Агрессивность детей дошкольного возраста и профилактика агрессивности детей раннего возраста.
методическая разработка по теме

Оганесян Лидия Сергеевна

В рабочем материале рассматривается пример из опыта работы, предлагается программа по профилактике агрессивности у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressivnost_detey.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессивность детей дошкольного возраста и профилактика агрессивности детей раннего возраста.

 В последнее время агрессивность людей, в том числе и детей, является острой проблемой нашего общества. Связано это с наличием целого ряда неблагоприятных факторов:

  • Ухудшением социальных условий;
  • Кризисом воспитания в ряде семей;
  • Увеличением доли патологических родов;
  • Социокультурными факторами (средства массовой информации, кино и видеоиндустрия);
  • Невниманием взрослых к нервно-психическому состоянию детей.

 В различных литературных источниках агрессивность рассматривают с разных позиций и теорий. Наиболее часто упоминаемые:

  1. Агрессивность рассматривается как врожденное, инстинктивное свойство индивида (теории психоаналитического толка);
  2. Агрессивность описывается как поведенческая реакция на фрустрацию;
  3. Агрессивность – это характеристика поведения, формирующаяся в результате научения (бихевиоральные теории).

Чаще всего агрессию воспринимают как отрицательное поведение индивида, и  у ряда авторов определение агрессии имеет негативную окраску. При этом И.А. Фурманов пишет, что агрессия является неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности человека; в социальном плане личность должна неизбежно обладать определенной степенью агрессивности. Он считает, что в «норме» агрессия может оказаться качеством социально приемлемым и даже необходимым.

В данной работе будем рассматривать агрессивность как поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения (М.Ю. Михайлова).

Дети часто не могут справиться со своей агрессивностью, и когда они становятся взрослыми, проблема управления агрессивным поведением остается для них чрезвычайно важной.

Все формы (и типы поведения) агрессивности имеют одну общую черту: они вызваны попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения, включая близких людей.

Проявление агрессивности начинается в раннем возрасте при взаимодействии родитель – ребенок: механизм привлечения внимания и способ добиться своих целей. Т.о. первые проявления агрессивности видны у ребенка уже на третьем месяце его жизни: он бьет ручками, сучит ножками, хватает любые лежащие в пределах досягаемости предметы. Эта активность носит чисто инструментальный характер, выступая средством достижения желаемого, как возможность обратить на себя внимание и избавиться от чего-либо неприятного, мешающего. В дальнейшем, когда агрессивность особенно активизируется, это проявляется в форме гнева, враждебности, ненависти, ярости, т.е. в форме враждебной деструктивности.  

Многое зависит от реакции взрослых: они могут мгновенно выполнять все требования ребенка, а могут и вообще не обращать на него внимания. Результат будет один – ребенок вырастет чрезвычайно агрессивным.

На возникновение агрессии часто оказывают влияние не только факторы, опосредованные особенностями процесса развития в онтогенезе и социализации, но и ситуативные:

  1. Оценка другими людьми.
  2. Намеренность агрессии.
  3. Восприятие агрессии.
  4. Желание возмездия.

 Попав в ситуацию, когда потребности у ребенка не удовлетворены, ребенок (как и взрослый) реагирует на нее отрицательными эмоциями – в зависимости от темперамента и психических особенностей это могут быть ярость, гнев, страх и тревога. Для того чтобы восстановить психологический комфорт у ребенка (опять же, как и взрослого) есть только два пути:

- совладать с событиями и изменить ситуацию в нужное ему направлении;

- восстановить свое эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную ситуацию (в основном – с помощью механизмов психологической защиты: вытеснения, подавления, отрицания и пр.). В этом случае отрицательные эмоции переходят в личное бессознательное, где и накапливаются до поры.

 Между тем управляемые механизмы психологической защиты у маленьких еще не сформированы, поэтому обычно они стремятся изменить ситуацию,  и нередко – с помощью агрессии.

Мальчик, 7 лет, крепкого телосложения, интеллектуально сохранен, находился на летней детской даче. С первых же дней пребывания стал проявлять агрессивное поведение   как к взрослым, так и детям. Вербальная агрессия выражалась в угрозах: убью, зарежу топором, ненавижу, разнесу все и т.п. К детям применялась физическая агрессия: щипал, бил, толкался, бросал камни, тыкал разными предметам, лез в драку. Не соблюдал правила поведения, убегал за территорию участка, ловил мелких животных: кроты, мышки, птенчики, вскрывал их и пугал детей. К младшей сестре проявлял любовь «до смерти»: обнимал до удушения, гладил до царапин. При этом, если что-то его не устраивало в ее словах или поведение, мог ударить, толкнуть.  Впоследствии к некоторым взрослым стал проявлять «любовь»: лез обниматься, целовал руки. Мимика эмоционально обедненная: чаще всего, хмурое, недовольное лицо, взгляд из подлобья. Еле уловимая улыбка появлялась, когда он смог особенно кому-то сделать плохо, испугать до истерики или отомстить (по его мнению). Страха перед наказанием не проявлял, раскаяния тоже никогда не было.

Родители детей не посещали,  два раза приезжали бабушка и еще какие-то родственники. Выяснили, что родители – алкоголики. Мама рожала для отца, но заниматься детьми наотрез отказалась. По всей видимости, мама ведет независимый образ жизни, и родственники часто не знают, где она и чем занимается. Папа был осужден,  лечился от алкоголизма. Устроился на работу  и трудится без выходных. Для мальчика папа – значимая фигура. К сожалению, с ним встретиться так и не удалось. Бабушку мальчик любит и при ней пытался вести себя прилично. Бабушка умоляла его об этом во время приезда.

Мальчику было предложено нарисовать семью и себя. Он наотрез отказался. Мальчик рисовать не любил, когда что-либо рисовал, предпочитал темные цвета, иногда появлялся красный цвет.

Сопровождение в данной ситуации ограничено. Во время игр и соревнований в пару вставал взрослый. По возможности увеличен положительный телесный контакт. Выяснили, что мальчику нравится мелкий конструктор. Он мог один очень долго играть, но при этом к нему никто из детей ближе, чем на метр не должен приближаться. Оказалось, что он с удовольствием помогает взрослым: накрыть на столы, убрать посуду, помочь принести или убрать инвентарь, поработать с граблями и лопатой. Индивидуально мог заниматься физическими упражнениями под присмотром и одобрением взрослых. Иногда соглашался побить подушку, с большим удовольствием бил палкой по деревьям. Периодически занимались элементами релаксации для снятия напряжения во всем теле.

Данный случай и наблюдение за детьми дошкольного возраста в детском саду дали идеи для  создания  программы « Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста».  Разными видами агрессивного поведения невозможно управляться одинаково. В любом случае взрослые должны помочь детям адаптироваться к окружающему миру.  Успешное, в дальнейшем, личностное, в том числе интеллектуальное, развитие таких детей возможно, если своевременно обратить внимание на процесс формирования их эмоций. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей приводит к негативным последствиям: либо эмоциональное развитие ребенка оказывается пущенным на самотек, либо взрослые наносят ребенку эмоциональную травму, сами  того не желая.

Актуальность:

Консультируя  педагогов и родителей об особенностях развития  детей, стало ясно, что одна из основных проблем  межличностных отношений  детей раннего возраста, является проблема детской агрессивности.  Педагоги и родители редко  подозревают  о чувствах и впечатлениях, какие переживают дети и, поэтому, не придают особого значения детским дружбам, ссорам и обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.

Повышенная агрессивность детей очень часто проявляется в детском коллективе.  Проявления агрессивности являются одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей. С усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения.  Однако у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие.  Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Наблюдения за детьми в группе раннего  возраста подтвердили  наличие агрессивных форм поведения, что и явилось  причиной создания данной программы.

Программа рассчитана на детей второй половины третьего года, первой половины четвертого года.

С детьми проводятся групповые занятия во 2-ом полугодии один раз в неделю.  Количество группы – 5-6 человек. Программа рассчитана на 15 занятий.

Цель:

Профилактика негативных проявлений социально – эмоционального развития ребенка (агрессивность, тревожность, низкий уровень эмпатии).

Научение детей социально приемлемым формам поведения.

Задачи:

  • Обучить детей социально приемлемым формам выражения эмоционального состояния.
  • Научить детей обращаться с просьбой взамен агрессивным формам привлечения внимания.
  • Воспитывать стремление к компромиссу.
  • Познакомить детей с отрицательными последствиями указанных форм поведения.
  • Привести детей к осознанию необходимости выполнения ряда правил.
  • Преодоление упрямства и негативизма в период кризиса трех лет.

Основные методы

  1. Учебно – игровые упражнения.
  2. Расслабляющие упражнения.
  3. Игры с правилами.
  4. Рисование.
  5. Лепка.

Структура занятий:

Все занятия проводятся в игровой форме, продолжительность занятий не превышает 20 минут. На каждом занятии присутствует воспитатель и помощник воспитателя, которые помогают демонстрировать выполнение упражнений. Занятия проводятся в групповой комнате. С учетом возрастных особенностей детей занятие строится по принципу от простого к сложному, одно занятие повторяется не менее 2-3 раз. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждого занятия и частотой смены видов деятельности.

Занятие строится по следующей схеме.

  1. Ритуал приветствия

Цель – настроить детей не предстоящее занятие, погрузить в атмосферу событий, происходящих только на этом занятии. Целесообразно использовать простые, краткие приветствия, в стихотворной форме. Приветствие разучивается на 1-м занятии и используется в неизменном виде на протяжении всех занятий.

  1. Расслабляющие упражнения

Выполняются для снятия физического и психологического напряжения, что способствует глубокому раскрытию детей и большую эффективность занятий.

  1. Учебно-игровые упражнения

Первая группа учебно-игровых упражнений направлена на снятие у детей излишней агрессивности. Для достижения этой цели используются игры высокой активности. Косвенно игры этой группы знакомят детей с социально приемлемыми способами выражения агрессии.

  1. Релаксация

Выполняет роль стабилизатора психоэмоционального состояния детей. Регулирует процессы возбуждения и торможения у ребенка, что способствует формированию произвольного поведения.

  1. Учебно-игровые упражнения

Вторая группа учебно-игровых упражнений направлена на демонстрацию детям последствий негативных форм поведения.

  1. Релаксация

Выполняет роль стабилизатора психоэмоционального состояния детей. Регулирует процессы возбуждения и торможения у ребенка, что способствует формированию произвольного поведения.

  1. Игры с правилами

Направлены на формирование у ребенка навыков социально приемлемых форм поведения, научение детей примам «гашения» вспышек агрессии, переведения их в мирное русло.

  1. Релаксация

Выполняет роль стабилизатора психоэмоционального состояния детей. Регулирует процессы возбуждения и торможения у ребенка, что способствует формированию произвольного поведения.

  1. Ритуал прощания

Цель – «переключить» детей с занятия на повседневную жизнь. Ритуал прощания разучивается на 1-м занятии и используется в неизменном виде. Прощание целесообразно организовать в краткой, простой стихотворной форме.

Формирование у ребенка идентификации с коллективом.

            Прежде чем прививать детям навыки конструктивного общения, необходимо, чтобы ребенок начал идентифицировать себя с детским коллективом. Когда он увидит, что вокруг такие же, как и он, малыши, у которых тоже есть рот, нос, глазки и ушки, они могут делать то же, что и он, ему проще будет понять чувства и переживания другого.  

Лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других людей приводит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания с ними, что является непременным условием живого общения с окружающими детьми. А воспитатель сможет с большим эффектом проводить нравственно-этические беседы.

Снижение эмоционального перенапряжения ребенка.

Часто причиной детской агрессивности является эмоциональное перенапряжение. Если педагог сможет создать условия для выхода детских эмоций, это поможет снизить частоту и силу агрессивных всплесков.

Нейтрализация негативных переживаний ребенка.

Недостаток тактильных ощущений, родительского внимания, вынужденная разлука с родителями, необходимость делить единственного на данный момент близкого человека – воспитателя -  с группой сверстников еще одна причина агрессивных проявлений в поведении ребенка.

Тематический план.

Тема.

Количество занятий.

Количество часов.

Примечание.

Практических.

Формирование у ребенка идентификации с коллективом.

  1. «Божьи коровки»
  2.  «Художники»

4

2

2

1 зан. – 0,33ч.

 4 зан. – 1,33ч.

Снижение эмоционального перенапряжения ребенка.

  1.  «Мячики»
  2. «Мышки-шалунишки»
  3. «Зайчата»

6

2

2

2

6 зан. – 2ч.

Нейтрализация негативных переживаний ребенка.

  1.  «Цветы»
  2. «Солнечные зайчики»

5

2

3

5 зан. – 1,66ч.

15

5ч.

Диагностика:

  1.  Анкетирование родителей и воспитателей «Признаки агрессивности» (ребенок глазами взрослого).
  2. Наблюдение за поведением ребенка в группе.
  3. Опросник для воспитателя.
  4. Беседы с родителями и воспитателями.
  5. Диагностика уровня адаптации ребенка.
  6. Журнал учета занятий.

Учет и анализ результатов занятий

Учет и анализ результатов психокоррекционных занятий осуществляется по трем основным группам (дети, родители и воспитатели) в следующих направлениях: поведение и взаимодействие на занятиях, изменения в поведении и взаимодействиях дома и в детском саду. Все данные фиксируются психологом в «Журнале учета психокоррекционных занятий».

Источником информации об изменениях в проведении и взаимодействии детей на занятиях является прямое включенное наблюдение психолога.

Для анализа изменений в поведении и взаимодействиях ребенка с воспитателями в детском саду после каждого занятия воспитателям предлагается ответить на вопросы. Данный вид взаимодействия с воспитателями позволяет не только составить  более полную картину изменений, происходящих в жизни ребенка, но также заставляет взрослых, находящихся рядом с малышом, быть к нему внимательнее, отмечать его даже незначительные, но очень важные успрехи и достижения.

Ожидаемый результат

  1. Положительная эмоциональная стабильность.
  2. Снижение уровня агрессивности.
  3. Доверительные отношения между взрослыми и детьми.
  4. Дружелюбные и доверительные отношения со сверстниками.
  5. Соблюдение ряда правил, необходимых в общении.

Список литературы.

  1. Выготский Л.С. Возрастная психология. М., 2004.
  2. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Минск, 1996.
  3. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Спб., 2007.
  4. Роньжина А.С. занятие психолога с детьми 2-4лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М., 2006.
  5. Ковалева И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. М., 2008.
  6. Генри Паренс. Агрессия наших детей. М., 1997.
  7. Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. М., 2007.
  8. М.Ю. Михайлина. Профилактика детской агрессивности.

Волгоград, 2009.

  1. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2005.
  2. Фопель К. Привет, глазки! М. 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Давайте жить дружно» (коррекционная программа для детей дошкольного возраста по снижению агрессивности)

Поводом для составления программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей детей на конфликтность и агрессивность детей, склонность к «взрывному» и импульсивному поведению. И...

статья на тему:"Агрессивность детей раннего возраста"

В статье представлен материал о агрессивности детей раннего возраста, о критериях агрессивности, советах родителям....

ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна.      Мы, взрослые, все учились в шко...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста на тему: «Агрессивный ребёнок: как ему помочь?»

Зачастую мы наблюдаем следующую картину:  дома довольно  спокойный,  послушный  ребёнок  в  детском учреждении резко меняется - начинает бегать, прыгать, драться  с...

Доклад на тему: "Агрессивность детей раннего возраста"

Агрессивность детей раннего возраста...

Картотека для детей дошкольного возраста «ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Картотека для детей дошкольного возраста «ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Консультация для педагогов на тему: «Формирование толерантного сознания у детей дошкольного возраста»го сознания у детей дошкольного возраста»

В детском саду понятие толерантность не дается, чаще встречаются такие понятия как дружба, сострадание, любовь, понимание и мир. Эти понятия являются компонентом толерантности. Толерантность - тема зл...