Доклад "Реализация образовательной области в ФГОС "Речевое развитие"
учебно-методический материал на тему

Стукалина Галина Владимировна

Доклад о формирование устной речи и навыки разговорной речи с окружающими у  дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация образовательной области в ФГОС
« Речевое развитие»

В МДОУ детский сад №185 «Гнёздышко»

             Воспитатель: Стукалина Г.В.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально  период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО):   Речевое развитие дошкольников включает 

Слайд№1

Основная цель:   Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими  на основе овладения  литературным языком своего народа. Задачи речевого развития      Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.

Слайд№2

Принципы развития речи

Взаимосвязи  сенсорного ,умственного и речевого развития        

Коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи        

Развития языкового чутья        

Формирования элементарного осознания явлений языка        

Взаимосвязи работы над различными сторонами речи        

Обогащения мотивации речевой деятельности        

Обеспечения активной языковой практики

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах

Слайд№3

Основные  направления работы по развитию речи детей в ДОУ

1. Развитие словаря: освоение значение слов и их уместное употребление в соответствии с констекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение

2. Воспитание звуковой культуры речи: развития восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменения слов по родам, числам, падежам.) Синтаксис (освоение  различных типов словосочетаний и  предложений ) Словообразование

4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь. Монологическая речь (рассказывание

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове.

6. Воспитание любви и интереса к художественному слову

Слайд№4

Методы развития речи

Наглядные:

- непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

- опосредованное наблюдение (изобразительная  наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)        

Словесные:

- чтение и рассказывание художественных произведений;

- заучивание наизусть;

- пересказ;

- обобщающая беседа;

- рассказывание без опоры на наглядный материал        

Практические:

- дидактические игры;

- игры-драматизации;

 инсценировки;

- дидактические упражнения;

- пластические этюды;

- хороводные игры

Слайд№5

Средства развития речи

Общение взрослых и детей        

Культурная языковая среда        

Обучение родной речи в ходе совместной образовательной деятельности        

Художественная литература        

Изобразительное искусство, музыка, театр        

Занятия по другим разделам программы

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

Примеры разных форм работы для речевого развития дошкольников

Формы работы.

1. Рассматривания и обсуждения. Слайд №6(фото)

2.Чтение литературного произведения  .Слайд №7

   Рассказ литературного  произведения

Ежедневное чтение детям вслух является обязательным

и рассматривается как традиция

В отборе художественных текстов учитываются

предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги

конкурировать с  видеотехникой.

3.Беседа по картине о прочитанном произведении

   Обсуждение  литературного  произведения Слайд№8

4.Инсценирование  литературного  произведения

    Театрализованная игра  Слайд №9,  10,  11. 

5.Сюжетно ролевая игра    Слайд №12(фото)

6.Ситуативная беседа по мотивам прочитанного Слайд № 13, 14(фото)

7. Драматизация.  Слайд №15(фото)

   разные виды театров

8. Детско-родительских праздников Слайд №16

 9. Разработка проектов с включением различных видов

деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной.     СЛАЙД№17

Таким образом, различные формы работы в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

- дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,

- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)

Цель:  Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...

Конспект занятия по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», в подготовительной группе на тему: «Березы весной».

Ход занятия:Вводная часть (организационный момент) Воспитатель: (звучит фонограмма песни «От чего так в России березы шумят»)- « Из всех деревьев русского леса милее всех наша береза. Хороши и чисты б...

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» (музыка) с интеграцией образовательных областей. На тему: «Русский сарафан в музыке и живописи" (старшая группа)

«Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественно старайтесьзнакомить их с этим через родные и национальные явления».В. Г.БелинскийСейчас очень актуальна про...