытаться угадать, кто к нам заплыл. Только слушайте загадку до конца, никого не перебивайте.

Дети по очереди рассказывают о речном обитателе, зрители отгадывают название. Воспитатель в конце показывает изображение животного или рыбы, о котором шла речь.

Воспитатель  ведет рассказ. Ниже приведены некоторые примеры. После отгадывания можно спросить детей: «Может быть, кто-то знает еще какие-нибудь факты из жизни  обитателей.»

 Это самая большая   река- Обь.

В этой реке много растительной пищи и животного происхождения- это живые организмы, различные черви, ракообразные, насекомые и их личинки. Комарье, или как их еще называют- гнус доводит до бешенства многих животных, лосей, медведей и др.Однако если уничтожить ,то пострадает множество мальков, которые ими питаются. Рыбы питаются и падающими в воду насекомыми. Всем этим питается рыба в течение года, роясь носом в иле и пропуская через жабры мусор. Рыбы близоруки, они видят на расстоянии 10-15 метров. И несмотря на это, свет для рыбы имеет большое значение. С помощью света они отыскивают пищу и спасаются от врагов. Однако рыбы и различают цвета. По цвету определяют многие виды пищи- червяков и личинок и т.д.Поэтому применяют рыбаки в рыбалке разноцветные блесны. Рыбы реагируют на звук, некоторые рыбы и сами издают звуки. У рыб хорошо развито обоняние, их привлекают пахучие вещества, которые распространяется в воде и воздухе. Поэтому рыбаки используют приманку из хлеба, или тесто с использованием ароматических масел, старый сыр. Рыбы хорошо реагируют на температуру, разные рыбы любят температуру воды разные, поэтому некоторые в зимнее время впадают в спячку, ложатся в ямы на дне рек. Дидактическая игра: «Узнай по описанию».

Сибирский  осетр:  туловище веретенообразное,  покрытое  пятью

рядами реберчатых   щитков, называемых жучками. Между жучками

разбросаны мелкие костяные зернышки и костяные щитки. Щитками

покрыта сверху и голова. Рыло лопатовидное с четырьмя усиками. Рот

беззубый, поперечный, расположен на нижней части головы. Во время

кормежки он выдвигается вперед, захватывая пищу. Хребет заменен

хрящом. Длина ее 2.0-2.5 метра вес более 100 килограмм. Питается

тем же, чем и стерлядка.

Стерлядь похожа на осетра, отличается меньшими размерами, более

узким туловищем, удлиненным носом. Стерлядь живет по 20 и более лет,

длина 60-65 сантиметров, вес 2.0-2.5 килограмма. Питается мошками,

комарами, червями, моллюсками и др.

Нельма длина до 1.0 метра. Вес 16-18 килограммов. Длинное тело с крупной серебристой чешуей. Любит холодную воду. Рыба-хищник питается мелкой рыбой: ерш, корюшка, ряпушка.

Муксун- имеет тупое рыло в виде треугольника. Верхняя челюсть длинная, заходит за передний край глаза. Длина 59-61 сантиметр, вес 3.0-3.5 килограмма. Питается муксун моллюсками, личинками, крупными рачками. Как и нельма любит холодную воду.

Язь одна из самых красивых рыб. Голова золотистая, нижние плавники малиново-красные. Длина до 50 сантиметров, Вес 3.5-4.0 килограмма.. Возраст 13-15 лет. У него хорошо развит слух, зрение и обоняние Питается рачками и личинками насекомых.

Карась- имеет высокое и округлое тело. Живет в ямах и глубоких карьерах. При малой воде в реках зарывается в ил на глубину 50-70-сантиметров. Живут 15-18 лет. Питаются рачками, органическим илом.т.к. он богат витаминами и бактериями.

Налим -имеет два спинных плавника: первый -маленький, второй-доходит до хвоста. Голова широкая и приплюснутая, на подбородке один усик.Рот большой с маленькими .многочисленными зубами. Тело покрыто нежной и мелкой чешуей. Вес достигает 5 килограммов. Налим хищник- промышляет ночью и питается мелкими рыбами, ершами, окунями, мелкими язями, щучками. Любит холодную воду.

Щука- тело покрыто мелкой чешуей., голова длинная, сплюснутая, похожа на крокодилью. Рот большой, с многочисленными острыми зубами, Спина темная, бока серые, с зеленоватым отливом и желтоватыми поперечными пятнами. Длина тела- вес 15 кг. Живет 18 лет. Но встречалась в истории и щука 570 см, вес 140 кг_ это щука гигант. Питается мелкой рыбой, лягушками, птицами и водными животными.

окунь красиво и ярко окрашен. Спина темно-зеленая, бока зеленовато-желтоватые, с поперечными полосами. Плавники ярко-красные брюшные, спинные- сизые, зеленовато- желтые.

Кроме рыб обитающих в наших реках, мы можем встретить и животных которые любят порезвиться в реках- это бобер, выдра, ондатра, норка.

-Как вы думаете, почему эти животные любят находится в реке?

-Правильно, потому что они питаются рыбой.

-Давайте рассмотрим этих животных и их характерные особенности внешнего вида.

Физминутка.

Рыбка рыбке говорила, плавничками шевелила:

«Чтобы быть здоровой гладкой,

Будем делать мы зарядку.

Хлоп направо, хлоп налево.

Мы стройны, как королевы!

Будем хвостиком вилять:

Раз. два, три, четыре, пять.

Два поскока, три хлопка.

Головою два кивка.

Рассматривание иллюстраций.

Воспитатель  предлагает составить цепь развития рыбы из икры, т.е. выложить в правильной последовательности цепь: икринки, маленькая рыбка, большая рыба.

Дидактическая игра «Рыбалка».

-Пора нам возвращаться из нашего путешествия по рыбному царству. Скажите, что вам больше всего понравилось?

-Дно речное изучили,

А теперь пора   ребятишками нам стать.

Чтение стихотворения Натальи Лысенко

Не бойтесь больших расстояний,

Откуда приехал? Куда?

Судьба не напрасно плутает,

Я с юга попала сюда.

Стоит деревенька, как в сказке:

Вот речка, а вот и тайга,

Ушицею в воздухе пахнет

-Не ела такой никогда!

Лес, словно собой очарован,

Стоит, величав и красив,

И ветви от шишек сгибая,

Кедровник тихонько скрипит.

На речке мальчишек ватага

Рыбацкие снасти несет.

Кто не был у нас на рыбалке,

 Всей прелести в ней не поймет!

 Бояться не надо морозов,

Их нет для горячих сердец,

 Стал Север для многих народов

Судьбы долгожданный венец.

И пусть нам маршрут не укажут

Для отдыха все турбюро,

Вы в Лемпино к нам приезжайте,

Оставите сердце свое!

Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля —

Дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею тучи и дым,

В обиду ее никому не дадим!

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами.

Такая планета нужна нам с вами!

Итог:

Вам понравилось наше путешествие?

Что вы запомнили сегодня во время нашего путешествия?

Как нужно правильно ловить рыбу?

Молодцы ребята!

Приложение № 4

Диагностические методики изучения этнокультурного развития детей старшего дошкольного возраста.

Индивидуальная беседа с детьми

Цель беседы: выявить интерес детей старшего дошкольного возраста к культуре разных народов.

        Программа беседы № 1

  1. В каком городе(поселке) ты живёшь? Как он называется?
  2. Почему он (город, поселок)) так называется?
  3. Что отличает наш город,(поселок) от других?
  4. Как называется наша область?
  5. Как называется наш край?
  6. Кто мы по национальности?
  7. Что отличает одну национальность от другой?
  8. Что общего между людьми (детьми) разных национальностей?
  9. Люди какой национальностей проживают в нашем крае?

Программа беседы № 2

  1. Традиции (то, что обычно, привычно) каких народов ты знаешь?
  2. Когда люди (дети) говорят на незнакомом тебе языке, спрашиваешь ли ты, что эти слова обозначают?
  3. Какие ты знаешь праздники народов Южного Урала?
  4. Почему разные народы должны дружить между собой, жить в мире и согласии?

Программа беседы № 3

  1. Какие ты знаешь народные праздники? Расскажи о них.
  2. Какие народные праздники ты любишь больше всего? Почему?
  3. Какие праздники ты считаешь русскими? Праздники каких народов ты знаешь, любишь?
  4. Как ты готовишься к праздникам?
  5. Как в твоей семье готовятся к праздникам?
  6. Какие сказки ты знаешь?
  7. Сказки каких народов ты любишь? Почему?
  8. В какие игры играют разные народы? Какие ты знаешь игры? Каких народов?
  9. Каких ты знаешь героев сказок?
  10. Какие герои сказок твои любимые?
  11. Какие обычаи ты знаешь? Обычаи каких народов? Какие обычаи тебе нравятся?

Целевое наблюдение за игровой деятельностью детей.

Цель: выявить умение детей использовать знания о традициях, игры различных народов, фольклор в самостоятельной деятельности.

         Программа наблюдения:

  1. Наличие интереса у детей к играм различных народов (знания названий игр, желание играть в них, эмоционально-положительное отношение (оценочное) к играм).
  2. Использование знаний о традициях в игровой деятельности (комбинирование знаний, самостоятельность в выборе тематики, обновление содержания традиций).
  3. Использование предметов национальной культуры в игровой деятельности (посуда, мебель, одежда, украшения и т.д.).
  4. Проявление в игровой деятельности особенностей национального характера (черт поведения)

Низкий уровень (0-10 баллов) - ребенок затрудняется ответить на вопрос самостоятельно.

Средний уровень (11-20 баллов) – ребенок отвечает на поставленный вопрос с помощью педагога.

Высокий уровень (21-28 баллов) – ребенок отвечает на вопросы самостоятельно, используя личный опыт.

Диагностические методики для педагогов и родителей.

Цель: выявить уровень этнокультурной компетентности педагогов, родителей.

Анкета для педагогов.

Цель: изучить представления педагогов о сущности и значении этнокультурного образования в ОУ.

  1. Что Вы понимаете под этнокультурным образованием?
  2. Почему необходимо этнокультурное образование?
  3. Какие компоненты народной культуры Вы бы использовали в воспитании детей?
  4. Знаете ли Вы национальную специфику воспитания детей у различных народов?
  5. В чём должна заключаться этнокультурная подготовка специалистов дошкольного образования?
  6. Что является приоритетным в овладении культурой разных народов?
  7. Что мешает установлению диалога культур?
  8. Знаете ли Вы этнокультурные традиции народов ханты? Какие?
  9. Какие вы знаете эффективные пути передачи этнокультурного наследия другим поколениям?

Беседа с педагогами :

Цель: определить представления и интерес педагогов к этнокультурному образованию дошкольников.

  1. С чего Вы бы начали осуществление этнокультурного образования детей?
  2. Какие Вы знаете образовательные программы по этнокультурному образованию дошкольников?
  3. Какой программе Вы отдаете предпочтение? Почему?
  4. Какие трудности Вы испытываете при осуществлении этнокультурного образования детей?
  5. Какие позитивные тенденции сложились в Вашем опыте этнокультурного образования детей?

Метод экспертных оценок при ранжировании.

Ранжирование значимости содержания этнокультурного образования дошкольников.

Цель: изучить представление педагогов о содержательности этнокультурного образования.

Перечень вопросов для ранжирования

№п/п

№  ранга

1.

Ознакомление детей с народными традициями

2.

Ознакомление дошкольников с историей родного края

3.

Приобщение детей к устному народному творчеству (фольклору)

4

Ознакомление дошкольников с природой родного края (климат, география, флора, фауна)

5.

Введение разнообразных средств и видов народного искусства (народный театр, мелодии, песни, праздники и т.д.)

6.

Ознакомление детей с особенностями труда людей региона

7.

Воспитание интереса у детей к языкам различных народов

8.

Приобщение детей к семейным народным традициям (знание родословной, семейным обычаев, обрядов и т.д.)

9.

Формирование у детей планетарности мышления (о других странах мира, планете Земля, расах, народах)

10.

Приобщение детей к прошлому, настоящему, будущему своего населенного пункта (города, микрорайона, улиц)

Анкета для родителей.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут выявить имеющиеся проблемы в области межэтнических отношений в образовательных учреждениях и создать условия для их эффективного разрешения.

Как заполнять анкету? (Инструкция)

Внимательно прочтите вопрос и выберите из предложенных ответов, наиболее подходящий (обведите код (шифр) того ответа, с которым Вы согласны). Если вопрос не содержит вариантов ответов или нет подходящего для Вас, то напишите свой вариант ответа.

1. Считаете ли Вы необходимым приобщать детей к культуре своего народа? Почему?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с культурой других народов?Почему?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Нужна ли работа по этнокультурному развитию дошкольников? Почему?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Обладаете ли вы знаниями о родной культуре и культуре других народов (праздники, устное народное творчество, значение имен, игрушки, обычаи и др.)?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Из каких источников Вы приобрели эти знания?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Как Вы приобщаете детей к родной культуре в своей семье?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Что бы Вы хотели узнать об этнокультурном образовании детей?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Нужно ли взаимодействие образовательного учреждения  и семьи по приобщению детей к культуре разных народов?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. В какой форме лучше проводить работу с детьми по формированию этнокультурных компетенций?

______________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить по...

Формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

В процессе воспитания коммукативной компетентности у воспитанников формируется умение вести диалог, беседу;развивать готовность сочувствовать...

«Роль семьи в формировании коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста»

Именно коммуникативная компетенция дошкольника влияет на его положение в коллективе, на взаимоотношения с детьми и взрослыми.  Мы считаем, что эта компетенция должна формироваться в дошкольные го...

«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ»

   Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо...

Формирование коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности

Умение контактировать с окружающими является важной составляющей самореализации и социальзации человека, его успешности в различных видах деятельности. Формирование коммуникативных способностей ребенк...

К вопросу о формировании коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста, с народным русским языком, имеющих отклонения в речевом развитии.

В статье выделены аспекты формирования коммуникативной компетенции, детей- инофонов с речевыми нарушениями. ...