«Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят»
проект (подготовительная группа) на тему

Беляева Лариса Юрьевна

Цель проекта: Воспитание духовно-нравственной личности ребёнка  через обретение им духовного опыта, основанного на традициях благотворительной и добровольческой деятельности.

Задачи:

ü Формирование  у детей позитивных установок  на добровольческую деятельность;  

ü Приобщение к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям;

ü Воспитание толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;

ü Организация  образовательного  процесса в форме совместной деятельности детей, педагогов, родителей;

ü Обеспечение преемственности с задачами развития личности, поставленными в образовательном стандарте начальной школы на этапах дошкольного и школьного детства.

ü Размещение в сети Интернет опыта работы в данном направлении.

Актуальность:

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием.  Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей  к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить милосердие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное воспитание, волонтерство  учит помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя.

Идея проекта:

Россия-родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа. Наиболее благоприятным периодом в нравственном становлении личности является дошкольный возраст. В этот период начинается формирование  личности, осознающей себя частью общества и гражданином своей Родины. Именно поэтому в нашем детском саду с 2017г. работает клуб «Патриоты России». Главная цель клуба - нравственное воспитание дошкольников, их духовное развитие, через знакомство с фольклором, православными праздниками, традициями, обычаями. «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Работа кружка привела нас к мысли о том, чтобы от слов о нравственности, милосердии перейти к делу. Именно это подвигло нас к сотрудничеству с домом для одиноких престарелых и  организации проекта «Маленькие волонтеры». В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.
Во всех странах волонтерское движение имеет глубокие самобытные корни, а в России – изначально, исторически связано с деятельностью православной церкви.

Участники проекта: дети, родители, педагоги, социум

Срок реализации проекта: С сентября 2017 года по май 2019 года. 

Направление реализации проекта:

Повышение качества образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации федерального образовательного стандарта дошкольного образования.

Ключевые слова: духовно-нравственная личность, добровольческая деятельность, взаимосвязь поколений, взаимодействие с семьей, преемственность со школой.

Обоснование значимости предлагаемого проекта:

ü Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития.

ü Содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства) в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации (Председатель Правительства РФ Д В.Путин) от 17 ноября 2008 г.  1662-р, отнесены к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики.

ü В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно - нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.

ü В соответствии с приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины (Стратегия  развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г. Председатель Правительства РФ Д.Медведев. Разработанная во исполнение Национальной стратегии действующей в интересах детей на 2012-2017г. утвержденной Указом Президента РФ) и опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро  стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.

ü Привлечение к участию в добровольческой деятельности и возрождение духовности одно из ведущих направлений системы гражданского образования  будущих школьников.  

Новизна проекта: состоит в том, что организация  благотворительной и добровольческой деятельности  организуется совместно с домом для одиноких престарелых, союзом десантников Родниковского района, патриотическим клубом «Наследие» и туристко - краеведческим  клубом «Шестой легион» МБДОУ СОШ№ 4, секцией дзюдо, дошкольной группой села Филисово,  предполагается в  условиях детского сада, целью, которой является объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста для участия в добровольческих мероприятиях.

Этапы проекта:

ü Сентябрь – октябрь 2017 года – подготовительный

ü Ноябрь 2017 – апрель 2019 – основной

ü Май-июнь 2019 - заключительный 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_proekt.docx191.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №5 «Золотая рыбка» 

155252, Ивановская область, г.Родники, мкр.60 лет Октября, 11

Тел.: 8(49336) 2-35-32

e-mail: rodn_ds5_rybka@mail.ru

ПРОЕКТ

«Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят»

Родники 2018

Название проекта: «Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят»

  1. Направление реализации проекта: Повышение качества образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации федерального образовательного стандарта дошкольного образования.
  2. Срок реализации проекта: сентябрь 2017 – июнь 2019гг.
  3. Ключевые слова: духовно-нравственная личность, добровольческая деятельность, взаимосвязь поколений, взаимодействие с семьей, преемственность со школой.
  4. Основная идея проекта:

Россия-родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа. Наиболее благоприятным периодом в нравственном становлении личности является дошкольный возраст. В этот период начинается формирование  личности, осознающей себя частью общества и гражданином своей Родины. Именно поэтому в нашем детском саду с 2017г. работает клуб «Патриоты России». Главная цель клуба - нравственное воспитание дошкольников, их духовное развитие, через знакомство с фольклором, православными праздниками, традициями, обычаями. «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Работа клуба привела нас к мысли о том, чтобы от слов о нравственности, милосердии перейти к делу. Именно это подвигло нас к сотрудничеству с домом для одиноких престарелых и  организации проекта «Маленькие волонтеры». В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.
Во всех странах волонтерское движение имеет глубокие самобытные корни, а в России – изначально, исторически связано с деятельностью православной церкви.          

  1. Актуальность проблемы: 

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием.  Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей  к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить милосердие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное воспитание, волонтерство  учит помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя.

  1. Обоснование значимости предлагаемого проекта: 
  • Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития.
  • Содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства) в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации (Председатель Правительства РФ Д В.Путин) от 17 ноября 2008 г.  1662-р, отнесены к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики.
  • В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.
  • В соответствии с приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины (Стратегия  развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г. Председатель Правительства РФ Д.Медведев. Разработанная во исполнение Национальной стратегии действующей в интересах детей на 2012-2017г. утвержденной Указом Президента РФ) и опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро  стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.
  • Привлечение к участию в добровольческой деятельности и возрождение духовности одно из ведущих направлений системы гражданского образования  будущих школьников.  
  1. Новизна проекта: Состоит в том, что организация  благотворительной и добровольческой деятельности  организуется совместно с домом для одиноких престарелых, союзом десантников Родниковского района, патриотическим клубом «Наследие» и туристко-краеведческим  клубом «Шестой легион» МБДОУ СОШ№4, секцией дзюдо, дошкольной группой села Филисово,  предполагается в  условиях детского сада, целью которой является объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста для участия в добровольческих мероприятиях.
  2. Этапы проекта:
  • Сентябрь –октябрь 2017 года – подготовительный
  • Ноябрь 2017 – апрель 2019 – основной
  • Май-июнь 2019 - заключительный  
  1. Цель проекта: Воспитание духовно-нравственной личности ребёнка  через обретение им духовного опыта, основанного на традициях благотворительной и добровольческой деятельности.
  2. Ключевые задачи:
  • Формирование  у детей позитивных установок  на добровольческую деятельность;  
  • Приобщение к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям;
  • Воспитание толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
  • Организация  образовательного  процесса в форме совместной деятельности детей, педагогов, родителей;
  • Обеспечение преемственности с задачами развития личности, поставленными в образовательном стандарте начальной школы на этапах дошкольного и школьного детства.
  • Размещение в сети Интернет опыта работы в данном направлении.
  1. Ожидаемые результаты проекта:
  • Расширить представление о волонтерском движении  у детей 5-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;  
  • Приобщить детей и родителей воспитанников к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям на основе изучения религиозных понятий, традиций народа;
  • Сформировать  у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
  • Привлечь родителей воспитанников в  образовательный  процесс ДОУ;
  • Организовать  преемственность с задачами начальной школы на этапе развития  дошкольного и школьного детства;
  • Разместить в сети Интернет опыт работы ДОУ в данном направлении.
  1. Ожидаемые эффекты проекта: 
  • Организация работы ДОУ  благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь  поколений - дети, взрослые и пожилые люди, совместно с домом для одиноких престарелых, союзом десантников Родниковского района, патриотическим клубом «Наследие» и туристко-краеведческим  клубом «Шестой легион» МБДОУ СОШ№4, секцией дзюдо, дошкольной группой села Филисово;
  • Приобщение детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.  
  • Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования  дошкольного и начального общего образования.
  • Разработка диагностического инструментария, методических рекомендаций  по  использованию волонтерской деятельности в ДОУ для педагогов и родителей и размещение в сети Интернет.

Критерии и показатели оценки результативности

№ п/п

Критерии

Показатели оценки результативности

Актуальность и значимость

Цель проекта соответствует требованиям ФГОС ДО

Рентабельность

Проект не требует больших затрат

Эффективность

Определяется при анализе диагностических данных,  мониторинга, анкетировании.

Воспроизводимость

Можно  использовать в других дошкольных учреждениях.

Оригинальность

Новые подходы к решению духовно-нравственного воспитания детей через волонтерскую деятельность.

Достижения детьми планируемых результатов

Увеличение числа детей, с высоким уровнем развития на 15%. 

Результативность работы педагогов

Увеличение доли  педагогов  оптимально использующих проектную деятельность на 50 %

Научно- практические конференции, семинары, совещания различного уровня

Участие, проведение

Обобщение опыта

Освещение результатов работы в сети Интернет, на сайте ДОУ, СМИ

Изменение характера взаимодействия ДОУ с семьёй и социумом по нравственному воспитанию детей

Увеличение числа  родителей осознанно участвующих в воспитательно – образовательном процессе в рамках проекта на  15 %, через совместные мероприятия как волонтеров: праздничные концерты, изготовление подарков, участие в акциях, круглые столы, интересные встречи.

  1. Ожидаемая практическая значимость предлагаемого проекта:
  • Данный проект не противоречит существующему законодательству Российской Федерации в области образования:
  • Позволит опробовать локальные акты по распределению опыта работы;
  • Обеспечит взаимосвязь между поколениями детей и пожилыми людьми, совместно с домом для одиноких престарелых, союзом десантников Родниковского района, патриотическим клубом «Наследие» и туристко-краевеедческим  клубом «Шестой легион» МБДОУ СОШ№4, секцией дзюдо, дошкольной группой села Филисово;
  • Организует  работу ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей в соответствии с ФГОС ДО;
  • Сформирует  предпосылки гражданской позиции у детей, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства;
  • Обеспечит преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ  дошкольного и начального общего образования;
  • Позволит разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации  по  использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей, апробировать их в ДОУ и разместить в сети Интернет;
  • При необходимости привлекать консультантов, осуществлять мониторинг реализуемого проекта, организовывать его своевременное и достоверно информационное сопровождение;
  • Реализует утвержденный проект в установленные сроки;
  • Обеспечит соблюдение прав и законных интересов участников образовательного процесса;
  • Увеличение числа детей, с высоким уровнем развития на 15%; 
  • Увеличение доли  педагогов  оптимально использующих проектную деятельность  на 50 %;
  • Увеличение числа  родителей осознанно участвующих в воспитательно – образовательном процессе в рамках проекта на  15 %;
  • Предоставление помещений для организации семинаров – практикумов, собраний, конференций; 
  • Приобретение печатной, методической продукции, для реализации проекта
  • Данный проект предусматривает внешнюю и внутреннюю оценки;
  • Внешняя оценка – даётся учредителем, родительской общественностью;
  • Предметом оценки являются эффекты и новообразования, полученные в результате реализации проекта;
  • Внутренняя оценка – проводится администрацией, представителями общественно – государственного управления учреждением;
  • Предметом оценки и контроля являются: сроки выполнения мероприятий, качество их выполнения.
  1. Календарный план реализации проекта

Этап проекта

Наименование мероприятия

Краткое описание содержание мероприятия

Сроки или период (в мес.)

1

Подготовительный этап

1.Обсуждение и утверждение проекта «Маленькие волонтеры»

- Рассмотрение актуальности проекта

-Выступление педагогов

Сентябрь 2017 года

2. Формирование новой и уточнение действующей нормативно - правовой базы ДОУ.

-Заключение договора о сотрудничестве с домом для одиноких престарелых

-Заключение договора о сотрудничестве с Православно Просветительским Центром во имя Преподобного Сергия Радонежского

-Организация наставничества с патриотическим клубом «Наследие» и Родниковским союзом десантников

-Составление плана работы проекта «Маленькие волонтеры»

Сентябрь 2017 года

3. Проведение анкетирования педагогов, родителей воспитанников.

-Составление анкет для педагогов, родителей

-Анкетирование педагогов, родителей

-Анализ анкет педагогов

Сентябрь 2017 года

4.Проведение родительского собрания посвященного вопросам духовно -нравственно воспитания детей, волонтерской деятельности.

-Знакомство родителей с Положением о проектной деятельности ДОУ

-Выступление воспитателя Гнесюк И.Т.

-Анализ анкет родителей воспитанников

Сентябрь 2017 года

4. Совершенствование материально-технической базы ДОУ.

-Приобретение:    методической литературы, наглядных пособий, иллюстраций.

октябрь 2017г.

5. Подготовка диагностических карт (мониторинга)

Разработка системы контрольно-диагностической работы с целью индивидуализации воспитательно-образовательной работы с детьми.

октябрь 2017г.

6. План  реализации проекта «Маленькие волонтеры»

-Разработка системы перспективного планирования мероприятий, плана работы с социумом

октябрь 2017г.

7. Семинар для воспитателей ДОУ «Методы духовно нравственного воспитания дошкольников, через волонтерскую деятельность»

Старший воспитатель проводит семинар для воспитателей «Методы духовно нравственного воспитания дошкольников»

Май 2018г.

8. Общее родительское собрание "Растим волонтера, патриота Родины"

Собрание на тему: "Растим волонтера, патриота Родины"

-Выступление сотрудника дома для одиноких престарелых

- Анализ анкет

Сентябрь 2018г.

Основной этап с 2015-2018гг.

2.Проект «Город мастеров»

Реализация проекта по ознакомлению с декоративно- прикладным искусством с детьми старшей и подготовительной к школе группы «Город мастеров».

Сентябрь-ноябрь 2018г.

3.Проект «Веселая ярмарка»

Реализация проекта по ознакомлению с народным фольклором с воспитанниками "Веселая ярмарка"

Сентябрь-ноябрь 2018г.

5.«День пожилого человека»

Изготовление подарков детьми совместно с родителями, пожилым людям

Ноябрь

2017, 2018

6.«День матери»

Праздничный концерт детей старшего дошкольного возраста

Ноябрь 2017г., 2018г

7.Экскурсия в музей МБОУ СОШ села Филисово, музейный комплекс Родниковского туристического центра

Посещение детей-волонтеров, музея района, совместно с родителями

В течение реализации проекта

Цикл бесед «Чти отца своего…»

Беседы с отцом Владимиром о библейских заповедях в Православно Просветительском Центре во имя Преподобного Сергия Радонежского

В течение реализации проекта

Участие в митинге посвященном дню памяти Участников локальных войн и военных конфликтов

Совместно с организацией союз десантников

Февраль 2018,2019

Рождество христово

Развлечение в ДОУ

Участие детей, педагогов, родителей в областном конкурсе «Рождественский подарок»

Декабрь - январь 2017-2018-2019г.

«День защитника отечества»

Праздничный концерт детей – волонтеров старшего дошкольного возраста в доме для одиноких престарелых

Смотр строя и песни совместно с обществом десантников России и патриотическим клубом «Наследие»  

Февраль 2018-2019г.

Мастер-класс секции дзюдо

Показательные выступления и мастер-класс для воспитанников ДОУ

Март 2018,2019

Шашечный турнир к дню защитника Отечества и дню победы

Совместно с патриотическим клубом МБОУ СОШ №4 и выпускниками ДОУ

Февраль, май 2018,2019г

Районный семинар практикум по теме «Гражданско-патриотическое воспитание в дошкольных образовательных организациях при различных формах сетевого взаимодействия»

Семинар  для педагогов района

апрель 2018г.

«Международный женский день»

Праздничный концерт детей-волонтеров старшего дошкольного возраста в доме для одиноких престарелых

Март

2019г.

Конкурс чтецов к дню защитника Отечества и дню Победы

Праздничное мероприятие детей-волонтеров старшего дошкольного возраста, посвященное дню Победы

Февраль, май 2018,2019г

Военно-спортивная игра «Зарница»

Совместно с воспитанниками дошкольной группы села Филисово

Март 2018,2019

«Сказка на новый лад»

Показ детьми-волонтерами русской народной сказки для людей пожилого возраста, детей инвалидов.

Февраль 2018г.

«Подари радость»

Изготовление подарков детьми совместно с родителями для пожилых людей и детей инвалидов

Март 2018, 2019

 «Сделаем город чище»  

Субботник  совместно с родителями воспитанников  

Апрель-май

2018, 2019г.

Акция «Посади свое дерево»

«Посади свое дерево»- акция совместно с родителями воспитанников

Май 2019г.

Заключительный этап  2018г.

Анализ работы

Анализ деятельности воспитателей по реализации проекта «Маленькие волонтеры»

Ноябрь-декабрь

2018г.

Подведение  итогов

Обобщение опыта работы в виде аналитической справки по итогам работы проекта «Маленькие волонтеры»

Январь

2018г.


Нормативно-организационное обеспечение проекта:

  1. Всеобщая декларация прав человека (1948г.)
  2. Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
  3. Всеобщая Декларация Добровольцев (Амстердам, 2001г.)
  4. Конституция Российской Федерации (1993г.)
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (1994-2006г.)
  6. Конвенция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации (2009г.)
  7. Федеральный закон «Об общественных объединениях» (1995г.)
  8. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»(1995г.)
  9. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (2012г.)
  10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015г.)
  11. «Санитарно - эпидемические  требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» 2.4.1.3049-13
  12. ФГОС ДО (2013г.)
  13. Устав ДОУ(2015г.)
  14. Лицензия (2016г.)
  15. Основная образовательная программа ДОУ(2016г.)

Список литературы:

  1. О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие. -2изд; «Детство- Пресс», 1998г.
  2. В.Степанов. Мы живем в России. Из-во «Оникс»., М., 2007г.
  3. Л.В.кузнецова., М.А.Панфилова. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упр-ния. Из-во «ТЦ Сфера» 2003г.
  4. Л.А. Кодрыкинская. Занятии по патриотическому воспитанию в ДОУ.- Из-во «ТЦ Сфера», 2013.
  5. В.Н. Микляева. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 20013г.
  6. В.В. Малова. Конспекты занятий по духовно- нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры. ВЛАДОС. М,2013г.
  7. Л.Б.Фесюкова. Комплесные занятия по воспитанию нравственности. Для 4-7лет. Из-во «ТЦ Сфера», 2010г.
  8. Н.В.Ермолаева «Эстетическое воспитание дошкольников  через  декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа». Оформление. ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2011- 144 стр.
  9. А.А.Грибовская «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации». ООО «Издательство Скрипторий 2003» 2009- 152с.
  10. Т.С.Комарова. «Народное   искусство в  воспитании детей». М.: Издательство «Российское  педагогическое  агентство» 1997.- 208с.
  11. Н.Г.Пантелеева «Народные праздники в детском саду»: Методическое  пособие.-М.: Мозаика –Синтез, 2014. -72 с.
  12. Л.Я.Шпикалова, Г.А.Поровская «Возращение к истокам: Народное искусство и детское творчество». М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000.- 272с
  13. Морозова Е.Ю. Кукла в жизни ребенка и ее роль в нравственном воспитании : Методическое пособие. – М.: Школьная Пресса, 2011. – 48 с. – (Дошкольное  воспитание и обучение  - приложение к журналу «Воспитание школьников»;  Вып. 257).
  14. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла:  Учебно – методическое пособие . – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 176 с., ил. + цв. вкл.
  15. Диск.  Делаем  сами. Русская тряпичная кукла. Правообладатель:  ООО «СОВА – ФИЛЬМ», 127422, МОСКВА, ул. В.С. Вишневского, 9А. Изготовитель: ООО «УРАЛЬСКИЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЗАВОД», Г. ЕКАТЕРИНБУРГ, УЛ. СТУДЕНЧЕСКАЯ, Д. 9., ЛИЦЕНЗИЯ ВАФ 77 – 15 ОТ 21.09.2007.
  16. Берстенева Е.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. «Печатная слобода», издание 2013. – 111 с. (БЕЛЫЙ ГОРОД)
  17. Астахова Н. Ладушки. Энциклопедия детского фольклора. «Печатная слобода», издание 2014. – 141 с. (БЕЛЫЙ ГОРОД).
  18. В.В.Артемов. Л.А.Соколова. О битве Куликовской . из-во «УЧЕБНАЯ КНИГА БИС». 2005г.
  19. «Радость моя». Из-во ЗАО телерадиокомпания Мироздание. 2010г.
  20. Л.Л.Шевченко «Добрый мир».из-во «Подмосковье» 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маленькие волонтеры добрые дела дошколят.

Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят.            В рамках объявленного в России Года добровольца (волонтера), дети средней группы «...

аннотация проектной деятельности на тему: "Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят"

Актуальность  организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше  педагогов, родителей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, ч...

Проект на тему "Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят"

Педагогический проект для реализации в системе образования на разновозрастное общение с детьми, помощь старших дошкоьников младшим в обучении малышей лепить, рисовать, играть и т.д....

«Маленькие волонтёры, или Добрые дела дошколят»

Волонтёрство в дошкольном возрасте — это развитие определенных качеств личности ребенка:ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициатив...

Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят

Маленькие волонтеры или добрые дела дошколятМаленькие волонтёры младшей группы Галкинского детского сада, с большой  любовью и старанием на протяжении некоторого времени выращивали в го...

«Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят»

Проект «Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят», предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольни...