Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством использования театральной деятельности и приобщения к духовно-нравственным ценностям в сказках русского народа.
статья на тему

Архипова Наталья Владимировна
Чуткость, милосердие, сострадание - это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. У каждой личности должны быть эти качества. В наше время мы наблюдаем некоторый «дефицит» этих качеств. Отчего так происходит?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_i_patriot.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством использования театральной деятельности и приобщения к духовно-нравственным ценностям в сказках русского народа.

Чуткость, милосердие, сострадание - это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. У каждой личности должны быть эти качества. В наше время мы наблюдаем некоторый «дефицит» этих качеств. Отчего так происходит?

Всё начинается с воспитания в детстве, и важно, чтобы ребёнок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребёнок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребёнка появляется собственное мировоззрение, Как же он смотрит на этот мир? С улыбкой и любовью или же, как завоеватель и потребитель, которого ничто не интересует кроме собственного «я» и своей выгоды? Ребенок, будет взрослеть, и жизнь поставит перед ним отнюдь не лёгкие проблемы. Останется ли он милосердным, великодушным, человечным? Станет ли помогать бедным, престарелым, родным, друзьям? Отзовется ли по-доброму его душа на нужды и беды общества?

В наше время очень велика роль телевидения и средств массовой информации. Очень часто то, что показывается по телевизору, не соответствует моральным устоям, которым учит воспитатель. А ведь именно, дети дошкольного возраста особенно восприимчивы к духовно-нравственному развитию, именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы и недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Кроме того, значимость духовно-нравственного воспитания, начиная с дошкольного возраста, обусловлена введением ФГОС, в котором одной из ведущих задач определено объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Общая характеристика сущности понятий «духовно-нравственное развитие» и «духовно-нравственное воспитание» личности представлена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания. (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) В Концепции отмечается: важнейшим средством является путь, выработанный человечеством в процессе исторического развития – включение ребёнка в культуру общечеловеческую и своего народа, где есть образцы и нормы знаний поведения, мировоззренческих, этических, эстетических и социальных оценок.

Воспитание чуткости, отзывчивости к горю и страданиям других людей - важная задача детского сада.

И здесь на помощь педагогам приходит детская книга. А именно сказки. Сказка - это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка - его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший его этап - инсценизация. Создание сказок - один из самых интересных для детей видов поэтического творчества. Вместе с тем это важное средство умственного развития. Сказка, игра, фантазия - животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Многолетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребенка под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мысли, который пробуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств - живой реальностью мышления. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки - живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детского мышления и детской речи как определенной ступени человеческого мышления и речи.

Погружаясь в сказочный мир  русской народной сказки, ребенок живет в нём за своих героев, преодолевает препятствия, учится сопереживать, противопоставлять добро и зло, альтруизм и жадность, упорство и малодушие. Именно они говорят ребенку, что в мире есть несправедливость, что страх, сожаление и отчаяние - в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Русские народные сказки позволяют ребенку в доступной форме понять, что только доброта и самые светлые стороны души главных героев способны победить зло, несправедливость и глупость.

Сказки используются с давних времен. При помощи сказок наши предки передавали молодым поколениям свои знания, традиции, верования. В сказках отражен менталитет русского народа. В них отражаются стереотипы поведения, которые одобряются (положительные герои) или не одобряются (отрицательные герои) социумом. В русских народных сказках, которые передаются из поколения в поколения, есть столько подтекстов, столько символов, которые «записываются нам на подкорку».

Вы хорошо знаете, что каждая сказка чему-то учит малыша. Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом — чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество. И поэтому сказки нужно не просто читать малышам, а использовать в театрализованной деятельности. Использование театрализованной деятельности получило серьезное научное обоснование благодаря результатам научных исследований и педагогического опыта в области духовно-нравственного воспитания.

Современными учёными обоснованы специфические особенности театрализованной деятельности : одномоментность сопереживания, познавательность, эмоциональность, коммуникативность; живое воздействие художественного образа на личность.
Театрализованная деятельность является источником развития гуманных чувств, моральных переживаний ребёнка и содействует приобщению его к духовным ценностям. Подготовка и организация театрализованной деятельности приобщает детей к миру искусства, которое воздействует на душу ребёнка не только своим духовным содержанием, но и средствами выражения. Играя в театр, дети через образы, краски, звуки знакомятся с окружающим миром. Диалоговый характер общения со взрослым побуждает их активно мыслить, делать выводы и умозаключения. Ребёнок в работе над образом учится умению встать на позицию исполняемого персонажа, умению сопереживать.
Важно, чтобы влияние семьи и детского сада на ребенка шло в едином направлении. Хорошо если родители и дети не только читают сказки, участвуют в их инсценизации, но и посещают театры Санкт-Петербурга, где ребенок пребывает в роли зрителя, перед которым разыгрывают знакомое действо. Ребенок может со стороны оценить поведение знакомого героя, понять последствия его поступков. А после того как спектакль закончится ребенок сможет перенести тот опыт, который он получил в сказке, на реальную жизнь и изменить свое поведение.
 Театр – живое искусство, вот сейчас, вот тут актеры разыгрывают перед зрителями сцены из другой жизни, не такой, на первый взгляд, как настоящая, но потом приходит понимание того, что это про тебя, про твою жизнь, про твоих близких. Если театр может хоть на время просмотра спектакля сделать человека чуть-чуть лучше, то нельзя не использовать это для становления юных душ. 

«…. театр — единственный учитель нравственности, поведения, возвышенных идеалов, который никогда не наскучит ученику. … театр — ценнейшее дополнение к любому воспитательному учреждению для детей, и без него не совершенна самая прекрасная школа». М. Твен

Необходимо использовать в полной мере огромный потенциал театрализованной деятельности в плане формирования нравственных качеств личности ребёнка. Не забывайте, что театрализованная деятельность, в основе которой заложена игра, максимально созвучная природе ребёнка с фантазированием и сочинительством является одной из самых демократичных, доступных для детей видом искусства. Она позволяет решать актуальные проблемы духовно нравственного воспитания, делает жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и радостью творчества. Кроме того, театрализованная деятельность повышает нравственную культуру не только воспитанников, но и педагогов, родителей, служит укреплению сотрудничества детского сада с семьей.
Введите в мир театра малыша, и он узнает, как сказка хороша, проникнется и мудростью и добротой, и с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Солнышко»Обобщенный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Солнышко»  Семилетовой Людмилы Васильевны«Форми...

Проектная работа "Формирование духовно-нравственных представлений детей 4-5 лет посредством приобщения их к традициям русской народной культуры"

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и...

"Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством приобщения миру искусства"

консультация для родителей о том, что необходимо делать, чтобы сформировать у ребенка нравственные и социальные качества личности...

Музыка как средство формирования духовно-нравственных и патриотических качеств личности дошкольников

Статья посвящена духовно-нравственному и патриотическому воспитанию в процессе музыкальной деятельности дошкольников. Представлен личный опыт по формированию личностных качеств детей дошкольного возра...

Музыка как средство формирования духовно-нравственных и патриотических качеств личности дошкольников

Музыка как средство формирования духовно-нравственных и патриотических качеств личности дошкольниковСоколова Людмила  СтепановнавоспитательМКДОУ «Детский  сад №1 г,Камызяк»Россия...

Музыка как средство формирования духовно - нравственных и патриотических качеств личности дошкольника

Духовно - нравственное и партриотическое воспитание является неотьемлемой частью всестороннего развития ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры....