Семинар-практикум для педагогов "Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием "семья""
методическая разработка по теме

Щипунова Светлана Владимировна

Семинар для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_10.11.2015_goda.docx37.57 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических  чувств посредством знакомства с понятием «семья»

Дата проведения: 10 ноября 2015 года

 Старший воспитатель Щипунова С.В.

Актуальность

Самые дорогие и авторитетные для ребенка люди – это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра. Брат. В семье воспитание должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребенка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играют семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребенка.

Цель семинара: 

Практическое овладение педагогами навыками и умениями воспитания у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием «семья».

Форма семинара:

Обмен опытом, деловая игра, памятки.

Предварительная работа:

Изучение литературы по теме; подготовка наглядного материала, музыки для конкурса, атрибутов к деловой игре.

Ход семинара:

Ведущая. Я предлагаю вам послушать стихотворение.

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя…

- «Я, Я, Я, - Ева молвила, - я».

Сказала она знаменитых семь «я» -

И так на земле появилась семья.

Вы спросите, почему именно эту тему я выбрала для нашего семинара? Найти ответ на этот вопрос предлагаю совместно. Для этого предлагаю вам назвать ваши ассоциации к слову «семья», каждая буква обозначает вашу ассоциацию.

С -  сила,

Е – единство,

М – мир, мощь,

Ь

Я – ядро.

Действительно, семья – это сила, единство, мощь и, конечно же, ядро нашего общества. Ведь каждый человек всю свою жизнь проводит в семье. Сначала – в родительской семье, потом – в своей собственной, а затем, возможно, в семье своих детей. Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности, заботы. Но именно в семье люди становятся личностями особенными и неповторимыми.

Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с семьей. Если ребенок живет в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни. Ведущие специалисты в области ознакомления дошкольников с окружающим миром С.А. Козлова. Э.к. Суслова и другие подчеркивают необходимость воспитания с самого раннего детства любви к родному дому и своей семье.

Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных  отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Но общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста.

Предлагаю вам ознакомиться с задачами формирования у детей представлений о семье, ее значении в жизни  человека.

Задачи ознакомления с семьей

 детей 2-4 лет

Воспитывать любовь к маме, к членам семьи.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать).

Учить называть свои имя и фамилию, имена членов своей семьи.

Обогащать словарный запас детей (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка).

Формировать представления о том, что члены семьи должны заботиться друг о друге.

Задачи ознакомления с семьей

 детей 4-5 лет

Продолжать воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей.

Воспитывать желание помогать своим близким.

Воспитывать интерес к выполнению своих домашних обязанностей.

Учить называть имена и отчества родителей.

Продолжать обогащать словарный запас (родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка).

Формировать представление о том, что такое семья (семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер; семьи бывают большие и маленькие; в семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг другу уважительно, говорят друг с другом ласково), что любовь выражается в заботе  о своих родных, помощи им, в конкретных делах.

Формировать представление о том, что в семье у всех – и у взрослых, и у детей есть свои обязанности.

Задачи ознакомления  детей 5-6 лет

 с семьей и родословной

Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (к родным и близким).

Воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками.

Продолжать воспитывать желание помогать своим близким, выполнять постоянные обязанности по дому.

Воспитывать уважение к труду и к занятиям других членов семьи.

Расширять представления детей о семье (у семьи есть история, традиции).

Формировать представления о родственных отношениях (дядя, тетя, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра).

Закреплять знание имен и отчеств родителей, учить называть имена и отчества дедушек и бабушек.

Закреплять знание домашнего адреса.

Воспитывать интерес к своей родословной.

Формировать представления о семейных традициях.

Задачи ознакомления  детей 6-7 лет

 с семьей и родословной

Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, заботливое отношение к малышам, пожилым людям, умение помогать им.

Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых , что нужно учиться слушать собеседника, не перебивать его.

Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых, выполнять установленные нормы поведения, следовать в своих поступках положительному примеру.

Закреплять знание своего отчества, имен и отчеств родителей, дедушек и бабушек.

Расширять и закреплять представления о родственных отношениях, познакомить с терминами родства (прабабушки, прадедушки).

Закреплять знания своего домашнего адреса и телефона.

Формировать представления о родословной как истории семьи и народной традиции.

Ведущая.  

А как мы знакомим детей с семьей и ее членами?

Презентации педагогов

  1. «Формирование у детей младшего и среднего дошкольного возраста представлений о семье, ее значении в жизни человека».
  2. «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о нравственном отношении к семейным традициям, расширение знаний о ближнем окружении, о родственных связях, воспитание желания заботиться о родных людях».

Ведущая.

Символом любви и верности стала ромашка – цветок русских полей и лугов. Как вы думаете, почему?

Ответы педагогов

Ведущая.

Правильно! На ромашке гадали – «любит – не любит».

Ее желтоглазым цветком называют,

Сорвали цветок – лепестками гадают,

Но чтобы счастливым поистине стать,

Не стоит, поверьте, ромашки срывать.

Сегодня нам ромашки помогут определить, какая команда больше владеет знаниями о семье. У нас две команды. На столах пустые коробочки. Чтобы заполнить их, надо активно принять участие в конкурсах . итак, мы начинаем.

Конкурс «Доскажи пословицу»

Ведущая.

Долгие века из поколения в поколение передавалась народная мудрость. Много разных пословиц и поговорок есть о семье, часто и мы их употребляем в речи, давайте сейчас мы их попробуем вспомнить. А помогут нам в этом подсказки. Начало пословицы или поговорки будет предложено, вам надо вспомнить ее окончание.

- Где любовь и совет … (там и горя нет).

- В родной семье и … (каша гуще).

- В семье согласно … (так идет дело прекрасно).

- В своем доме и … (стены помогают).

- В прилежном доме густо …(а в ленивом доме пусто).

- В каждой избушке… (свои погремушки).

- В гостях хорошо… (а дома лучше).

- В дружной семье… (даже в холод тепло).

За каждый правильный ответ команде дают ромашку.

Ведущая.

Знакомя детей с семьей и ее членами, мы используем художественную литературу, а как вы знаете художественную литературу, нам поможет узнать конкурс.

Конкурс «Узнай сказку»

Назвать цитируемое произведение и родственные отношения его героев.

Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка.

Хороша, малютка просто!

С дюйм была малышка ростом.

Если сказку вы читали,

Знаете, как дочку звали.

(Дюймовочка)

Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчушку в пар.

Дед и бабушка в печали,

Как же их дочурку звали?

(Снегурочка)

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, еще собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали?

(«Репка»)

Вышли дружною семьей,

Чтобы справиться с одной.

Не приди на помощь мышка,

Ничего б у них не вышло.

(«Репка»)

Ждали маму с молоком,

А впустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети?

(Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

Бабушка внученьку очень любила.

Красную шапочку ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

Вы подскажите, как звали ее?

(Красная Шапочка)

В какой русской сказке крестьянский сын должен был искупаться в трех больших  котлах – в молоке и в двух водах?

(П.Ершов «Конек-горбунок»)

Коль не слушаешь совет,

Тех, кто старше и поопытней,

Ждет тебя немало бед,

А родным и близким – хлопоты,

Чтоб не превратился ты

Ни в теленка, ни в козленочка,

Ох, не пей сырой воды!

И подписано:

(Аленушка)

В какой сказке у матери было три дочери: Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка?

(«Крошечка-Хаврошечка»)

У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует свой длинный.

Кто же это?..

(Буратино)

У Аленушки - сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

(«Гуси-лебеди»)

Сидит в корзинке девочка

У мишки за спиной,

Он, сам того не ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки…

(«Маша и медведь»)

Музыкальный конкурс

Нужно узнать песню, дать название и определить родственные отношения, о которых идет речь в песне.

  • «Папа может, папа может…»
  • «Бабушка рядышком с дедушкой…»
  • «Не волнуйтесь тетя, дядя на работе…»
  • «Мама мир подарила…»
  • «У меня сестренки нет…»

Конкурс «Кто кому сват»

Но ведь семья – это не только муж и жена. Это и дети, и внуки, и многочисленная родня с обеих сторон. Когда мужчина и женщина соединяют свои судьбы, все их родственники так же роднятся между собой, но иногда люди даже не знают, как друг друга называть. Давайте мы с вами сейчас попытаемся определить, кто кому сват!

Брат отца (матери) – дядя.

Сестра отца (матери) – тетя.

Отец жены – тесть.

Мать жены – теща.

Брат жены – шурин.

Брат мужа – деверь.

Сестра мужа – золовка.

Сестра жены – свояченица.

Отец мужа – свекор.

Мать мужа – свекровь.

Дочь (сын) брата, сестры – племянница, племянник.

Матери жены и мужа друг другу – сватьи.

         Подведение итогов конкурсов.

Ведущая.

Предлагаю, Вам посмотреть какие бывают семьи.

Презентация типов семей.

Ведущая.

Таким образом, прежде чем начинать работу с семьями, необходимо выявить тип семьи. Для плодотворной работы с родителями дошкольников необходимо учитывать социальный статус семьи (дифференцированный подход).

Попробуем совместно раскрыть компоненты социальной адаптации семьи:

1-й компонент – материальное положение семьи. Материальное благосостояние семьи складывается из денежной и имущественной обеспеченности. Учитывается уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение.

2-й компонент – психологический климат в семье, то есть эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу. Неблагоприятный психологический климат в семье – когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение.

3-й компонент – социокультурная адаптация – высокий уровень культуры семьи: семья обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями. Семья ориентирована на всестороннее воспитание ребенка и поддерживает здоровый образ жизни. В семьях с низким уровнем культуры духовные потребности семьи не развиты, круг интересов ограничен, отсутствует культурно-досуговая деятельность, слаба моральная регуляция членов семьи, семья ведет аморальный образ жизни.

4-й компонент – ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношение к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ее социально-ролевой статус высокий. Если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах – статус средний. В случае игнорирования проблем ребенка и негативном отношении к нему – статус низкий.

Мы видим, что семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ на вопрос о том, как сотрудничать с той или иной семьей. Но при этом мы должны быть уверены в одном, что детский сад только совместно с семьей смогут создавать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, т.к. не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузки,  сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий. Чтобы вы это прочувствовали, я вам предлагаю поиграть.

Игра «Карандаши»

Суть состоит в удержании карандашей зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать 2 карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандашей, двигать руками вверх – вниз, вперед – назад. После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания (звучит медленная музыка):

  1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
  2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.
  3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение круга и расширение круга).
  4. Присесть, встать.

Обсуждение.

Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали?

На что ориентироваться при выполнении этих действий?

Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать»  другого человека?

Вывод:  Карандаши – как наши воспитанники, которые будут набираться опыта, не падая вниз, если мы, педагоги будем действовать совместно с семьей.

Задачи воспитания и развития малышей будут решаться успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания, преодоление отстранения родителей от детского сада позволят повысить эффективность воспитательно-образовательной работы.

У вас на столах цветная бумага и ножницы. Я предлагаю вырезать сердечки и наклеить на наше древо, и дайте пожелание нашему коллективу.

Ведущая. На этом позитивном настроении мы заканчиваем наш семинар-практикум.

Решение по семинару-практикуму:

  1.  Провести НОД по теме «Семья».
  2. С родителями изготовить герб семьи и генеалогическое древо своей семьи.
  3. Запланировать и провести занятие на тему «Портрет моей мамы»
  4. Оформить папку передвижку для родителей на тему «Нравственно-патриотическое образование в ДОУ» (Задачи по ознакомлению с семьей, ее членами и традициями).
  5. Подготовить к педагогическому совету проекты и презентации по теме «Семья».

Литература

  1. Виноградова Д.А. Воспитание  нравственных чувств у старших дошкольников – М., 1989.
  2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов сред. и  высш. учеб. зав. – М., 1999.
  3. Сатир В. Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту. – М., 2000.
  4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки» / под ред. Л.А. Парамоновой.

10 ноября 2015 года

Семинар-практикум для педагогов

«Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических  чувств посредством знакомства с понятием «семья»

Актуальность

Самые дорогие и авторитетные для ребенка люди – это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра. Брат. В семье воспитание должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребенка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играют семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребенка.

Цель семинара: 

Практическое овладение педагогами навыками и умениями воспитания у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием «семья».

Ход семинара-практикума:

  1. Актуальность.
  2. Задачи ознакомления с семьей.
  3. Как знакомят педагоги детей с семьей и ее членами.
  4. Конкурс «Доскажи пословицу»
  5. Конкурс «Узнай сказку»
  6. Музыкальный конкурс
  7. Конкурс «Кто кому сват»
  8. Типы семей
  9. Компоненты социальной адаптации семьи
  10.  Игра «Карандаши»
  11.  Вывод
  12.  Решение по семинару-практикуму

- Где любовь и совет …

- В родной семье и …

- В семье согласно …

- В своем доме и …

 - В прилежном доме густо …

- В каждой избушке…

- В гостях хорошо…

- В дружной семье…

Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка.

Хороша, малютка просто!

С дюйм была малышка ростом.

Если сказку вы читали,

Знаете, как дочку звали.

(Дюймовочка)

Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчушку в пар.

Дед и бабушка в печали,

Как же их дочурку звали?

(Снегурочка)

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, еще собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали?

(«Репка»)

Вышли дружною семьей,

Чтобы справиться с одной.

Не приди на помощь мышка,

Ничего б у них не вышло.

(«Репка»)

Ждали маму с молоком,

А впустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети?

(Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

Бабушка внученьку очень любила.

Красную шапочку ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

Вы подскажите, как звали ее?

(Красная Шапочка)

В какой русской сказке крестьянский сын должен был искупаться в трех больших  котлах – в молоке и в двух водах?

(П.Ершов «Конек-горбунок»)

Коль не слушаешь совет,

Тех, кто старше и поопытней,

Ждет тебя немало бед,

А родным и близким – хлопоты,

Чтоб не превратился ты

Ни в теленка, ни в козленочка,

Ох, не пей сырой воды!

И подписано:

(Аленушка)

В какой сказке у матери было три дочери: Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка?

(«Крошечка-Хаврошечка»)

У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует свой длинный.

Кто же это?..

(Буратино)

У Аленушки - сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

(«Гуси-лебеди»)

Сидит в корзинке девочка

У мишки за спиной,

Он, сам того не ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки…

(«Маша и медведь»)

Брат отца (матери) –

Сестра отца (матери) –

Отец жены – 

Мать жены –

Брат жены –

Брат мужа –

Сестра мужа –

Сестра жены –

Отец мужа –

Мать мужа –

Дочь (сын) брата, сестры –

Матери жены и мужа друг другу – 

Приложение 1

Задачи ознакомления с семьей

 детей 2-4 лет

Воспитывать любовь к маме, к членам семьи.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать).

Учить называть свои имя и фамилию, имена членов своей семьи.

Обогащать словарный запас детей (мама, папа, бабушка, дедушка, брат. Сестра, сын, дочь, внук, внучка).

Формировать представления о том, что члены семьи должны заботиться друг о друге.

Задачи ознакомления с семьей

 детей 4-5 лет

Продолжать воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей.

Воспитывать желание помогать своим близким.

Воспитывать интерес к выполнению своих домашних обязанностей.

Учить называть имена и отчества родителей.

Продолжать обогащать словарный запас (родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка).

Формировать представление о том, что такое семья (семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер; семьи бывают большие и маленькие; в семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг другу уважительно, говорят друг с другом ласково), что любовь выражается в заботе  о своих родных, помощи им, в конкретных делах.

Формировать представление о том, что в семье у всех – и у взрослых, и у детей есть свои обязанности.

Задачи ознакомления  детей 5-6 лет

 с семьей и родословной

Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (к родным и близким).

Воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками.

Продолжать воспитывать желание помогать своим близким, выполнять постоянные обязанности по дому.

Воспитывать уважение к труду и к занятиям других членов семьи.

Расширять представления детей о семье (у семьи есть история, традиции).

Формировать представления о родственных отношениях (дядя, тетя, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра).

Закреплять знание имен и отчеств родителей, учить называть имена и отчества дедушек и бабушек.

Закреплять знание домашнего адреса.

Воспитывать интерес к своей родословной.

Формировать представления о семейных традициях.

Задачи ознакомления  детей 6-7 лет

 с семьей и родословной

Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, заботливое отношение к малышам, пожилым людям, умение помогать им.

Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых , что нужно учиться слушать собеседника, не перебивать его.

Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых, выполнять установленные нормы поведения, следовать в своих поступках положительному примеру.

Закреплять знание своего отчества, имен и отчеств родителей, дедушек и бабушек.

Расширять и закреплять представления о родственных отношениях, познакомить с терминами родства (прабабушки, прадедушки).

Закреплять знания своего домашнего адреса и телефона.

Формировать представления о родословной как истории семьи и народной традиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум «Направления работы в системе развития нравственно-патриотического воспитания на современном этапе».

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальна в настоящее время и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа,...

Семинар-практикум «Направления работы в системе развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

Цель – повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педа...

Статья "Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием "семья"

В статье отражена работа по воспитанию духовно-нравственных чувств посредством знакомства с понятием "семья"...

Семинар — практикум для родителей «Роль родителей в нравственно - патриотическом воспитании своих детей».

Расширение представлений родителей о своей роли в нравственно-патриотическом воспитании своих детей....

Семинар-практикум «Использование мини-музея в формировании нравственно-патриотических чувств»

В материале представлены практические интерактивные задания для педагогов ДОУ по применению мини-музея в работе  сдошкольниками по формированию нравстенно-патриотических чувств...

Семинар -практикум на тему: «Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Детство – уникальный период становления личности. Источником развития ребенка является накопленный человечеством социально – исторический опыт, составляющий культуру мира взрослых. Его цен...