Консультация для воспитателей "Организация дидактических игр экологической направленности в работе с детьми дошкольного возраста"
консультация на тему

Бикмурзина Елена Михайловна

В консультации приведены дидактические игры по экологическому воспитанию дошкольников, приемы включения их в структуру непрерывной образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_k_pedsovetu_ekologiya_didakt_igry.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории №1 «Родничок»

городского округа Лосино-Петровский

Консультация

для воспитателей

«Организация дидактических игр экологической направленности

 в работе с детьми дошкольного возраста»

Подготовила: Бикмурзина Е.М.

2018

    1 слайд Игра – ведущая деятельность в дошкольном детстве. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения.  

     Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются игры экологического содержания.

     Игра создает  оптимальные условия для воспитания и обучения:

-дает возможность развивать познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья;

- доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;

- ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;

- способствует развитию разных анализаторных систем;

- вызывает эмоциональную реакцию у детей, закрепляя экологические знания, для применения их в самостоятельной игровой деятельности.

   2 слайд  Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой.

     Структура дидактической игры включает:

- дидактическую задачу;

- игровые действия;

- игровые правила;

- - результат;

- дидактический материал;

- сюжет;

- роль.

3 слайд  По цели применения дидактические игры экологического содержания делятся на :

- игры для обогащения экологических представлений; для пополнения знаний о многообразии и разнообразии природных объектов; о взаимосвязях в природе; о человеке как части природы; о культуре поведения в природе;

- игры для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе; для развития эстетического восприятия природы; для формирования  нравственно-оценочного опыта поведения в природе; игры для приобщения к экологически ориентированной деятельности.

4 слайд Виды дидактических игр:

- игры с предметами (игрушками, природным материалом);

- настольно-печатные игры;

- словесные игры.

5 слайд  В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных.

     В дидактических предметных играх используются различные предметы природы (листья, фрукты, овощи и др.). В таких играх уточняются, конкретизируются и обобщаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

«Во саду ли в огороде» Игра закрепляет знания детей об овощах и фруктах и месте их произрастания. Используются муляжи овощей и фруктов.

«Чудесный мешочек»

В мешочке находятся в зависимости от задачи различные предметы (фигурки животных, овощи, фрукты, плоды растений, листья деревьев и т.д.) Дети обследуют предметы на ощупь, достают, угадывают, называют, классифицируют.

Покорми животных

Цель: пополнить знания детей о домашних животных, их образе жизни. Используются фигурки животных.

«Дикие и домашние»

Цель: закрепить знания детей о диких и домашних животных.

«Кого не стало?»

Цель: закрепить знания детей о животных (растениях), развивать внимание.

6 слайд  В проведении дидактических игр можно использовать различные дидактические игрушки, природный и бросовый материал.

7 -8 слайд Дидактические настольно-печатные игры помогают детям систематизировать и классифицировать знания о растениях, животных и явлениях неживой природы.

«Четвёртый лишний» Игра учит детей классифицировать объекты природы по различным признакам.

«Какого растения (животного) не стало?» Игра позволяет закрепить знания названий животных и растений, а также развивает внимание и наблюдательность.

«Где что зреет?»

Цель: пополнить знания детей о месте произрастания различных растений.

Кто где живет?

Цель: пополнить знания детей об образе жизни и местах обитания различных животных.

«Собери дерево» (цветок и т.д.)

Цель: пополнить знания детей о строении растения.

«Что перепутал художник?»

Цель: закрепить знания детей о временах года, развивать наблюдательность.

«Пищевые цепочки»

Цель:  закрепить знания детей об образе жизни животных в одной экосистеме, развивать мелкую моторику пальцев рук.

9-10 слайд Дидактические словесные игры проводятся, как правило, для закрепления знаний детей о свойствах и признаках тех или иных предметов окружающего мира. В них используется  различный речевой материал (стихи, загадки).

«Вершки-корешки»

Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт в земле - кисти рук опускают вниз.

«Да - нет»

На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.

«Угадай растение (животное)»

Воспитатель или ребенок загадает  растение или животное, рассказывает  о нём, не называя его. По рассказу  дети отгадывают растение или животное и называют его.

«Земля, вода, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц.

«Летает, плавает, бегает»

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «заяц» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «синица» - изображают полёт птицы.

«Кто знает, пусть продолжает»

Вариант 1.

Воспитатель называет обобщающее слово, а дети — слова, относящиеся к данному значению.

Воспитатель: Насекомые — это ...

. Дети:... муха, комар, ...

Воспитатель: Рыбы — это ...

Дети:.. карась, щука,...

Вариант 2.

Воспитатель называет видовое понятие, а дети обобщающее слово.

Воспитатель: Муха, комар — это ...

Дети:... насекомые.

Воспитатель: Золотая рыбка, карась — это ...Дети:.рыбы.

«Угадай по голосу»

Цель: закрепить знания детей о животных (птицах) и их голосах.

11 слайд   При проведении игр необходимо придерживаться следующих положений:

-  дошкольники ощущают повышенную потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения), которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира;

- дидактическая игра возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность;

- в дидактической игре дошкольники проявляют творческую деятельность, к которой притягиваются самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т. д., а это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов.

12 слайд Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Проектная деятельность по экологическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста и их родителями»

Предсавляю вашему вниманию проект: "Деревья - источник здоровья"   Цель проекта: выяснить представления детей о деревьях, провести наблюдения за изменениями жизни деревьев в разные сезоны,...

Консультация для родителей на тему: «Виртуальная экскурсия в работе с детьми дошкольного возраста по формированию экологической культуры»

Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов....

Использование инновационных технологий, форм и методов экологического воспитания в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

  Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к ...

Консультация для родителей «Использование дидактических игр краеведческого содержания в работе с детьми дошкольного возраста»

В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше...

Статья на тему: "Лего-конструирование и робототехника в дошкольном образовательном учреждении, как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста"

Современные дети, так же, как и мы – взрослые, живут в мире компьютеров и Интернета, информатизации и роботостроения. Достижения техники и программирования быстро проникают во все области челове...

Использование инновационных технологий, форм и методов экологического воспитания в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Использование инновационных технологий, форм и методов экологического воспитания в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО...