Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Саратовская глиняная игрушка»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Балтаева Елена Николаевна

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с детьми становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств, возвращение к фундаментальным ценностям фольклорной культуры, творимой народом в процессе жизнеустройства и созидательного труда. Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство и в первую очередь - народная игрушка.

Саратовская глиняная игрушка рассказывает об особенностях народного творчества края. Изучая глиняную народную игрушку, можно понять, как тесно ее создатели были связаны с землей, природой, деревенским трудом, как лепные и раскрашенные фигурки использовались не только для игры, а для украшения интерьера. Наша задача - сохранить в памяти древние истоки местных традиций лепки «Ямчатой» игрушки, донести искусство малых пластических форм до детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Саратовская глиняная игрушка»

Цель:  Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к культуре и традициям. 

Задачи:

1. Закрепить и систематизировать знания детей о глиняных игрушках, об особенностях образа в декоративном искусстве (дымковской, филимоновской, каргопольской, познакомить с саратовской игрушкой 

2. Показать характерные особенности саратовской глиняной игрушки, учить лепить саратовскую глиняную игрушку.

 3. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при исполнении народных игр и хороводов 

4. Воспитывать у дошкольников бережное отношение к традициям саратовских мастеров Саратовской области, любовь к родному краю.

 Методы и приемы:

беседа, рассказ воспитателя, рассматривание глиняных игрушек, плакатов, иллюстраций, чтение потешек.

Материал к занятию:

«волшебный сундучок»,  глиняные игрушки и иллюстрации с их изображением: саратовские, дымковские, филимоновские, каргопольские; голубой платочек; глина, дощечки, стеки, мисочки с водой, салфетки.

Педагог: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в мастерскую, где из глины создают прекрасные игрушки.

Дети и педагог проходят в «мастерскую». На столе стоит сундучок, в котором лежат разные глиняные игрушки.

Педагог:

Вот чудесный сундучок.

Сундучок тот не простой:

В нем товар расписной.

Здесь спрятались игрушки,

Развеселые зверюшки.

Педагог:

Посмотрите-ка сюда!

Игрушки вятские

На все манеры:

Вот вам барышни, вот кавалеры.

У барышень алые щечки и губки.

Нарядные платья и теплые шубки. 

Игрушки эти повсюду славятся

Подходите ближе - и вам понравятся.

Дети  достают из сундучка игрушки называют и рассказывают о них.

Дымковская игрушка 

-Знаете ли вы, как называются эти игрушки? Где они изготовлены? (ответы детей)

Дети: Деревню Дымково назвали так, потому что зимой, когда топятся печи, летом когда туман и в пасмурные дни - деревня вся будто в дыму, в дымке. И стоит деревня на красивой реке – Вятке. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую мы нежно и ласково называем «дымкой». Педагог: Много лет назад придумали лепить игрушки: вылепят мастерицы, обожгут для крепости в печах, побелят мелом, на молоке замешанном, и наступает самая главная пора – роспись игрушки.

Узор – проще некуда: кружочки, полоски, платочки, пятна, точечки. Зато краски яркие- яркие. И потому пестро, весело выходит. (Рассмотреть иллюстрации дымковских игрушек). Дымковские игрушки необыкновенно нарядны.

Педагог:

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные;

Белоснежные как березки

Кружочки, кисточки, полоски.

Филимоновские игрушки

Педагог: Какие это игрушки? Почему? (ответы детей)

Найдите в моем сундучке филимоновские игрушки (Дети сравнивают дымковские и филимоновские игрушки: находят сходства и различия)

Педагог: Филимоновские игрушки тоже сделаны из глины, но расписаны они совсем по-другому: красными, желтыми и зелеными полосками. Изготавливали такие игрушки в Селе Филимоново из иссиня-черной глины «синицы». Игрушечным делом занимались только женщины. Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить свистульки.

Дети: Филимоновские игрушки лепили из целого куска глины, вытягивая и оставляя туловище полым. Филимоновские игрушки – это свистульки с вытянутыми шеями.

Каргопольские игрушки.

Педагог: А это что за игрушка?

Дети: Еще есть глиняные игрушки, которые получили название от Каргопольского края. В росписи игрушек преобладают элементы: солнышко, круги, крестики.

(Рассмотреть с детьми плакаты с изображением каргопольских игрушек).

Педагог достаёт из сундучка Саратовскую игрушку. А это что за игрушка? (дети затрудняются ответить)

 Ребята,  я хочу познакомить вас с глиняной игрушкой Саратовской Губернии, нашей с вами родины.  Давайте мы с Вами  посмотрим на старое фото. Ой, как интересно! Что  здесь происходит? (Ответы детей).

Взрослые занимаются делом, а дети играют, а с чем они играют? (с игрушками) А какие игрушки у них в руках? (ответы детей) Как вы думаете, из какого материала они сделаны? (из глины).

Посмотрите,  какие они необычные. Как вы думаете, для чего эти дырочки?.  Да это игрушка-свистулька! Такие игрушки в давние времена лепили к весенней ярмарке самобытные Саратовские мастера. Отличается Саратовская глиняная игрушка от других глиняных игрушек своим оформлением, особенность    которого состоит в подкрашенных проштампованных углублениях, ямках и называлась эта игрушка «ЯМЧАТАЯ» или «Штампиковая»

Много труда надо вложить, что бы игрушка стала такой красивой: на сыром изделии  оттискиваются рисунки в виде ямок, а потом ямочки заполняются краской.

-А посмотрите, изображения  кого чаще встречаются в глиняных изделиях? (правильно, в основном это животные)

Фигурки были узнаваемы и лепились в различных позах, из которых при игре составлялись игровые композиции

-Давайте мы с вами тоже поиграем. Выходим на ковер.

Физкультминутка

«Нам пора передохнуть»

Нам пора передохнуть, Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох)

Покрутили головой, И усталость вся долой!

Раз- два - три - четыре - пять шею надо разминать.

(Вращения головой)

Встали ровно. Наклонились. Раз – вперед, а два – назад.

Потянулись. Распрямились. Повторяем всё подряд.

(Наклоны вперед и назад)

А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем.

Мы колени разминаем, наши ноги упражняем.

(Приседания)

- Вам понравились эти игрушки? А как они называются? Вы хотите их вылепить?

-Точная дата появления народного Саратовского промысла  неизвестна, но уже практически не осталось мастеров, делающих такие игрушки.  Но в Саратове живет  мастер, который  возродил Саратовскую  «Ямчатую» игрушку, зовут его Пётр Петрович Африкантов (посмотрите на фото этого мастера.  По его словам, она делается из местной серо-белой глины. Узоры на фигурках выдавливаются при помощи подручных средств, зачастую случайных. В настоящее время Петр Африкантов обучает своему мастерству детей в одном из центров дополнительного образования. Там его регулярно ждут с десяток ребят, которые приходят на занятия вместе со взрослыми. И что бы умение делать такие игрушки не исчезло совсем, я сейчас предлагаю вам стать настоящими народными мастерами  и попробовать слепить свою игрушку.

Прежде чем мы начнем лепить, давайте вспомним как мы будем, лепить, посмотрим на схему (приложение).Углубления в виде ямочек делаем подручными средствами (колпачок от фломастера, карандаш или трубочка от сока).

(дети лепят игрушку птичку, украшая ее  ямчатым узором)

После лепки рассматривают вылепленные игрушки.

Педагог: Издревле на Руси после трудового дня наступала пора отдыха, пора игр и плясок. Я предлагаю поиграть в русскую народную игру «Наш платочек голубой»

Играющие образуют большой круг, передают платочек по кругу, произнося слова игры, у кого платочек окажется на последнее слово, выходит в круг и пляшет.

Наш платочек голубой,

Поиграть хотим с тобой.

Ты беги, платок по кругу,

Выбирай скорее друга!

Покружись, попляши

И платочек покажи!

Итог, рефлексия

 Вот сколько разных игрушек мы с вами вылепили. Запомнили название наше игрушки? А чем мы делали украшения?

Как вы думаете, кому вы можете рассказать о Саратовской «Ямчатой « игрушке? Им это будет интересно? Почему?

А вам, ребята, было сегодня на занятии интересно?

Я предлагаю ваши игрушки отнести в наш минимузей, чтобы все желающие могли полюбоваться ими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему: "Экологическая тропа"

Продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (видеть, описывать), за птицами. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, делание и умение оказывать ей помощь....

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме:" Цирковое представление ( счет в пределах 7)". Образовательная область "Познание" ФЭМП.

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: " "Цирковое представление" ( счет в пределах 7).Образовательная область "Познание" ФЭМП.Подготовила и провела...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: Путешествие в страну «Геометрических фигур».

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: Путешествие в страну «Геометрических фигур». Образовательная область "Познание" ФЭМП.Подготовила и прове...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Русская глиняная игрушка»

Приобщение детей к исконно русскому промыслу – изготовлению глиняных игрушек. В процессе лепки формируется умение передавать выразительные особенности игрушки, плотно скреплять части, передавать...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Внедрение фольклора в современный воспитательно - образовательный процесс»

Формирование представлений детей о русских народных традициях, обычаях. Продолжать знакомить с русским народным фольклором, сказками. Расширять знания детей о народных традициях с целью прио...