Использование фольклора в развитии речи детей младшего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

Лбова Марина Анатольевна

Необходимость использования фольклора в развитии речи детей младшего возраста доказана практически.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ns_portal.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 «Родничок» Павлово-Посадского муниципального района

Московской области

 

Использование фольклора в развитии речи детей младшего возраста

Автор проекта: воспитатель

Лбова Марина  Анатольевна

2016 г.

Актуальность.

      Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.

      В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.    

     Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи».

Анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы

     На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, А.П.Усова и др. Психологическое обоснование проблема формирования выразительности детской речи получила в трудах известных психологов Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова, А.В.Запорожца. Эти же вопросы — в центре внимания многих современных исследователей (Ф.А.Сохин, А.М.Шахнарович, О.С.Ушакова, А.Я.Шибицкая, Н.В.Гавриш др.)

  • В.А. Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».
  • А.П. Усова  считает: «Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи».

Таким образом, исследования психологов и практиков показывают что:
устное народное творчество (народные  песенки,  потешки,  пестушки)  представляют   собой прекрасный речевой материал,  который  можно  использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности   детей   младшего   возраста.  

С их помощью можно развивать: фонематический слух, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, обогащать словарь.

Цель проекта

Развитие речи детей младшего возраста средствами малых форм фольклора

Задачи проекта

  • Формирование  восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в потешках, стихотворениях.
  • Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря.
  • Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
  • Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к режимным моментам.
  • Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.

Целевые группы проекта

1 целевая группа – дети: специально организованная деятельность, совместная деятельность педагога и ребенка (подгруппы детей, индивидуальная работа), самостоятельная детская деятельность.

2 целевая группа – педагоги: активная методическая работа .

3 целевая группа – родители: оказание консультативной помощи.

Принципы реализации проекта

  • Принцип активности и посильной самостоятельности      
  • Принцип познавательной активности
  • Принцип наглядности
  • Принцип поэтапности
  • Принцип вариативности

Сроки реализации проекта: сентябрь 2015 – июнь 2016
Описание проекта:

Этапы проекта: предпроектный(сентябрь 2015)

Мероприятия:

  • Анализ предметной среды группы.
  • Изучение методической литературы по проблеме.
  • Формулирование целей и задач проекта.

Этапы проекта: проектный этап (октябрь 2015-апрель 2016)

Мероприятия:

  • Организация диагностического исследования речи детей
  • Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора.
  • Организация игрового взаимодействия.
  • Выставка книг с различными жанрами фольклора
  • Рассматривание иллюстраций .
  • Инсценировка произведений фольклора.
  • Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.
  • Выступление на  педагогическом совете
  • Создание игровой среды в группе ДОУ на основе фольклорных произведений
  • Деятельность в соответствии с тематическим планированием
  • Проведение индивидуальных  и подгрупповых консультаций
  • Родительское собрание «Фольклор, как средство развития речи»
  • Выпуск буклета для родителей «Народные дидактические игры - элемент современности»
  • Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе

Этапы проекта: результативный (май-июнь 2016)

Мероприятия:

  • Проведение сравнительного диагностического исследования уровня речевого развития детей группы.
  • Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на педагогическом совете.

Реализация проекта осуществляется по  двум направлениям:

  • Использование фольклора в организованной образовательной деятельности: социально-коммуникативное развитие.
  • Использование фольклорных произведений в совместно-партнерской деятельности.

Используем малые формы фольклора в разных видах деятельности.

На конструировании строим домик (избушку), обыгрываем ее, приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет».

На лепке - лепим оладушки, обыгрываем потешкой  «Ладушки-ладушки испечем оладушки».

В режимных моментах использую фольклорные подвижные игры: «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Жмурки» и др.

Так, во время умывания использую потешку «Чистая водичка, моет Егору личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.

Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произносим: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую».

Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Таким детям ласково поем песенки «Баю, баюшки, баю.» 

Ожидаемые результаты проекта

  • Количество детей с высоким уровнем развития речи увеличиться на 5%
  •  Словарь детей к концу году обогатится  новыми словами, оборотами, выражениями
  •  Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи
  •  Сформируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
  •  Дети овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками
  •  Сформируется положительное отношение к режимным моментам
  •  У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей
  •  У родителей повысится общий культурный уровень

Значимость проекта

  • Теоретическая значимость  заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проектной темы, а также в обосновании того, что использование малых форм фольклора имеет важное значение для развития речи детей младшего возраста.
  • Практическая значимость результатов проекта  заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей по развитию речи детей младшего возраста средствами фольклора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора в развитии речи детей младшего возраста

Цель проекта - развитие речи детей младшего возраста  средствами малых форм фольклора...

Использование фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

Фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного, нравственного развития детей, имеют исключительно большие возможности для развития речи детей....

Проект "Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков.  Русская народная сказка, песня, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка – это первый и с...

Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста

Цель проекта:Развитие речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора....

Использование фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.

Подборка потешек в режимных моментах для детей младшей и средней группы....

Использование малых форм фольклора для развития речи детей младшего возраста

Один из принципов дошкольного образования -приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. использование малых форм фольклора в работе помогает реализовать данный п...