«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Бучина Ольга Витальевна

   Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия. 

 Однако на практике мы наблюдаем совершенно другую картину. В современном мире  родители находятся в постоянной спешке. Поэтому приводя ребёнка в сад, родители его раздевают, переодевают, а некоторым и помогают вымыть руки. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств, поэтому педагог должен набраться большого терпения и понимания.  Поскольку игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и с её помощью воспитателю легче возбудить интерес ребёнка к любому виду деятельности, мы чаще используем игру в целях формирования культурно-гигиенических навыков.Мы подготовили и применяем комплекс дидактических игр «Уложи куклу спать», «Одень куклу на прогулку», «Кукла Катя обедает», «Принимайся за обед», «Кто поможет», «Мамины помощники» и т.п.

Дети с удовольствием принимают участие в играх гигиенической направленности с куклами, но самостоятельная игра у детей сначала не удавалась, так как отсутствовала последовательность и логичность действий. 

Поэтому, я стала использовать специальные дидактические упражнения: «Что изменилось» (с дидактическими картинами); упражнение с дидактическими пособиями (шнуровки, застёжки, пуговицы); упражнения «Что за чем?» (связанные с закреплением знаний детей об алгоритме умывания, одевания) и т.п.

В основном, дидактические игры увлекали девочек. Мальчикам не очень хотелось играть в такие игры, и нам приходилось заинтересовывать их.

Например, предлагать взять на себя конкретную роль (папы) и выполнять конкретные действия (укачивание куклы, одевание куклы).

В систематически проводимые игры я старалась  включать элемент новизны, так, например, укладывая куклу спать, предлагали детям спеть ей колыбельную песню. Дополнительно я задавала различные вопросы, например, «Как надо складывать одежду?», «Зачем одежду нужно складывать?», «Как надо накрывать куклу одеялом?» и т.п.Проводя игру «Умывание каждый день» мы задаем вопросы детям: «Почему грязные руки?», «Для чего нужно умываться?», на которые дети не сразу, но дают правильные ответы.

Вместе со своими любимыми игрушками дети увлеченно принимают участие в игре «Принимайся за обед».

Здесь уже активнее мальчики. Мальчики усаживаются за стол и делают вид, что едят, в то время как девочки занимаются, в основном, процессом сервировки кукольного стола.

В таблице я представляю наименование игр, игровых ситуаций, упражнений и наименование произведений, которыми можно сопровождать формирование определенного навыка.

 

 

Наименование навыка

Наименование игр, игровых ситуаций и упражнений

Художественное слово

 

 

 

 

 

 

 

 

Навык одевания и раздевания

 

Игровая ситуация «Путешествие с куклой Катей». Дидактические упражнения «Найди свой шкафчик», «Чья картинка»

Игры: «Уложим куклу спать», «Такие разные носочки», «Кукла Маша идёт на прогулку», «Поможем кукле раздеться»,«Хочу одеться правильно»,  «Застёжки  шнурочки», «Волшебные пуговки», «Каждая ножка - в свой домик»,«Коля в гостях у детей», «Подберем куклам одежду», «Научим Катю одеваться» и др.

 

 

Стихи: «Спать пора» П.Воронько, «Башмаки»

А. Барто, «Где мой пальчик» н. Саконская, «Научу обуваться я братца» Е. Благинина, «Сам» с. Ильина

 

 

 

 

Навык культуры еды

 

 Педаг. Ситуация

 «Кукла учится у ребят аккуратно кушать» - визит куклы на обед, полдник, ужин, «как мишка учился ложку держать».

Игры: «Кукла ждет гостей», «Накормим куклу обедом», «Семья» и др.

Стихи:

 «Приятного аппетита» В.Берестов, «Приятного аппетита» Ю.Кушак, «Про ложку» В.Берестов,

«Федорино горе» К.Чуковский.

 

Навык пользования носовым платком

Игра «Платочек для мишки»

«Платочек для куклы оли», «Какой чудесный платочек», «Кукла Маша заболела»

Упражнение «Носики-курносики», «Умывалочка» и др.

«Бедный нос» Л.Слуцкая, «Загадка про носовой платок» Ж.Синючкова и др.

 

 

 

 

 

 

 

Навык мытья рук

Педагогическая ситуация «Покажи чистые ладошки»

Упражнения: «Мыльные перчатки»

 «Сделаем лодочки»

Дидактические игры: «Причешем куклу Машу», «Купание куклы», «Умоем куклу Машу» упражнение «Умывалочка»; «Для чего нужен предмет», «Научим Незнайку правильно мыть руки», развлечения «В гостях у Мойдодыра», «Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое» и др.

Потешки «Водичка-водичка», «Ой, лады, лады, лады не боимся мы воды…»,«Кран откройся…»,стихи Г.Ладонщикова,

«Я под краном руки мыла…», «мойдодыр»,К Чуковский;   Н.Найдёнова «Наши полотенца», Е.Благинина «Девочка чумазая», «Уши» Э. Мошковская., «Чистота-красота» А.Богдарин.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация выступления: «Формирование опыта социальных навыков поведения детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Занятие  представляло  собой  постановку  пьесы  в  одном действии,  трёх  картинах  по  мотивам  русской  народной  сказки  «Коло...

Педагогический проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья. Проект направлен на создание в группе игровой обстановки для эффективного их формирования....

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности».

Математика содержит уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!» Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображ...

Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность по средствам объемной модели.

Представляем вашему вниманию мастер - класс и презентацию по формированию у детей кгн при помощи объемной модели....