Цикл бесед о культуре поведения и многом другом
материал по теме

Несмеянова Татьяна Александровна

Цикл бесед содержит:

1 Беседы о культуре поведения;

2 Беседы о культуре гигиены;

3 Беседы об организме человека и его питании;

4 Беседы о полезной и вредной пище;

5 Беседы о здоровье, о пользе и вреде лекарства;

6 Беседы о нравственной культуре человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_besed.docx46.2 КБ

Предварительный просмотр:

Город вежливости.

В процессе беседы воспитатель вместе с детьми вспоминает правила вежливого обращения.

- Некоторые дети, - начинает беседу воспитатель, - не знают правил вежливости (как Павлик из рассказа «Волшебное слово В. Осеевой).   А некоторые знают, но не выполняют их. Мамам и папам бывает очень обидно, когда их детей называют не воспитанными.

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение И. Токмановой и придумать ему название.

Маша знала слов не мало,

Но одно из них пропало,

И оно – то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

И по целым дням

Ей мама

Про него твердит упрямо:

- Почему

Такой пустяк

Не запомнишь ты никак?

Но молчит она как рыба

Вместо каждого … (спасибо)!

- Нужно ли учить Машу говорить спасибо? Зачем?

- Родители делают все, чтобы научить своих детей вежливости. Но не у всех родителей это получается. Послушайте, что решили сделать родители, чтобы научить своих детей вежливости.

Однажды родители решили обратиться к старичку, который помог Павлику стать вежливым. Этот старичок был знаком с одной доброй Феей. Она пообещала помочь бедным папам и мамам. Фея пригласила всех невежливых детей в сказочный город. Но предупредила, что помочь она сможет только тем, кто действительно захочет узнать правила вежливости и кто будет их выполнять.

когда дети входили в сказочный город, Фея дотрагивалась до каждого своей волшебной палочкой. От прикосновения палочки щеки у детей становились красными от стыда за свою невежливость. В сказочном городе дети должны были внимательно слушать и смотреть, как общаются очень вежливые сказочные жители. Встречаясь, жители улыбались и говорили «здравствуйте», а прощаясь – «до свидания». Если они обращались с просьбой, они не забывали сказать «пожалуйста». За помощь, угощение благодарили словом «спасибо».

Когда все дети научились вежливости их щеки снова стали обычного цвета. Счастливые родители захотели отблагодарить Фею, но она отказалась: «Благодарите жителей этого города, у которых учились ваши дети. А мне награда – ваша радость».

- Как по-другому можно назвать вежливые слова? (нужные, волшебные)

- Давайте повторим вежливые слова, которые мы знаем.

В свободное время можно организовать игру «Город вежливых». Одним из условий этой игры является использование слов, которые дети усвоили во время беседы.

Воспитанность и вежливость

В ходе беседы выясняется, что вежливый человек не только пользуется вежливыми словами, но и с их помощью выражает свое отношение к окружающим, что умение хорошо относится к окружающим, проявлять к ним уважение называется воспитанностью.

Воспитатель предлагает детям послушать отрывок из произведения Г. Остера «Зарядка для хвоста»

- Воспитание, что это? – спросила мартышка.

- Это много чего, - сказала бабушка. – В двух словах не скажешь. Ну, вот ты, мартышка. Если я сейчас сорву и дам тебе банан, что ты сделаешь?

- Спелый банан? – уточнила мартышка.

- Очень спелый, - кивнула бабушка.

- Съем! – сказала мартышка.

Бабушка неодобрительно покачала головой.

- Сначала скажу «спасибо», - поправилась мартышка. – А потом съем!

- Ну что ж, ты поступишь как мартышка! – сказала бабушка.- Но вежливость – это еще не все воспитание! Хорошо воспитанная мартышка сначала предложит банан товарищу!

- А вдруг он его возьмет?! – испугалась мартышка.

Слоненок ничего не сказал, но про себя он тоже подумал, что если предложить банан товарищу, то никакой товарищ от банана не откажется, если, конечно, он умный, этот товарищ.

- Нет! Воспитанной быть не интересно! – сказала мартышка.

- А ты попробуй! – бабушка сорвала спелый банан и протянула его мартышке: - Попробуй!

- Что попробовать? – спросила мартышка. – Банан? Или быть воспитанной? Бабушка ничего не ответила. Мартышка посмотрела на банан, потом на бабушку. Потом опять на банан. Банан был очень спелый и удивительно вкусный на вид.

- Большое спасибо! – сказала мартышка и уже открыла рот, чтобы съесть банан, как вдруг заметила, что на нее очень удивительно смотрит слоненок. Вернее, не на нее, а на банан. Мартышка смутилась. – Ты ведь не очень любишь бананы? – спросила она слоненка. – Ты ведь, наверное, их совсем не любишь, правда?

- Нет, почему же? – возразил слоненок. – Я их довольно сильно люблю.

Воспитатель предлагает ответить на вопросы по прочитанному.

- Почему мартышке не понравилось быть воспитанной?

- Как мартышка спросила слоненка, любит ли он бананы? Какой ответ она хотела услышать? Что ответил слоненок на вопрос мартышки?

- Как должна была поступить мартышка, чтобы про нее сказали «воспитанная»?

- Давайте дочитаем эту сказку и узнаем, как поступила мартышка.

- Да? – сказала мартышка упавшим голосом. – Ну, тогда – на!

И мартышка отдала слоненку свой банан. Слоненок сказал «спасибо» и стал очищать банан от кожуры. К слоненку подошел попугай. Слоненок вздохнул и положил перед попугаем очищенный банан.

- Бери! Это тебе! – сказал слоненок.

Попугай поблагодарил слоненка, взял банан и понес его  удаву.

- Удав, - сказал попугай. – Прими от меня этот прекрасный банан!

- Я принимаю его от тебя с глубокой благодарностью! – сказал удав, взял банан и протянул его мартышке.

Сначала мартышка очень удивилась, а потом сильно обрадовалась.

- Я поняла! Поняла! Воспитанной быть очень интересно!

- как вы думаете, а что было дальше. (Подводит детей к мысли, что нужно разделить банан на всех).

«Мой друг мойдодыр» (личная гигиена)

Воспитание у дошкольников культуры внешнего вида – создание единства внешнего и внутреннего состояния маленького человека.

содержание

Встреча с доктором Айболитом

Рассказ доктора Айболита: Личная гигиена – это поддержание чистоты своего тела. Она необходима не только для сохранения своего тела, здоровья, но и для развития хороших, доброжелательных отношений с окружающими людьми.

Кто опрятен – тот приятен

 Рассказывает о позиции этикета, о правилах ухода за телом и лицом, руками и ногами, о необходимости личных предметов гигиены: носового платка, зубной щетки, расчески, мочалки или губки, полотенец для лица и тела.

Загадывает загадки о предметах личной гигиены.

Беседа с детьми примерные вопросы

  1. Что вы делаете для того, чтобы внешне выглядеть красиво?
  2. Что такое личная гигиена?
  3. Почему необходимо быть чистым и опрятным человеком?
  4. Чистые ли у вас руки, лицо, уши, шея, зубы?
  5. Когда их следует мыть?
  6. Почему необходимо стричь ногти на руках и ногах?
  7. Что значит принимать душ? Когда это следует делать?
  8. Для чего человеку служит нос? Когда и где мы можем его чистить?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Чтение К. Чуковского «Мойдодыр» А. Барто «Девочка чумазая»

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

В домашних условиях необходимы три важных условия воспитания гигиенической культуры: постоянная индивидуальная работа с ребенком, личный пример старших в семье, наличие красивых предметов личной гигиены в ванной комнате. С раннего детства приучать детей к душу, позволяя самостоятельно его принимать. Следует говорить о необходимости содержания в чистоте половых органов, не делая при этом страшного или смущенного лица. Ребенок должен сам следить за чистотой трусиков. Надо постоянно говорить о правилах пользования туалетом, о соблюдении в нем чистоты и порядка.

Мы едем в автобусе

Познакомить с правилами поведения в транспорте

содержание

Во второй половине дня воспитатель предлагает детям поиграть в поездку на автобусе. Вместе с детьми устанавливают «ширму – автобус», расставляют стульчики, прикрепляют «кассу с билетами»… Затем воспитатель, обращаясь к детям говорит:

Малыши хотят покататься на автобусе…. Покатаем их? (Дети радостно выражают согласие). Но прежде чем пригласить малышей, вспомним главные правила поведения в автобусе. Ведь они будут брать с нас пример.

Дети перечисляют правила. Воспитатель дополняет. Затем он предлагает детям занять места. А кто у нас будет водителем? (Вызывает Женю) Теперь в путь.

Женя, подвези нас, пожалуйста, к малышам. Водитель объявляет маршрут, дети едут. На одной из остановок воспитатель садится с куклой НЕЗНАЙКОЙ. Один из детей уступает место воспитателю, педагог благодарит ребенка.

Во время поездки Незнайка громко разговаривает, требует место у окошка, пытается встать ногами на сиденье, разбрасывает конфетные обертки. Воспитатель просит детей напомнить Незнайке, как надо вести себя в автобусе, как поступать в разных случаях. Дети с охотой указывают Незнайке на его ошибки. Тот благодарит, он теперь всё хорошо запомнил и знает, как надо себя вести.

Затем в автобус приглашают малышей небольшими группами. Автобус делает несколько рейсов, группы меняются.

Для освоения правил поведения очень способствуют игры – упражнения, когда воспитатель одной фразой описывает какую либо ситуацию, а дети так же коротко характеризуют ее последствия или отвечают, как при этом надо себя вести. Если в начале игры дети затрудняются с ответами, воспитатель сам заканчивает два – три первых примера. Но, уже скоро поняв суть игры, дети включаются в нее очень активно.

Варианты:

Если ты станешь прыгать в автобусе, громко разговаривать то ….

Это будет мешать другим пассажирам, заканчивает ребенок.

Если ты залезешь с ногами на сиденье, будешь сорить, то ….

В автобусе будет грязно, и другим пассажирам – детям и взрослым – будет в нем неудобно и неприятно.

Если девочка шла, споткнулась о камень, упала и уронила книгу, то ….

Надо помочь ей встать, почистить одежду, поднять упавшую книгу.

Полезно с детьми повторить правила поведения в общественном транспорте.

  • ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВОЙТИ В АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС, ТРАМВАЙ, ДАЙ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЙТИ ВЫХОДЯЩИМ.
  • ПРОПУСТИ ВПЕРЕД ИНВАЛИДОВ, ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ И МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ, В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПОМОГИ ИМ.
  • В ВАГОНЕ НЕ ОСТАНАВЛИВАЙСЯ У ДВЕРЕЙ, А ПРОЙДИ ВПЕРЕД, ОСВОБОЖДАЯ МЕСТО ДРУГИМ ПАССАЖИРАМ СТОЯТЬ И ПРОХОДИТЬ.
  • НАДО ПО ВОЗМОЖНОСТИ НЕ БЕСПОКОИТЬ ДРУГИХ ПАССАЖИРОВ, НЕ ЗАДЕВАТЬ ИХ СВОЕЙ СУМКОЙ, НЕ НАСТУПАТЬ НА НОГИ.
  • СТАРАЙСЯ САДИТЬСЯ ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, КОГДА УБЕДИЛСЯ, ЧТО РЯДОМ НЕ СТОЯТ ПОЖИЛЫЕ ИЛИ БОЛЬНЫЕ ЛЮДИ, МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ, ЖЕНЩИНЫ.
  • НЕ ЗАНИМАЙ СИДЕНЬЕ ПОЛНОСТЬЮ, ЕСЛИ ОНО РАСЧИТАНО НА ДВОИХ.
  • НЕ СТАВЬ НА СИДЕНЬЯ СУМКИ И ПАКЕТЫ, ЕСЛИ КТО-ТО СТОИТ РЯДОМ И ДРУГИХ СВОБОДНЫХ МЕСТ НЕТ.
  • УСТУПАЯ КОМУ-ТО МЕСТО, МОЖНО СКАЗАТЬ «САДИТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА», МОЖНО СДЕЛАТЬ ЭТО МОЛЧА.
  • ОБРАЩАТЬСЯ К СТОЯЩЕМУ РЯДОМ ЧЕЛОВЕКУ С ПРОСЬБОЙ ПЕРЕДАТЬ ДЕНЬГИ НА БИЛЕТ СЛЕДУЕТ ВЕЖЛИВО И СПОКОЙНО «ПОЖАЛУЙСТА, ПЕРЕДАЙТЕ» НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОБЛАГОДАРИТЬ ЗА ОКАЗАННУЮ УСЛУГУ.
  • НЕ ВХОДИ В ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ С МОРОЖЕННЫМ, ПИРОЖКАМИ, ПИРОЖНЫМ И Т.Д.,ЧТОБЫ НЕ ИСПАЧКАТЬ ОДЕЖДУ СВОЮ И ПАССАЖИРОВ. НЕ СОРИ И НЕ СТРЯХИВАЙ СНЕГ ИЛИ ДОЖДЕВЫЕ КАПЛИ С ОДЕЖДЫ.
  • ЧИХАЯ И КАШЛЯЯ, ПОЛЬЗУЙСЯ НОСОВЫМ ПЛАТКОМ.
  • НЕ ПРИВОДИ Я В ПОРЯДОК СВОЮ ВНЕШНОСТЬ, НЕ ЧИСТИ НОГТИ, НЕ КОВЫРЯЙ В ЗУБАХ, УШАХ ИЛИ НОСУ.
  • НЕ ЗАГЛЯДЫВАЙ В ГАЗЕТУ ИЛИ ЖУРНАЛ ДРУГОГО ПАССАЖИРА, ЧТОБЫ НЕ БЕСПОКОИТЬ ЕГО.
  • НЕ РАЗГЛЯДЫВАЙ ПАССАЖИРОВ.
  • НЕ ПЕРЕГОВАРИВАЙСЯ ГРОМКО СО СВОИМИ СПУТНИКАМИ, НЕ СМЕЙСЯ ГРОМКО.
  • НЕ ПРИСЛУШИВАЙСЯ К РАЗГОВОРАМ ДРУГИХ ПАСАЖИРОВ.
  • К ВЫХОДУ ГОТОВЬСЯ ЗАРАНЕЕ, ЧТОБЫ НЕ ПРОБИРАТЬСЯ ПОТОМ ЧЕРЕЗ ТОЛПУ ПАССАЖИРОВ.
  • НАПРАВЛЯЯСЬ К ВЫХОДУ, СПРАШИВАЙ СТОЯЩИХ ВПЕРЕДИ, НЕ ВЫХОДЯТ ЛИ ОНИ, В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ОНИ ЕДУТ ДАЛЬШЕ, ВЕЖЛИВО И СПОКОЙНО ПОПРОСИ ПРОПУСТИТЬ ТЕБЯ.
  • МУЖЧИНЫ И МАЛЬЧИКИ ВЫХОДЯТ ПЕРЫМИ И ПОМОГАЮТ СПУСТИТЬСЯ СВОИМ СПКТНИЦАМ.

Мой дом наведу порядок в нем

Воспитание у детей культуры поведения, желание поддерживать чистоту и порядок в доме, в группе, на участке.

содержание

У каждого человека есть свой дом, который не только является местом жительства, но и характеризует его личность: беспорядок в доме показывает, что главная черта его хозяина – проявляемая во всем Беспорядочность. Человек не любящий свой дом и не делающий ничего, чтобы сделать его чистым, красивым, невнимателен к своим близким и друзьям.

Пригласить гостей в грязный дом – значит показать неуважение к ним. Следить за домашней чистотой и порядком необходимо.

Работа над понятиями;

дом, наведение красоты, соблюдение порядка, следить за домом, уют, хозяин дома.

примерные вопросы:

  • Для чего человеку нужен дом?
  • Расскажите о доме, в котором вы живете (квартира, комната)
  • Как вы помогаете маме или бабушке содержать дом в чистоте?
  • Кто создает в доме уют? Что такое Уют?
  • Какая одежда должна быть на человеке, убирающемся в доме: чистая и красивая; опрятная; новая; грязная, старая и дырявая; трудно или легко отстирываемая? Почему вы так думаете?

Сима пришла из детского сада и расстроилась: в ее комнате грязно и не уютно, носки валяются под кроватью на стуле лежит белье. «Бабушка, - закричала Сима, - ну что же ты не убралась в моей комнате? Как я буду в такой грязи?» Ничего не сказала бабушка.

  • Как вы думаете, почему?

Закрепление:

В детском саду ежедневно дают поручения по наведению порядка и чистоты. Уборку группы детскими силами можно проводить регулярно: к празднику, родительскому собранию и т.п.

Чтение К. Чуковского «Федорино горе».

Работа с родителями

Необходимо приучать ребенка отвечать за порядок в своей квартире, комнате. Важно чтобы с детских лет ребенок любил свой дом, помогал взрослым в создании в нем красоты и порядка. Похвала и поощрение способствуют закреплению в сознании дошкольника убеждения в необходимости жить в уютном, красивом и чистом доме. Напоминать ежедневно терпеливо и спокойно о том, что следует свои вещи и игрушки на место. Этому учат и девочек и мальчиков. Таким образом, воспитывается чувство ответственности за свой дом.

зачем человеку завтракать обедать и ужинать

обогащать словарь детей словами – аппетит, клетки, жиры, белки, углеводы. Приучать детей к правильному режиму. Дать детям понять, что организм сам регулирует количество принимаемой пищи, необходимое ему для нормального роста и развития.

материал

Иллюстрации с изображением белковой и углеводной пищи, строение внутренних органов человека.

содержание

Если задать вопрос – зачем человек ест?

Можно сразу ответить – чтобы не умереть с голоду. Так-то оно так, но почему пища так важна для жизни?

Наверно, трудно это объяснить. Не беда, попробуем в этом разобраться вместе.

Для начала хочу спросить, знаете ли вы, что наше тело состоит из удивительных, крохотных частичек – клеток?

Каждая клетка – живой организм, она живет, дышит, растет, стареет и умирает.

Только 2-3 месяца живут клетки, которые придают нашей крови красный цвет.

А клетки, которые живут внутри желудка, стареют и умирают уже через 5 дней! Отжившие клетки заменяются новыми. На смену им рождаются молодые клетки. Так продолжается всю жизнь человека.

Догадайтесь, откуда берется материал для этой непрерывной работы?

Верно, из пищи.

В детском возрасте потребность в пище особенно велика. Дело в том, что у всех людей клетки одинакового размера. Но у высоких людей их больше, чем у детей. А вы растете, а это значит, что количество клеток в твоем теле день за днем прибавляется.

А все вещества, необходимые для роста и развития твоего организма, приходят с пищей, которую ты потребляешь.

Вот почему нужно слушать взрослых, когда тебе говорят: Ешь хорошо, а то не вырастешь!

Недостаток питательных веществ замедлит образование и рост новых клеток.

Из этих веществ и состоит вся наша пища – белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода.

Теперь, вы понимаете, почему пища так важна для жизни? Но это еще не все. Нужна нам пища еще и потому, что это «топливо», которое согревает наше тело и приводит в движение разные органы. При переваривании пищи в организме выделяется энергия, которая нужна нам для того, чтобы дышать и говорить, ходить и бегать, играть и работать. Она необходима для поддержания нормальной температуры тела, работы мозга, сердца, почек, и всех тех клеток организма.

Зачем организму нужно переваривать пищу, «расщеплять» ее на мельчайшие частицы?

Да затем, что только в таком виде пища становится доступной клеткам нашего тела. Ведь клетки очень – очень маленькие.

Детям обжорство так же вредно, как и голодание.

Вы должны получать каждый день определенное количество пищи. Ребята с избыточным весом менее подвижны, быстро устают, но самое главное превышение веса приводит ко многим болезням. Мало есть тоже вредно. При недоедании ребенок слабеет, худеет, быстро устает от физических нагрузок, болеет и плохо растет.

Нужно, чтобы твое питание было разнообразным. Для переваривания пищи организму требуется часа три. Вот и есть нужно примерно часа через три с половиной – четыре часа.

Постарайтесь кушать в одно и то же время. Надеюсь, сейчас вы поняли, почему так важно соблюдать режим, почему так важно завтракать, обедать и ужинать? Для того чтобы быть здоровым, сильным, бодрым!

Таблетки растут на грядке

Дать знания об овощах, познакомить с понятием витамины, вырабатывать заботливое отношение к близким и желание им помочь

проводится инсценировка с участием Хрюши и Степашки. У Хрюши завязано горло, у Степашки – корзинка с овощами.

Герои здороваются. Степашка спрашивает Хрюшу, почему он грустный. Тот отвечает, что у него болит голова и ему очень плохо, хочется полежать. Степашка спрашивает Хрюшу, куда он идет. Хрюша отвечает в аптеку, покупать лекарства и витамины, чтобы вылечиться. Степашка учит Хрюшу, как нужно правильно поступить: «Если ты заболел, то надо вызвать врача, только врач может вылечить больного. Но ты, Хрюша, скорее всего, просто неправильно питался и поэтому ослаб. Ну-ка расскажи нам честно, чем ты питался в последнее время». Хрюша признается – мороженым, шоколадом, печеньем, вафлями. Воспитатель предлагает детям объяснить Хрюше, что он делал неправильно.

Затем воспитатель обсуждает вместе с детьми, какие продукты надо есть, чтобы быть крепким, здоровым и меньше болеть.

Дети замечают у Степашки корзину и интересуются, что в ней. Степашка сообщает «витамины». Дети удивляются ведь на самом деле там лежать овощи. Проводится беседа об огороде, о том, как и где, растут овощи и как за ними надо ухаживать, чтобы они выросли крупными и сладкими.

Предлагаем детям рассмотреть, что принес Степашка в корзине. Дети рассматривают и называют каждый овощ. Степашка объясняет, почему овощи – витамины, рассказывает, как они полезны и почему их надо кушать круглый год.

Степашка предлагает поиграть в игру «Чудесный мешочек». После игры. Степашка передает овощи Хрюше – пусть он ест витамины и будет здоровым. Хрюша благодарит друга, заглядывает в корзину и сообщает, что в ней много моркови: угощает детей.

Знакомимся со своим организмом

Закрепить элементарные знания об органах человеческого тела и их функционировании.

В.: Сегодня мы поговорим о нас. Как можно всех нас назвать, одним словом? (Люди). А одного из нас? (Человек). Все люди разные – женщины и мужчины, девочки и мальчики, дети и взрослые. Давайте подумаем, чем же разные люди отличаются друг от друга.

Показывает картинки с изображением девочки и мальчика. Дети рассматривают сначала картинки, а потом – девочку и мальчика из группы. Находят отличия в прическе, одежде, чертах лица. Затем рассматривают изображения молодого человека и старого человека, находят отличия в осанке, прическе, одежде.

Показывает плакат с изображением внутренних органов. Посмотрите, что есть внутри каждого из нас. Благодаря этим органам мы живем, дышим, думаем. Какой орган в организме самый главный?  Правильно СЕРДЦЕ, его еще называют мотором организма.

Дети показывают сердце на плакате; сжимают кулак, чтобы определить размер своего сердца; находят примерное местоположение сердца в своем теле; слушают биение сердца. Воспитатель просит детей попрыгать, а потом еще раз послушать, как бьётся сердце. Дети понимают, что после физической нагрузки сердце бьётся сильнее, быстрее.

Благодаря каким органам мы дышим? ЛЕГКИЕ

Дети находят легкие на плакате, рассматривают их. Затем прикладывают ладони к груди и делают глубокий вдох и выдох: чувствуют, как расширяются и сжимаются легкие.

Какие органы вы еще знаете?

Дети рассказывают о других органах и находят их на плакате. В. уточняет и расширяет знания детей.

Нужно ли человеку знать о том, как устроен его организм? Зачем, ему это знание? (Помогают заботиться, о своем здоровье)

Далее обсуждаются как можно заботится о своем организме, неблагоприятные для здоровья ситуации, - долгое сидение у телевизора, компьютера, малая подвижность и т.д.

Если с детства заботится о своем здоровье, то они обязательно вырастут крепкими и сильными и смогут заниматься любимым делом.

Полезная и вредная пища

дать понятие о правильном питании; закрепить знания о продуктах питания; вызвать желание заботится о своем здоровье; учить проявлять заботу.

Педагог предлагает приготовить обед для кукол, которые живут в группе.

Сначала нужно решить, что мы будем готовить. Давайте приготовим то, что вы больше всего любите кушать. (Каждый ребенок называет свои любимые люда). Как много вы всего назвали, молодцы. Но, наверное, нашим куклам не стоит так много всего есть. Ведь, если съесть слишком много пищи, может заболеть живот, может тошнить. А что еще может произойти? (Дети делятся соответствующим жизненным опытом)

Давайте решим, что мы приготовим. Сегодня у нас будет не праздничный, а обычный обед. Что мы с вами едим на обед каждый день? (Суп, второе, салат, хлеб, компот.) Нам нужно купить все необходимое в магазине.

Все идут в «Магазин», роль продавца выполняет воспитатель, который спрашивает, что дети хотят купить. В диалоге воспитателя и детей называются полезные продукты. Продавец, «делая рекламу», расхваливает все продукты, в том числе конфеты, пирожные и другие сладости. Но дети должны выбрать продукты только для обеда, а не покупать все, что им хочется.

Все вместе готовят обед и накрывают на стол, затем кормят кукол. В процессе идет разговор о том, что полезно и нужно есть на обед, а что не очень полезно; Какие продукты нужно есть реже, чем остальные.

Как организм человека перерабатывает пищу.

Познакомить с пищеварительным трактом; Воспитывать осознанное отношение к употреблению пищи; Закрепить представление о здоровой пище; Учить сервировать стол.

Что значит – человек сыт, голоден? Когда человек бывает сыт? Сколько раз в день человеку нужно есть? Как называют регулярный прием пищи? (Ответы детей).

давайте посмотрим на картинку и поймем, как идет пища внутри организма. Сначала пища попадает в рот, смачивается слюной и идет по пищеводу в желудок. (Дети находят месторасположение желудка в своем организме.) В желудке есть специальная жидкость (желудочный сок), которая пропитывает пищу и растворяет даже твердые кусочки. Но когда в желудок попадает хорошо пережеванная пища, ему легче с ней справиться. Переварившись в желудке, пища переходит в кишечник – тоннель с мягкими ворсистыми стенками. Длина кишечника – приблизительно 7 – 9 метров. (Показывает детям веревку соответствующей длины.) В теле человека кишечник свернут. Переваренная пища идет по кишечнику, и в это время ее полезные вещества забирают себе разные органы. А все, что организму не нужно, мы отбрасываем в туалет.

На столе разложены карточки с изображением продуктов. Детям предлагается разложить карточки на три группы.

  1. продукты, без которых человек не может прожить (хлеб, молоко, яйца, фрукты, овощи, крупа и т.д.)
  2. продукты, без которых человек может обойтись (конфеты, вафли, торты, печенье и т.д.)
  3. продукты, вредные для здоровья (чипсы, гамбургеры, кока – кола и т.д.)

Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации – инструкции по сервировке стола. Дети рассказывают о том, как сервируют стол дома и в детском саду. Правильно сервируют стол для куклы, которая принимает гостей.

здоровье – главная ценность человеческой жизни

Воспитывать потребность в организации правильного образа жизни; способствовать формированию желания сохранить и укрепить свое здоровье путем выполнения физических упражнений, соблюдения режима дня и т.п.

Воспитатель: Как люди приветствуют друг друга при встрече? Давайте поговорим о слове «Здравствуйте». Что оно означает? Здороваясь, один человек как будто желает другому здоровья. Ведь здоровье – самая главная ценность, данная человеку.

Опишите здорового человека. Какой он? (Ответы детей.) Когда мы здоровы, нам хочется играть, заниматься; У нас доброе, приветливое настроение, нам просто хорошо. Давайте теперь подумаем, как чувствует себя заболевший человек? Вспомните, что чувствовали вы, когда болели? (Ответы детей.) Когда человек болен, ему ничего не хочется делать. У него плохое настроение, иногда он плачет. О чем думает больной человек? Что он хочет? (Ответы детей.) Конечно, больному хочется как можно скорее вылечиться. Для того чтобы вылечиться, нужно принимать горькие лекарства, делать уколы. Вспомните, как вас лечили ваши близкие и врач. (Ответы детей.)

Взрослые часто винят себя как в своей болезни, так и в болезни своих детей. Всегда ли люди сами виноваты в том, что заболели? (Ответы детей.) Конечно, часто мы заболеваем потому, что не следим за своим здоровьем. Но происходит не всегда. Ведь у человека, независимо от его поступков, могут заболеть сердце, желудок и другие органы. Впрочем, наиболее частых – простудных заболеваний мы с вами можем избежать. Что нужно делать для этого? Дети отвечают на вопрос. Воспитатель побуждает детей задуматься о правильном выборе одежды и пищи, чистоте рук, ограничении контактов с простудившимися, занятиями физкультурой, режиме дня. Все вместе рассматривают соответствующие иллюстрации.

Чем вы можете помочь заболевшей маме, папе, брату или сестре? (Ответы детей.) Конечно, вы можете принести что-то по просьбе взрослого, выполнить посильную помощь, поиграть с младшим братом, сестрой. А самое главное – вы можете помочь создать тишину и покой дома – не шуметь, не требовать к себе лишнего внимания, не капризничать.

роль лекарств и витаминов

уточнить и закрепить знания детей о лекарствах и витаминах; дать понятия об осторожности при использовании лекарств и витаминов; подкреплять уверенность в необходимости ведения здорового образа жизни.

Воспитатель: Мы много говорили о здоровье и знаем, что здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни. Скажете, почему человеку так нужно быть здоровым? (Когда человек здоров, он бодр, энергичен, с удовольствием играет и работает.) А что должен

делать человек для того, чтобы сохранить свое здоровье? (Соблюдать режим дня, заниматься спортом, чаще бывать на свежем воздухе, правильно питаться.) К сожалению, люди все равно болеют, кто-то чаще, кто-то реже. Есть очень серьезные заболевания, которые лечатся долго и только в больнице. Но мы сегодня поговорим о простудных и вирусных заболеваниях, которыми люди болеют наиболее часто. Что это за болезни? (Ангина, грипп, обычная простуда.) Эти болезни можно победить и домашних условиях, но чаще всего с помощью врачей.

Давайте вспомним, что нужно сделать, если кто-то заболел. (Вызвать врача на дом или сходить на прием к врачу в поликлинику.) Как же врач лечит заболевшего? (Он прописывает ему лекарства.) Лекарства бывают разными. В каких формах выпускаются лекарства? Знаете ли, вы какие лекарства есть у вас дома и где они хранятся? (Ответы детей.) Многие из вас не смогли ответить на этот вопрос. И это хорошо. Взрослые всегда должны убирать лекарство в недоступное для детей место. Многие лекарства выглядят привлекательно, да и на вкус приятны. Но это не значит, что они всегда и для всех безвредны. Лекарства предназначены только для лечения. Лечиться ими можно только под руководством врача или опытных взрослых людей. Одна красивая таблетка может нанести непоправимый вред здоровью человека. Именно поэтому детям лучше вообще не знать, где находятся лекарства. Ведь пользоваться лекарствами самостоятельно дети не должны.

Показывает яркие упаковки с витаминами.

А что это такое? (Витамины) Для чего они нужны? Можно, ли вылечится, принимая только витамины? Как вы думаете, витамины это лекарства или конфеты? Правильно ни то, ни другое. Витамины не лечат организм, как лекарства, а лишь укрепляют его, помогая противостоять болезням. И хотя витамины сладкие и вкусные, есть их как конфеты нельзя. Витамины, съеденные в большом количестве, нанесут вред здоровью. Помните – детям нельзя есть витамины всегда, когда захочется.

Мои помощники

уточнить и закрепить знания детей о внешнем строении человеческого тела; дать понятие о назначении и важности органов чувств; вызвать желание бережно относится к жизненно важным органам.

Дети рисуют людей, которые идут, стоят, играют, работают и т.д. (можно внести готовые картинки), затем рассматривают рисунки.

Воспитатель можем ли мы по изображению понять, чем занимается человек? Как мы это можем понять? ( Ответы детей.) Да, действительно, по положению рук и ног человека, изображенного на рисунке, по его позе мы можем догадаться, что он делает. Мы с вами знаем, для чего нам нужны руки и ноги; почему мы называем руки и ноги своими помощниками. При помощи ног мы ходим, бегаем, прыгаем, приседаем; Руки помогают нам выполнять необходимые для жизни действия. Какие? (Дети перечисляют, что они делают при помощи рук – держат ложку, кружку, причесываются, одеваются, рисуют и т.д.)

Посмотрите на свои руки, из каких частей они состоят? Какую работу выполняет каждая часть руки? Как вы думаете, почему рука подвижная? (Ответы детей.)

Затем дети рассматривают ноги. Сравнивают руки и ноги взрослого и ребенка (по рисунку). Обращаем внимание на то , что все они разные по размеру, но одинаковые по строению.

Воспитатель: Нарисуйте крупно лицо. Заметьте, все лица получились разными, но все же у них есть что-то общее (глаза, нос, уши, рот). Мы называем их органами чувств, А почему им дано такое название? (Ответы детей.) Да, носом мы чувствуем запахи, глазами мы видим свет, ушами мы слышим, т.е. чувствуем звук, губами мы чувствуем температуру пищи, а языком – ее вкус. Теперь  понятно, почему все эти органы называют органами чувств – с их помощью мы что-то чувствуем. (Проводится беседа об органах чувств, о необходимости бережного отношения к ним.)

О жадности и жадинах

Способствовать формированию нравственной культуры; формировать потребность преодолевать в себе негативные качества характера; развивать умение анализировать свои поступки

Послушайте одну очень интересную сказку.

Жила - была в лесу семья медведей: мама, папа и три медвежонка. Были они большие шалуны. Часто убегали из дома без разрешения и дрались между собой. Папа и мама, что только не делали, чтобы их дети были дружными, но ничего не помогало. Но и это было не самое страшное. Самым неприятным было то, что дети никак не могли поделить между собой, сладости, игрушки и одежду, которые покупали им родители. Как только были слышны урчание и возня из их комнаты, так и знай, ребята - медвежата не могут что-то поделить между собой. А однажды произошёл такой случай. Шли медвежата к речке. Жарко было очень. Решили они под раскидистым дубом передохнуть. Подошли они к дубу и смотрят под ним лежит огромный круглый сыр, а на дубу сидит ворона и горько плачет. Медвежата спросили у вороны «Ворона, ты чего плачешь?» «Как же мне не плакать» - Ответила ворона. «Я хотела этот сыр отнести в свое гнездо, да он оказался слишком тяжелым, и я не смогла его удержать и уронила». Медвежата засмеялись и говорят «Ничего мы тебе поможем» сказали медвежата, глядя на сыр. Они схватили сыр и убежали с ним в лес. «Давайте - сказал один из братьев - поделим сыр поровну» Медвежата согласились «Я буду делить сыр» - сказал старший брат, «Нет!» - закричали другие медвежата, ты возьмешь себе больше. «Лучше я буду делить» - сказал средний медвежонок, но ни ему, ни третьему медвежонку братья не доверили делить сыр. А пока они спорили и шумели, на их шум прибежала лиса и унесла сыр в свою нору. Медвежата еще долго спорили и ссорились, когда же они, наконец, договорились было уже слишком поздно. И они ни с чем вернулись домой, с тех пор они больше никогда не ссорились и не жадничали.

  •  Понравилась ли вам сказка?
  •  О чем идет речь в сказке?
  •  Бывают ли люди такими же как эти медвежата?

(Дети рисуют жадность)

  •  Как вы думаете, легко ли жадному человеку?
  •  Почему вы считаете, что нет?
  •  Чем отличается бережливость от жадности?
  •  Как помочь жадине перестать им быть?

Доброта

Ц: Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, учить доброжелательности стремлению понимать друг друга

З: Развивать представление о доброте, воспитывать стремление совершать добрые дела, развивать самооценку; речь, мышление, умение связно выражать свои мысли, развивать коммуникативные навыки.

Ребята сегодня мы с вами поговорим о доброте.

доброта, что обозначает это слово? (Ответы детей)

Это все хорошее, светлое, улыбки, солнце.

Какого человека можно назвать добрым? (Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Бережет природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)

А как, вы думаете, с чего начинается дружба?

С улыбки.

послушайте песню «Улыбка» Звучит песня «Улыбка»

Так что же такое доброта? (Ответы детей).

Мне кажется, были случаи, когда вас обижали?

Скажите, что вы чувствовали при этом? (Ответы детей.)

Как вы думаете, справедливо с вами поступили?

Игра «Сказочный герой – добрый или злой?»

В сказках встречаются добрые герои и злые. Я буду называть героя а вы если это добрый – Хлопать, а если злой – топать.

Иван – царевич, Дюймовочка, Карабас – Барабас, Красная шапочка, Волк, Баба – Яга, Золушка, Кощей бессмертный, Крестная Фея, Змей горыныч.

Ребята как вы думаете чего больше добра или зла?

я буду называть слова, а вы замените их на противоположные:

Плохо – Хорошо

Зло – добро

война – мир

жадность – щедрость

грубость – вежливость

Жестокость – ласка

ложь – правда

предательство – преданность

Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше. Подумайте и скажите, какие добрые дела можете вы сделать.

Игра тренинг «Планета добра»

Дети положите руки на колени ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то. что я вам сейчас скажу (Звучит красивая мелодия)

Нарисуйте в своем воображении планету добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От нее исходит приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этой планеты в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе. Вас, обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Вы еще дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово. А теперь откройте глаза.

Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след, не только слова должны быть добрыми, но и дела.

Как вести себя в гостях

привить детям навыки культурного поведения в гостях.

Ребята, а вы умеете ходить в гости? (ответы детей.)

  • Приходить в гости надо в назначенное время, так вы покажете, что уважаете хозяина.
  • А вы знаете почему в гости следует надевать праздничную одежду?

Правила поведения при встрече приглашенных на день рождения:

  1. Гостей нужно обязательно встретить
  2. Невежливо спрашивать, что они принесли вам в подарок
  3. Подарки не прячут! Необходимо открыть коробочку или пакет, посмотреть и поблагодарить гостей, даже если подарок не понравился.
  4. благодарить не только за подарок, но и за внимание.
  5. подаренные фрукты и конфеты предложите гостям

Педагог читает отрывок из сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом»

Кошка:

Мой дом для вас всегда открыт!

Здесь у меня столовая,

Вся мебель в ней дубовая.

Вот это стул –

На нем сидят.

Вот это стол –

На  нем едят.

Свинья:

Вот это стол –

на нем сидят.

Коза:

Вот это стул –

его едят.

Кошка:

Вы ошибаетесь, друзья,

Совсем не то сказала я.

Зачем вам стулья наши есть?

На них вы можете присесть.

Хоть мебель не съедобна,

Сидеть на ней удобно.

Коза:

Сказать по правде, мы с козлом

Есть не привыкли за столом,

Мы любим на свободе

Обедать в огороде.

Свинья:

А посади свинью за стол, -

Я ноги положу на стол!

Ребята как вели себя гости?

Я надеюсь, что никто из вас не поступает, как герои этой сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста по правилам поведения на проезжей части улицы

уточнить представления детей о правилах уличного движения, проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для пешеходов, убедить в необходимости соблюдать их....

Беседа "Воспитание культуры поведения"

Создание благоприятного психологического климата в коллективе: расширить представления детей о разных народах и их культуре, формах и видах традиционных приветствий...

Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста по правилам поведения на проезжей части улицы

Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста по правилам поведения на проезжей части улицы...

Беседа " О культуре поведения"

Беседа  на формирование у детей доброжелательного, вежливого, уважительного отношения к окружающим людям.Формирование умения оценивать позитивные и негативные поступки сверстников.Развитие связно...

Беседа- диалог "Культура поведения в общественных местах"

1.Вводная беседаВоспитатель:Культура общения людей основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении тысячелетний. Со времен средневековья эти правила назы...

Беседы о культуре поведения.

Понятие культуры поведения детей дошкольного возраста и необходимость её воспитания.Важнейшие педагогические подходы к воспитанию культуры поведения детей в детском саду. Методика формирования культур...

Сборник бесед по культуре поведения для детей дошкольного возраста

В сборнике представлены нравственные беседы, направленные на воспитание у дошкольников умения общаться, углубление интереса детей к социальному миру. Беседы познакомят детей с оптимальными формами пов...