Ранняя помощь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.
статья (младшая группа) на тему

Елфимова Эльвира Адамовна

Из всех групп детей с ограниченными возможностями здоровья, дети с нарушением зрения и слуха занимают особое положение. Рождаясь слепым или глухим, или с ослабленным зрением или слухом, ребенок изначально лишен полноценного восприятия окружающего мира. Главная задача взрослых - как можно раньше диагностировать нарушения и принять соответствующие меры по коррекции и реабилитации состояния ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ранняя помощь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья (нарушение зрения, слуха) в образовательном пространстве

Можно сказать, что образовательное пространство в рамках нашего Дома Ребёнка предполагает, подразумевает сотрудничество между педагогами ; медиками на протяжении всего детства наших детей (находящихся в нашем учреждении)создание оптимальных условий для их полноценного развития и совместное решение всех проблем возникающих в связи с этим.

Человек получает информацию об окружающем мире посредством шести основных органов чувств:

- глаза (зрение)

- уши (слух)

-  язык (вкус)

- нос (обоняние)

- кожи (осязание, ощущение боли, температуры)

-  вестибулярный аппарат (чувство равновесия и положение в пространстве, ускорение, ощущение веса)

Первые пять из них были впервые перечислены ещё Аристотелем. Вестибулярный аппарат находится в полости внутреннего уха, его отнесли к шестому органу чувств значительно позднее.

Теперь представим на мгновение, что одно из органов чувств у нас перестаёт функционировать (выключается зрение, пропадает слух). Вы сразу почувствуете себя беспомощным, ущербным, зависимым от обстоятельств.  Но у взрослого человека есть опыт прежней жизни. Он имеет понятие об окружающем мире и может адаптироваться к новым условиям существования, направляя и усиливая работу оставшихся здоровых органов чувств.

А теперь представим маленького ребёнка который родился с такой патологией (слепота, глухота, или снижение слухового восприятия, или ослабление зрения). Тем более, что у ребёнка нет опыта прежней жизни, он входит в этот мир, неспособный воспринимать его в полной мере. Причины рождения детей с нарушением зрения и слуха многообразны. Это внутриутробное неблагоприятное развитие (факторы, влияющие на развитие плода), инфекция, курение матери, неблагоприятные внешние условия жизни будущей матери, экология. Но в большинстве случаев причиной является  наследственная предрасположенность.

Большое значение имеет ранняя диагностика нарушений здоровья ребёнка. Внешне вроде обычный, но что то с ним не так - говорим мы. Специалисты тоже не всегда сразу могут поставить точный диагноз. Что это -  умственная отсталость или причина в  нарушении органов зрения и слуха? Если ребёнок рождается слепым и глухим это самый тяжелый вариант из всех патологий, что могут произойти при рождении ребёнка. Слепота и глухота  - это самое плохое, что может случиться в его жизни. В данном случае он вообще закрыт от мира. И то,  что ему осталось - это воспринимать мир через обоняние, вкус, прикосновения. Это тоже целый мир (мир запахов, вкусов).

Работа педагога с такими детьми – это, конечно, полноценный уход за таким ребёнком. Ребёнок, живущий в полной темноте и тишине, должен чувствовать, что он не одинок. Он чувствует вокруг себя телом большой мир ласковых добрых рук, которые за ним ухаживают, кормят, купают, гладят,  лелеют. В этом для него своя радость и жизнь. В нашей группе были дети, и сейчас есть, с тяжелым поражением органов зрения и слуха

Поражение органов зрения сохранением слуха

Н. Егор поступил в нашу группу в возрасте семи месяцев. У него с рождения отсутствовали глазные яблоки и, таким образом, у нас была уникальная возможность наблюдать за развитием слепого ребёнка. Н. Егор рос, лицо его изменялось и приобреталось характерное выражение. Надбровные дуги опускались к щекам, крылья носа поднимались и расширялись. В движениях Егор постоянно раскачивался. Сначала на МПС мы говорили, что это особенность его развития. Оказывается, все слепые дети раскачивается, совершают однообразные движения, таким образом, они осознают окружающее пространство и отрабатывают вестибулярный аппарат. Н. Егор покинул нашу группу возрасте 4 лет 11 месяцев, он был переведён в дом инвалидов по возрасту. К этому времени Егор полностью изучил всю группу (по периметру). Причём, в какой бы точке группы мы его не помещали, он всегда стремился сместиться к периметру, какой-то опоре, чтобы от неё начать движение. Сначала Егор раскачивался лёжа на спине, потом раскачивался на четвереньках, затем стоя на коленях. Действия воспитателя – не надо препятствовать слепому ребёнку познавать мир самостоятельно («Ой , давай я тебе помогу, ой,  давай я сама это сделаю и так далее). Мы предоставляли Егору полную свободу в действиях и передвижениях, только наблюдали и корректировали его движения словами (так как у Егора был сохранён слух). Раскачиваясь и обхлопывая все руками,  мальчик знал всех нас по ногам, рукам, обуви, знал все игрушки, столы, стулья, манеж и все двери. В результате Егор покинул нашу группу полностью адаптированным.  И в дальнейшей своей жизни, мы уверены,  точно знает с чего и как надо начинать (т.е. как начинать своё движение ). 

Ребёнок с сохранённым зрением, но выраженной глухотой открыт для мира, он видит все вокруг себя, оценивает, общается, играет, но глухой ребёнок никогда не заговорит,  хотя у него нормальный голосовой аппарат. Он не заговорит по той причине, что не знает, как говорить, как это делается, не слышит речь, звуки. Эти дети нуждаются в помощи сурдопедагога, который учит их общаться жестами, где каждый жест соответствует слову. Соответственно, воспитатель работая с такими детьми в раннем возрасте, использует те же приемы. Традиционно, ещё с 16-го века различали два метода обучения глухих: жестовой и чистый устный метод.

Жестовой способ  – предполагает обучения глухих на основе жестового языка (определённый жест – является эквивалентом слова) и  дактилологии (пальцевая азбука) – пальцевые знак - буква алфавита.

Чистый устный метод – суть учить говорить «без рук», используя только устную и письменную речь. В наше время изменились  методики и техники, оснащенность процесса воспитания и обучения детей с нарушением слуха, но методика осталась в основном прежней.

Привожу пример занятия с жестами:

В своей работе я неоднократно использовала жестовый метод,

который считаю очень эффективным для установления контакта с ребёнком, общения с ним и проведения занятий.

Пример: 

Занятия с ребёнком – «синдром дауна»  3,6 года, соотв. развитию  1 год 6месяцев. Занятие по развитию речи (С. Саша) Стих про дом:

На                 горе               высокий                     дом,

                       Дом                                       гном

В                    нем              живет                   веселый                  гном

                 Гном                           дом          

              Он                       кормит                     белок

                           Шишками, за           столом                 садится

С                                              девчонками-малышками,

                                      такими шалунишками

Для занятий с детьми с поражением мозга, умственно отсталыми, с ослабленным зрением и ослабленным слухом, считаю наиболее эффективной методику Глена Домана (1920 года рождения) американского профессора - нейрофизиолога,  из Штата Филадельфия, который в течение 20 лет разрабатывал свою методику, работая по 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Это работа по карточкам с различными изображениями. Желательно относящихся и объединённых по одной теме. Для мальчиков «машины , роботы»,  для девочек «одежда, посуда или что близкое по интересам ребёнка. Обычно карточки размером 28х28 см. Для слабовидящих детей Доман использовал чуть меньшие размеры.

Сначала на карточке изображен предмет, под ним название его по слогам, на другой стороне карточки воспитатель пишет слово карандашом для себя для удобства проведения занятия. Работая с совсем маленькими детьми: с одного месяца по методике Домана воспитатель проговаривает все свои действия ,беря малыша на руки, буквально все, что делает, сам докладывает малышу. Лучше если ребёнок будет находиться в «кенгуру» на животе лицом вперёд или в рюкзачке за спиной тоже лицом вперёд. Не надо бояться часто менять игровой и познавательный материал : «Ах, он ещё маленький, ах это ему сложно» Дети умнее и способнее, чем мы думаем и не надо делать упор на их возраст. Их мозг изначально от природы подготовлен принимать больше материала и информации. Доман по методике учит детей читать с 3-6  месяцев (читать раньше, чем говорить).  По методике Глена

Домана надо часто менять игровой и познавательный материал. Материал  должен быть разнообразным, обильным, красочным.

Заключение: дети – инвалиды, как никакие другие (нормальные дети) остро нуждаются в игре, общении со взрослыми. Подсознательно чувствуя  свою ущербность, они стремятся её компенсировать своей активностью. То, чего достигают в своем развитии нормальные дети, дети - инвалиды достигают с большими усилиями, поэтому это не должно пройти незамеченным для воспитателя. Воспитатель поддерживает, стимулирует таких детей, хвалит и поощряет за их успехи, это необходимо в нашей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы взаимодействия специалистов службы ранней помощи с родителями ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из главных направлений работы педагога в условиях реализации ФГОС ДО является взаимодействие с родителями, направленное на раскрытие индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. В...

Актуальные проблемы взаимодействия специалистов службы ранней помощи с родителями ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Одним из главных направлений работы педагога в условиях реализации ФГОС ДО является взаимодействие с родителями, направленное на раскрытие индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. В...

Педагогическая помощь семье в воспитании ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья

Педагогическая помощь семье в воспитании ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья...

"Формы и методы оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДО"

Материалы  V областной научно-практической конференции. http://iroso.ru/konferencii...

«Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ» (консультация для родителей)

В Российской Федерации обеспечение своевременной и комплексной помощи детям раннего возраста и их семьям предполагает организацию структур, поддерживаемых государством, обладающих достаточными р...