Применение событийного подхода к организации образовательной деятельности в развитии признаков одаренности у дошкольников
статья на тему

Зимина Елена Федоровна

Отличительной особенностью применения событийного подхода в развитии одаренности у дошкольников является возможность не удалять ребенка с признаками одаренности из естественной для него микросреды, а обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его сверстников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_odarennym.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Применение событийного подхода к организации образовательной деятельности в развитии признаков одаренности у дошкольников

Сведения об авторе. Зимина Елена Федоровна

педагог-психолог, МБДОУ детский сад «Белый медвежонок»,

Ямало-Ненецкий автономный округ, Тазовский район с. Газ-Сале

Аннотация. Отличительной особенностью применения событийного подхода в развитии одаренности у дошкольников является возможность не удалять ребенка с признаками одаренности из естественной для него микросреды, а обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его сверстников.

Ключевые слова: событийный подход; признаки одаренности; системность; способность; микросреда.

На современном этапе развития нашего общества в свете ФГОС, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками одаренности, с проявлениями высокого уровня интеллекта - актуальнейшая задача дошкольных учреждений.

Развитие у детей признаков одаренности выступает одним из вариантов реализации права личности на индивидуальность ребенка. Проблема одарённости при этом в системе дошкольного образования на организационном уровне в ДОУ обычно решается путём создания специальных групп для одарённых и талантливых дошкольников. Это, безусловно, позитивное явление, но есть и другие способы развития признаков одаренности у дошкольников. Мы предлагаем применение событийного подхода в развитии признаков одаренности дошкольников. Отличительной особенностью применения событийного подхода в развитии одаренности у дошкольников является возможность не удалять ребенка с признаками одаренности из естественной для него микросреды, а обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его сверстников. Не терять потенциально одарённых, талантливых, способных детей, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах. Это создание условий, позволяющих детям самостоятельно с небольшой помощью взрослых открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать, выходя из возможностей ребенка.

Важность и актуальность решения проблемы выявления развития и сопровождения детей с признаками одаренности нельзя недооценивать в дошкольном возрасте. На сегодняшний день открываются новые возможности для развития личности воспитанника, способного и одаренного в системе дошкольного образования через применение событийного подхода.

Дошкольники чрезвычайно чувствительны к разного рода воздействиям, одним из которых является яркое событие, их легко увлечь, создавая условия самостоятельного выбора. И если мы не замечаем при этом результатов каких-то воздействий, то это еще не значит, что этих воздействий нет. Дети, как губка, впитывают впечатления, стиль поведения, знания, но далеко не сразу можно заметить последствия этого, для многих необходимо время, а взрослым терпение.

Планируя и организуя практическую деятельность, мы должны помнить о том, что основной показатель развития признаков одаренности с применением событийного подхода – это созданные условия для самостоятельного выбора ребенка, поддержки его инициативы и активности, осознания ответственности за опыт своей деятельности. Мы не должны транслировать готовые знания! Мы организуем деятельность детей таким образом, чтобы они самостоятельно приобретали их, а также опыт планирования и организации своей самостоятельной деятельности для достижения необходимого ребенку результата.

Применение событийного подхода в развитии одаренности у дошкольников направлено на развитие интеллектуальных, творческих умений воспитанников на основе формирования выходя из интересов у ребенка, умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Он дает дошкольнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления выходя из интересов ребенка. Мы стараемся помочь воспитанникам ДОУ стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной, творческой деятельности учитывая его возрастные  и физиологические  особенности развития.

Развитие одаренности у дошкольников в нашем случае начинается с момента поступления ребенка в ДОУ, то есть с трех лет.

Давайте рассмотрим краткую возрастную характеристику дошкольника с признаками одаренности.

В младшем возрасте у воспитанников наблюдается погружение в деятельность. Проявляются начальные признаки природного потенциала. Дети очень активны, они с интересом берутся за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям на выбор широкий спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном возрастном этапе наблюдать за ребенком.

В среднем возрасте проявляется интерес, желание, творческий поиск. Главное в данном возрастном периоде поддержать ребенка, помочь ему определиться. Именно в этом возрасте возможна работа по объединению детей не только имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий, но и детей, способности у которых ярко еще не выражены.

В старшем возрасте наблюдаются яркие проявления природного потенциала. Если в предыдущих возрастах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в этой деятельности, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагаются различные виды интеллектуальных, творческих, подвижных игр и заданий.

В подготовительной к школе группе проявление одаренности приобретает системный характер. Ребенок делает первые шаги в мир профессионального искусства. Данный возраст характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности.

Работу по развитию одаренности дошкольников мы строим из нескольких этапов:

I Подготовительный (организационный)

  • анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
  • подбор диагностических методик;
  • разработка алгоритма взаимодействия работы специалистов ДОУ;

II Основной (реализация развивающей работы)

  • проведение мониторинга развития воспитанников;
  • разработка индивидуального развивающего маршрута по сопровождению ребенка с признаками одаренности;
  • проведение групповой, индивидуальной работы с воспитанниками ДОУ

III Завершающий ( аналитический )

  • проведение итогового мониторинга развития воспитанников с признаками одаренности;
  • анализ проведенной работы;
  • внесение изменений в план работы.

IV Консультативный (преемственность ДОУ – начальная школа)

Во время развивающей деятельности предполагается не только знакомство с новыми способами решения тематических задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные НОД;
  • творческие мастерские;
  • тематические праздники, конкурсы, выставки;
  • семейные гостиные. 

Во время проведения НОД мы используем следующие формы организации образовательной деятельности с применением событийного подхода: индивидуальная (воспитанник выбирает самостоятельное задание с учетом его возможностей во время проведения групповой работы); фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы, которую дети находят в «колодце», «новой игре» и. д.); групповая (разделение на мини группы для выполнения отдельной части целого задания); 

Одной из форм работы с детьми с признаками одаренности является ведение групповой проектной деятельности, в которой ребенок мог не только углубляет свои знания в интересующую его область, но так же работает в команде. В ходе такого взаимодействия при грамотной поддержки у детей с признаками одаренности и их сверстников формируются такие качества как надежность, ответственность, терпимость, взаимовыручка, организаторские и коммуникативные способности, что очень важно, так как одаренные дети часто имеют сложности в общении с окружающими. Таким образом, мы помогаем сблизить одаренного ребенка с сверстникам так как часто одаренный ребенок – это «трудный» ребенок. Для того чтобы одаренному ребенку было комфортно в коллективе, мы осуществляем деятельность, направленную на развитие толерантности между субъектами образовательной деятельности. Учим относиться с уважением к представителям различных национальностей, что является неотъемлемым условием толерантного воспитания. Через событие мы доводим до сознания детей то, что люди равны в своих возможностях и правах не зависимо от способностей человека, так как все различны по своей природе.

Применение событийного подхода в развитии одаренности детей в ДОУ позволяет нам применять поисковые методы (моделирование, опыты, эксперименты) выходя с желания ребенка, не навязывая ему традиционные формы работы. Игра превращается в соревнования, конкурсы, развлечения, досуги. Информационно - компьютерные технологии используются только для достижения поставленной цели, а не для проведения свободного времени. Практические упражнения не вызывают отторжения, а проектная деятельность становится занимательной и интересной. Каждое новое событие приносит радость через познание окружающего мира.

Таким образом мы решаем основные задачи развития одаренности: формируем у одаренных детей  и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей не теряя свою идентичность; помогаем профессиональному и личностному совершенствованию педагогов, работающих с одаренными детьми; осуществлять психологическое просвещение родителей на тему одаренности в форме индивидуальных и групповых консультациях, круглого стола, семейного клуба, так как родители занимают не последнюю роль в развитии одаренности у дошкольника. 

Список литературы

  1. Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» – М.: 1998 г.
  2. Доровский А.И. «100 советов по развитию одаренности детей» – М: 1997 г.
  3. Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия»  –Москва – Воронеж : 1997г.
  4. Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе»  – М.: 2000г.
  5. Юркевич В.С. «Одаренный ребенок» – М.: 1996г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к организации образовательной деятельности по познавательному развитию старших дошкольников

С введением ФГОС существенно изменяются подходы к организации работы с детьми....

Направления работы в организации образовательной деятельности по развитию устной речи младших дошкольников.

Прием детейД/и «Здравствуй»!С добрым утром, мама, папа!Здравствуйте, в саду ребята,Солнце, небо и зверятаУтра доброго всем вам!Задачи:1. создание положительного эмоционального фона;2. развитие речи че...

Итоговая практико – значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.» по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»

АктуальностьСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое...

Применение событийного подхода к организации образовательной деятельности в формировании духовно-нравственного воспитания старших дошкольников

В современном обществе духовно-нравственное воспитание имеет особое значение: оно выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия в стране многонациональной, с множеством р...

6 апреля в ДОП «Ивушка» прошел педагогический совет на тему «Современные подходы к организации образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников».

В ходе педсовета педагоги ДОП «Ивушка» познакомились с опытом работы дошкольной образовательной площадки по познавательному развитию дошкольников. Воспитатель Карасени С.В. представила вни...

Семинар на тему: «Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в организации образовательной деятельности с дошкольниками»

Данный семинар был составлен и проведён учителем-логопедом и учителем-дефектологом. Мы постарались раскрыть теоретическую основу темы, а также закрепить знания на практике, выполняя различные детские ...