РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации направления «Познавательное развитие» Ознакомление с природой Средняя группа
рабочая программа (средняя группа) на тему

Степанова Ирина Алексеевна

(Соломенникова О.А.)

по программе «От рождения до школы»

под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

на 2017 – 2018 учебный год

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Согласовано»                                                                                            на педагогическом совете

Протокол  №1

от «30 » августа 2017 г.

         Утверждено

            Заведующим «МБДОУ №133»

              Лушиной М.Ю.

                           Приказ №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по реализации направления

«Познавательное развитие»

Ознакомление с природой

Средняя группа

(Соломенникова О.А.)

по программе «От рождения до школы»

под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

на 2017 – 2018 учебный год

                                                                                                Автор - составитель:

                                                                                                Степанова И.А.

                                                     1. Пояснительная записка

                                          Направление: Познавательное развитие.

                                                   Ознакомление с природой.

Цели и задачи

- Расширять представления детей о природе.

-Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем), птицами (волнистые попугайчики,

канарейки).

- Знакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видов и способами передвижениями.

- Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).

- Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук), и ягодами (малина, смородина, крыжовник),

с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).

- Закреплять знания о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум,  герань, бегония, примула и др.), способами ухода за ними.

- Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).

- Расширять представления детей о свойствах песка, глины и камня.

- Организовать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой.

- Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т.п.).

- Учить детей замечать изменения в природе. Рассказывать об охране растений и животных.

                                                  Cезонные наблюдения:

Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки,

ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.

Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало - исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т.д.).

Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи. Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы.

Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их. Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки и снег в теплом помещении тают.

Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.

Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились

подснежники, появились подснежники, появились насекомые.

Рассказать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.

Формировать представления детей о работах, проводимых в весенний период в саду и огороде. Привлекать детей к работе в огороде и цветниках.

Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое, чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются. В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины.

Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и грибы; у животных подрастают детеныши.

Принципы:

 принцип развивающего образования;

 принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание

Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной

педагогики);

 соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;

 обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;

 принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными

возможностями и особенностями детей;

 построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с

детьми.

                                                Формы работы с детьми:

- Непосредственно образовательная деятельность (занятия),

- Совместная деятельность со взрослым, осуществляемая в процессе организации

различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,

познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения и

др.),

- Самостоятельная деятельность детей.

                                              Организационные условия

                                                          Количество (оод)

        В неделю

                      В месяц

                 В год

1 раз

в 2 недели

                           2

                      18

           20 мин.

                       40 мин.

                 6 часов

Продолжительность НОД для детей средней группы составляет 20 мин. в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13. В середине НОД проводится физкультминутка.

В совместной деятельности проводится:

- просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач о сезонных изменениях в природе и др.;

- чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских

иллюстрированных энциклопедий;

- беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя

детям об интересных фактах и событиях, ситуативные разговоры с детьми;

- наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;

- изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, гербариев и пр.;

- проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;

- оформление тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок

детского творчества, уголков природы;

- викторины, сочинение загадок;

- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.),

произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного,

книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности и т.д.

                                                 Условия реализации

Деятельность детей в развивающих центрах в группе: «Центр познания (познавательно-исследовательской деятельности)», «Лаборатория», «Центр воды и песка», «Центр конструирования» и др.

Раздаточный материал:

 наборы разрезных и парных картинок, карточки с изображением предметов.

Демонстрационный материал:

 Наглядные пособия: «Морские обитатели»«Рептилии и амфибии», «Ягоды садовые», «Ягоды лесные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Животные — домашние питомцы», «Собаки—друзья и помощники»,

«Животные жарких стран», «Животные средней полосы», «Насекомые», «Высоко в

горах», «Арктика и Антарктика», «Деревья и листья», «Овощи», «Фрукты», «Цветы» и

пр., предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок, макеты предметов ближайшего окружения, серии картин пейзажистов «И.Шишкина», И.Левитана, В. Серова, И. Гарбара и т.д., Серии картин анималистов Е.Чарушина,

В.Ватагина, серии книг художников – иллюстраторов: Ю.Васнецова, Е.Рачева, И.Билибина и др.

Игровой материал:

Лото, домино, чудесный мешочек, разрезные картинки и др., настольно – печатные и дидактические игры «Найди дерево по описанию», « От какой ветки детки?», «Съедобное не съедобное», «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки»,

«Овощехранилище», «Почтальон принес письмо», овощи и фрукты (муляжи), гербарий

листьев, шишки деревьев и кустарников и пр.

ИКТ: презентации, компьютерные развивающие игры.

Дидактические игры для интеллектуального развития, настольно-печатные игры.

Прогнозируемые результаты

К концу года дети могут:

- Называть домашних животных и знать, какую пользу они приносят человеку.

- Различать и называть некоторые растения ближайшего окружения.

- Называть времена года.

- Знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе.

Проведение контрольных мероприятий:

Мониторинг освоения образовательной программы проводится 2 раза в год: в октябре и апреле. Мониторинг проводится на основе наблюдения, анализа продуктов детской деятельности и критериальных диагностических методик, рекомендованных по программе «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), реализуемой в ДОУ.

                                                            СОДЕРЖАНИЕ

                                                  Ознакомление с природой

            Дата

          Тема

    Объем в часах

Примечание

12.09.2017

Что нам осень принесла?

20 мин

26.09.2017

У медведя во бору грибы, ягоды беру…

20 мин

10.10.2017

Прохождение экологической тропы

20 мин

24.10.2017

Знакомство с декоративными птицами (на

примере канарейки).

20 мин

07.11.2017

Осенние посиделки (беседа о домашних

животных).

20 мин

21.11.2017

Скоро зима! (Беседа о диких животных в

лесу).

20 мин

05.12.2017

Дежурство в уголке природы.

20 мин

19.12.2017

Почему растаяла снегурочка?

20 мин

16.01.2018

Стайка снегирей на ветках рябины.

20 мин

30.01.2018

В гости к деду-природоведу.  (Экологическая

тропа зимой).

20мин

13.02.2018

Рассматривание кролика.

20 мин

27.02.2018

Посадка лука.

20 мин

13.03.2018

Мир комнатных растений.

20 мин

27.03.2018

В гости к хозяйке луга.

20 мин

10.04.2018

Поможем Незнайке вылепить посуду. (Лепка

из глины).

20 мин

24.04.2018

Экологическая тропа весной.

20мин

08.05.2018

Диагностическое задание 1. Определить

представления детей об овощах и фруктах.

20 мин

22.05.2018

Диагностическое задание 2. Выявить уровень

преставления детей о домашних и диких

животных.

20 мин

Итого: 6 часов

                                       

                                           3. Методическое обеспечение

1. Программа «От рождения до школы »(под ред. Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М, А

Васильевой.), Мозайка-синтез Москва 2014.

2. О.А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.- М.:

МОЗАЙКА-СИНЕЗ, 2015.

3. Дыбина О.В., Разманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Виноградова Н. Ф. Рассказы – загадки о природе. Книга для детей 5-6 лет. –М.:Вентана-Гриф, 2005.

5. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и

родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2004.

6. Шорыгина Т. А. Злаки. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2007.

7. Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.

– М.: ГНОМ и Д, 2000

8. Шорыгина Т. А. Ягоды. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.

– М.: ГНОМ и Д, 2007

9. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: ИЦ «Академия», 2005.

10. Рыжова Н. А. лаборатория в детском саду и дома. Учебно – методический комплект:

Методическое пособие и СД – диск. – М.: Линка-Пресс, 2009.

11. О.В. Дыбина. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет.

12. О.В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

детского сада. Конспекты занятий.

13. О.В. Дыбина. Рукотворный мир: Игры-занятия для дошкольников.

14. О.В. Дыбина. Творим, измеряем, преобразуем: Игры-занятия с дошкольниками.

15. О.В. Дыбина. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников.

16. О.В. Дыбина. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов.

17. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре.

Электронные ресурсы www/ kinder-garten.narod.ru

                                 Дополнительная литература для педагога

1. И. Соколов – Микитова «Еж»

2. Г. Скребницкий «Четыре художника»

3. И. Соколов – Микитов «Осень в лесу», «Белки», «Улетают журавли», и др.

4. Т. Анисимова «Стихи и сказки для маленьких»

5. С. Маршак «Кошкин дом», «Радуга», «Почта», «Сказка о глупом мышонке»

6. К. Чуковский «Тараканище»

7. А. С. Пушкин «Сказки»

8. М. Л. Михайлов «Два Мороза»

9. К. Ушинский «Четыре желания»

10. В. Бианки «Приключения муравьишки»

11. «Русские народные сказки»

12. М. Пришвин «Этажи леса», «Медведь»

13. Е. Чарушин «Волчишко»

14. Л. Катаева «Таежный хоровод»

15. М. Капсаргина «Ель»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по реализации образовательной области "Физическая культура" для детей средней группы компенсирующей направленности

СодержаниеI . Целевой раздел1.1.   Пояснительная записка1.2.   Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников1.3.   Планииуемые результаты освоения  Программы...

Рабочая программа по реализации образовательной области "Физическая культура" для детей средней группы компенсирующей направленности

СодержаниеI . Целевой раздел1.1.   Пояснительная записка1.2.   Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников1.3.   Планииуемые результаты освоения  Программы...

Рабочая программа по реализации направления "Физическое развитие"

Рабочая программа по реализации направления "Физическое развитие"...

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» для детей второй младшей группы

Рабочая программа предназначена для организации образовательной деятельности с детьми   младшей группы  3-4 года по образовательной области познавательное развитие....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ («Познавательное развитие. Ознакомление с природой», старшая группа компенсирующей направленности) «Парки Санкт-Петербурга»

Возрастная адресованность: 5-6 лет.Цель: Продолжать знакомить детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга и области, с историей и культурой родного города.Педагогический замысел:Развивать познава...

Рабочая программа дополнительного образования кружка по развитию речи «Весёлый язычок» средняя группа

Рабочая программа дополнительного образования кружка по развитию речи «Весёлый язычок», предназначена для детей средней группы.Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают д...

"Приметы зимы" - электронный образовательный ресурс по познавательному развитию (ознакомление с природой) (Средняя группа)

Уважаемые коллеги, предлагаю Вам авторскую онлайн-игру по закреплению представлений детей о времени года "зима" с дошкольниками среднего возраста(4-5 лет).Игры не требуют установки и регистр...