Статья по теме : "Подготовка дошкольников к обучению в школе" из опыта работы воспитателя
статья (подготовительная группа) на тему

Деревянченко Евгения Владимировна

Опыт воспитателя о подготовке детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_doshkolnikov_k_obucheniyu_v_shkole.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по теме “Подготовка дошкольников к обучению в школе” (из опыта работы воспитателя)"

Деревянченко Е.В., воспитатель

ГБДОУ начальная школа - детский сад  №682

 Приморского района Санкт-Петербурга

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

«Подготовка дошкольников к обучению в школе» (из опыта работы воспитателя).

    Под готовностью детей к школе мы понимаем готовность учиться. А это значит – умение получать знания, перерабатывать, воспроизводить и на этой основе получать новые.

    Готовить детей к школе мы начинаем с двухлетнего возраста. Занимаемся развитием сенсорики и мелкой моторики.

    Дважды в неделю дети ясельной и первой младшей групп приходят в экспериментальную группу, которая превращается в игровую комнату, где на одном столе располагается всё необходимое для игры с водой. Например, в тазике с водой лежат разные по цвету шарики, которые надо выловить ситечком и разложить по цвету; миска, из которой нужно набрать воду кружкой и налить её в бутылку, пользуясь воронкой; пипетка для переливания воды из одной ёмкости в другую и т. д.

На другом столе расставлены миски с крупой – в одной спрятаны ключики, их надо найти, в другой – манка и гречка. Чтобы сварить кашу, необходимо отделить манку от гречки – просеять через сито с ручкой; перебрать чечевицу и горох, а в прозрачную пластиковую бутылку с узким горлышком перебросать фасоль.

    На других столах разложены рамки-вкладыши, разрезные картинки, игрушки с сюрпризами, игры на шнуровку, на закручивание крышек и т. д. Для детей, которым требуется увеличить силу пальцев рук, изготовлены игры с бельевыми прищепками, канцелярскими скрепками: требуется прицепить прищепку на верёвку, натянутую между спинками стульев, на вырезанные из картона корзинку, ёлочку, ёжика. Все эти игры не только развивают у детей мелкую моторику и координацию, но и приучают их  к самостоятельности.

     Дети младшей группы также приходят в экспериментальную группу поиграть. Для них все игры расставляем на полках. Каждая игра в одном экземпляре. Дети самостоятельно выбирают игру и играют вместе с воспитателем, а затем всё аккуратно ставят на полку.

    В работе используем пальчиковые игры. Ведь давно доказано, что между речевой и двигательной функцией  руки существует тесная взаимосвязь. Чем выше развита двигательная и координационная активность руки, тем лучше развивается речь и меньше трудностей ребёнок будет испытывать в период обучения письму.

    В физкультурном зале дети играют в подвижные игры, ходят по ребристой доске, перешагивают через верёвочку, прыгают из обруча в обруч, играют с мячами и т. д.

    Детей младшей группы учим устанавливать причинно – следственные связи: видеть взаимосвязь погоды и одежды, зависимость от погоды снега зимой, песка летом.

    Наблюдения в природе активизируют любознательность ребёнка, воздействуют на его органы чувств, развивают его сенсорику, рождают чувство прекрасного.

    Незаменимое средство формирования духовного мира ребёнка – искусство. Занятия по ознакомлению с ним немыслимы без создания особой эмоциональной увлечённости. Она достигается с помощью живого слова воспитателя, музыки, игровых ситуаций. Весь арсенал средств направлен на то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить ребят.

    На таких занятиях дети могут организовать свою деятельность по собственному желанию (работать стоя, сидя, как им удобно), свободно перемещаться, подойти к товарищу, спросить совета. Воспитатели постоянно побуждают детей к речевому общению.

    В средней группе с детьми ведётся работа по звуковой культуре речи. Учим детей слышать, дифференцировать звук. Проводим игры, в которых дети подбирают слова со звуком в начале слова, в середине и в конце, также учим детей обобщать предметы по общим и значимым признакам, например: «Подбери пару», «Назови лишний» и др. Такие игры формируют умения выделять части из целого и целое делить на части.

    Умение детей читать в дошкольный период не всегда гарантирует успешную учёбу в школе. Родители рано начинают прививать детям знания, подчас не задумываясь, смогут ли дети их осмысливать.

   Основная работа по подготовке к школе, исходя из нашего опыта, должна сводиться к развитию у детей когнитивных и креативных  способностей. И здесь нам помогают занятия по замыслу. Причём мы стараемся не предлагать детям очень сложные композиции, так как они могут вызвать у них страх – и не только перед конкретным заданием, но и перед рисованием. Задания должны быть по силам детям, а для этого нужно формировать у них вкус, эстетическое чутьё.

    Мы никогда не упрекаем детей за неправильность рисунка, выполненного по замыслу. Главное, пусть дети выражают то, что они задумали, как умеют. Главное, чтобы это было смело, активно.

   Не может быть успешного ученика без физического и психического здоровья. Только здоровый ребёнок может стать талантливым. А значит, мы должны сохранить и укрепить здоровье ребёнка.

    Мы обязательно чередуем все интеллектуальные занятия с плавание в бассейне, занятиями по физической культуре, музыкальными занятиями. Очень внимательно отслеживаем  время проведения занятий, качество и количество часов, проведённых на воздухе, следим за выполнением режима дня.

   При перегрузке ребёнка переступается порог его умственной работоспособности, что наносит колоссальный вред его здоровью. Переутомлённый ребёнок становится невнимательным, ухудшается его память.

   Ребёнок, придерживающийся принципа «могу, хочу и буду», будет учиться хорошо. Для этого мы должны повысить учебную мотивацию ребёнка. Если он чувствует, что может усвоить знания, он начинает этого хотеть, следовательно, проявит интерес ко всем учебным занятиям. Никогда занятия «из-под палки» не будут продуктивными.  

    Готовность к школьному обучению формируется постепенно. В течение пребывания детей в детском саду педагоги заботятся о полноценном физическом, умственном, психологическом, нравственном и эстетическом их развитии.

    Здоровье – одно из основных условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребёнка. Ежедневно дети всех возрастных групп принимают витамины «Ревит», «Ундевит», пьют настой шиповника, в осенний период всем детям делаются прививки от гриппа. В течение года дети едят чеснок, зелёный лук, который зимой выращиваем в экологической группе, а весной и летом на грядках. Во время эпидемии гриппа мы смазываем детям слизистую носа оксолиновой мазью, дети старшей группы полощут рот соляно-содовым раствором

     В нашем ДОУ мы решаем задачи физического воспитания: охрана жизни и укрепление здоровья детей, закаливание, гармоничное физическое развитие, формирование разнообразных движений и развитие двигательных качеств (быстроты, выносливости, ловкости), воспитание выдержки, организованности, дисциплинированности, взаимопомощи и других положительных черт характера ребёнка. Задачи физического воспитания решаются нами через обязательное проведение утренней гимнастики, ритмической гимнастики. Регулярно 2 раза в неделю в старшей группе проводятся занятии в бассейне по обучению плаванию. На физкультурных занятиях обучаем различным движениям, развиваем крупную моторику, синхронность выполнения, предъявляем большие требования к организованности детей. Но ничем нельзя заменить основной вид деятельности детей – подвижную игру. Она занимает ведущее место в физическом становлении ребёнка. Дети играют утром на улице, днём в спортивном и музыкальном залах, и вечером на прогулке. К старшему дошкольному возрасту дети уже умеют самостоятельно организовать игру, распределить роли и очень чётко отследить нарушения в соблюдении правил.

   Огромное значение в ДУ имеет умственное воспитание. Ребёнку, поступающему в 1 класс необходим известный запас сведений об окружающем мире – о предметах и их свойствах, явлениях живой и неживой природы, людях, их труде, о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», т.е. моральных нормах поведения. Он должен уметь планомерно обследовать предметы, выделять их разнообразные свойства, а также хорошо ориентироваться в пространстве и времени. Для этого у нас оборудованы: экологическая группа, зимний сад, экспериментальная группа, кабинет по ОБЖ.

     К 6 годам ребёнок накапливает определённый багаж знаний, использует в своих рассказах обороты речи сказок, загадки. Речь становится более разнообразной, чёткой, последовательной.

    У ребёнка перед школой должны быть сформированы качества, необходимые в учебной деятельности: внимание, умение слушать и выполнять задания, оценивать результаты своей работы и товарищей.

На занятиях воспитатели создают у детей эмоциональную установку на предстоящее занятие, сообщают им цель и мотив деятельности, используя проблемные вопросы и ситуации. В процессе труда, игры и других видов деятельности дети приобретают и закрепляют знания, а также развивают психику и способности, без которых невозможно успешное обучение в школе.  

     Наши дети к старшему дошкольному возрасту способны сами регулировать своё поведение как по требованию взрослых, так и благодаря имеющемуся у них жизненному опыту. Потребность в общении приобретает устойчивый характер. Крепнет привязанность ребёнка к своей группе, желание помочь товарищам, позаботиться о младших. Более осознанной становится любовь к родителям, привязанность к воспитателю.

    Особое внимание мы уделяем формированию у ребёнка качеств личности, ответственности, самостоятельности – всего того, что необходимо ему для успешного обучения в школе.

    Большое внимание мы уделяем духовно-нравственному воспитанию детей. Начиная с младшей группы воспитатели проводят занятия, на которых беседуют с детьми о добре и зле, о любви к Родине, о дружбе, о народных традициях. В этнографическом музее собраны предметы старины, которые служат основой для подготовки к занятиям, играм, досугам, праздникам.

    Задачи эстетического воспитания в нашем ДУ разнообразны. Это прежде всего формирование у детей эстетической культуры, духовности, представлений о мире искусства, развитие художественного творчества, воспитание эстетических чувств и отношений. Особое внимание уделяется проведению комплексных занятий. Так, дети на музыкальном занятии исполняют песню, разучивают стихотворение, рассматривают скульптуры снеговиков. Прекрасно проходят у нас праздники, утренники, развлечения.

     Таким образом музыка, художественное слово помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства и настроение живой природы.

    Поступление в школу – важное событие в жизни ребёнка. Поэтому объединёнными усилиями педагогов нашего ДУ формируем у детей устойчивый  интерес к школе, учёбе, делаем для них поступление в школу радостным и памятным событием. Коллектив ДУ старается создать такие условия воспитания и обучения, при которых привычки, приобретённые ребёнком в детском саду, становились бы нормой.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья на тему «Подготовка к школе. Позиция современного родителя, учителя и воспитателя»

laquo;Подготовка к школе. Позиция современного родителя, учителя и воспитателя»...

Организация индивидуальной работы дошкольников в ходе выполнения (из опыта работы воспитателя младшей группы

laquo;Организация индивидуальной работы дошкольников в ходе выполнения (из опыта работы воспитателя младшей группы)».Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, ...

Статья "Обеспечение игрового пространства в группе детского сада (из опыта работы воспитателя)"

В статье рассказывается о создании предметно-развивающей среды в младшей группе детского сада....

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)

В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт детям развиваться....

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя младшей группы)

Гладова Татьяна БорисовнаВоспитательГБДОУ №18 Приморского района г. Санкт-Петербурга  Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя младшей группы) В повс...

Методическая разработка по организации работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя средней группы).

Данная разработка позволяет ознакомиться с понятием "малая группа" непосредственно у дошкольников, предлагает вариативность разделения на малые группы и проблемы, которые могут возникнуть пр...