Брейн-ринг с воспитателями на тему: « Творческие способности педагога, как одно из важнейших условий благоприятного развития речи дошкольника».
методическая разработка на тему

Андреева Людмила Викторовна

Брейн-ринг с воспитателями на тему:

« Творческие способности педагога, как одно из важнейших условий благоприятного развития речи дошкольника».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon breyn_ring_konspekt.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

         Конспект брейн-ринга с воспитателями на тему:

 

« Творческие способности педагога, как одно из важнейших условий благоприятного развития речи дошкольника».

                                                                         

                                                                          Подготовили: Агафонова А.М.

                                                                                                   Андреева Л.В.

                     

               

Уважаемые педагоги!

     Сегодня мы хотим предложить вам сыграть в игру «Брейн-ринг». Вы знаете, что по правилам игры команда, которая первая выполнит задание, должна позвонить в колокольчик, эта команда первая и отвечает, а другая команда может отвечать только после первой. Вы уже разбились на команды, выбрали капитанов и придумали названия. Итак, сегодня в нашей игре участвуют 2 команды: команда «…», капитан … и команда «…», капитан … за каждое правильно выполненное задание команда получает 1 балл. Команда, которая выполнит задание первая и позвонит в колокольчик, получает дополнительный балл. В конце игры мы все вместе посчитаем количество баллов и узнаем, какая команда победила. Итак, команды приготовились.

А начнем с разминки. Вопросы читаю быстро, и отвечать на них нужно быстро.

Закончите стихотворение.

 Румяною зарею

 Покрылся восток

 В селе за рекою …

(Потух огонек).

                                                                 Дуб дождя и ветра

                                                                 Вовсе не боится.

                                                                 Кто сказал, что дубу

                                                                (Страшно простудиться).

 Он отправился в буфет

 Покупать себе билет.

 А потом помчался в кассу

(Покупать бутылку квасу).

                                                             Побежал он на перрон,

                                                             Влез в отцепленный вагон,

                                                             Внес узлы и чемоданы,

                                                             (Рассовал их под диваны).

2. Определить в какой возрастной группе изучаются названные произведения.

 За каждый правильный ответ — фишка.

1 команда.   Х.К.Андерсен «Дюймовочка» (подг.гр.); В.Бианки «Лис и мышонок» (1 мл.гр.), «Пых» белорус.н.с.(2 мл.гр.).

2 команда. Н.Носов «Живая шляпа»(ст.гр.);   «Маша и медведь» р.н.с. (1 мл.гр.),   «Бр.Гримм «Бременские музыканты»(ср.гр.).

                                                  I тайм.

Вопросы составлены в форме тестов /необходимо выбрать один правильный ответ из предложенных трёх/

1.  Овладение родным языком:

а) сказывается на развитии мышления ребенка, но не затрагивает его эмоциональную сферу;

б) оказывает косвенное воздействие на развитие воображения ребенка;

в) непосредственно связано с такими линиями психического развития ребенка как мышление, воображение, память, эмоции.

2. Основным признаком развитой речи ребенка является:

а) способность применять речевые умения к незнакомому языковому материалу;

б) умение повторять за взрослым сложные речевые комбинации;

в) умение воспроизводить по памяти стихотворные тексты.

3. Развитие речи ребенка правильно рассматривать:

а) только с точки зрения лингвистики - как овладение языковыми навыками;

б) исключительно в коммуникативной сфере;

в) как овладение не только языковыми, но и коммуникативными навыками.

4. Развитие познавательных способностей ребенка-дошкольника:

а) первично по отношению к становлению речи;

б) вторично по отношению к становлению речи;

в) взаимосвязано с развитием речи.

5. Фонетика изучает:

а) звуковую сторону речи;

б) смысловую сторону речи;

в) различные формы слов и способы их согласования.

6. Лексика – это:

а) совокупность слов, заданная в школьном орфографическом словаре;

б) словарный состав языка;

в) составляющая грамматического строя языка.

7. Для точного и правильного восприятия и понимания детьми речи окружающих темп речи взрослых:

а) имеет значение;

б) не имеет значения;

в) имеет значение только темп речи других детей.

8. Ведущим условием обучения детей языковым закономерностям должны (должно) являться:

а) речевые образцы, задаваемые педагогом;

б) формирование у них языковых обобщений;

в) речевые образцы, задаваемые детьми-сверстниками.

9. На разных возрастных этапах развития ребенок:

а) может по-разному понимать одни и те же слова;

б) не может по-разному понимать одни и те же слова;

в) одинаково понимает все освоенные им слова.

                  ПАУЗА. Дружеский шарж.

 Каждой команде предлагается придумать и изобразить с помощью мимики и жестов одного из педагогов другой команды (не более 1 минуты). В случае, если педагоги узнали коллегу (на обсуждение дается не более 2 минут) — они получают фишку.

                       II тайм.  Практическая часть.

1. Вспомните и назовите пословицы, в которых встречаются слова «речь» и «слово».

2. Замените арабскую пословицу русской, имеющей тот же смысл:

«Бежал от дождя, а попал под ливень»  /Из огня да в полымя/

3. Продолжите пословицу:

«Есть нечего, да жить…»   /весело/

4. Ответьте на вопрос: «Надо ли детям объяснять значение незнакомых слов, если надо, то когда?» /Обоснуйте ответ/

      Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения и слова дети не поймут и это будет служить препятствием к восприятию замысла автора, тогда необходимо пояснить непонятные слова во время рассказа, не останавливаясь, синонимом или краткой фразой. В некоторых случаях детей необходимо подготовить к восприятию заранее, и если из-за непонятных слов дети не поймут содержание, то и  эти слова или выражения лучше объяснить. Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринимать основную мысль автора, то и не следует объяснять им эти слова. Права Е.И Тихеева, которая говорила, что «лучше недообъяснить, чем переобъяснить».

 5. Замените английскую пословицу русской, имеющей тот же смысл:

« Всё хорошо в своё время»  /Делу время – потехе час/

6. Продолжите пословицу:

«Маленькое дело лучше…»  /большого безделья/

7. Ответьте на вопрос: «Когда детям лучше читать художественную литературу в режиме дня? Можно ли читать перед сном?»        /Ответ обоснуйте/

Примерный ответ:  Воспитатели каждый день читают детям художественную литературу. Педагог может самостоятельно определить место подобного чтения в режиме дня и придерживаться этого времени постоянно.

  Так, например, после обсуждения планов группы на день воспитатель может предложить детям расположиться рядом с ним и послушать сказку. Продолжительность рассказывания или чтения сказки может колебаться – от 5 до 15 минут.

     Продолжить чтение или рассказывание детям педагог может после возвращения с прогулки, перед обедом в течение 10-15 минут, а также когда дети подготовятся ко сну и будут уже лежать в кроватях. При этом, перед сном детям читают или рассказывают только те произведения народного творчества или художественной литературы, которые не способствуют перевозбуждению.

     Во второй половине дня педагоги могут также выбрать время для чтения или рассказывания детям.

                           Заключительная часть.

Игра «Правильно ли мы говорим?» /Анализ речи педагогов/

Задание 1. Поставьте правильно ударение в  словах:

звонит, по средам (среда – день недели), договор, возбуждено, кладовая, завидно, задолго, щавель, коклюш, нет волка, нет гуся, алфавит, верба, предложить, жалюзи, красивее, возьму доску.

Задание 2. Какая форма слова является литературной, подчеркните правильный ответ.

ложат – кладут

афера – афёра

инциндент – инцидент

семь килограмм – семь килограммов

у неё – у ней

несколько грузин – несколько грузинов

пять узбеков – пять узбек

шесть болгар – шесть болгаров

нет свёклы  - нет свеклы

ихний - их

5. Подведение итогов. Музыкальная пауза, во время, которой жюри обсуждает и оценивает ответы. Учитывается не только правильность, но и поведение членов команд во время осуждения, корректность. Четкость, грамотность и выразительность речи. Объявление результатов, вручение сувениров.

Приложение

                        /

Звонит (звонит),

                                                                       /

по средам (среда – день недели)- по средам

                            /

договор-  договор

                                          /

возбуждено- возбуждено

                               /

кладовая- кладовая

                        /    

завидно - завидно,

                      /

задолго - задолго

                       /

щавель- щавель

                          /

коклюш- коклюш

                              /  

нет волка - нет волка

                           /  

нет гуся - нет гуся

        /

алфавит- алфавит

                                        /

предложить-  предложить

                             /

жалюзи - жалюзи,

                          /  

красивее- красивее,

                                  /

простыня- простыня

Задание 2. Какая форма слова является литературной, подчеркните правильный ответ.

ложат – кладут

афера – афёра

инциндент – инцидент

семь килограмм – семь килограммов

у неё – у ней

несколько грузин – несколько грузинов

пять узбеков – пять узбек

шесть болгар – шесть болгаров

нет свёклы  - нет свеклы

ихний - их


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Грамотная речь педагога – важное условие для формирования речи дошкольников».

Консультация для педагогов ДОУ «Грамотная речь педагога – важное условие для формирования речи дошкольников». Актуальность проблемы.Русский язык - один из самых богатых языков мира. Недаром о нем г...

Взаимодействие педагогов детского сада и родителей как одно из важных условий гармоничного развития личности ребенка-дошкольника.

Статья написана в помощь начинающим педагогам, а также тем воспитателям, которые, проходя курсы повышения квалификации, систематизируют накопленный педагогический опыт....

Мастер-класс: "Грамотная речь педагога-важное условие для формирования речи дошкольников"

Презентация на тему: "Грамотная речь педагога-важное условие для формирования речи дошкольников"...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ: «Грамотная речь педагога – важное условие для развития речи дошкольника».

Семинар-практикум предназначен для педагогов ДОУ. Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ....

Консультация для педагогов " Грамотная речь педагога, важное условие для формирования речи дошкольников"

Консультация для педагогов «Грамотная речь педагога - важное условие для формирования речи дошкольников»  Речь-это удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы по...

Консультация - практикум для педагогов "Грамотная речь педагога -важное условие для развития речи дошкольника"

Материал содержит теоретическое обоснование проблемы повышения культуры речи воспитателя, требования к качеству профессиональной речи педагога и практикум для педагогов "Проверьте свою грамотност...

Грамотная речь педагога - важное условие для формирования речи дошкольника

Цели: - повышение общей культуры педагогов;  - повышение педагогической компетентности;- расширение знаний о значении соблюдения педагогами норм литературного языка.  Повышение компетентност...