Индивидуальный образовательный маршрут
методическая разработка на тему

Рыбникова Татьяна Евгеньевна

Индивидуальный образовательный маршрут

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Согласовано:                                                                                                                   Утверждаю

 Ф.И.О. законного представителя                                                                             Заведующий МБДОУ № 322

 _______________ (Ф.И.О.)                                                                                      ________________ (Ф.И.О.)        

                                                                                                                                     

Согласовано:

зам. зав. по ВМР

_______________ (Ф.И.О)

Согласовано:

Старший воспитатель

_______________ (Ф.И.О.)

Индивидуальный маршрут развития

 (средняя группа)

Ф.И.О. ребенка

                                        Разработана:

                              Учитель-логопед:  Ф.И.О.

                      Воспитатели: Ф.И.О.

                  Психолог:   Ф.И.О.

                   Дефектолог: Ф.И.О.

                                                  Музыкальный руководитель: Ф.И.О.

                                                               Инструктор по физической культуре: Ф.И.О.

Особенности ребенка

Ф.И.О.  ребенка 

Дата рождения – ………………….

Заключение РПМПК – ………………..

Заключение невролога – ………………….

……….. посещает ДОУ с  ……  лет.

Контакт устанавливает трудно (со знакомыми людьми - легче), ухудшается по мере утомления и незаинтересованностью деятельностью.

Познавательный интерес – отсутствует. Преобладает зрительное внимание.

Навыки имитации выражены недостаточно – может с помощью похлопать в ладоши, погладить себя по голове. Вербальная имитация представлена частично – произвольными звуками.

Общая моторика развита недостаточно – незначительно нарушена координация, темп, ритм движения, наблюдается моторная неловкость.

Мелкая моторика развита слабо – может самостоятельно черкать, рисует линию с помощью взрослого, наклеивает на лист кусочек, пытается сам приклеить.  Может стучать палочкой по барабану, если дашь инструмент.

Интеллектуальные умения - соотносит простые вкладыши (круг, квадрат), цвета соотносит неустойчиво. Пары предметов соотносит частично. Картинки не соотносит, показывает и узнает отдельные знакомые изображения. Классификацию не проводит.

Фразовая речь не развита. Несформированность всех компонентов речи. Явно выраженный избирательный и речевой негативизм.

Навыки самостоятельности недостаточны – необходима организующая, направляющая, обучающая помощь, порой массивная, поддается организации при условии высокого темпа, смены видов деятельности.

Обращенную речь понимает не всегда – простые бытовые, многократно отработанные фразы.

Работоспособность нестабильная, признаки истощения. Концентрация и устойчивость внимания не сформированы.

Поведение не поддается организации, наличие стереотипных движений

Знания, умения и навыки …………. не соответствуют возрастным нормам.

Обучаемость затруднена, так как необходимы различные виды помощи. Обучаемость лучше в ситуации, когда заинтересован, сорганизован на работу.  Наибольший положительный эффект дает только индивидуальное занятие.

Навыки самообслуживания недостаточны развиты в соответствии с возрастом.

Игровая деятельность индивидуально – выборочная, предметно-манипулятивная.

Семья занимается ребенком  активно и целенаправленно.

Особенности группы

В группе 18 человек. Дети очень дружелюбно относятся к …………, с удовольствием общаются с ним, вовлекают в совместную деятельность, предлагают помощь.

Цель:

  1. Развитие личности  ребенка в различных видах общения и деятельности с учетом его индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
  2. Обеспечение системного подхода в создании условий для развития и  оказание помощи в освоении образовательной программы дошкольного учреждения.

Задачи:

  1. Развитие умения подражать.
  2. Развитие крупной и мелкой моторики.
  3. Стимуляция речевого развития, в частности наращивания умения понимать обращенную речь.
  4. Развитие элементарных предметных ЗУН и интеллектуальных умений
  5. Охрана и укрепление физического и психического здоровья
  6. Создание благоприятных условий для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

Содержание по предметным областям:

Область

Задача

Ожидаемые результаты

Форма оценивания

Физическое воспитание:

Развитие зрительно-двигательных навыков, преодоление скованности, ограниченности и недостаточности движений

Сформированны зрительно-двигательные навыки, самостоятельно выполняет упражнения

Деятельностные пробы

Художественно-эстетическое

Развитие имитации на музыкальном материале, двигательную активность рук, удерживать музыкальные инструменты и извлекать из них звуки (бубен и погремушка), самостоятельно брать их. Уметь узнавать муз. инструмент по звучанию, указывая рукой. Умение реагировать на музыку разного характера, стимулировать позитивное настроение, учить подражать подпеванию гласных.

Расширились умения имитации: хлопает,

самостоятельно берет музыкальный инструмент, играет на нем.

пропевает гласные звуки, отличает  разные муз. произведения.

Пробы, участие в итоговом событии

Речевое развитие

Расширение степени понимания обращенной речи, стимуляция вербальной имитации, обучение умениям работать с картинным материалом,введение способов альтернативной коммуникации

Появилось не менее 2-3 новых инструкций, которые понимает.

Появление 2-3 имитационных вербальных актов

Показывает на карточке 2 действия.

Система тестов и проб, создание ситуаций применения в реальной жизни

Познавательное развитие

Обучение умениям соотносить, конструировать по образцу, обучение навыкам элементарной классификации, формирование способа действий с учетом величины, умения собирать простые разрезные картинки из 2 частей.

Соотносит цвета, не менее 3 форм, раскладывает предметы на 2 группы

Строит постройку из 2-3 элементов по образцу

Собирает вкладыш из 3 частей.

Деятельностные пробы

Мелкая моторика

Формирование умения  рисовать элементарные элементы, приклеивать, лепить простые предметы из пластилина

Приклеивает, мажет клеем, лепит шар, колбаску из пластилина, рисует простые элементы с дозированной помощью взрослого по подражанию

Деятельностныепробы, анализ продуктов деятельности

Социально-коммуникативное

Саморегуляция деятельности

Навыки самообслуживания

Формирование умения работать за столом не менее чем 15 минут, выстраивать диалог с педагогом, удерживать контакт с педагогом и со сверстниками.

Формирование элементарного самоконтроля, умения выполнить самостоятельно многократно отработанное действие

Обучение умению есть ложкой самостоятельно, одеваться

Работает за столом не менее 15 минут, удерживает контакт

На сенсорном материале может проверить себя при указании на ошибку

Есть ложкой крупные овощи, суп, гарнир, одевает не менее 2-3 предмета гардероба сам, снимаем и аккуратно складывает предметы гардероба сам

Наблюдение, фиксация времени

Деятельностные пробы, наблюдение

Деятельностные пробы, наблюдение

Игровая деятельость

Повторение игровых  действий по образцу, манипуляция игрушками, Формирование интереса к игровой деятельности

Элементарные попытки самостоятельной игры

Деятельностные пробы, наблюдение

Система работа узких специалистов

узкие специалисты

области

проблема

пути решения

Ожидаемые результаты

Форма оценивания

педагог-психолог

I.Развитие психических функций

II.Развитие коммуникативной деятельности

1.Восприятие недостаточно развито

2.Внимание недостаточно развито

3.Память недостаточно развита

4.Мышление недостаточно развито

5.Саморегуляция недостаточно развита

6.Мелкая моторика недостаточно развита

Отсутствие игровой деятельности

- Развивать подражание действиям педагога;

-развивать умение понимать и выполнять односложные, простые инструкции педагога ("дай", "покажи");

-развивать звукоподражание животным, транспорту.

Слуховое восприятие:

- различение громких-тихих звуков;

Тактильное восприятие:

- снятие негативных проявлений на прикосновения;

- формировать умение различать различные текстуры: мягкие, твердые, гладкие, шершавые.  

-Развивать произвольность внимания, умение сосредотачиваться на одном задании в течении 3 минут;

- формировать умение работать за столом.

-Развивать умение запоминать зрительно 3 несвязанных друг с другом предмета (изображения).

- Формировать понимание назначения предметов (одежда, посуда, мебель).

-Развивать умение выполнять самостоятельно многократно отработанное действие.

-Развивать умение раскрашивать изображение не заходя за его границы;

-развивать умение нанизывать бусы на веревочку (без указания на принцип сборки, с указанием принципа сборки).

-Развитие взаимодействия ребенка с педагогом;

- выполняет инструкции педагога;

- формирование умения организовывать игровую деятельность с психологом, по правилам, предложенным

-Умеет подражать действиям педагога;

-понимает и выполняет односложные, простые инструкции;

-подражает звукам животных, транспорта.

- Различает громкие-тихие звуки;

-Отсутствуют негативные проявления на прикосновения;

- различает различные текстуры: мягкие, твердые, гладкие, шершавые.

-Ребенок сосредотачивает внимание на одном задании в течении 3 минут;

- ребенок работает за столом.

-Зрительно запоминает 3

несвязанных друг с другом предмета (изображения).

-Знает и применяет по назначению одежду, посуду, мебель (может одеть и покормить куклу и т.д.).

-Выполняет

 самостоятельно многократно отработанное действие.

-Умеет раскрашивать изображение не заходя за его границы.

- умеет нанизывать бусы.

-Четко выполняет

 инструкции педагога;

- участвует в игровой деятельности со взрослым по правилам, предложенным педагогом.

Наблюдение.

Наблюдение.

Промежуточный мониторинг по блоку.

Промежуточный мониторинг по блоку.

Наблюдение.

Промежуточный мониторинг.

Наблюдение.

учитель-дефектолог

Представление об основных  цветах, форме, величине не сформировано.

Элементарные математические представления не соответствуют возрастным нормативам.

Не ориентируется в пространстве и времени.

Ручная умелость, графические навыки требуют совершенства

Развитие восприятия цвета, формы, величины в соответствии с программными требованиями.

Формирование и развитие элементарных математических представлений.

Форм. -е  временных представлений и пространственной ориентировки.

Совершенствование графических навыков и ручной умелости.

Узнаёт, соотносит и называет основные цвета, плоскостные и объёмные фигуры в соответствии с возрастными требованиями, может разложить предметы по величине.

Владеет временным понятием (день-ночь). Различает пространственные направления относительно себя (верху - в низу).

Графические навыки улучшились

Заполнение диагностического  протокола, анализ продуктов деятельности

музыкальный руководитель

Музы

каль

ная деятель

ность

на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкальных произведений  отсутствует, то есть ребенок эмоционально не откликается при восприятии музыкальных произведений (низший уровень). Элементарные представления о видах искусства не сформированы, свой опыт не отражает. Не узнает и не понимает содержания музыкальных произведений; в совместной  со взрослыми деятельности выполняет некоторые простые движения под музыку, но неритмично; на изменение музыки не реагирует; избегает любых проявлений самостоятельности

Музыкально-ритмические

упражнения

Свободное движение.

Ритмические разминки.

Упражнения на развитие

чувства ритма.

Пальчиковые игры.

Упражнения на развитие

мелкой моторики. Упражнения

на развитие речевых и

мимических движений

Слушание музыки и игра на

детских музыкальных

инструментах.

Распевание и пение.

Хороводы и пляски.

Коммуникативные,

ритмические игры и игры по

правилам.

Способен слушать музыкальное произведение, не отвлекаясь. Проявляет эмоциональный отклик на прослушанную музыку. Слушать пение и игру взрослого, подпевать отдельные повторяющиеся слова, подражая интонации взрослого. Запоминает простейших плясовых движений: притопы одной ногой, переступание с ноги на ногу, хлопки в ладоши, вращение кистями рук, кружение вокруг себя. Выполнению движений с предметами, в парах.

Наблюдение в течение года

инструктор по физической культуре

Физическое развитие

Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде, чем ребенок начнет его выполнять.

Создание ситуаций в которых нужно выполнять поручения педагога с неоднократным повторением инструкции.

Такой способ способствует формированию умения выполнять задания по устной инструкции, и устранению причин возникших трудностей.

Целевые ориентиры подлежат непосредственной оценке, в том числе педагогической диагностике (мониторингу).

учитель-логопед

Социально-коммуникативное развитие

Развитие понимания речи

Словарный запас

Артикуляционная моторика

Общая и мелкая моторика

Развитие ВПФ

Наблюдается явно выраженный избирательный и речевой негативизм.

Нарушена смысловая сторона речи.

Не соответствует возрастным нормам.

Слабость артикуляционной моторики.

Слабость общей мелкой моторики.

Слабое развитие внимания, памяти, мышления.

Проведение индивидуальных занятий или в небольшой подгрупп, первоначально с привлечением любых персонажей. Длительность непосредственно организованных занятий в первый период не более 5-7 мин, с постепенным увеличением времени. Соблюдение системности обучения, реализуемое многократным повторением( на занятии, вне них).

1.Установление полноценного контакта и минимизация избирательного и речевого негативизма.

На начальных этапах выполнение упр-й с помощью логопеда, с механической помощью, постепенно подводя ребенка к осознанному самостоятельному выполнению практических и речевых навыков на последющих этапах.

1.Выполнение коротких инструкций

2. Учить находить предметы и игрушки по инструкции.

3. Учить узнавать и правильно показывать предметы и игрушки.

4. Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.

5. Учить понимать слова обобщающего значения.

6. Закрепление навыков ведения одностороннего диалога(логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом или словом отвечает на него)и т.д.

1.Обогащение словарного запаса через игровые приемы в обиходно-бытовых ситуациях.

2. Перевод слов из пассивного словаря в активный.

Постепенное

включение в занятия артикуляционных упраж-й.(«Сказка о веселом язычке» и др).

Использование игр, направленных на проговаривание доступных слов, словосочетаний, на координацию речи с движениями.

Включение заданий на развитие внимания, памяти, мышления.

Занятия проводятся индивидуально и в небольшой подгруппе. Длительность непосредственно организованных занятий проходит в индивидуальной форме с постепенным увеличением времени, с соблюдением системности обучения и многократное повторение.

Установлен полноценный контакт минимизирован избирательный и речевой негативизм.

Все упр-я выполняются с помощью логопеда с механической помощью осознан, самостоятельно.

Выполняет короткие инструкции

Узнает и показывает предметы и игрушки по инструкции.

Показывает части тела в соответствии с просьбой взрослого, понимает слова обобщающего значения.

Отвечает жестом или словом на вопросы логопеда по содержанию сюжетной картинки.

Накоплен словарный запас через игровые приемы в обиходно- бытовых ситуациях.

Слова из пассивного словаря введены в активный словарь.

Артикуляционные упражнения постоянно включаются в занятия.

Постоянно используются игры, направленные на проговаривание доступных слов, словосочетаний, на координацию речи с движениями.

Постоянно включаются задания на развитие памяти, внимания, мышления.

Заполнение диагностического  протокола

Анализ продуктов деятельности

Виды деятельности, через которые идет реализация:

1. Игровая (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры)

2.  Коммуникативная.

3.  Познавательно-исследовательская (наблюдение, опыты)

4.  Восприятие художественной литературы и фольклора.

5.  Самообслуживание и элементарный бытовой труд.

6.  Конструирование из разного материала.

7.   Изобразительная (рисование, лепка, аппликация).

8.  Музыкальная.

9.  Двигательная.

За счет чего достигаем результатов?

  • Наглядные методы и приемы (использование их по дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями мышления ребенка).
  • Словесные методы и приемы (многократное повторение, стимулирование речи)
  • Использование методов моторной коррекции
  • обучение работе по образцу и навыкам имитации от простого к сложному
  • Метод игры (игровая деятельность)
  • Использование ИКТ
  • Сказкотерапия
  • Куклотерапия

Условия реализации индивидуального маршрута

1.Режим посещения – полный день

2. Сопровождение узких специалистов:

  • Дефектолога
  • Учителя-логопеда
  • Психолога
  • Дополнительные индивидуальные занятия по музыке  и физкультуре

Сопровождение узких специалистов осуществляется в индивидуальной форме

График индивидуальных занятий

Специалист

График

дефектолог

Понедельник, четверг (индивидуальные занятия) 2 раза/нед.

психолог

Вторник, четверг 10.00-10.20

музыка (инд)

Понедельник 9.50-10.10

физкультура

3. Условия в реализации инклюзивного образования на групповых занятиях

- содержание материала по образовательной деятельности по  типу упрощения

-активное включение ребенка в групповые формы работы на доступном материале

-чередование занятий и отдыха, гибкие занятия исходя из состояния ребенка

-при  проектировании занятия учитывать индивидуальные задачи ребенка

-многократное повторение материала

Организация пространства

Параметр

исполнение

Ресурс для исполнения

ответственный

Организация пространства

Построение комфортной среды: место в группе, организация места, освещение и уровень шума

Дозированное сочетание индивидуальной и групповой работы, дозированное присутствие на занятиях

Музыка, шум без ограничений

Оформление центра «Приветствие» и центра «Наши достижения», центра уединения

Материал для центра приветствия, материал для центра достижений

Воспитатель, дефектолог

логопед

педагог-психолог

муз. руководитель

Дидактический и методический материал

Музыкальные диски, картотеки игр, диагностический альбом, подбор картинок и иллюстраций для работы с ребенком, сенсорные доски, карточки с геометрическими фигурами

Материал для изготовления дидактических игр

Воспитатель, дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, муз. руководитель, инструктор по ф/к

Визуальная поддержка

Подкрепление для усвоения материала

Доска групповая, мольберт, доска для выставки работ детских, подставки

Воспитатель, дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, муз. руководитель

Организация оптимального временного режима

Время пребывания –полный день. Дозированное сочетание групповых и индивидуальных форм работы с мальчиком.

Присутствие на общих занятиях частично, музыка и физкультура –сколько способен воспринимать.

Чередование отдыха и работы.

Детский сад

Воспитатель, дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, муз.руководитель, инструктор по ф/к

Срок реализации маршрута -6 месяцев. Пересмотр маршрута – май 2017г.

Работа  с родителями

Целевая группа

Задача

Форма

Работа с родителями ребенка, с мамой ……………. и папой ……………..

Оказание помощи в вопросах воспитания и обучения ребенка, приобщение родителей к участию в жизни ДОУ, формирование психолого-педагогических знаний родителей.

Индивидуальное консультирование

Совместная работа по простраиванию индивидуального маршрута ребенка и его реализации в домашних условиях, анкетирование, участие в праздниках и мероприятиях детского сада.

Работа с родителями группы, где воспитывается ребенок

Воспитание толерантного отношения к детям с индивидуальными особенностями развития, принятие ребенка в группу

Групповое и индивидуальное консультирование, совместная театральная деятельность

Работа с детьми группы

- работа по формированию у детей умения   общаться со сверстниками с индивидуальными особенностями развития, через беседу, игру.

Организация оценки индивидуального развития ребенка:

Оценка индивидуального развития ребенка осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за мальчиком в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках мониторинга специалистов. Оценка индивидуального развития  проводится через:

  • Наблюдение
  • Беседа
  • Анализ продуктов деятельности
  • Анализ карт развития
  • Использование специализированных диагностических комплексов
  • Деятельностные пробы

Оценка становления основных (ключевых)  характеристик индивидуального развития ребенка  осуществляется с помощью заполнения педагогами карт оценки индивидуального развития (карта развития).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...