"Современные подходы к организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"
творческая работа учащихся (старшая группа) по теме

Денисова Ольга Владимировна

Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл denisova.docx69.3 КБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ   СО «Вольский педагогический колледж им. Ф. И . Панферова»

Тема: «Современные подходы к организации трудовой деятельности  детей дошкольного возраста»

Итоговая творческая работа

Выполнил слушатель курсов

повышения квалификации по

программе «Эффективные способы

реализации ФГОС ДО»:                                        Денисова Ольга Владимировна

Вольск, 2017


Содержание

Введение                                                                                                               3

ГЛАВА 1. Особенности трудового воспитания в дошкольном возрасте          5

1.1 Роль труда в воспитании дошкольника                                                 5

1.2 Взаимосвязь трудового воспитания и нравственного развития дошкольников                                                                                                            7

ГЛАВА 2. Анализ практической деятельности                                                         15

2.1 Особенности организации трудовой деятельности                                   15

2.2 Организация трудовой деятельности с учетом индивидуальных особенностей                                                                                                            17

2.3 Труд детей в природе                                                                                       21

2.4 Работа с родителями                                                                          2        6

Заключение                                                                                                           27

Список литературы                                                                                             28

Приложение 1                                                                                                       29

Приложение 2                                                                                                       33

                                                                                


Введение

…Воспитание не только должно

развивать разум человека и дать

ему известный объем сведений,

но должно зажечь в нем жажду

серьезного труда, без которой

жизнь его не может быть ни

достойной, ни счастливой…

К.Д. Ушинский

Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов. А. С. Макаренко. Труд основа человеческой жизни. Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания А. С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Труд развивает человека физически. Труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.

В последнее время в ДОУ закономерностью становится тенденция увеличения времени на обучение, а не на воспитание. Многие стороны воспитательного характера остаются в стороне, в том числе и трудовое воспитание, которое особенно актуально и сегодня.

Это приводит к тому, что, вырастая, дети становятся глухими к нуждам окружающих их людей, самонадеянными, ленивыми, проявляющими слабость в определенных ситуациях (попадают под зависимость алкоголя, наркотиков и т.д.).

В существующих на данный момент комплексных программах для ДОУ очень мало уделяется внимания:

  1. Мотивам трудовой деятельности, правильного отношения к окружающим людям;
  2. Воспитания моральных побуждений к труду.

Учитывая актуальность проблемы – целью творческой работы является раскрытие сущности нравственно-трудового воспитания дошкольников.

Задачи:

  1. Раскрыть взаимосвязь нравственного развития с трудовым воспитанием.
  2. Выявить сущность понятий «труд», «трудовая деятельность» 
  3. Обосновать актуальные формы организации нравственно-трудового воспитания дошкольников.
  4. Раскрыть клубную форму организации детей в воспитании положительного отношения к труду.

Методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы; изучение реально складывающегося опыта через наблюдение, беседу.



Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ    В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 Роль труда в воспитании дошкольника

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в общественно-полезном труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей людей осуществляется и в школе, и в профессиональных колледжах, и в институтах. Причем основной целью этой подготовки является не узкое профессиональное обучение, позволяющее специалисту включиться в производство, а формирование активной целеустремленной личности, способной к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию.

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей.

К сожалению, сегодня проблеме трудового воспитания дошкольников стало уделяться меньше внимания. Созданные в прошедшие годы пособия стали библиографической редкостью, и можно предположить, что во вновь открывающихся дошкольных учреждениях их вовсе нет.

Новое поколение воспитателей не имеет возможности познакомиться с имеющимися в них рекомендациями по организации трудового воспитания детей дошкольного возраста. А современные образовательные программы воспитания и обучения дошкольников уделяют этим вопросам незначительное место. Труд детей в детском саду становится все более эпизодическим, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере. В такой обстановке очень важно вернуться к обсуждению вопросов о месте труда в жизни ребенка, о методике трудового воспитания, придавая особое значение словам основателя научной школы, создателя НИИ дошкольного воспитания А.В. Запорожца, который писал: «Центральным звеном всей этой системы (имеется в виду система всестороннего воспитания дошкольников), как бы связывающим в единый узел всю образовательно-воспитательную работу детского сада, должно стать нравственно-трудовое воспитание дошкольников, которое призвано заложить уже в первые годы жизни ребенка основы активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и готовности выполнять эти обязанности».[1]

На другую сторону воспитательного влияния труда на детей обращал внимание В.А. Сухомлинский: «Дайте детям радость труда! Эту радость несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможности доставлять радость другим»[2]

В рамках современных педагогических взглядов на трудовое воспитание акценты должны быть перенесены на личностное развитие ребенка: какие стили поведения и отношения к разным сторонам социального окружения, в том числе и к труду, могут быть присвоены ребенком и как они обогащают личность. Как при этом учитывать потребности и интересы дошкольника? Как, идя им навстречу, формировать у ребенка самостоятельность, активность, инициативу, творчество, уверенность в себе, ответственность за свои поступки? Как вызвать в нем потребность стать членом детского общества, совместно решать вопросы организации труда и достижения положительных результатов?

Объединяясь в труде со сверстниками, дошкольники приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его огорчения и радость. Все это побуждает к оказанию помощи, поддержки, проявлению гуманных чувств: сопереживанию, сочувствию. Но такие возможности могут быть реализованы.

Только при наличии определенных условий: создание педагогом эмоциональной обстановки при организации труда детей, демонстрации им своей заинтересованности в предстоящей деятельности, участие в ней на правах партнера, поощрение желания детей участвовать в совместной деятельности. При этом главная цель педагога – воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости.


1.2 Взаимосвязь трудового воспитания и нравственного развития   дошкольника

Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств.

Иногда ошибочно считают, что если дети участвуют в трудовой деятельности, то само по себе уже происходит нравственное воспитание. Выявляя состояние трудового воспитания в дошкольных учреждениях, специалисты постоянно сталкиваются с фактами, когда труд организуется, дети систематически принимают участие в разных его видах, имеют навыки трудовой деятельности, однако приобретение предполагаемых нравственных качеств не происходит. Прежде всего, не складывается правильное отношение детей к труду, желание трудиться. Оказывается, что одно лишь участие ребенка в труде не является решающим для его нравственного воспитания. Приобретение трудовых умений и навыков, необходимых для той или иной деятельности, еще недостаточно для воспитания трудолюбия, формирования эмоционально-положительного отношения к труду. Нужны какие-то дополнительные условия. Вместе с тем приобретение трудовых умений и навыков составляет важную и необходимую основу нравственно-трудового воспитания детей.

Если ребенок не умеет трудиться (поставить трудовую задачу, найти способы ее достижения, добиться намеченной цели), то как может стать средством воспитания деятельность, которой пока нет? Педагог должен обучить ребенка необходимым для предстоящего труда навыкам и умениям, научить его достигать цель, добиваться желаемого результата. Без этого труд как самостоятельная деятельность теряет свой смысл.

Воспитатель учит детей выполнять трудовой процесс в определенной последовательности, проявляя при этом свои умения, ловкость, сноровку, деловитость, организованность. Он учит элементарно соотносить результат с поставленной целью, задачей. (Надо было вымыть игрушечную посуду, постирать кукольное белье.) Полученный результат (посуда чистая, белье выстирано) дает основание судить о целенаправленности действий ребенка при выполнении работы, о проявлении элементарной ответственности.

Задачи нравственного воспитания в труде имеют свою специфику. Их решение связано с формированием у ребенка таких качеств, которые характеризуют его отношение к труду и всему, что с этим связано: аккуратность, бережное отношение к вещам, взаимопомощь, дружелюбие и др. Эти качества не могут быть сформированы без специального педагогического руководства. Формирование их связано с воздействием на эмоциональную сферу ребенка, на включение в методику руководства таких средств и приемов, которые вызывали бы желание охотно принимать поставленную цель и достичь ее, заставляли бы испытывать радость от самого процесса труда. Результатом нравственного воспитания в труде должно стать не только умение, но и желание трудиться, в этом и проявляется качественная характеристика начал трудолюбия.

Мы учим детей трудиться и, конечно, воспитываем в процессе труда. Это два тесно переплетающихся способа педагогического действия на детей, которые не должны разрываться. Нравственное воспитание в труде тесно связано с уровнем развития трудовой деятельности. Этот уровень различен на разных возрастных этапах дошкольного детства. Он может различаться даже в пределах одного возраста, хотя опора идет на общие закономерности развития.

Известно, что в младшем дошкольном возрасте труд как самостоятельная деятельность еще не сформировался ни в сознании, ни в поведении детей. Часто включение их в трудовой процесс отличается от их поведения в игре. Об этом свидетельствуют детские ответы на вопросы взрослого. Так, когда ребенка трех спрашивают: «Ты любишь трудиться?» — он, как правило, отвечает утвердительно. На вопрос: «Какую работу ты любишь выполнять?» — дети обычно отвечают: «Люблю кубики возить, домик строить, машинки катать». Лишь в редких случаях малыши называют некоторые трудовые процессы, действия, имеющие отношение к труду: «Люблю ложки раздавать, дежурить, цветочки поливать, стирать куклам».

Важно пронаблюдать и поведение младшего дошкольника во время выполнения поручений. Оно граничит с игровым действием, а иногда вообще превращается в игру (мытье пластмассовых игрушек, купанье кукол, расстановка игрушек по своим местам). Активно принимая поставленную взрослым задачу, малыши не могут еще действовать целенаправленно. Труд для них притягательный и желанный благодаря новизне, необычности действия, благодаря тому, что можно подражать взрослым: стирать, как мама, накрывать на столы, как няня, как дежурные в старшей группе и т. д. Однако увлечение процессом «деланья» часто превращает труд малышей в игру, а игру в труд. Порой эти два вида деятельности настолько слиты, что их трудно разграничить.

Старшие дошкольники уже хорошо различают игру и труд и соответственно ведут себя в них. Они знают последовательность, определенного задания и практически никогда не превращают его в игру, а действуют согласно поставленной перед ними цели. Более того, многие творчески подходят к решению поставленной задачи. Например, некоторые старшие дошкольники отказываются поливать цветы водой из-под крана. При этом они говорят: «Надо, чтобы она постояла до завтра и согрелась», «Так нельзя поливать: растения не будут расти». Дети знают, что разные цветы надо и поливать по-разному: одни – в горшок, другие в поддон, «а то корни загниют». Ребята поливают растения по порядку, последовательно, по-деловому переходя от одного растения к другому. Завершив работу, они ставят лейку на место, предварительно наполнив ее водой. Выполняя задание, дети осознают смысл своих действий.

Старшие дошкольники хорошо представляют себе смысл предстоящей работы, ее последовательность и умеют рассказывать об этом, если педагог предварительно попросит: «Расскажи, как надо поливать цветы, стирать. Что надо делать сначала, что потом?»

Дети средней группы называют лишь несколько действий: «Надо поливать лейкой; надо поливать вот так (показывает); надо налить воды и полить цветы. Возле аквариума тоже полить».

Чем выше уровень развития трудовой деятельности, тем больше возможности для решения задач нравственного воспитания.

Известно, что отношение к труду складывается очень рано, задолго до того, как малыш сможет самостоятельно выполнять трудовые поручения взрослых, овладеет навыками самообслуживания и т. д. Следует заметить, что некоторые дети уже в раннем возрасте обнаруживают негативное отношение к труду. На предложение сестры-воспитателя потрудиться они протягивают ручки или, наоборот, прячут их за спину, приговаривая: «Я не хочу, это трудно, тяжело. У меня ручки маленькие». Еще не столкнувшись с трудом, малыши отказываются трудиться. Воспитание отношения к труду, желания трудиться, должно начинаться рано, до овладения трудовыми навыками, и, конечно, продолжаться в процессе становления деятельности.

Трудовая деятельность подчинена логике, развивается в определенной последовательности, и в соответствии с нею ставятся и решаются воспитательные задачи.

Представление о труде как целостном процессе должно включать все его структурные части. Если же мы не обнаруживаем у детей некоторых его частей, значит, надо полагать, что труд как самостоятельная деятельность пока не сложился.

Каковы же структурные части (компоненты) трудовой деятельности, по которым можно судить о становлении и развитии этой деятельности у детей дошкольного возраста? Как и у взрослых, это цель, способы осуществления, результат и мотивы.[3]

Цель – это представляемый результат деятельности. Способы осуществления – это необходимые действия для достижения цели, приобретения навыков и умений. Сюда же входят такие интеллектуальные действия, как планирование и самоконтроль, во многом определяющие качество выполнения работы. Результат показывает соответствие деятельности поставленной цели. Мотив определяет цель деятельности, является ее побудителем. Все структурные компоненты деятельности тесно связаны между собой, находятся в определенной зависимости.

В чем же особенности структурных компонентов трудовой деятельности дошкольников?

Цель. Труд детей дошкольного возраста организуется взрослыми. Поставленная цель придает определенную направленность поведению ребенка, ориентирует его на результат труда. Чем меньше дети, тем активнее взрослый в постановке цели. Однако бывают случаи, когда ребенок ставит перед собой цель и решает простые и понятные ему задачи. Но ребенок может поставить и такую цель, которую заведомо не сможет выполнить, так как дошкольник пока не умеет соотносить свои возможности с поставленной и принятой целью. Поэтому именно взрослому необходимо выбирать для детей задания. При этом следует избегать непосильных задач, потому что, не достигнув результата, малыши могут в следующий раз отказаться выполнить задание.

Навыки и умения – важнейшее средство для достижения поставленной цели, для осуществления самой деятельности. Важность их настолько очевидна, что, вероятно, поэтому другим компонентам труда придается меньшее значение.

Умение планировать работу относится к общетрудовым умениям и является необходимым для любого вида деятельности. В научно-методической литературе имеются рекомендации по обучению детей планированию в разных видах труда, и в то же время указывается на недостаточное внимание к формированию у детей навыков планирования в практике работы дошкольных учреждений, что снижает качество и уровень деятельности детей в целом. Д.В. Сергеева пишет: «Чем выше умение планировать свою работу, тем осознаннее, целенаправленнее, рациональнее, точнее и результативнее они (дети) действуют, тем больше возможностей для проявления творчества и инициативы. При отсутствии планирования ребенок становится на путь проб и ошибок, бесцельно затрачивает силы, полученный результат его часто не удовлетворяет»[4]

Планирование – это сложный процесс, связанный с анализом, обобщенными представлениями, умением предвидеть предстоящую работу.

С умением планировать работу тесно связано умение контролировать себя, т.е. самоконтроль. Он способствует повышению качества планирования и всей деятельности в целом. Самоконтроль – сознательная оценка и регулирование своих действий и поведения с точки зрения поставленной цели и существующих правил при выполнении трудовых заданий[5]

Самоконтроль как бы обеспечивает процесс управления собственным поведением и в какой-то мере определяет уровень произвольного поведения в целом. Развитие произвольного поведения способствует воспитанию у детей таких качеств, как инициатива, творчество, активизирует становление процесса саморегуляции поведения в целом. А это одно из существенных, значимых условий для решения задач нравственного воспитания дошкольников.

Результат – показатель завершения работы. Это то, ради чего была задумана работа, ставилась цель деятельности, подбирались средства ее достижения. Результат труда становится ценным в педагогическом отношении тогда, когда педагог ставит своей задачей использовать его как фактор воспитания. Мотивы – важнейший компонент деятельности и формирования отношения к ней. У детей дошкольного возраста уже имеют место общественно значимые мотивы в своей простейшей форме – стремление сделать что-то полезное, порадовать другого человека. Именно мотивы определяют уровень осознанности выполняемой работы – то, ради чего и ради кого она выполняется.

Для дошкольника должна быть обязательно установлена непосредственная зависимость между мотивом и продуктом деятельности, между тем, что делать и для чего делать.

Таким образом, при организации работы по трудовому воспитанию надо в той или иной мере оценивать значение различных компонентов трудовой деятельности. Учет их особенностей на каждой возрастной ступени позволяет дать характеристику трудовой деятельности как целостной, а это важно и необходимо для решения задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста в труде.

Какие же компоненты оказывают непосредственное влияние на формирование личности ребенка, на воспитание у него нравственных качеств? Прежде всего, это цель и мотив трудовой деятельности, именно они определяют ее личностный смысл. При условии целенаправленного педагогического руководства развитие трудовой деятельности и формирование нравственных качеств у детей происходит одновременно.


Глава 2. АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Особенности организации трудовой деятельности

Трудовое воспитание в детском саду начинается с формирования у детей навыков самообслуживания, направленных на удовлетворение их личных повседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей формируется самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения.

Когда мои дети были во 2-й младшей группе, для обучения культурно-гигиеническим навыкам и формирования навыков самообслуживания использовала дидактические игры, которые являются для малышей наиболее подходящей формой обучения (Приложение 1). В играх с куклой у маленьких дошкольников формировали культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнеру по игре-кукле.

Часто использовали в своей работе прием с применением игрового персонажа, например Неумейка. Неумейка появлялся с грязными руками, а детям предлагалось помочь ему в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.). Затем учили персонажа делать «мыльные перчатки».

Особенность хозяйственно-бытового труда обусловлена тем, что результаты его иногда не заметны, так дети во 2-й младшей группе убирали игрушки, ставили стулья на место, собирали с пола бумагу и другой мусор, вешали полотенца, собирали листья, сметали со скамьи снег. В средней группе стирали кукольную одежду, мыли игрушки, накрывали на столы. Использовали форму организации – дежурства по столовой, а со 2-й половины года и по занятиям. Учили детей понимать, что главным в достижении результата являются не столько личные интересы, личные потребности, сколько потребности детского коллектива, а также окружающих взрослых.

Часто использовала прием – привлечение детей к помощи взрослым. Например, во время смены постельного белья помощник воспитателя поручает детям надеть наволочки, расстелить постели.

Во время организации хозяйственно-бытового труда я стремилась поддерживать бодрое настроение детей. Выражая в репликах, замечаниях свои чувства, стараемся создать атмосферу радости, вселить в детей уверенность в себе.

В старшей группе, работая по направлению - ознакомление детей с трудом взрослых, формирование у них представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, составили примерный тематический план, с какими профессиями будем знакомить детей (Приложение 2) согласно календарным датам. В каждом месяце есть свои праздники, в том числе профессиональные. Это очень удобно в системе знакомить детей с современными профессиями, воспитывать уважение и интерес к труду. Возможно те зерна, которые мы заложили, прорастут, и наши воспитанники выберут себе такие профессии, как: ученый, композитор, писатель, летчик и др.

Большой потенциал воспитательных задач содержат в себе сюжетно-ролевые игры, которые мы используем и в нравственно-трудовом воспитании. Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и умением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает.

В процессе игры работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

Игра выступает, как важное средство воспитания, в том числе и нравственно-трудового.

Например, для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» мы провели предварительную работу, где использовали следующее: знакомство с профессией библиотекарь, ручной труд, индивидуальные поручения по поддержанию порядка на книжной полке. Через сюжетно-ролевую игру можно использовать много воспитательных задач.

2.2 Воспитание нравственных чувств дошкольников в труде

Для целенаправленного осуществления воспитания нравственных чувств дошкольников в труде мы используем актуальные формы организации.

    В эти

В этих формах заложен глубокий воспитательный смысл.

Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания.

Работа по изготовлению игрушек в большей степени, чем другие виды труда, более близко дошкольному возрасту, имеет большой эмоциональный отклик в душе ребенка.

У нас в группе сложилась некоторая система работы в этом направлении.

Мы делаем игрушки-поделки для того, чтобы их потом дарить.

Цели работы следующие:

  1. Воспитывать желание доставлять радость и дарить тепло и любовь окружающим детям и взрослым.
  2. Развивать конструктивные способности.

Изготовление  игрушек-поделок – увлекательное занятие. Занимаясь этой работой с детьми, я всегда стараюсь объяснить детям, почему лучший подарок тот, который сделан своими руками. Подарок можно купить за деньги, но дети не работают и это не самое главное. Важно то, когда делаешь работу своими руками, ты вкладываешь в нее тепло своей души, частичку любви, старание, внимание, доброту. Это главное, что важно дарить окружающим.

С неподдельным интересом дети делали подарки для своих пап к 23 февраля – Дню защитника Отечества. Ракеты из цветной бумаги, объемные кораблики и др. С гордостью дарили их папам.

С особой нежность делали подарки для мам к 8 Марта. Цветы из соленого теста, сажали фиалки, бабочки в стиле оригами.

Когда дети вручали их мамам, у некоторых слезы были на глазах. Мамы обнимали и целовали своих малышей.

Осуществляя у детей умение трудиться, чтобы приносить радость другим, устанавливать взаимоотношения, самостоятельно распределять работу между собой мы используем актуальные формы организации с детьми: «Мастерская добрых дел» (Приложение № 4), «Фабрика Деда Мороза», «Дни труда».

1 раз в квартал во 2-ю половину дня мы организуем «Мастерскую добрых дел». С особым старанием дети сделали для младшей группы лото. Для этого они готовили трафареты геометрических форм – круг, треугольник, квадрат. На плотной бумаге эти трафареты обвели карандашом, затем вырезали их и раскрасили в основные цвета. Сделали самостоятельно коробки. Затем отнесли и подарили малышам. По их настроению было видно, что это им очень понравилось. На мой вопрос, что бы вы хотели еще сделать и подарить малышам, было много предложений (сделать животных из бумаги, объемные цветы, кораблики и много другое).

Перед Новогодними и Рождественскими праздниками мы организовали «Фабрику Деда Мороза». Ребята делают игрушки для елки для своей группы и для малышей.

За 2 недели до Нового года в группу пришло письмо. Я предложила им обсудить и определить какие поделки можно сделать.

Егор предложил сделать звездочки, Алеша – елочки,  Вадим – гирлянды. Два вечера дети с увлечением готовили украшения. Было сделано много украшений. Мы даже часть оставили у себя и украсили свою группу.

В январе и марте рекомендовано проводить каникулы. Дети отдыхают. В это время дети должны больше находиться на свежем воздухе. Это правильно, но следует учесть, что отведенные для каникул дни – неласковое время года. В январе – морозы, в марте – слякоть. Это очень удобное время для организации Дней труда.

В январе мы провели такой День труда.

Цель: воспитывать у детей умение поддерживать порядок и чистоту в помещении детского сада и на улице. Развивать положительное отношение к труду. Вызвать радость от совместной работы. Формировать желание создавать своими рукам и поделки, игрушки и другие полезные вещи.

Утро. Предложила дежурным (по столовой, уголку природы) отчитаться о проделанной работе, о совеем настроении во время выполнения обязанностей перед детьми, которые дали положительную оценку дежурства.

Организация коллективной трудовой деятельности. Делали игрушки к выставке «Рождественская игрушка». Что хочется отметить. Во время изготовления таких поделок, у детей наблюдается какое-то особенное усердие, доброе отношение, самостоятельность. Мы с детьми сделали снежинку из цветной бумаги и фольги, рождественскую подвеску «Ангелы», «Рождественскую елочку» из мишуры. Всем родителям подарили по Ангелочку.

Прогулка. Во время прогулки мы наблюдали за работой дворника и мимо детского сада как раз проехала снегоочистительная машина. Провела с детьми беседу по вопросам:

  • Дети, как вы думаете, легко ли работать двориком?
  • Почему трудно? (много снега убирать, много участков, рано встает…)
  • Как мы можем помочь нашей Анне Викторовне (дворнику)? (своими лопатами почистить дорожки, не бросать мусор)

Во 2-й половине дня после сна у нас проходила  коллективная уборка группы: мы мыли игрушки, шкафчики, строительный материал.

В марте мы будем проводить День птиц и труда.

Цель: воспитывать деятельную любовь к природе, заботу о пернатых друзьях, расширять и углублять представления детей о жизни птиц весной, доставлять радость от коллективного труда.

Утро: наблюдения за птицами, прослушивание пения птиц, определение их по голосам, чтение стихов, скороговорок, пословиц о птицах. Коллективная уборка участка, оценка всех видов дежурств. В уголке книги просмотр иллюстраций с целью научиться различать птиц по внешнему виду (грач, скворец, ворона, галка, воробей).

Прогулка. Коллективный труд по благоустройству своего участка  у малышей. (разбрасывание снега, подметание веранд и т.п.); подвижные игры. Развешивание скворечников, кормушек.

2-я половина дня. Просмотр диафильмов «Мы – друзья птиц». Оформление совестно с детьми выставок «Наши поделки» и «Трудятся взрослые». Чтение пословиц о труде.

Такие формы работы позволяют поддерживать интерес к трудовой деятельности, преодолеть однообразие труда, а главное находить духовное удовлетворение от сделанного своими руками для других.


2.3  Труд детей в природе

То, что труд в природе общественно значим, хорошо известно. Но в детских садах труд дошкольника в природе рассматривается весьма утилитарно: «Овес для своей птички», «Цветы для своей группы» и т.д. Дети и взрослые обязательно ждут конкретного результата, часто он отдален во времени, результат его проявляется не сразу и выражен не ярко (например, уход за растениями), да и сам труд нередко осуществляется детьми «понарошку». Все это приводи к тому, что у дошкольников невысок интерес к трудовой деятельности в природе.

В своей деятельности я стараюсь изменить отношение к труду маленьких детей, ставя пред собой следующие задачи:

  1. Формирование ценных качеств личности ребенка: ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность и заинтересованность.
  2. Совершенствовать трудовые навыки и умения природоохранного характера.

Для изучения вопроса о том, любят ли дети дошкольного возраста трудиться в природе, постоянен ли их интерес к этому виду деятельности, мною был проведен анализ. Детям задавала разные вопросы. Любишь ли ты природу?  Нравится ли тебе дежурить в уголке природы? Зачем нужно дежурить в уголке природы? Есть ли у тебя дома растения или животные, сад, огород? Принимаешь ли ты участие в уходе за ними?

Я опросила всю свою группу. Почти все дети ответили, что любят природу. 11 детей с удовольствием работают в цветнике, огороде, саду. Многие имеют дома растения или животных, принимают участие в уходе за ними.

В результате опроса я обнаружила причины: существует большой разрыв между уровнем представлений детей о природе и действенным отношением к ней; дошкольники не осознают необходимости труда в природе. Поэтому на вопрос: зачем нужно дежурить в уголке природы? Многие дети ответили: «Так нужно», «Воспитательница велела», «Все по очереди дежурят».

Своим детям я предложила решить речевую логическую задачу: «У Саши на даче есть своя грядка. Там он посеял семена гороха и моркови. Дружно взошли всходы. Дождик их поливает, солнышко пригревает. Радуется Саша: хорошие будут горох да морковка. Наступили жаркие дни. Солнце печет, на небе ни тучки. Несколько дней не сидел Саша своей грядки. А когда подошел к ней, увидел: растения поникли, листья пожелтели, стебли повисли. Что сделал Саша?»

Десять детей нашли правильный ответ: «Полил», «Не стал забывать ухаживать», «Раз нет дождя, надо самому поливать», «Нельзя ждать, пока растения совсем засохнут». Некоторые дети говорили о состоянии Саши («Саша заплакал», «Саша опечалился», «Ему жалко стало своей любимой грядки»). Либо предлагали обратиться к помощи взрослых: «Саша бабушку позвал», «Он маме с папой все рассказал»

В правильном отношении к природе важно не устанавливать зависимость состояния природы от поведения и деятельности человека, т.к. это может сформировать эгоистический мотив труда: «Хожу гулять с собакой, потому что она за мной бегает  и мне весело», «Кошку глажу, а она мне мурлыкает», «Розу, когда она распустится,  я бабушке подарю», «Я цветок поливаю, поливаю, а он все не растет».

Из бесед с детьми, я могу сказать, что дети больше любят ухаживать за животными, нежели за растениями. Их мало привлекает труд, результат которого отсрочен во времени, требует терпения и длительных трудовых усилий. Особенно популярны у детей такие животные, как собака и кошка, в меньшей степени – птицы. Реже дети общаются с черепахой, морской свинкой, т.к. эти животные могут быть только дома.

Анализируя ответы воспитанников, могу сказать, что у детей еще не сформирован общественно значимый мотив труда в природе.

На занятии детям я предложила из готового теста вылепить две булочки – для себя и еще для кого-нибудь (для кого хочешь).

Я поставила общественно значимую цель труда: «Испечем – как настоящие пекари – булочки не только для себя, но и для других». Никто не отказался испечь булочку для себя, а вторую булочку почти все дети собрались испечь для близких людей (мамы, бабушки, папы, братьев, сестер). Лишь несколько детей вылепили булочки для незнакомых людей. В предварительной работе с детьми  я знакомила, как и зачем трудится пекарь. Но эти знания не были перенесены в трудовую деятельность.

Подтвердить это могут отрывки из записи занятия.

«Воспитатель. Все сегодня хорошо потрудились, у всех булочки получились. А кто из вас был больше всех похож на настоящего пекаря?

Вадим, Андрей, Егор: Я…Я…Я…

Воспитатель. Разве? Почему?

Егор. У меня булки одинаковые вышли, а у других разные: одна большая, а другая маленькая.

Павлик. Я был настоящим пекарем, потому что не только для себя делал, а для всех.

Воспитатель. Почему пекарь не может испечь булочки только для себя? (дети молчат.) Представьте себе, Родик (он приготовил булочки для себя и для мамы) пришел в булочную, а хлеба нет.

Дети: Как нет?

Воспитатель. А так, нет в булочной хлеба. Ты спрашиваешь продавца, почему нет хлеба. А тебе в ответ: «Пекарь только для себя и своей мамы испек хлеб».

Родик молчит, задумался Алеша и Андрей укоризненно качают головой.

Родик (убежденно). Я в следующий раз, как настоящий пекарь, сделаю булочки для всех».

Чтобы сформировать у детей навык бескорыстного труда, я стараюсь раскрыть им мотивы общественно значимого. Стремлюсь, чтобы дети осознали цели и мотивы трудовой деятельности до ее начала, опираюсь на конкретный детский опыт, необходимый для успешной трудовой деятельности дошкольников.

Я, как воспитатель знаю, что от самого факта участия ребенка в труде нельзя автоматически ждать положительного результата. Каждый должен вложить в свой труд личностный смысл.

Трудовую деятельность дошкольников стараюсь организовать с учетом определенных требований:

  1. Приступая к трудовому процессу, ребенок должен  хорошо знать правило обращения с объектами природы. Эти правила предлагаю детям в положительной формулировке («так можно и нужно»):
  • Растения и животные живого уголка природы нуждаются в нашей помощи, без нашего труда они погибнут;
  • С прогулки мы можем принести в уголок природы только те растения и тех животных, которые могут жить в неволе;
  • Создаем в уголке природы такие условия, которые похожи на естественные;
  • Не забываем каждый день поливать растения, кормить животных;
  • После наблюдений отпускаем животных на свободу.

Любой случай гуманного отношения ребенка к природе стараюсь использовать для воспитания  у детей желания поступить подобным образом.

На прогулке по территории детского сада дети решили собрать небольшой букетик полевых цветов. Ира принесла в букет вырванный с корнем кустик мать-и-мачехи. Дети осудили поступок Иры: «Зачем ты с корнем выдернула? Теперь весь куст погиб. Разве ты забыла, что это лекарственное растение, очень полезное?» Я обратила внимание на тех детей, которые осудили поступок Иры.

  1. В процессе труда   в природе я стараюсь совершенствовать трудовые навыки и умения природоохранного характера. Труд должен быть доступным для ребенка, но не облегченным.

С детьми средней группы в январе сажали в землю лук на перо. В течение месяца мы поливали и наблюдали ним. Дети с большим удовольствием кушали суп с луком, выращенным своими руками. Часть выращенного лука с гордостью отдали на кухню, чтобы все дети и сотрудники детского сада попробовали результаты их труда.

Труд в природе старшей группы направляем на получение полезного, красивого и необходимого результата. Это тот труд, в котором результат трудового усилия проявляется не сразу, а через длительное время. Я стараюсь создать такие условия, чтобы воспитанники были участниками всего трудового процесса, от его начала до получения результата.

В феврале месяце мы с детьми посеяли семена томатов. Как же дети были довольны, когда увидели первые ростки рассады. Дети поливали  и наблюдали за всходами и за их ростом. В июне месяце все вместе, дружно высадили рассаду в грунт и каждый вечер с детьми поливали  грядки. Из-за жаркого лета у нас вырос неплохой урожай.

В своей работе использую обсуждения с детьми процесса трудовой деятельности. Организую непосредственно после труда (изменение состояния объекта труда), в процессе его (качество выполнения задания) и в самом начале (определение цели труда и его необходимости). Так формирую у детей потребность и умение проявлять заботу о растениях и животных.

Труд в природе обладает рядом особенностей, которые ставят его в особое положение среди других видов труда дошкольника. Труд в природе развивает у ребенка положительные качества (активность, интерес, инициативность, самостоятельность и др.) Поэтому важен не только результат, но и активное участие в нем ребенка.                


2.4 Работа с родителями

Особое внимание в вопросах трудового воспитания детей я уделяю взаимодействию с родителями. Мы обмениваемся рекомендациями, советами, мнениями по созданию условий для организации трудовой и самостоятельной деятельности детей дома и в детском саду.

Использую разные формы работы с родителями. Организовала фотовыставки, отражающие труд детей в детском саду на тему « Не мешайте мне трудиться» и о профессиях наших родителей «Радуга профессий». Оформила информационный стенд на тему «Труд – средство всестороннего развития».

В своей работе также использую папки передвижки на темы: «Трудовое воспитание в семье» , «Что посеешь, то и пожнешь». Были проведены родительское собрание и развлечения вместе с родителями с целью, чтобы родители поняли, в чем заключается трудовое воспитание детей в семье, значение труда для формирования личности ребенка и создавали все необходимые условия дома для постоянного участи детей в трудовой деятельности.

Родители принимают активное участие в педагогическом процессе, с удовольствием рассказали детям о своих профессиях.

Практикуем совместную подготовку и проведение праздников. Родители изготовили инвентарь для организации трудовой деятельности (лопаты, грабли, палочки для рыхления почвы).

Вместе с детьми наши родители участвуют в совместных творческих выставках: «Пасхальные символы», «Рождественская игрушка», «Папа - золотые ручки».

Однако для создания более оптимальных условий по трудовому воспитанию совместно с родителями намечено:

- продолжить работу по обогащению предметно-развивающей среды

- организовать совместную творческую выставку работ из дерева, ниток, бисера, соломки, ткани и поролона «Руки папы, руки мамы и мои ручонки».

Заключение

Исходя из опыта работы, я пришла к выводу, что трудно проследить у детей моральные побуждения и мотивацию, которыми они руководствуются во время трудовой деятельности, их отношение к труду.

Чаще всего можно было наблюдать их положительно-эмоциональный отклик, проявляющийся в желании что-то сделать, в старании. Но я глубоко уверена в том, что заложила ростки доброты, любви и внимания к окружающим обязательно в будущем дадут свои плоды.

Подводя итог, можно сказать, что

  • Дети овладели умениями, позволяющими выполнять содержание трудовой деятельности по самообслуживанию, в хозяйственно-бытовом и ручном труде, в уходе за растениями.
  • В процессе деятельности у детей сформировались навыки самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда, использования инструментов, пособий, бережного отношения к ним.
  • В процессе работы дети научились проявлять аккуратность, настойчивость, умение сосредоточенно работать и доводить дело до конца, контролируя себя.
  • У детей сформированы представления об общественной направленности и пользе труда людей, об их отношении к труду, об общественном характере труда и взаимоотношениях в процессе деятельности, основанных на уважении и взаимопомощи друг другу. У детей воспитан интерес к труду окружающих и общественно полезные мотивы собственной трудовой деятельности, желание трудиться, сформировано умение выполнять свои обязанности.

Итак, эта работа с детьми убеждает в том, что овладение трудовыми навыками тесно связана с формированием у дошкольников нравственно-трудовых качеств, которые совершенствуются с возрастом детей.


Список литературы

  1. Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание у детей в детских садах. М. – 1987
  2. Буре Р.С. Учите детей трудиться М. – 1987
  3. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика М. – 1998
  4. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Под ред. Васильевой М.А. М – 1994
  5. Вазина К.Я. Воспитание целенаправленности в трудовой деятельности М. – 1967
  6. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. М. – 1989
  7. Воспитание и обучение в детском саду. Под ред. Запорожца А.Л. М., Педагогика – 1986
  8. Година Г.Н. Нравственное воспитание детей в совместной трудовой деятельности. М. – 1991
  9. Гугасова А.М. Методика трудового воспитания: частные вопросы. М., Просвещение – 1990
  10. Дошкольная педагогика. Под ред. Ядешко В.И., Сохина Ф.А. М. – 1978
  11. Ковальчук Я.М. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М. – 1985
  12. Коломенский Я.П. Психология совместного труда детей. М. – 1985
  13. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников М. – 1991
  14. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольников в труде М. – 1974

                                                                                                               


Приложение 1

Дидактические игры по трудовому воспитанию детей 3-5 лет

Игра «Накроем стол для кукол»

Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

Ход игры:

Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).

Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.

Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

Игра «Что хочет делать Маша?»

Цель. Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Ход игры:

Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо):
- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.
Подставляет кукле называемые ею предметы.
- Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.)

В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья — для глажения; ведро и лейка — для полива грядок и т. п.).

Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш — подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.

Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.

Игра «Кому это нужно?»

Цель. Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.

При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, кульман, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют профессию человека, который использует изображенный предмет в своем труде.

Игра «Выбираем работу»

Цель. Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.

Ход игры:

Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:
Будем дружно подрастать
И работу выбирать.
В космонавты мы пойдем
И ракеты поведем.
(Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты,
действуя по показу воспитателя.)
В капитаны мы пойдем,
Корабли мы поведем.
(Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.)
В вертолетчики пойдем,
вертолеты поведем.
(Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.)
Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.
А мы в летчики пойдем,
Самолеты поведем.
Первые две строки повторяются в начале каждого куплета,
дети на эти слова идут по кругу.
В комбайнеры мы пойдем
И комбайны поведем.
Мы в пожарные пойдем
И пожар тушить начнем.



Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

Цель. Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.

Ход игры:

Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.
— Зачем нужно растение? (Лейка.)
— Почему нужно кормить? (Птичка.)
— Что нужно мыть? (Тарелка.)
— Что нужно чистить? (Ковер.)
— Что нужно стирать? (Платье.)
— Что нужно гладить? (Рубашка.)
— Что нужно печь? (Пирожки.)
— Что нужно менять? (Постельное белье.)
— Кого нужно купать? (Ребенок.)
Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее.
— Зачем засевать поля? (Зерно.)
— Зачем сажать? (Картофель.)
— Зачем опрыскивать? (Яблоня.)
— Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты)?
— Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку?
— Зачем делать еженедельную уборку квартиры?
— Зачем ухаживать за своим телом?


Приложение 2

Перспективное планирование по ознакомлению детей с трудом взрослых в старшей группе

Сентябрь «Труд врача (медсестры)».

Задачи: дать представления о работе врачей (педиатр, окулист) и медсестер в поликлинике: осматривают больного, ставят диагноз, назначают лечение, выписывают рецепт. Формировать навыки культуры поведения в общественных местах. Воспитывать ответственность за свое здоровье, понимать важность здорового образа жизни.

Октябрь. «Труд библиотекаря».

Задачи: формировать представление о труде библиотекаря. Учить понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми. Поддерживать стремление подражать взрослым (их поведению, общению) в игровой деятельности. Воспитывать уважение и интерес к труду взрослых.

Ноябрь. «Труд милиционера».

Задачи: дать представления о труде милиционера, об общественной значимости его труда, специфике работы. Формировать навыки культуры поведения в общественных местах. Учить правильно вести себя на улице. Воспитывать уважение к благородной и ответственной профессии, необходимой всей стране.

Декабрь. «Труд продавца».

Задачи: дать знания о труде работников торговли в разных продовольственных и промтоварных торговых точках, закрепить представление о трудовых действиях продавца. Воспитывать вежливость, честность, дружелюбие, уважение к труду взрослых. Поддерживать желание подражать взрослым.

Январь. «Труд ветеринара»

Задачи: формировать представление о профессии ветеринара. Учить устанавливать причинно-следственные связи: значение ухода за животными на их рост и здоровье. Воспитывать желание ухаживать за животными. Уважать труд взрослых.

Февраль. «Труд военных»

Задачи: знакомить с Вооруженными Силами России. Формировать представления о значении Армии для страны. Учить понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми. Воспитывать гордость за родную страну. Формировать уважение к вооруженным силам страны.

Март. «Труд животноводов»

Задачи: познакомить с трудом на животноводческих фермах. Расширять знания о труде людей, живущих в сельской местности. Учить устанавливать причинно-следственные связи: значение ухода за животными на их рост и здоровье. Учить понимать взаимосвязь трудалюдей сельских и городских профессий (в городах на заводах перерабатывают продукцию, которую поставляют жители села). Воспитывать уважение к труженикам села.

Апрель. «Профессия космонавт»

Задачи: формировать представление о профессии космонавта. Расширять знания детей об освоении космоса. Дать знания о том, что полёт человека в космос – это плод труда многих людей: учёных – конструкторов, механиков, врачей и др. Формировать представление о влияние человека на жизнь на планете. Воспитывать любовь и уважение к Российской космонавтике. Воспитывать гордость за свою страну. Формировать уважительное отношение к труду взрослых.

Май. «Выбираем работу»

Задачи: систематизировать и закрепить представления детей о профессиях. Расширять знания о механизмах, оборудовании, инструментах, облегчающих труд. Развивать стремление отражать свои знания и впечатления о труде взрослых в изобразительной деятельности. Воспитывать на примере труда взрослых положительные навыки трудового общения.


[1] Сергеева Д.В. Руководство трудовой деятельностью дошкольников. М., 1986, с.10

[3]Сергеева Д.В. Руководство трудовой деятельностью дошкольников. М., 1986, с.28

[4] Сергеева Д.В. Руководство трудовой деятельностью дошкольников. М., 1986, с.21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Современные подходы к организации трудового воспитания детей в ДОУ"

Презентация к  работе "Трудовое воспитание дошкольников"...

Современные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста. Организация работы в МБДОУ по экологическому воспитанию.

Материал содержит практическое описание форм, методов, приёмов работы по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста....

Современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации детского туризма в условиях ДОО

Обобщенный педагогический опыт представляет собой систему работы с детьми старшего дошкольного возраста обучению дошкольному туризму. В процессе работы были систематизированы основные методы и ме...

«Современные подходы в организации трудового воспитания детей дошкольного возраста»

Трудовая деятельность в ДОУ в свете ФГОС. Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральном государственном обра...

презентация для педагогов "Современные подходы к организации трудового воспитания в детском саду"

В презентации раскрыты основные понятия трудового воспитания дошкольников, задачи по трудовому воспитанию в детском саду, методы и формы работы с детьми по проведению трудовой деятельности....

Удостоверение о повышении квалификации "Современные подходы к организации познавательногоразвития детей дошкольного возраста" 2019 г.

Удостоверение о повышении квалификации "Современные подходы к организации познавательногоразвития детей дошкольного возраста" 2019 г....

Современные подходы в организации трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Развивать трудолюбие в дошкольниках невероятно важно, т.к. вместе с этим развивается самостоятельность, организованность, инициатива, дисциплинированность, улучшаются физические способности ребенка. Т...