Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие» (грамота) разновозрастная группа дети (4-6 лет)
рабочая программа по обучению грамоте (средняя группа) по теме

Кузнецова Анастасия Вячеславовна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramota_srednyaya_gruppa.docx41.16 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие» (грамота)

разновозрастная группа дети (4-6 лет)

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Тема:   «Осень» 05.09-30.09

«Что изменилось осенью» (05.09-09.09)

Диагностика

Диагностика

«Сельскохозяйственные промыслы» (12.09-16.09)

Диагностика

Диагностика

«Поведение в природе» (19.09-23.09)

Сценарий № 1

Цель: Совершенствовать речедвигательный аппарат ребенка, тренировать его дыхательную систему.

   Знакомить ребенка с термином «слово».

   Формировать у ребенка умение называть звуки «с» и «сь».

[1, сцен.1, стр.3]

Вспомнить с детьми основные органы артикуляционного аппарата (рот, губы, зубы, язык, нёбо, кончик языка), основные движения языка (поднимать вверх, опускать вниз, делать движения к углам рта). Ознакомить детей с бугорками за верхними зубами и научить делать язык широким, тонким. Уточнить представления детей о движении языка в полости рта и вне ее: вверх, вниз, вправо, влево. 

[2, стр. 168]

«Лесные превращения» (26.09-30.09)

Сценарий № 2

Цель: Совершенствовать речедвигательный аппарат ребенка, развивать слуховое внимание, регулировать громкость голоса.

   Закреплять правильное произнесение звуков «с», «сь».

   Составлять из слов предложения и «читать» их по живой модели.

[1, сцен.2, стр.4]

Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом. 

[2, стр. 169]

Тема: «Я в мире человек» (03.10-21.10)

«В здоровом теле здоровый дух» (03.10-07.10)

Сценарий № 3 

Цель: Совершенствовать речедвигательный аппарат ребенка.

   Формировать умение произносить звук «ш».

   Дать детям представление о протяженности слов.

[1, сцен.3, стр.6]

Научить детей поднимать широкий передний край языка кверху.

[2, стр. 170]

«Большая семья» (10.10-14.10)

Сценарий № 4

Цель: Знакомство детей с устройством речевого аппарата, проводить артикуляционную гимнастику.

   Закреплять произнесение звуков «ш» и «с» и дифференцировать их.

   Формировать у детей умение слышать звуки, интонационно выделяемые в слове воспитателем.

[1, сцен.4, стр.7]

Добиваться от каждого ребенка четкого произношения звука г, умения определять положение языка при произнесении звука г.

[2,стр. 171]

«Что я знаю о себе» (17.10-21.10)

Сценарий № 5

Цель: Формировать у детей умение регулировать громкость голоса, дыхание.

   Формировать умение правильно произносить звук «з» и закреплять правильное произнесение звука «з».

   Формировать умение слышать звуки, интонационно выделяемые в слове воспитателем.

[1, сцен.5, стр.9]

Упражнять детей в четком произношении звука т во фразовой речи. [2,стр.171]

Тема: «Мой город, моя страна» (24.10-11.11)

«Родной край» (24.10-28.10)

Сценарий  № 6

Цель: Совершенствовать речедвигательный аппарат ребенка, обучать его регулированию силы голоса.

   Закреплять произнесение звуков «з» и «зь».

   Учить детей слышать интонационно выделенный звук в слове и выделять его самостоятельно по образцу.

[1, сцен.6, стр.10]

Формировать умение поднимать язык за верхние зубы и присасывать передний край языка к нёбу.

 [2, стр.172]

«День народного единства» (31.10-3.11)

Сценарий  № 7

Цель: Совершенствование речедвигательного аппарата детей, тренировка дыхательной системы.

   Закрепление произнесения звука «ж».

   Обучение интонационному выделению звука в слове по образцу.

[1, сцен.7, стр.12]

Добиваться от каждого ребенка четкого произношения изолированного звука д, учить различать на слух звуки т и д.

[2,стр. 173]

        «Мы - пешеходы. Транспорт» (7.11-11.11)

Сценарий № 8

Цель: Совершенствовать артикуляционный аппарат детей, развивать дыхательную систему.

   Закреплять произнесение звуков «ж» и «з» и дифференцировать их.

   Обучать детей самостоятельному интонационному выделению звука в слове.

[1, сцен.8, стр.13]

Учить детей четко произносить звук д в тексте стихотворения, произносить каждую строчку слитно, на одном выдохе.

[2,стр.173]

Тема: «Новый год» (14.11-30.12)

« У природы нет плохой погоды» (14.11-18.11)

Сценарий № 9

Цель: Совершенствовать артикуляционный аппарат детей.

   Развивать фонематический слух.

   Формировать умение слышать интонационно выделенный в слове звук и называть его изолированно.

   Знакомить детей с термином «звук».

[1, сцен.9, стр.15]

Учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе. 

[2,стр. 174]

«Как звери готовятся к зиме» (21.11-25.11)

Сценарий № 10

Цель: Совершенствовать артикуляционный аппарат детей.

   Развивать у детей фонематический слух.

   Обучать детей умению слышать интонационно выделенный в слове звук и называть его изолированно, сохраняя твердость или мягкость.

   Обучать детей самостоятельному интонационному выделению звука в слове.

[1, сцен.10, стр.16]

Добиваться от каждого ребенка умения выгибать спинку языка при опущенном вниз кончике языка.

 [2,стр. 175]

«Улетели, улетели»  (28.11-02.12)

Сценарий № 11

Цель: Совершенствовать артикуляционный аппарат детей.

   Развивать у детей фонематический слух.

   Обучать умению слышать интонационно выделенный звук и называть его изолированно.

   Обучать умению различать твердые и мягкие согласные звуки.

[1, сцен.11, стр.18]

Добиваться четкого, правильного произношения звука к в звукоподражаниях, в ответах на вопросы.

 [2, стр. 175]

«В декабре, в декабре все деревья в серебре…» (05.12-09.12)

Сценарий № 12

Цель: Совершенствовать артикуляционный аппарат детей, тренировать их дыхательную систему.

   Обучать детей умению слышать интонационное выделение звука в слове и называть этот звук изолированно, подчеркивая его твердость или мягкость.

   Обучать самостоятельному интонационному выделению звука в слове.

[1, сцен.12, стр.19]

Упражнять детей в правильном произношении звука к во фразовой речи. Учить переходу от медленного темпа речи к быстрому.

 [2, стр. 176]

«Кто придёт на праздник к нам?» (12.12-16.12)

Сценарий № 13

Цель: Совершенствовать артикуляционный аппарат детей.

   Развивать у детей фонематический слух.

   Учить слышать интонационно выделенный в слове звук и называть его изолированно.

   Обучать самостоятельному интонационному выделению звука в слове.

   Учить сравнивать слова по протяженности.

[1, сцен.13, стр.20]

Учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому. 

[2, стр. 177]

«Скоро праздник Новый год» (19.12-23.12)

Сценарий № 14

 Цель: Обучать детей произносить слова самостоятельным интонационным выделением заданного звука.

   Обучать называть слова с заданным звуком.

   Формировать у детей умение соотносить произнесение слова с движением рук (произвольность темпа произнесение слов).

[1, сцен.14, стр.22]

Добиваться от каждого ребенка длительного произношения изолированного звука ы. 

[2, стр.178]

«Подарки друзьям и близким» (26.12-30.12)

Сценарий № 15

Цель: Закреплять умение интонационно выделять любой звук в слове и называть его изолированно.

  Сравнивать слова по протяженности.

[1, сцен.15, стр.23]

Упражнять детей в четком произношении звука ы во фразовой речи. Учить произносить фразу из трех-четырех слов слитно, на одном выдохе.

[2, стр.178]

Тема: «Зима» (09.01-03.02)

«Зимушка хрустальная» (09.01-13.01)

Сценарий № 16

Цель: Учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.

   Ввести знаковое изображение твердых и мягких согласных звуков.

   Учить детей интонационно выделять звуки в слове и относить их к тому или иному знаку.

   Учить детей называть слова, начинающиеся с твердого или мягкого согласного звука.

[1, сцен.16, стр.25]

Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом.

 [2, стр. 179]

«Зимние забавы» (16.01-20.01)

Сценарий № 17

 Цель: Ввести термин «предложение». Учить составлять модель предложения из двух слов и распространять его до трех-четырех слов (по «живой» модели).

   Продолжать учить детей интонационно выделять звук в слове и относить этот звук к соответствующему знаковому изображению.

   Продолжать учить детей называть слова с твердым или мягким согласным звуком в соответствии со знаковым изображением.

[1, сцен.17, стр.26]

Добиваться правильного изолированного, длительного произношения звука с, умения определять положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука с. 

[2, стр. 179]

«Зимние чудеса»  (23.01-27.01)

Сценарий № 18

 Цель: Учить детей определять первый звук в слове.

   Учить детей интонационно выделять любой первый звук в слове по образцу, представленному воспитателем.

[1, сцен.18, стр.28]

Упражнять детей в правильном произношении звука с в словах и выделении звука с более длительным произнесением.

[2, стр. 180]

«Северные друзья» (30.01-03.02)

Сценарий № 19

Цель: Учить детей определять и называть  первый звук в слове.

   Учить детей составлять модель предложения из двух слов и распространять его до трех-четырех слов.

   Развивать у детей фонематический слух (учить дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки).

   Учить детей называть слова, начинающиеся с твердого или мягкого согласного звука в соответствии со знаковым изображением.

[1, сцен.19, стр.29]

Упражнять детей в правильном произношении звука с во фразовой речи и добиваться четкого произношения фразы в целом. 

[2, стр. 181]

Тема: «День защитника Отечества» (06.02-22.02)

«Профессии всякие нужны, профессии всякие важны» (06.02-10.02)

Сценарий № 20

Цель: Учить детей определять и называть в слове первый звук.

   Развивать у детей фонематический слух (дифференциация твердых и мягких согласных).

   Учить детей составлять модели предложений из двух слов. Учить составлять распространенные предложения. Обучать детей «чтению» предложений по «живой» модели.

[1, сцен.20, стр.30]

Добиваться умения правильно произносить звук сь и различать на слух звуки с и сь

[2, стр.182]

«Былинные герои» (13.02-17.02)

Сценарий № 21

 Цель: Закреплять умение интонационно выделять первый звук в слове и называть его изолированно.

   Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные и соотносить их со знаковым изображением. Учить детей называть звуки, противоположные по твердости и мягкости.

[1, сцен.21, стр.31]

Добиваться правильного произношения звука сь в словах.

[2, стр. 183]

«Папа защитник, папа-герой» (20.02-22.02)

Сценарий № 22

Цель: Учить детей называть первый звук в слове без предварительного интонационного выделения.

   Закреплять дифференциацию твердых и мягких согласных звуков и отнесение их к определенному знаковому изображению.

   Учить детей называть слова по определенному фонематическому признаку.

[1, сцен.22, стр.33]

Упражнять детей в правильном произношении звука сь во фразовой речи.

[2, стр. 183]

Тема: «Международный женский день» (27.02-10.03)

«Я люблю свою семью» (27.02-3.03)

Сценарий № 23

Цель: Учить детей называть первый звук в слове без предварительного интонационного выделения.

   Обучать детей дифференциации твердых и мягких согласных звуков и сравнению звуков по этому признаку.

   Учить детей называть парные согласные звуки – твердые и мягкие.

[1, сцен.23, стр.34]

Добиваться от каждого ребенка правильного, звонкого произношения звука з, умения различать на слух звуки с — 3. 

[2, стр.185]

«Международный женский день» (06.03-10.03)

Сценарий № 24

Цель: Закреплять дифференциацию твердых и мягких согласных звуков.

   Обучать детей обозначать определенными знаками твердые и мягкие согласные звуки.

   Закреплять умение детей называть слова по определенному фонематическому признаку.

[1, сцен.24, стр.35]

Упражнять детей в правильном произношении звука з в словах.

[2,стр.186]

Тема: «Народная культура и традиции» (13.03-31.03)

«Народная игрушка» (13.03-17.03)

Сценарий № 25

Цель: Обучать детей обозначать соответствующими знаками твердые и мягкие согласные звуки.

   Закреплять дифференциацию твердых и мягких согласных с соотнесением их с каким-либо знаковым изображением.

   Закреплять умение детей называть слова по определенному фонетическому признаку.

[1, сцен.25, стр.36]

Упражнять детей в правильном произношении звука з и в четком произношении фраз. 

[2, стр.186]

«Народные промыслы» (20.03-24.03)

Сценарий № 26

Цель: Развивать у детей фонематический слух – умение различать глухие и звонкие согласные звуки.

Учить определению звонкости – глухости согласных звуков.

Учить дифференциации согласных звуков по звонкости – глухости.

Закреплять у детей умение называть слова по определенному фонематическому признаку.

[1, сцен.26, стр.37]

Учить детей по изменению голоса определять персонаж. 

[2, стр.187]

 «Книжкина неделя» (27.03-31.03)

Сценарий № 27

Цель: Развивать у детей фонематический слух.

   Обучать определению звонкости-глухости согласного звука (любого).

   Обучать дифференциации согласных звуков по звонкости-глухости.

   Обучать дифференциации согласных звуков по твердости – мягкости и обозначать этот признак с помощью определенного знакового изображения.

[1, сцен.27, стр.39]

Добиваться умения правильно произносить звук зь и различать на слух звуки з и зь

[2,стр.187]

Тема: «Весна» (03.04-21.04)

«Что изменилось весной?»  (03.04-07.04)

Сценарий № 28

Цель: Продолжать знакомить детей со звонкими и глухими согласными звуками.

    Обучать детей самостоятельному определению  звонкости-глухости согласного звука.

    Обучать умению находить пару звонкому и глухому согласному звуку.

   Учить называть слова по определенному фонематическому признаку.

[1, сцен.28, стр.40]

Упражнять детей в правильном произношении звука зь в словах.

[2,стр.188]

«День космонавтики» (10.04-14.04)

Сценарий № 29

Цель: Продолжать знакомить детей со звонкими и глухими согласными звуками.

   Закреплять умение находить парные звуки к твердому, мягкому, звонкому, глухому согласным звукам.

   Называть слова по определенному фонематическому признаку.

[1, сцен29, стр.41]

Упражнять детей в правильном произношении звука зь во фразовой речи.

[2, стр.189]

«Мы бережём природу» (17.04-21.04)

Сценарий № 30

Цель: Закреплять умение определять звонкость-глухость, твердость-мягкость согласных звуков.

    Закреплять умение называть первый звук в слове без предварительного интонационного выделения.

    Называть слова по определенному фонематическому признаку.

[1, сцен.30, стр.42]

Добиваться правильного произношения изолированного звука ц.

[2, стр.190]

Тема: «День Победы» (24.04-05.05)

«Они защищали Родину» (24.04-28.04)

Сценарий № 31

Цель: Учить детей разграничивать смысловое значение и звуковую форму слова.

    Учить детей относить звонкие и глухие согласные к твердым и мягким.

    Закреплять умение называть первый звук в слове без предварительного интонационного выделения.

    Называть слова по определенному фонематическому признаку.

[1, сцен.31, стр.44]

Упражнять детей в правильном произношении звука ц в словах.

[2, стр.191]

«Этих дней не смолкнет слава» (02.05-05.05)

Сценарий № 32

Цель: Закреплять умение различать твердость-мягкость согласных звуков в слове без предварительного интонационного выделения.

     Учить различать звонкие и глухие согласные звуки в слове без предварительного интонационного выделения.

    Называть слова по определенному фонематическому признаку.

[1, сцен.32, стр.45]

Упражнять детей в правильном произношении звука ц во фразовой речи. Учить слитно, плавно, на одном выдохе произносить фразу из четырех-пяти слов.

[2,стр.191]

Тема: «Лето» (10.05-31.05)

«Что изменилось летом?» (10.05-12.05)

Сценарий № 33

Цель: Закреплять интонационное выделение звука в середине слова.

    Закреплять знания детей о твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуках.

    Назвать слова по определенному фонематическому признаку.

[1, сцен.33, стр.47]

Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления произношения звуков.

[2, стр.184, 189, 192]

«Летние виды спорта» (15.05-19.05)

Сценарий № 33

Цель: Закреплять интонационное выделение звука в середине слова.

     Закреплять знания детей о твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуках.

     Назвать слова по определенному фонематическому признаку.

[1, сцен.33, стр.47]

Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления произношения звуков.

[2, стр.184, 189, 192]

«Как вести себя в лесу» (22.05-26.05)

Диагностик

«Шестиногий народец»  (29.05-31.05)

Диагностика

В летний период детский сад работает в каникулярном режиме (1-я неделя июня — 3-я неделя августа).

Список литературы:

  1. Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет: сценарии образовательной деятельности/Л.Е. Журова.- 2-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2015.- 48 с. – (Тропинки).
  2. М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения»

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие» (грамота) разновозрастная группа дети (4-6 лет)        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование образовательной области "Речевое развитие" Чтение художественной литературы. 2 младшая группа

Список литературы на учебный год для чтения  во второй младшей группе с целями и задачами....

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь)

Сентябрь 1 неделяЗанятие 2.Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по ра...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» РАЗДЕЛ ОПДО РАЗВИТИЕ РЕЧИ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» РАЗДЕЛ ОПДО РАЗВИТИЕ РЕЧИ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОС...