"Формирование ценностного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Чернощекова Ирина Александровна

Зачастую понятие «трудовое воспитание ребенка» вызывает негативную реакцию окружающих, связанную с тем, что труд понимается как тяжелая повинность, и основной довод, который приводят оппоненты трудового воспитания ребенка, - «Не лишайте ребенка детства, пусть поиграет!»

          Однако формирование мотивации к трудовой деятельности происходит именно в раннем дошкольном возрасте – она проявляется требованием ребенка «Я сам!». В старшем дошкольном возрасте у ребенка сохраняется интерес к трудовой деятельности и желание помогать взрослому, выполняя несложные поручения. Этими элементарными трудовыми действиями ребенок самоутверждается в том, что он уже взрослый. В более старшем возрасте ребенок теряет интерес к трудовой деятельности. Однако дети в раннем и более старшем возрасте могут негативно  относится к трудовой деятельности при определенных условиях: негативных высказываниях со стороны взрослых к труду других, отстранение детей от трудовой деятельности.

          Таким образом, стремится или нет ребенок быть субъектом труда, зависит от отношения к этому его ближайшего социального окружения, в первую очередь членов семьи, педагогов детской организации, которую ребенок посещает. Необходимо также отметить, что как содержание труда ребенка или взрослого, так и отношение к труду в истории было различным

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_ped_konferentsiyu.docx15.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование ценностного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации

 ФГОС ДО»

Зачастую понятие «трудовое воспитание ребенка» вызывает негативную реакцию окружающих, связанную с тем, что труд понимается как тяжелая повинность, и основной довод, который приводят оппоненты трудового воспитания ребенка, - «Не лишайте ребенка детства, пусть поиграет!»

        Однако формирование мотивации к трудовой деятельности происходит именно в раннем дошкольном возрасте – она проявляется требованием ребенка «Я сам!». В старшем дошкольном возрасте у ребенка сохраняется интерес к трудовой деятельности и желание помогать взрослому, выполняя несложные поручения. Этими элементарными трудовыми действиями ребенок самоутверждается в том, что он уже взрослый. В более старшем возрасте ребенок теряет интерес к трудовой деятельности. Однако дети в раннем и более старшем возрасте могут негативно  относится к трудовой деятельности при определенных условиях: негативных высказываниях со стороны взрослых к труду других, отстранение детей от трудовой деятельности.

        Таким образом, стремится или нет ребенок быть субъектом труда, зависит от отношения к этому его ближайшего социального окружения, в первую очередь членов семьи, педагогов детской организации, которую ребенок посещает. Необходимо также отметить, что как содержание труда ребенка или взрослого, так и отношение к труду в истории было различным.

        Историками и социологами доказано, что социальные изменения жизни человека накладывают отпечаток на его отношения к труду, в том числе к трудовому воспитанию детей. В рамках античного мировоззрения хозяйственный труд представлялся уделом рабов, недостойным занятием для свободного гражданина. Христианство изменило негативное отношение к труду. По мнению, А.Я.Гуревича, труд с приходом христианства стал пониматься как позитивная ценность, богоугодное дело. С развитием предприятий изменяется содержание труда: появляются новые производства, специальности. Научно-технический процесс также вносит существенные изменения в характер и структуру трудовой деятельности человека. Например, уборка в доме современного человека значительно отличается от уборки человека прошлого или позапрошлого века. Ребенок быстро осваивает бытовые приборы: пылесос, стиральную и посудомоечную машину и т.д. То же можно сказать и о профессиях, которые с течением времени изменяются: появляются новые профессии, уже известные наполняются новым содержанием. В настоящее время осталось не много профессий, которые  не связаны с какой-либо техникой, что было необязательно еще 20-30 лет тому назад.

        По мнению Л.И. Сайгушевой,  преобразования в содержании труда: автоматизация, компьютеризация, техническая реконструкция, внедрение передовых технологий – требуют повышения компетентности, культуры труда, развития таких свойств личности, как самостоятельность, инициативность, креативность, что повышает свободу выбора трудовой деятельности. От этого выбора зависит престиж человека в обществе, но это не умаляет значимости и ценности труда. Следовательно, ребенку дошкольного возраста можно объяснить ценность и значимость труда взрослых, показать разнообразие профессий, предоставить возможность их обыграть, чтобы получить элементарные представления о них, что будет способствовать развитию уважительного отношения к труду.

         Само отношение к труду, как в обществе, так и у каждого человека, может быть положительным, отрицательным или индифирентным. Однако труд всегда занимал одно из центральных мест в системе человеческих ценностей. Труд, уважение и достаток в народном сознании были взаимосвязанными понятиями, поэтому приобщение ребенка к трудовой жизни в семье начиналось очень рано. В крестьянских семьях ребенок при рождении получал «профессиональное напутствие» от повитухи, которая перерезала пуповину ребенка над инструментом, связанным с профессией, которую «пророчили» ему родители.

        В педагогике множество исследований посвящено как изучению трудовой деятельности, так и приобщению человека к труду. О необходимости приобщать детей к труду с раннего возраста писали Е.А. Аркин, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, которые отмечали, что труд ребенка должен быть посильным и интересным для него. Н.К.Крупская критиковала перегибы в «Социалистической системе трудового воспитания дошкольников» и перенесение форм и методов работы  со взрослыми на работу с детьми в рамках «единой трудовой школы»: проведение собраний, социалистические соревнования.

        По мнению многих исследователей, разделявших мнение В.А.Сухомлинского, «радость труда должна познаваться с детских лет» и главную роль в этом играет семья. Первыми формами организации  труда ребенка в семье они считают уход за собой, уборку постели, мытье посуды, уход за домашними животными и другую постоянно усложняющуюся домашнюю работу, которая формирует многие личностные качества ребенка: ответственность, волю, уважение к труду других людей, общительность и многие другие.

        Возможности трудового воспитания в детском саду  раскрыты в работах Р.С. Буре, Н.Г. Годиной, А.В. Запорожца, В.И. Логиновой, Т.А. Марковой и др. Формы, методы трудового воспитания и умения, которые могут вырабатываться у ребенка в процессе выполнения поручений и обязанностей, были прописаны в комплексных программах дошкольного образования: «Программа воспитания и обучения ребенка в детском саду», «Радуга», «Детство» и многих других.

        Несмотря на это Т. А. Куликова, Г.С. Малунова, Л.И. Сайгушева отмечают, что с середины 90-х годов трудовая проблематика в теории дошкольного образования практически отсутствует. В 2009 году в федеральных государственных требованиях к структуре  основной общеобразовательной программе дошкольного образования (ФГТ) был усилен акцент на содержание образовательной области «Труд», где  труд рассматривался многоаспектно: как ценность, как средство приобщения к человеческой культуре, средство социализации и формирования личности.

        В 2013 году был принят федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором среди прочих задач, перед педагогами стоят задачи усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей; формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества.

        Однако, как показывает практика, процесс организации трудовой  деятельности в детском саду в основном выстраивается на традиционном подходе: организации и руководстве взрослым трудом детей, что может выражаться в подавлении у ребенка стремления к самостоятельности, насильственном включении детей в трудовой процесс, игнорировании их интересов. Это противоречит современным подходам к образованию дошкольников, отраженным в федеральном государственном стандарте дошкольного образования.

Данная тема актуальна тем, что в ней можно раскрыть те формы и методы работы с детьми, которые позволят сформировать у них ценностное отношение к труду и его результатам в соответствии с современными требованиями к системе дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра как средство формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Аттестационная работа по формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр...

Формирование концепции «Я – ПЕТЕРБУРЖЕЦ» у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Доклад на городском семинаре для педагогов дошкольных образовательных организаций:«Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольного учреждения: проблемы и перспективы»...

Игровая деятельность как средство формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.

Успешное формирование ценностного отношения к здоровью у дошкольников во многом определяется целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работой, где ведущим средством выступает игр...

Современный взгляд на систему формирования этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Предлагаю свое видение на систему формирования этнической толерантности у старших дошкольников, а именно, воспитание основ толерантной культуры через интегративный подход....

«Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок  учебной деятельности при соблюдении требований к условиям ре...

Сообщение из опыта работы "Формирование ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Отчет по самообразованию по теме: Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников....

Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность исследования. В современных условиях модернизации образования одним из направлений развития является формирование основ культуры здоровья у подрастающего поколения. При этом определяющее ...