Рабочая программа педагогов группы 2 - 3 лет
рабочая программа (младшая группа) на тему

Калашникова Евгения Леонидовна

Программа характеризует специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных и медицинских услуг, обеспечивает формирование у детей дошкольного возраста предпосылок  к учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx87.19 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРИНЯТО»

Педагогическим Советом

МБДОУ №4 «Росинка»

от  «____» ________________2017 г.

протокол № ___________

«УТВЕРЖДЕНО»

Заведующая МБДОУ № 4  «Росинка»

___________________О.Г.Черепанова

«_____»_________________2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

педагогов группы детей от 2 до 3 лет

«Цветик - Семицветик»,

составленная на основе основной образовательной программы дошкольного учреждения

с учетом примерной программы дошкольного образования

 «От рождения до школы»

под ред. Н.Е.Вераксы, Т.И.Комаровой, М.А.Васильевой

Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год

Авторы и разработчики Программы:

Рябцева Е.Л., воспитатель

Романова Е.В., воспитатель I квалификационной категории


I. Раздел.  Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию детей 2-3 лет «Цветик -Семицветик» разработана в  соответствии  с основной образовательной программой  МБДОУ «Детский сад №4 «Росинка» комбинированного вида»  (далее Программа)  и является образовательным программным документом, на основании которого осуществляется воспитание, обучение и развитие детей в возрасте от  2-х до 3-х лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – социально-коммуникативному развитию, познавательному развитию, речевому развитию, художественно-эстетическому развитию, физическому развитию.

Программа характеризует специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных и медицинских услуг, обеспечивает формирование у детей дошкольного возраста предпосылок  к учебной деятельности.

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

Реализуемая Программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17.10.2013 года), Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Письмом  Минообразования  РФ

«О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» (от 14.03.2000г. № 65/23 -16), Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,  содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).

Организация образовательной деятельности с детьми строится с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования: для групп общеразвивающей направленности:

- примерная  основная  общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.В. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;в группах  компенсирующей направленности для детей с ТНР

–программа  «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищевой; в  разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР:

–программа С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».

Образовательная деятельность по программе  дошкольного образования в МБДОУ осуществляется в группах в соответствии с  приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации  и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам».

Дополнительно педагогами ДОУ в образовательной деятельности  используются:

Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду;

Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки»;

Ушакова О.С. «Программа развития речи дошкольников»;

Куцакова Л.В. «Конструирование  и художественный труд в детском саду (программа и конспекты занятий)»

Дыбина О.В.Ребенок в мире поиска. Программа ДОУ

Гончарова О.В.Театральная палитра. Программа художественно-эстетического воспитания

Зимонина В.Н.Расту здоровым. Программно-методическое пособие для детского сада

Григорьева Т.С. Программа «Маленький актер» для детей 5—7 лет

Целью Программы является создание условий развития ребенка (в том числе и детей с ОВЗ), открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками  соответствующим возрасту видам деятельности; создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач:

обязательная часть: п. 1.6 ФГОС ДО:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

4) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

5) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

6) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

7) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

8) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

часть, формируемая участниками образовательных отношений:

9) осуществления психолого-педагогической поддержки  детей с ОВЗ через реализацию адаптированных образовательных программ.

Рабочая программа предусматривает соблюдение следующих принципов дошкольного образования:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  • индивидуализация дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
  • реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  •  формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей;
  • соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
  • учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
  • соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами; между ДОУ и начальной школой.

Возрастные особенности развития детей третьего года жизни

(от двух до трёх лет - 2 группа раннего возраста).

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Планируемые   результаты  освоения Программы

Планируемые   результаты  освоения Программы с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья).

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

При реализации Программы может проводиться  оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производиться педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

 - индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

 - оптимизации работы с группой детей.

     Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

     К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально – нормативные: возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

 - использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

 - владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

 - стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

 - проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

  - проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

 - у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

 - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

 - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

 - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

 - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

 - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

 - ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

 - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниям преемственности дошкольного и начального общего образования и  предполагают  формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

II. Раздел. Содержательный

1. Описание образовательной деятельности в соответствии с  направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных, примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания:

2.1.1.  Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Основная цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

В качестве задач данной образовательной области выступают:

формировать представления о малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира;

формировать общую культуру личности детей, развитие их социальных и нравственных качеств;

поддерживать инициативу, самостоятельность и ответственность ребенка в различных видах деятельности.

Принципы реализации задач:

создание развивающей образовательной среды, представляющей собой систему условий социализации и индивидуализации, детей;

учет этнокультурной ситуации развития, индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

создание условий развития, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Основные направления образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

 - нравственное воспитание;

 - развитие трудовой деятельности;

 - формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, природе;

 - развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей.

Основные направления образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения:

- безопасное поведение в природе;

- безопасность на дорогах;

- безопасность собственной жизнедеятельности.

Основные формы организации деятельности детей по формированию  основ безопасности:

- образовательная деятельность;

 - экскурсии;

 - прогулки;

 - наблюдения;

 - анализ и решение проблемных ситуаций;

- игры - тренинги;

 - развлечения.

Компоненты нравственного воспитания

Содержательный (представления ребенка об окружающем мире)

Эмоционально – побудительный (эмоционально – положительные чувства ребенка к окружающему миру)

Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности)

- о  культуре народа, его традициях, творчестве;

 - о природе родного края, страны и деятельности человека в природе;

 - об истории страны:

 - о символике родного города, края, страны (герб, гимн, флаг).

- любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;

 - интерес к жизни родного города, страны;

 - гордость за достижения своего края, страны;

 - уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому;

 - любовь к родной природе, родному языку;

 - уважение к человеку – труженику и желание принимать посильное участие в труде.

- игра;

 - труд;

 - продуктивная деятельность;

 - музыкальная деятельность,

 - познавательная деятельность.

Методы нравственного воспитания

Методы формирования нравственного поведения:

Методы формирования нравственного сознания:

Методы стимулирования:

- приучение;

 - упражнение;

 - показ действий;

 - воспитывающие ситуации;

 - пример взрослых;

 - руководство деятельностью.

- убеждения в форме разъяснения;

- внушение;

 - этическая беседа;

 - чтение художественной литературы;

 - рассматривание иллюстраций, картин.

- пример;

 - поощрение;

 - наказание;

Средства нравственного воспитания:

 - художественная литература;

 - природа;

 - собственная деятельность детей;

 - общение;

 - уход за животными и растениями;

 - окружающая обстановка.

Методическое сопровождение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» представлено в Приложение № 1.

Трудовое воспитание

Виды труда:

- общественно – полезный труд;

- самообслуживание;

- труд в природе;

Формы  организации трудовой деятельности

ПОРУЧЕНИЯ:

ДЕЖУРСТВА:

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД:

- простые, эпизодические

 - сложные и длительные;

 - коллективные и индивидуальные.

- по столовой;

 - по подготовке к занятиям;

 - по уголку природы.

- общий труд;

 - совместный труд.

Основные методы трудового воспитания:

- показ;

 - объяснение;

 - обсуждение процесса труда и его результатов;

 - оценка;

 - обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ (виды интегративной деятельности направлений «Социализация», «Труд» и «Безопасность»)

СМ. В Приложение 2

2.1.2  Содержание образовательной области «Познавательное развитие»

Основная цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.

Задачи познавательного развития  в ФГОС ДО

- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- Формирование познавательных действий, становление сознания;

- Развитие воображения и творческой активности;

- Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира;

- Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Основные направления образовательной области «Познавательное развитие»:

 - развитие элементарных математических представлений;

 - развитие познавательно – исследовательской деятельности;

 - ознакомление с предметным окружением и социальным миром;

 - ознакомление с миром природы и формирование экологического сознания.

Экспериментирование как методическая система познавательного развития дошкольников

Виды экспериментирования:

НАБЛЮДЕНИЕ

(целенаправленный процесс в результате, которого ребенок сам должен получит знания)

ОПЫТЫ

Кратковременные и долгосрочные

Демонстрационные и лабораторные

Опыты – доказательство и опыты - исследование

ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(как нахождение способа действия)

Познавательное развитие дошкольников

- Развитие мышления, памяти, внимания;

- Различные виды деятельности;

- Вопросы детей;

- Занятия по развитию логики;

- Развивающие игры;

- Развитие любознательности;

- Развитие познавательной мотивации;

- Развитие воображения и творческой активности;

- Формирование специальных способов ориентации;

- Экспериментирование с природным материалом;

- Использование схем, символов, знаков.

2.1.3.  Содержание образовательной области «Речевое развитие»

Основная цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи речевого развития:

- Овладение речью как средством общения и культуры;

- Обогащение активного словаря;

- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- Развитие речевого творчества;

- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основные направления работы по развитию речи детей

- Развитие словаря;

- Развитие связной речи;

- Воспитание звуковой культуры речи;

- Воспитание любви и интереса к художественному слову;

- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи;

- Формирование грамматического строя.

Методы и  приемы развития речи

Методы развития речи по используемым средствам:

НАГЛЯДНЫЕ:

 - наблюдения

 - экскурсии

 - рассматривание натуральных объектов

СЛОВЕСНЫЕ:

 - чтение

 - рассказывание

 - заучивание наизусть

 - пересказ

 - беседа

 - рассказывание без опоры на наглядность

ПРАКТИЧЕСКИЕ:

 - дидактические игры

-игры – драматизации

- инсценировки

 - дидактические упражнения

 - пластические этюды

 - хороводные игры

Методы развития речи в зависимости от характера речевой деятельности:

ПРОДУКТИВНЫЕ:

- обобщающая беседа

 - рассказывание

 - пересказ с перестройкой текста

 - моделирование

 - творческие задания

РЕПРОДУКТИВНЫЕ:

- метод наблюдения и его разновидности

 - рассматривание картин

 - чтение художественной литературы

 - пересказ

 -заучивание наизусть

 - игра – драматизация по содержанию лит.произведения

Приемы развития речи

СЛОВЕСНЫЕ ПРИЕМЫ:

- речевой образец

  -повторное проговаривание

 - объяснение

 - указания

 - оценка детской речи

 - вопрос

НАГЛЯДНЫЕ ПРИЕМЫ:

 - показ иллюстрированного материала

  -показ положения органов артикуляции   при обучении правильному звукопроизношению

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ:

- словесные игры и упражнения

 - дидактические игры

 -имитационно – моделирующие игры

- ролевые обучающие игры

 - игровые проблемно – практические ситуации

Средства развития речи

- Общение взрослых и детей;

- Художественная литература;

- Культурная языковая среда;

- Изобразительное искусство, музыка, театр;

- Обучение родной речи на занятиях;

- Занятия по другим разделам программы.

2.1.4.  Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: формирование интереса к художественной стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи художественно – эстетического развития:

- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

- Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

- Становление эстетического отношения к окружающему миру;

- Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

- Формирование элементарных представлений о видах искусства;

- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Основные направления образовательной области

« Художественно – эстетическое развитие»

Формирование и развитие эстетического восприятия мира природы

Формирование и развитие художественного восприятия произведений искусства

Формирование и развитие эстетического восприятия социального мира

Художественная и изобразительная деятельность

2.1.5.  Содержание образовательной области «Физическое  развитие»

Цель: формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, основ здорового образа жизни,

гармоничное физическое развитие

Задачи физического развития:

- Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

- Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

- Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- Становление ценностей здорового образа жизни;

- Овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Основные направления образовательной области «Физическое развитие»

Приобретение дошкольниками опыта двигательной деятельности

Становление ценностей здорового образа жизни

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Методы физического воспитания

НАГЛЯДНЫЕ

 - показ физических упражнений;

 - показ основных видов движений;

СЛОВЕСНЫЕ

 - объяснение, пояснение, указание;

 - подача команд, распоряжений;

  - вопросы к детям;

 - образный сюжетный рассказ, беседа;

 - словесная инструкция

ПРАКТИЧЕСКИЕ

- повторение упражнений;

  -проведение упражнений в игровой форме;

 - проведение упражнений в соревновательной форме

Формы работы по физическому развитию

- Физкультурные занятия;

- Утренняя гимнастика;

- Корригирующая гимнастика;

- Оздоровительная гимнастика после дневного сна;

- Подвижные игры;

- Спортивные кружки, секции;

- Физкультминутки;

- Спортивные праздник, досуги;

- Физические упражнения на прогулке;

- Самостоятельная  двигательно – игровая деятельность детей

Средства физического развития

- Двигательная активность,  физические упражнения;

- Естественные силы природы (солнце, воздух, вода);

- Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна).

РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  (ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ) ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СМ. Приложение 1

2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики  их образовательных потребностей и интересов.

Особенности интеграции образовательных областей  в группах общеразвивающей направленности

Формы, способы, методы и средства реализации программы подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, специфики их образовательных потребностей и интересов в разных видах детской деятельности (общении, игре, познавательно – исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка):

Образователь

ные области

Приоритетный вид детской деятельности

Формы, способы,  методы и средства  

Социально-коммуникативное развитие

Игровая

Ранний возраст (1год- 3 года)

Игры с составными и динамическими игрушками;

Экспериментирование с материалами и веществами;

Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

Двигательная активность.

Коммуникативная (общение со взрослыми и сверстниками)

Ранний возраст (1год- 3 года)

Общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.

Элементарная трудовая

Ранний возраст (1год- 3 года)

Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.).

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

Ранний возраст (1год- 3 года)

Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.)

Чтение ХЛ (восприятие)

Ранний возраст (1год- 3 года)

Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок.

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная  

Рисование, лепка, аппликация,  использование нетрадиционных техник, творческая мастерская,  изостудия, выставки, досуги, дидактические игры, проектная деятельность, викторины.

Музыкальная

Ранний возраст (1год- 3 года)

Восприятие смысла музыки.

Речевое развитие

Речевая ситуация, беседы, пересказ, творческое рассказывание, речевые игры, занятия по обучению грамоте .

Физическое развитие

Двигательная

Утренняя гимнастика, после сна (подвижные игры, игровые сюжеты).

Гигиенические процедуры,

закаливание в повседневной жизни, специальные виды закаливания,  физкультминутки.

Прогулки, двигательная деятельность на воздухе

Индивид. работа по развитию основных видов движений.

Физкультурные досуги, игры и развлечения.

Самостоятельная двигательная деятельность.

Работа спортивных секций.

Физкультурные занятия

2.1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Культурные практики, по мнению Н.Б. Крыловой представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни; обеспечивают активную и продуктивную образовательную деятельность ребенка. Они включают готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают:

содержание, качество и направленность его действий и поступков;

индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий;

принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок;

принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.

Данные культурные умения реализуются в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в процессе разнообразных видов детской деятельности

Реализация образовательного процесса через образовательную деятельность и культурные практики в общеразвивающей группе.

В процесс групповой деятельности включаются следующие формы организации образовательной деятельности воспитанников:

- распределение совместных действий и операций (в том числе обмен способами действия), определение последовательности их выполнения;

- планирование общих и индивидуальных способов работы;

- коммуникация, обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимодополнения, и формирования взаимопонимания;

- рефлексия, связанная с изменением или формированием отношения к собственному действию в контексте содержания и форм совместной работы.

Методы реализации программы

- информационно-рецептивный метод - предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение); 

     - метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений; 

     - эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях);

     -  репродуктивный метод – многократное повторение ребенком информации или способа деятельности;

     - активные методы (метод ментальных карт, игровой метод, метод проектов);

     - исследовательский метод - составление и предъявление

Виды культурных практик

Формы организации культурных практик

Образовательные  

Игры – путешествия, целевые прогулки, экскурсии, «Блуждание по картине», квест, создание и предъявление презентаций по исследуемой теме.

Исследовательские

Создание мини-музеев, организация деятельности ребенка в центрах активности, детско-взрослое проектирование, детское экспериментирование и исследовательская деятельность, коллекционирование, изготовление книжек-малышек, изготовление ментальных карт по исследуемой теме.

Коммуникативные

«Утренний сбор», встречи с интересными людьми, ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта, детские мастер-классы.  

Организационные

Организация проживания детьми  опыта участия в каких-либо делах, участие в акциях различной направленности,

планирование своей деятельности при помощи  ментальных карт.

Игровые

Час свободной игры, совместная игра воспитателя и детей, детский досуг, игротека.

Художественные

Творческая мастерская, праздники и развлечения, выставки.

Для реализации целей и решения программных задач педагогами используются инновационные методы и технологии:

  • социо – игровой стиль обучения;
  • использование компьютерных технологий;
  • технологии ТРИЗ;
  • метод проекта;
  • метод наглядного моделирования;
  • метод педагогического сотрудничества;
  • метод экспериментирования;
  • метод интегративного обучения и др.

2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы

- создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах активности  и уголке неоформленного материала (развивающие и логические игры, речевые игры  -  импровизации, сюжетно – ролевые игры, театрализованные игры, самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность детей и др.);

-  совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемных ситуаций  (игры – путешествия на Север, в Африку, Космос, в Цирк, Подводный мир и др., квесты, подготовка и проведение развлечений, досугов и др.);

  - совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослых и детей (опыты и экспериментирование);

 - наблюдение и элементарный бытовой труд в центре познавательной активности;

     - использование практик и технологий: «Метод проектов»; «Клубный час» («деятельностный» тип – самоопределение ребенка в различных видах деятельности: «тематический»  тип  - который включен в образовательное событие); «Детский мастер – класс».

Возраст

Приоритетная сфера инициативы

Условия

2-3 года

Предметная деятельность  и внеситуативно-личностное общение

1.Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка (центры активности).

2. Рассказывать детям об их реальных, возможных и будущих достижениях.

3. Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей

4. Поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу

5. Помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей, поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости.

6.В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе.

7. Не критиковать результаты Де детей, а также их самих

8. Учитывать индивидуальные особенности детей:

застенчивые, нерешительные, конфликтные, непопулярные

9. Уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков

10.Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при  встрече; использовать ласковые и тёплые слова; проявлять деликатность и тактичность.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Цель:  создание единого пространства развития ребенка «семья - детский сад».

Система Взаимодействия участников образовательных отношений  по созданию единого пространства развития ребенка выстраивается на следующих основаниях -принципах:

Принцип преемственности, согласованных действий.

Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ.

Принцип открытости.

Принцип индивидуального подхода к каждой семье.

Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ.

Принцип обратной связи.

Этапы и способы реализации концептуальных положений

Этапы

Задачи

Формы

1 этап взаимодействия - Адаптационный

Задача выявление представлений родителей о специфике деятельности образовательной организации  

Анкетирование

Консультации

Инд.беседы

Посещение на дому

Совместное пребывание в ДОУ

Родительская почта

2 этап взаимодействия:

Задача нормирование представления родителей об особенностях образовательной деятельности с детьми в образовательной организации.

Совместное планирование образовательной деятельности с детьми в рамках комплексно-тематического плана

Анкетирование, изучение удовлетворенности родителей качеством образовательной деятельности, условий

Инд. и подгр. консультации по мере необходимости

Практические семинары с учетом индивидуального развития детей,

Конференции, круглые столы

Наглядная агитация

Семейный спортивный клуб "Олимпиец"

Клуб  молодых родителей

Родительская почта

 Родительское собрание

3 этап взаимодействия:

Поддержка новых форм взаимодействия участников образовательных отношений

Анкетирование

Совместные экскурсии

Конкурсы, праздники, развлечения, тур.слет

 Конкурс "Семья года"

Родительская почта

См. приложение - План работы с родителями в группе раннего возраста «Цветик - Семицветик»

2017-2018 уч. год

III. Раздел. Организационный

Режим дня  

Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.

   При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:  

  • время приёма пищи;
  • укладывание на дневной сон;
  • общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.

Режим дня соответствует возрастным особенностям детей 2-3 лет и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 2-3лет составляет 5,5-6часов.

(Режим, распорядок дня, учебный план, комплексно-тематическое планирование, особенности организации РППС (материально-техническое оснащение, учебно-методическое обеспечение (программы, технологии, учебные пособия, дидактический материал, документация смотри в Образовательной программу МБДОУ, приложениях))

Содержание рабочей программы

педагогов группы детей от 2 до 3 лет

«Цветик - Семицветик»:

  1. I. Раздел. Пояснительная записка с. 2
  2. Цель Программы. Задачи. с. 3
  3. Возрастные особенности развития детей третьего года жизни. с. 4
  4. Планируемые   результаты  освоения Программы с. 5
  5. Целевые ориентиры Программы. с. 7
  6. II. Раздел. Содержательный с. 7
  7. Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с. 7
  8. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» с. 9
  9. Содержание образовательной области «Речевое развитие» с. 10
  10. Содержание образовательной области «Физическое  развитие» с. 12
  11. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с. 14
  12. Методы, формы  реализации программы с. 16
  13. Способы и направления поддержки детской инициативы с. 17
  14. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников с. 18
  15. III. Раздел. Организационный. с. 18
  16. Приложения:

   Приложение 1.  Физическое развитие. Развернутое комплексно-тематическое

планирование    ООД.

   Приложение 2.  Социально-коммуникативное развитие. Развернутое комплексно-  тематическое планирование ООД.

   Приложение 3.  Познавательное развитие. Речевое развитие (интеграция)

   Приложение 4.  Комплексно-тематическое планирование. Вторая группа

раннего возраста (от 2 до 3 лет). 

        Приложение 5.  План работы с родителями в группе раннего возраста

«Цветик - Семицветик»2017-2018 уч. год

        Приложение 6.  Материалы и оборудование для игровой деятельности.

        Приложение 7.  Учебно-методическое сопровождение. Список литературы.

   Приложение 8.  Рекомендуемая литература для чтения детям 2-3 лет.

Список литературы

1. Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. - М. : ООО «Издательство АСТ- ЛТД», 1997.

2. Авдеева, Н. Н. Безопасность : учеб. пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М. : 000 «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

3. Агафонова, К. В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. - М. : Просвещение, 1978.

4. Арапова-Пискарева, Н. А.  Формирование  элементарных  математических  представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации / Н. А. Арапова-Пискарева. - М. : Мо¬заика-Синтез, 2006.

5. Богуславская, 3. М.  Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / 3. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М. : Просвещение, 1991.

6. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер, Э. Г. Пи¬люгина, Н. Б. Венгер. - М. : Просвещение, 1988.

7. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами до 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль : Академия развития, 2007.

8. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы

занятий / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.

9. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей груп¬пе детского сада / Н. Ф. Губанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.

10. Добрушин, А. Д. Как беречь детей / А. Д. Добрушин. - Таллин : Валгус, 1976.

11. Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. - М. : Детская литература, 1975.

12. Дошкольное воспитание : журн. - 1990. -№ 8 ; 1991. -№ 2, 7.

13. Душное, А. С. Моя улица / А. С. Душнов. - М. : ДОСААФ, 1981.

14. Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации / О. Б. Дыбина. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.

15. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников : кн. для воспитателя детского сада /Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. - М. : Просвещение, 1993.

16. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические ре¬комендации / М. Б. Зацепина. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.

17. Карпухина, Н. А. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Знакомст¬во дошкольников с окружающим миром. Физическая культура. Утренняя гимнастика : практич. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Н. А. Карпухина. - Воронеж : ЧП Лакоценин С. С, 2008.

18. Кириллова, О. С. Красный - стой, зеленый - можно. Желтый светит - осторожно : для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов / О. С. Кириллова, Б. П. Гучков. - Волгоград : Семь ветров, 1995.

19. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольников правилам движения / В. Р. Клименко. - М. : Про¬свещение, 1973.

20. Клочанов, Н. Н. Дорога, ребенок, безопасность : метод, пособие по правилам дорожного движения для воспитателей / Н. Н. Клочанов. - Ростов н/Д. : Феникс, 2004.

21. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе дет¬ского сада : конспекты занятий / Т. С. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.

22. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методиче¬ские рекомендации / Т. С. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГОВ группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста №2 на 2015 – 2016 учебный год

Настоящая программа рассчитана на один год работы с детьми, является приложением к адаптированной  образовательной программе МАДОУ ДС № 46 «Кот в сапогах». Рабочая программа педагога дошколь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагогов групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста (2 года обучения)

Принята на педагогическом совете                             Утверждаю:№1 от 25 сентября 2015г.     ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагогов групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста (2 года обучения)

      Рабочая программа  для детей старшей группы с общими нарушениями речи (ОНР)  - локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе...

Рабочая программа педагога. Группа общеразвивающей направленности детей 4-5 лет.

Рабочая программа педагога разработана с целью  организации образовательной деятельности с детьми группы общеразвивающей направленности 4-5 лет (средняя группа).  МБДОУ детский сад «Светлячо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГОВ ГРУППЫ № 17 (с 4 до 5 лет) НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГОВ ГРУППЫ № 17  (с 4 до 5 лет)НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Рабочая программа педагога группы "Радуга" 2017-2018 учебный год

Рабочая программа группы разработана на основе программы «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой; издание 3- е, исправленное и дополненное) в соо...