Творческая деятельность как средство социализации и личности ребенка
статья (подготовительная группа) на тему

Гаврилова Юлия Анатольевна

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_erohinoy_yua_michurinsk.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                               Ерохина Ю.А.
                                                                 г. Мичуринск МБДОУ №24 «Светлячок»


                         ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО        
                  СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА                         
                                      
         С начала жизненного пути ребенок участвует процессе социального взаимодействия. Первичный опыт общения малыш приобретает еще до того, как обрел способность воспроизводить  звуки.        
Понятие «социализация» обозначает процесс трансформации личности посредством освоения социально - ценностных ориентаций общества, культуры, исторического опыта,  принятых правил и норм поведения.        
         В педагогике термин «социализация», как правило, связывают с понятиями «обучение» и «воспитание».        
         Высокий уровень социализации человека является важным показателем степени  его адаптации к жизни в обществе. Дошкольник постепенно совершенствуется под влиянием окружающих людей, адаптируется, приучается нести определенную ответственность за свои действия.         
          В современном обществе востребован активный индивид с высокоразвитыми творческими способностями, гармонично взаимодействующий с окружающими, эффективно и грамотно решающий поставленные задачи.        
         Социальное развитие личности формируется в деятельности от самовосприятия к самореализации и социально ответственному поведению.
Именно в дошкольный период берет свое начало процесс социализации личности ребенка. Начинает формироваться связь ребенка с ведущими областями бытия: миром людей, предметов и явлений природы.        
         Инновационные процессы, проходящие в системе образования, в первую очередь направлены на создание механизмов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности, формирование активной жизненной позиции каждого из воспитанников. Именно в детском саду реализуется начальный адаптационный период социальной жизни человека.
           В период дошкольного детства социальное окружение способствует формированию системы ценностей и привычек ребенка, вырабатывается характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества и основы социальных отношений. В дальнейшем это предопределяет стиль жизни и жизненный план человека.        
        Целью деятельности педагогического сообщества является развитие у детей дошкольного возраста навыков, нужных для адекватного поведения в обществе, содействующих созданию оптимальных условий для развития личности ребенка.        
        В процессе становления личности дошкольника заметную роль играют  разнообразные виды творческой деятельности. Творчество является механизмом совершенствования и прогресса в любой сфере деятельности.
          Навыки работы по заданному образцу и с учетом определенных правил, выполнение инструкций педагога формирует необходимый фундамент для развития определенных навыков  взаимодействия с товарищами и окружающими взрослыми, но и является залогом  будущей успешной учебной деятельности.         
         Занятия творчеством приучают малышей быть аккуратными, усидчивыми, наблюдательными и терпеливыми, быть более доброжелательными по отношению к сверстникам.        
         У детей совершенствуются воображение, креативное мышление и фантазия. Занимаясь творческой деятельностью, дошкольники находятся в обстановке игры. Процесс социализации доверительной и игровой атмосфере проходит мягче и быстрее, что способствует погружению в творческий процесс и раскрепощению воспитанников.         
         Овладение навыками изобразительной деятельности тесно связано с развитием волевых качеств личности ребенка, обеспечивает эмоциональное,  образное мышление и воображение, прививает желание трудиться и добиваться положительного результата.        
         У ребенка занимающегося творчеством крепнет ощущение собственной личностной ценности, постепенно формируются социальные контакты, умножается чувство самоконтроля. Помимо всего перечисленного, творческая деятельность способствует снижению уровня тревожности и  личностных переживаний, в других условиях кажущимися  непреодолимыми. Ребенку дошкольного возраста легче выразить с помощью зрительных образов испытываемые чувства и эмоции.         
         В рамках организации коллективных форм сотворчества у ребенка начинает формироваться умение договариваться со сверстниками, такие качества, как взаимопомощь, терпимость и позитивное отношение к результатам труда других детей группы.        
         В отдельных случаях, когда ребенок в силу особенностей состояния здоровья не имеет возможности говорить или слышать, тогда изобразительная деятельность порой оказывается единственным средством проясняющим чувства и убеждения маленького человека.        
         Творческие способности дошкольника – это индивидуальные качества, предопределяющие  успешность осуществления творческой деятельности. Способности к занятиям творчеством зависят от множества личностных качеств ребенка, таких как:        
- умение обнаруживать то, что могут не замечать другие;        
- за небольшой временной промежуток формировать массу различных небанальных идей;        
- без труда соотносить различные понятия;        
- готовность к познавательной деятельности;        
- применять знания, полученные в процессе решения одной задачи, к решению другой;        
- прицельно создавать условия, в которых объект максимально полно отображает свою суть.        
         Художественно-творческая деятельность представляет богатый выбор видов работ с детьми дошкольного возраста с целью  их социализации. Это может быть:        
- рисование (кисть, карандаш, пластилин, выдувание, монотипия);        
- лепка (тесто, пластилин, глина, пластик, папье-маше);        
- аппликация (бумага, опилки, ткани, природный материал, декупаж, коллаж;
- работа с бумагой (оригами, кирикоми, квиллинг, торцевание, объемная аппликация);
- вязание (крючок, плетение (макраме, сложенные газеты, бумага);        
- театральная деятельность (использование жестов и мимики в заучивании стихов, упражнения на общую координацию, диалоги, самодельный кукольный театр (бибабо, театр на крышечках, перчаточные куклы, использование и изготовление реквизита и костюмов, масок). На занятиях театральной деятельностью осуществляется эффективное овладение общепринятыми нормами поведения.        
         Формы работы по формированию социальных качеств и усвоению основ социальных отношений  многообразны.        Это может быть и самостоятельная работа, и часть интегрированного процесса, и организация досуга или свободного времени.        
         Сплав театрализованной деятельности и сюжетно-ролевой игры, позволяет объединить детей общей идеей, заинтересовать интересной деятельностью, продолжая быть игрой.        
         Многообразие вариантов творческой деятельности предоставляет возможность создать ситуацию успеха: дети овладевают важным личностным качеством – уверенность в своих силах. Зная, что, каждый силен в своем, одному удается лучше рисование, а другому что-то другое, дети не испытывают чувства зависти.        

           В процессе овладения навыками художественно-творческой деятельности дошкольники проявляют неподдельные эмоции, что развивает их способность к взаимопомощи, позволяет накопить наиболее позитивный социальный опыт. Позитивный настрой, спокойствие и терпение в общении – лучший показатель  успешной социализации воспитанников что позволяет сделать вывод о том, что художественно – творческая деятельность является очень  эффективным средством социализации детей дошкольного возраста.        

Список  литературы        
Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. - Казань: Изд-во Казан.университета, 1988 г. - 238 с.        
Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. - М., 1991.        
Вопросы воспитания: системный подход/ Под общ ред. Л.Н.Новиковой.- М.,1981.
Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдова В. В. - М.: АСТ, 2008 г. - 671 с.        
Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы/Ред.-сост. А.Н. Тубельский и А.О. Зверев. – М., 2002.        
Жуганов А. В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации / А. В. Жуганов. - 2-е изд., доп. - Л.: Наука, 1991 г. - 141 с.        
Корчак Я. Воспитание личности. - М.:Просвещение,1992.- 286 с. 187.    Корчак Я. Как любить ребенка. - М.: Политиздат, 1990.- 493 с.        
Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М., 2001.        













































По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Труд, как средство социализации, формирования личности ребенка, приобщения к человеческой культуре.

"Труд" в программе "Детский сад 2100". Трудовое начало в дошкольном учреждении. Задачи, виды, формы организации труда....

Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка

«Театрализованная деятельность в детском саду».Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность ...

План саморазвития по теме: « Театрализованная деятельность – как средство развития креативной личности ребенка»

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности...

Консультация для воспитателей «Изобразительная деятельность как средство развития креативной личности ребенка»

Воспитатель: Ревина И.И.Октябрь 2017Консультация для воспитателей на тему:«Изобразительная деятельность как средство развития креативной личности ребенка»Дошкольный возраст &mdash...

План самообразования воспитателя средней группы Исаевой Ю.Е на 2018-2019 учебный год на тему «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА».

АктуальностьВ динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ  ДОУ, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи образования...

Проект «Кукольный мир из шариков» (театрально - творческая деятельность, как средство социализации и развития личности ребенка)

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители воспитанников.Тип проекта: творческийСрок реализации проекта: сентябрь – декабрь 2019 г.Цель: приобщать детей к раз...