на развитие словарного запаса детей среднего и старшего дошкольного возраста
материал на тему

Михайлова Анжелика Игоревна

Игры на развитие словарного запаса детей среднего и старшего дошкольного возраста.

 1. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй»
В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй». 
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. 
Вариант 1. Ход игры:
Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. 
Взрослый: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь. 
Взрослый: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос. 
Взрослый: - Ягоды; Дети: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика. 
Взрослый: деревья; 
Дети: береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь и т.д.
Вариант 2. Ход игры:
Взрослый называет видовые понятия, а ребенок - обобщающие слова. 
Взрослый: огурец, помидор, репа.
Ребенок: овощи.
 

2. Игра с мячом «Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)». 
Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости. 
Ход игры:
Раз и два, и три, четыре всё мы знаем в этом мире. 
Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша раз, Витя два, Коля три, Андрей четыре, Володя пять». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте. 
 

3. Игра с мячом «Животные и их детеныши» 
Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти. 
Ход игры:
Человеческие дети знают всех зверят на свете. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей. 
Группа 1. У тигра, у льва, у слона, у оленя, у лося, у лисы.
Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у волка – волчонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок, у коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок, у курицы – цыпленок, у собаки – щенок. 
Группа 3. Тигренок, львенок, слоненок, олененок, лосенок, лисенок. 
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на развитие словарного запаса детей среднего и старшего дошкольного возраста.

 1. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй»
В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй». 
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. 
Вариант 1. Ход игры:
Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. 
Взрослый: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь. 
Взрослый: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос. 
Взрослый: - Ягоды; Дети: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика. 
Взрослый: деревья; 
Дети: береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь и т.д.
Вариант 2. Ход игры:
Взрослый называет видовые понятия, а ребенок - обобщающие слова. 
Взрослый: огурец, помидор, репа.
Ребенок: овощи.

2. Игра с мячом «Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)». 
Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости. 
Ход игры:
Раз и два, и три, четыре всё мы знаем в этом мире. 
Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша раз, Витя два, Коля три, Андрей четыре, Володя пять». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте. 

3. Игра с мячом «Животные и их детеныши» 
Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти. 
Ход игры:
Человеческие дети знают всех зверят на свете. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей. 
Группа 1. У тигра, у льва, у слона, у оленя, у лося, у лисы.
Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у волка – волчонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок, у коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок, у курицы – цыпленок, у собаки – щенок. 
Группа 3. Тигренок, львенок, слоненок, олененок, лосенок, лисенок. 

4. Игра с мячом «Кто как разговаривает?» 
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. 
Ход игры:
Вариант 1. Мяч лови, да поскорей назови язык зверей. Взрослый бросает мяч ребёнку, называя животных. Ребёнок, возвращая мяч, должен правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья; мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает. 
Вариант 2. Родители, бросая ребенку мяч, спрашивают: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д. 

5. Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко» 
Цель: развитие мышления, быстроты реакции. 
Ход игры:
Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то - нет. Родители, бросая мяч ребенку, спрашивают: Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч, должен ответить: Сорока стрекочет. 
Примеры вопросов: Сова летает, а кролик?  
Корова ест сено, а лиса? 
Крот роет норки, а сорока?  
Петух кукарекает, а курица? 
Лягушка квакает, а лошадь? 
У коровы теленок, а у овцы?
У медвежонка мама медведица, а у бельчонка? 

6. Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?»  
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». 
Ход игры:
Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей! 
Бросая мяч ребенку, родители задают вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает. 
Вариант 1
Родители: Кто живет в дупле? Белка. 
Кто живет в скворечнике? Скворцы. 
Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д. 
Кто живет в будке? Собака. 
Кто живет в улье? Пчелы.
Кто живет в норе? Лиса.
Кто живет в логове? Волк. 
Кто живет в берлоге? Медведь. 
Вариант 2
Родители: Где живет медведь? Где живет волк?
Ребёнок: В берлоге. В логове. 
Вариант 3.
Работа над правильной конструкцией предложения. Ребёнку предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге». 

7. Игра с мячом «Скажи ласково» 
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. 
Ход игры:
Родители, бросая мяч ребенку, называют первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний.
Стол - столик, ключ - ключик.
Шапка - шапочка, белка - белочка. 
Книга - книжечка, ложка - ложечка. 
Голова - головка, картина - картинка. 
Мыло - мыльце, зеркало - зеркальце. 
Кукла - куколка, свекла - свеколка. 
Коса - косичка, вода - водичка. 
Жук - жучок, дуб - дубок. 
Вишня - вишенка, башня - башенка.
Платье - платьице, кресло - креслице.
Перо - перышко, стекло - стеклышко.
Часы - часики, трусы - трусики. 

8. Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. 
Ход игры:
Человек легко находит, что в природе происходит. 
Родители, бросая мяч ребенку, задают вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. 
Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» 
Родители: Солнце - что делает? Светит, греет.
Ручьи - что делают? Бегут, журчат.
Снег - что делает? Темнеет, тает. 
Птицы - что делают? Прилетают, вьют гнезда, поют песни. 
Капель - что делает? Звенит. 
Медведь - что делает? Просыпается, выходит из берлоги. 

9. Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение»
Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций. 
Ход игры:
Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю. 
Мама бросает мяч ребёнку, произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно. 

10. Игра с мячом «Кто как передвигается?» 
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости. 
Ход игры:
Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет. 
Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами. 
Мама: Летают. 
Ребёнок: Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки. 
Плавают: Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы. 
Ползают: Змеи, гусеницы, черви. 
Прыгают: Кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.

11. Игра с мячом «Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?» 
Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости. 
Ход игры:
Что животные умеют – птицы, рыбы, кошки, змеи? 
Родители, разными способами, бросая мяч ребенку по очереди, называют какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. 
Мама: собака; 
Ребёнок - стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит; 
Кошка (мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается);
Мышка (шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает); 
Утка (летает, плавает, ныряет, крякает); 
Ворона (летает, ходит, каркает, клюет); 
Змея (ползет, шипит, извивается, жалит, нападает).

12. Игра «Кто, чем занимается?» 
Цель: закрепление знаний детей о профессиях, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости. 
Ход игры:
Вариант 1. Никогда мы не забудем, что умеют делать люди. 
Бросая или прокатывая мяч ребенку, родители называют профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. 
Мама: строитель 
Ребёнок: строит; 
повар (варит (готовит)); 
носильщик (носит); 
чертежник (чертит); 
рабочий (работает); 
уборщица (убирает);
художник (рисует) и т.д. 
Вариант 2. Родители называют глагол, а ребенок профессию (продает - продавец). 

13. Игра «Кто может совершать эти движения?» 
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. 
Ход игры:
Кто и что - летит, бежит, ходит, плавает, лежит? 
Родители, бросая мяч ребенку, называют глагол, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. 
Родители: идет  
Ребёнок: человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога; 
Бежит (человек, животное, ручей, время); 
Летит (птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма); 
Плывет (рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако).

14. Игра «Горячий - холодный» 
Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. 
Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный»), «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой. 
Ход игры:
Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот. 
Родители, бросая мяч ребенку, произносят одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое - с противоположным значением. 
Родители - Горячий; 
Ребёнок - Холодный.
Хороший - Плохой; 
Умный - Глупый; 
Веселый - Грустный; 
Острый - Тупой; 
Гладкий - Шероховатый; 
Легкий - Тяжелый;
Глубокий - Мелкий; 
Светлый - Темный; 
Добрый - Злой; 
Радостный - Печальный;
Быстрый - Медленный;
Частый - Редкий; 
Мягкий - Твердый;
Ясный - Пасмурный;
Высокий - Низкий. 
Усложнение: можно предложить ребёнку добавить существительное. Например: Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро. 

15. Игра «Из чего сделано?» 
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования. 
Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. 
Ход игры:
Вот предмет, а из чего люди сделали его? 
Родители, бросая мяч ребенку, говорят: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». 
Родители: рукавички из меха... 
Ребёнок: меховые; 
тазик из меди... медный; 
медвежонок из плюша... плюшевый; 
рукавички из шерсти... шерстяные; 
стакан из стекла... стеклянный; 
ваза из хрусталя... хрустальная. 
Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка. 

16. Игра «Лови да бросай - цвета называй» 
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей. 
Ход игры:
Что у нас какого цвета - мы расскажем вам об этом. 
Родители, бросая мяч ребенку, называют прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. 
Родители: красный – 
Ребёнок: мак, огонь, флаг
оранжевый - апельсин, морковь, заря; 
желтый - цыпленок, солнце, репа;
зеленый - огурец, трава, лес;
голубой - небо, лед, незабудки;
синий - колокольчик, море, чернила;
фиолетовый - слива, сирень, сумерки.

17. Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний») 
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. 
Ход игры:
Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас. 
Родители, бросая мяч ребенку, называют три или четыре слова и просят определить, какое слово лишнее. 
Например: Голубой, красный, спелый. 
Кабачок, огурец, лимон. 
Пасмурно, ненастно, ясно.
Осень, лето, суббота, зима. 
Понедельник, вторник, лето, воскресенье. 
День, ночь, утро, весна. 
Ребёнок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово. 
18. Игра «Чья голова?» 
Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях. 
Ход игры
Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова. 
Родители, бросая мяч ребёнку, говорят: «У вороны голова...», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «...воронья». 
Примеры: у рыси голова рысья 
у рыбы – рыбья
у кошки – кошачья
у сороки – сорочья
у зайца - заячья 
у кролика – кроличья
у верблюда – верблюжья
у лошади – лошадиная
у утки – утиная
у лебедя – лебединая
у оленя – оленья
у лисы – лисья
у собаки – собачья
у птицы – птичья
у овцы – овечья
у белки – беличья
у медведя – медвежья
у тигра – тигриная
у курицы – куриная
у голубя – голубиная
у орла – орлиная
Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными. 

19. Игра «Что бывает круглым?» 
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости. 
Ход игры
Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает. 
Перебрасывая мяч ребёнку различными способами, родители задают вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч. 
• 1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...) 
• 2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур...) 
• 3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф...) 
• 4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...) 
• 5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...) 
• 6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...) 
• 7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...) 
• 8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...) 
• 9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...) 
• 10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...) 
• 11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка). 
• 12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...) 

20. Игра «Один - много» 
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных. 
Ход игры
Мы - волшебники немного: был один, а станет много. 
Родители бросают мяч ребёнку, называя имена существительные в единственном числе. Ребёнок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. 
Примеры: Стол - столы 
двор – дворы
нос – носы
гора – горы
нора – норы
мост – мосты
дом – дома
глаз – глаза
луг – луга
город – города
провод – провода
холод – холода
день – дни
пень – пни
сон – сны
лоб – лбы
ухо – уши
стул – стулья
кол – колья
лист – листья
перо – перья
крыло – крылья
дерево – деревья
носок – носки
чулок – чулки
кусок – куски
кружок – кружки
дружок – дружки
прыжок – прыжки
утенок – утята
гусенок – гусята
цыпленок – цыплята
тигренок – тигрята
слоненок - слонята 

21. Игра «Веселый счет»
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции. 
Ход игры
Сколько их - всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем. 
Родители бросают мяч ребенку и произносят сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»...). Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных.
Примеры: один стол - пять столов
один слон - пять слонов
один шкаф - пять шкафов 
один гусь - пять гусей
один лебедь - пять лебедей 
один журавль - пять журавлей 
одна гайка - пять гаек 
одна майка - пять маек 
одна шишка - пять шишек
один утенок - пять утят 
один гусенок - пять гусят 
один цыпленок - пять цыплят
один заяц - пять зайцев 
один палец - пять пальцев 
одно платье - пять платьев
одна шапка - пять шапок
одна перчатка - пять перчаток 
одна банка - пять банок 
одна рукавица - пять рукавиц 
одна пуговица - пять пуговиц 
одна мыльница - пять мыльниц 
одна шляпа - пять шляп
одна книга - пять книг 
одна конфета - пять конфет 
Вариант «А у меня» 
Родитель бросает мяч и произносит: «У меня один стол». Ребенок, бросая мяч обратно, отвечает: «А у меня пять столов». 

22. Игра «Где мяч?» 
Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания. 
Ход игры
Вариант 1. Мячик, мячик, где лежишь? Ты от нас не убежишь. 
Ребёнок выполняет задание с мячом: «Подними мяч над головой, положи мяч у правой ноги, положи мяч на ковер, перед собой» и т.п.
Вариант 2. Ребёнок отвечает на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом...) 

23. Игра «Хорошо - плохо» 
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости. 
Ход игры
Мир не плох и не хорош - объясню, и ты поймешь. 
Родители задают тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.
Родитель: дождь.
Ребёнок: дождь - это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо - намочит нас, бывает холодным.
Родитель: город. 
Ребёнок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо - не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно. 
Вариант «Нравится не нравится» (о временах года). 
Родитель: зима.
Ребёнок: мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер. 

24. Игра «Вчера, сегодня, завтра» 
Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, развитие внимания, ловкости, воображения, фразовой речи. 
Ход игры
Вариант 1. То, что было, то, что будет, каждый помнит - не забудет. 
Мама бросает мяч по очереди всем играющим, задавая вопросы: Ты ответь мне, будь добра, Что ты делала вчера?
Все ли сделал, что хотел? 
За сегодня что успел?
Я еще узнать хотела - что ты завтра будешь делать? 
Играющие, возвращая мяч ведущему, отвечают на вопросы. 
Вариант 2. Сидя в кругу, перекидываем мяч друг другу и рассказываем о том, что было с нами вчера, сегодня и, что собираемся делать завтра. Содержание рассказов может быть как реальным, так и вымышленным. 

25. Игра «Утро, день, вечер, ночь» 
Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости. 
Ход игры
Утро, вечер, день и ночь навсегда уходят прочь. Провожать их не спеши, что ты делал, расскажи. 
Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание), ребёнок отвечает на вопросы родителей и рассказывает, что он делал утром, днем, что будут делать вечером, ночью.
• Что ты делал утром? 
• Что ты делал вечером? 
Вариант1. 
1. «Назови «соседей» утра». 
2. «Сначала вечер, а потом?..» 
3. «Назови пропущенное слово» (Мы завтракаем утром, а обедаем...) 

26. Игра «Лови, бросай, дни недели называй»
Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.
Ход игры
В календарь не зря глядели - все мы помним дни недели. 
Играющие становятся в круг. Ведущий, бросая мяч кому-нибудь, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда...» Все по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели. Усложнение. Ребёнок и родители встают в круг и, называя дни недели, на каждое слово хлопают мячом об пол: «Понедельник. Вторник...» Вместо следующего дня недели родитель называет имя ребенка: «Саша!» Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке. 

27. Игра «Месяцы и их последовательность» 
Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка. 
Ход игры
Месяц к месяцу встает - каждый всех их назовет. 
Родители с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март...». Вместо следующего месяца, родитель называет имя ребенка: «Маша!». Ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол. 

28. Игра «Что за чем?» 
Цель: Закрепление временных понятий в активном словаре ребенка, развитие мышления. 
Ход игры
Что за чем у нас идет каждый год и круглый год? 
Играющие встают в круг. Ведущий бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы. 
Например: «Зима. А что за нею?». 
Игрок отвечает: «Весна», и бросает мяч ведущему. 
Варианты вопросов: «Зима. А что за нею?» - «Весна. 
А что за нею?» 
«Сколько месяцев в году?» 
«Назовите летние месяцы». 
«Назовите первый месяц весны». 
«Назовите последний месяц зимы». 
«С какого месяца начинается осень?» 
«Каким месяцем заканчивается осень?»

29. Игра «Бывает — не бывает» 
Цель: расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления. 
Ход игры
Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ! 
Играющие встают в круг. Ведущий называет времена года. Например: «Лето». А затем, бросая мяч кому-нибудь, называет явление природы. Например: «Ледоход». Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры. Варианты явлений природы и сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза и т. д. Усложнение. Ребёнок даёт полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы в данное время года. 

30. Игра «Кто кем был?» 
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. 
Ход игры
Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были. 
Родители, бросая мяч ребёнку, называют предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: 
цыпленок – яйцом
лошадь - жеребенком
корова - теленком
дуб - желудем
рыба - икринкой
яблоня - семечком 
лягушка - головастиком
бабочка - гусеницей
хлеб - мукой 
шкаф - доской 
велосипед - железом 
рубашка - тканью
ботинки - кожей 
дом - кирпичом 
сильный - слабым 

31. Игра «Кто кем будет?» 
Цель: развитие мышления, воображения, быстроты реакции, расширение словаря. 
Ход игры
Знаем мы с тобой о том, что бывает с кем потом.  
Родитель, бросая мяч, задает вопросы: «Кем (чем) будет - яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый» и т. д. Ребёнок, бросая мяч обратно, может дать несколько вариантов ответа. Например: «Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница». 

32. Игра «Семья» 
Цель: обучать детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников. 
Ход игры
Кто вы мне и кто вам я, если вы - моя семья? 
Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить. Примерные вопросы:
• Кем ты доводишься маме и папе? 
• Кто ты для бабушки и дедушки? 
• У тебя сестра или брат?
• Назови двоюродных братьев и сестер. 
• Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер? На этом мы закончим обзор игр. Еще раз хотим обратить внимание родителей на то, что игры на развитие словарного запаса ребёнка разнообразны и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры."(из опыта работы)

Социально-нравственное развитие ребёнка в процессе знакомства с жизнью людей на Руси (предметами быта, традициями, обычаями, праздниками)....

Развитие связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность детей

             Речевое развитие дошкольников, в частности, развитие связной речи – одно из важнейших направлений в работе педагогов ДОУ, во многом определяющее ...

Актуальный педагогический опыт по теме: "Развитие внимания у детей среднего и старшего дошкольного возраста с помощью игр экологического содержания"

Актуальный педагогический опыт по теме:"Развитие внимания у детей среднего и старшего дошкольного возраста" выполнен мной на базе МБДОУ детский сад № 41 г. Белгорода. Он содержит опирание моей работы ...

Фронтальный контроль по теме: «Организация работы по развитию творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста, в продуктивных видах деятельности, в МБДОУ №1 «Русалочка» п. Гигант»

Фронтальный контроль по теме: «Организация работы по развитию творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста, в продуктивных  видах деятельности, в МБДОУ №1 «Р...

Программа развития творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста по средствам музыкально – театрализованной деятельности

Нами предоставляется  возможность,  детям и их родителям, продемонстрировать свои  таланты и способности. Музыкально – театральная деятельность дает шанс   активно...

УМК к программе развития творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста по средствам музыкально – театрализованной деятельности раздел актёрское мастерство

Работа содержит систему специальных мероприятий по актёрскому мастерству - способствующих развитию творческого потенциала и музыкальных  способностей детей старшего дошкольного возраста....

Музыкально-дидактическая игра с использованием ИКТ - как средство развития творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста

Теперь ребенка окружает огромное количество разных источников информации. Развлекательная направленность современных СМИ и компьютерные игры, в которые так любят играть наши дети,...