ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ СТЭПАЭРОБИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
проект (подготовительная группа) на тему

Развитие физических и элементарных творческих способностей детей с ОВЗ через включение их в танцевально-ритмическую деятельность на степ-платформах. Повышение качества образования детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx38.03 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования мэрии  города  Новосибирска

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города   Новосибирска  «Специальная (коррекционная) начальная школа № 60 «Сибирский лучик»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ СТЭПАЭРОБИКИ  ДЛЯ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Автор-разработчик:

                                                                       музыкальный руководитель

                                                       высшей квалификационной категории

                                                                                            Двухреченская Н.Г.

г. Новосибирск, 2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Детский сад - первая ступень общей системы образования, главной целью которой является разностороннее развитие ребенка. Одно из требований ФГОС  дошкольного образования - создание максимально благоприятных условий для укрепления здоровья, необходимого и достаточного физического развития каждого ребенка, в том числе и ребенка с ограниченными возможностями здоровья, создание равных стартовых возможностей для адаптации его к различным социальным ситуациям, а значит, к социализации и интеграции в общество.

Музыкально-двигательное искусство является незаменимым средством эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка с ОВЗ. В воспитании детей ритмика и танец занимают особое место. Одна из основных целей таких занятий – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.

Постановка проблемы.

В настоящее время существуют много ритмических направлений, но самыми доступными и интересными для детей дошкольного возраста являются танцевально-ритмическая гимнастика и аэробика. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы детского организма.

Дошкольные группы МКОУ С(К)НШ № 60 посещают дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта, с нарушением зрения, с тяжелыми нарушениями речи, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, комплексными нарушениями  которым просто необходима особая технология физического развития. Перед педагогами стоит сложная задача: нужно, с одной стороны, создать для ребенка с ограниченными возможностями здоровья двигательную развивающую среду, а с другой - помочь ему научиться адекватно вести себя в ней, несмотря на постоянное изменение ситуации. Поэтому, для более успешного физического развития наших детей мы обратились к методике обучения упражнениям на степ-платформах в сочетании с элементами аэробики. Аэробика – это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода. К аэробным относятся только те  циклические упражнения, в которых участвует не менее 2/3 мышечной массы. Именно для циклических упражнений, направленных  на развитие общей выносливости, характерны важнейшие морфофункциональные изменения систем кровообращения и дыхания. Различия отдельных видов циклических упражнений, связанные с особенностями структуры двигательного акта и техникой его выполнения, не имеют принципиального значения для достижения профилактического и оздоровительного эффекта.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что все перечисленные выше формы оздоровительной физической культуры положительно влияют на организм ребенка. Поэтому, мы разработали педагогическую технологию, основанную на игре, музыкальном ритме, дополнительной нагрузке на определенные группы мышц, адаптированную для детей с особыми физическими возможностями. Структура танцевальных упражнений, их четкий ритмический рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка с ОВЗ. Все это  создает эмоциональное равновесие: собирает, успокаивает детей, облегчает переход от одного занятия к другому.

Занятия с элементами степ-аэробики полезны и для детей с эмоционально-волевыми нарушениями, и для детей, у которых на первый план выступают познавательные проблемы, и для детей с нарушением двигательных функций.

Для решения эмоционально-волевых проблем важно, что постепенно ребенок учится согласовывать свои действия с действиями других детей и взрослых, и тогда танец становится более организованным и ритмичным.

Дети с нарушениями общения, в отличие от остальных, обычно пропускают в своем развитии очень важный этап обучения через подражание. В результате занятий степ-аэробикой такие дети начинают подражать действиям других людей, что создает новые возможности для их обучения.

У детей с познавательными проблемами на фоне положительного эмоционального подкрепления формируется моторная и зрительно-моторная координация, развиваются пространственные представления, двигательная память, серийная организация действий.

Для всех детей с ограниченными возможностями здоровья важно, что на занятиях степ-аэробикой они учатся лучше осознавать свое тело и управлять им.

В данной педагогической технологии занятия степ-аэробикой рассматриваются как средство преодоления трудностей, связанных с ограничениями здоровья.

Цель:

Развитие физических и элементарных творческих способностей детей с ОВЗ через включение их в танцевально-ритмическую деятельность на степ-платформах. Повышение качества образования детей с ОВЗ.

Задачи:

  1. Развивать элементарные творческие способности детей с ОВЗ в рамках реализации  художественно-эстетической образовательной области адаптированной образовательной программы дошкольного уровня.
  2. Формировать и развивать координационные способности, мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые качества воспитанников с ОВЗ.
  3. Способствовать развитию  у дошкольников чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, умение согласовывать движения с музыкой.
  4. Оказывать эффективное содействие физическому развитию детей с ОВЗ.
  5. Способствовать приобретению положительного социального опыта в  процессе  занятий степ-аэробикой и элементарной творческой деятельности детей с ОВЗ разной этиологии.                  

Особенности организации занятий с детьми ОВЗ на степ-платформах

Восприятие у детей с ОВЗ отличается неустойчивостью и неорганизованностью. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, используя возможности степ-аэробики, детей с ОВЗ постепенно приучают целенаправленно слушать и смотреть, развивают у них двигательную наблюдательность.

Память у таких детей имеет преимущественно наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако дети с ОВЗ не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Податливость и известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется педагог, создают благоприятные предпосылки для формирования личности на занятиях степа-эробикой. Основы поведения детей с ОВЗ закладываются именно во время таких занятий, а роль в процессе социализации личности огромна.

Методические рекомендации.

Во время занятий степ-аэробикой необходимо постоянно напоминать детям об их осанке, правильном дыхании, поддерживать их положительные эмоции. Для занятий степ-аэробикой необходимо рекомендовать родителям приобрести для детей чешки, которые крепко держатся на ноге ребенка. Обязательным условием считается правильный выбор носков из хлопчатобумажной ткани, они помогают связкам избегать микротравм, поддерживают необходимую температуру тела. Занятия проводятся в спортивном зале.

Основные виды занятий степ-аэробикой – индивидуальная и подгрупповаятанцевальная деятельность

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми.

- игровой;

- демонстрационный (метод показа);

- метод элементарного творческого  взаимодействия;

- объяснительно-иллюстративный (наглядный, с использованием элементарных схем);

- метод наблюдения и подражания;

- метод упражнений;

- метод внутреннего слушания.

Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.

Метод объяснительно-иллюстративный. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения движений), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями. Сюда же входит теоретическая часть – знакомство детей с понятиями что такое степ, степ-аэробика, какие мышцы работают при занятиях на степах, что такое правильная осанка и правильное дыхание, двигательные качества. Знакомство со спортивным инвентарем – степ-платформами, правилами техники безопасности. Использование простейших схем выполнения отдельных элементов степ-аэробики (базовых шагов), иллюстраций и фотографий со степ-аэробикой.

Игровой метод. У детей дошкольного возраста игровой рефлекс доминирует, они лучше все воспринимают через игру. На таких музыкально-ритмических занятиях у детей формируются знания, умения и навыки в игровой деятельности, связанной с музыкой:

восприятие музыки, музыкально-ритмические движения (танцевальные и гимнастические движения, несложные ритмичные композиции на степ досках под музыку).

Метод упражнений. Знакомство и многократное повторение основных элементов в игровых упражнениях дает возможность детям с ОВЗ быстрее усваивать двигательный материал –

o        Базовый шаг – ноги врозь, ноги вместе

o        Приставной шаг – с касанием на платформе или на полу

o        Шаги с подъемом на платформу – различные варианты, касание платформы носком свободной ноги

o        Шаг через платформу

o        Выпады в сторону и назад

o        Приставные шаги вправо, влево, вперед, назад, с поворотами

o        Шаги на угол платформы

o        Подскоки – наскок на платформу

o        Прыжки

o        Шасси – боковой галоп в сторону небольшими шажками

Метод элементарного творческого взаимодействия. Один из важных видов деятельности, это музыкально-ритмические движения, выполняемые в парах. Дети с ОВЗ учатся выразительно, правильно и ритмично согласовывать в паре под музыку как основные движения, например ходьбу, бег, прыжки, так и танцевальные творческие упражнения, исполнять несложные танцевальных композиции, проявляя элементарные творческие способности.

Режим занятий.

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий – 25-30 минут. Каждое занятие начинается и заканчивается 2-х – 3-х минутной релаксацией (в начале занятия, - общий настрой, в конце, - снятие нагрузки). Формирование групп происходит после диагностики детей, в соответствии с уровнем способностей и возрастными особенностями. Основная форма проведения занятий – игровая музыкально-ритмическая деятельность с элементами степ-аэробики.

Так как занятия проводятся с детьми с ограниченными возможностями здоровья, то первоначально педагог консультируется с медицинскими работниками относительно противопоказаний.

Занятия степ-аэробикой с детьми с ОВЗ представляют собой не просто комплекс движений, помогающих исправлению осанки, постановке правильного дыхания, формированию движения и умения чувствовать ритм, но в первую очередь направлены на компенсацию ограничений в здоровье через элементарную творческую составляющую. Ритмичные танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию ребенка с ОВЗ и его самоощущения как индивидуальности. Степ-аэробика способствует более успешной адаптации детей с ОВЗ в среде сверстников.

Особенности освоения музыкально-ритмической деятельности на степ-платформах детьми с различными проблемами.

Учитывая особенности ребенка, имеющего проблемы общения, на первых занятиях пассивно погружаем его в атмосферу ритмичного танца, давая ему возможность со стороны наблюдать за действиями детей, т.е. принять новый стереотип поведения. Последовательность ритмических движений в танце, а так же состав детей должны из раза в раз сохраняться одними и теми же.

Заторможенный "спящий" ребенок, очень пассивный. Атмосфера ритмических упражнений способствует его пробуждению. Постепенно от пассивного передвижения он переходит к активному ("всплески") и опять уходит в себя. Такого ребенка нужно постоянно направлять, подталкивая нужную ногу или руку.

Для детей с глубокими нарушениями умственного и речевого развития очень значимой является эмоциональная окраска ритмических упражнений (их сюжетность, яркость образов), возможность совместных общих сильных переживаний. Они начинают активно общаться с партнерами, произносят звуки и слоги, которые от них редко можно услышать, переживают радостное волнение, часто помогают и поправляют друг друга в отдельных движениях.

Очень осторожно надо использовать музыкально-ритмическую двигательную деятельность для детей с эпилепсией: в степ-аэробике присутствуют такие факторы риска как ритмизация, повторы, сильные эмоциональные переживания и т.д. Можно чередовать ритмические движения и отдых (включать ребенка не во все двигательные упражнения); предпочтительны более спокойные упражнения, выполняемые в парах. В любом случае необходимо внимательно отслеживать состояние такого ребенка в течение музыкально-двигательного занятия.

Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети с ОВЗ развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх.

Элементарное творчество в степ-аэробике предполагает развитие у детей творческого воображения, творческой активности, способности к импровизации в музыкально-ритмических движениях. Благодаря занятиям по развитию элементарных творческих способностей многие, раскрывая свой потенциал, становятся более уверенными и активными.

Физическое развитие  – одна из важных задач, решению которой способствуют музыкально-ритмические занятия на степ-платформах. У детей формируется правильная осанка, совершенствуются движения, их координация. Двигательная активность необходима для развития здорового организма: усиливается обмен веществ, улучшается деятельность нервной и сердечно-сосудистой систем, развивается сила мышц, подвижность суставов, а также умение преодолевать трудности, закалять волю. Доказано, что движение, организованное музыкой, усиливает свои оздоровительные возможности. Поэтому обучение детей ритмичным двигательным упражнениям под музыку, несложным композициям, развитие двигательных способностей детей является одним из основных направлений работы на занятиях степ-аэробики.

Виды упражнений на степ-платформах для детей ОВЗ

Комплексы упражнений степ-аэробики, направленные на развитие координации движений и формирование пространственных и временных ориентировок, силовых дифференцировок:

  • Пространственные ориентировки – вправо, влево, вперед, назад, скрестно, одновременно, попеременно, поочередно в движениях туловища и конечностей (у детей ОВЗ лучше получается выполнение раздельных движений и одновременных)
  • Временные – различаются по темпу (быстро, медленно), по ритму, продолжительности удерживания позы и др. Темп и ритм возможно задавать счетом или музыкальной композицией.
  • Силовые – прыжки на степ, со степа, через степ

Продумывая содержание занятий степ-аэробикой для детей с разными физическими возможностями необходимо учитывать их морфофункциональные особенности, уровень физической подготовленности и развития, соблюдать основные физиологические принципы:

  • Рациональный подбор упражнений для детей, имеющих различную этиологию отклонений в развитии
  • Равномерное распределение нагрузки на детский организм
  • Постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузки

Упражнения для степ-аэробики подбираются преимущественно циклического характера (в основном это ходьба), вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям с различными физическими ограничениями.

Каждый комплекс упражнений состоит из подготовительной, основной и заключительной частей.

Подготовительная часть – обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке.

Основная часть – дает основную физическую нагрузку на детский организм, индивидуально дозированную по степени физических ограничений. Частота сердечных сокращений не должна превышать 150-160 ударов в минуту.

Заключительная часть – заканчивается упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе.

Степ-аэробика может проводиться:

- в виде полных занятий оздоровительно-тренировочного характера для детей, имеющих минимальные физические ограничения длительностью не более 25-30 минут;

- как часть занятия (не более 10-15 мин) для детей со сложными физическими диагнозами;

- в форме утренней гимнастики, что усиливает ее эмоциональный и оздоровительный эффект на детский организм;

- в виде показательных выступлений на детских праздниках;

- в форме степ-развлечений.

Один комплекс упражнений на степ-платформах как полного занятия выполняется в течение двух месяцев, что позволяет детям с различной этиологией физических ограничений овладеть им и чувствовать себя уверенными и активными.

Большое значение имеет подбор музыки к упражнениям. Она служит одновременно мотивирующим фактором, направляет ход тренировки и диктует скорость движений.

Новизна.

Разработана адаптированная педагогическая технология работы на степ-платформах с детьми, имеющими ограничения в здоровье, для развития чувства ритма, координационных способностей, физических качеств, музыкальных способностей.

Ожидаемый результат.

Упражнения на степ-платформах, совмещенные с элементами аэробики дадут возможность координировать, сочетать работу всех групп мышц, вырабатывать необходимую точность движений, ритмичность, ловкость, умение правильно распределять силы. Музыкальное сопровождение позволит целенаправленно развивать умение детей с ОВЗ совмещать свои движения с музыкой. Нагрузка регулируется характером упражнений, изменением исходных положений, темпа, длительности и интенсивности выполнения. Зрительное восприятие создает образ движения в его динамике, выразительности, пространственных отношениях. Упражнения на степах создают зрительную направленность в развитии пространственных ориентировок, способствуют лучшей координации движений отдельных частей тела. Мышечные ощущения сигнализируют о положении тела, напряжении мышц, происходит сложный процесс согласования в работе отдельных групп мышц, корректировки выполняемого движения в соответствии с заданными образами.

Применение разнообразных форм, средств, методов физического воспитания дают единую целевую направленность – это адаптивное физическое воспитание  старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Диагностические методики для детей с ОВЗ (кроме нарушений опорно-двигательного аппарата), позволяющие определить уровень физического развития.

Примечание: результаты достижений (улучшение, стабильность, ухудшение) у детей с ОВЗ необходимо сравнивать индивидуально с личными показателями каждого ребенка на начало и конец года.

I. Равновесие

1.Упражнение «Фламинго» Удержание равновесия на одной ноге, другая стопой к колену опорной, ее колено отведено в сторону на 30 градусов, руки на пояс (сек)

2.Упражнение «Ровная дорожка»

Носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пяткевпереди стоящей ноги, стопы расположены на прямой линии (вес тела расположен на обе ноги). Руки опущены вниз, туловище прямо, смотреть вперед.Фиксируется все в секундах, а так же оценивается характер балансировки.

3.Ходьба по гимнастической скамейке (по узкой стороне).

II. Гибкость и силовая выносливость.

1.Стоя на гимнастической скамейки, наклониться вперед, ноги не сгибая в коленях.

2.Лежа на спине поднимание туловища за 30 сек

III.Чувство ритма.

Соответствие ритма движений ритму музыки (использование смены ритма ).

Высокий – соответствие движений и ритм музыки, слышит смену музыкального ритма.  

Средний – испытывает небольшие затруднения, сбивается с ритма, при помощи взрослого исправляется.

Низкий – не слышит смены ритма музыки, ритм движений не соответствует ритму музыки.

IV. Знание базовых шагов.

Высокий –свободно воспроизводит базовые шаги.

Средний – выполнение базовых шагов при многократном повторении педагога

Низкий – затрудняется в выполнении базовых шагов

Диагностика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Диагностика данной категории детей проводится по направлениям социального и коммуникативного развития, так как, имея различные нарушения опорно-двигательного аппарата не всегда можно добиться значительных улучшений. Но бесспорно то, что эти дети, посещая занятия степ-аэробикой наравне с другими детьми, видят и чувствуют созданное эмоционально-положительное отношение к ним, постоянную поддержку, что ведет к повышению их социального статуса в коллективе. Занятия степ-аэробикой также благоприятно влияют на общее состояние всех систем детского организма.

Таким   образом,   представленные   тесты   и   диагностические   методики

позволяют:

  1. оценить различные стороны психомоторного развития детей с ОВЗ;
  2. видеть     динамику     физического     и     моторного    развития,     становления координационных механизмов и процессов их управления;
  3. видеть динамику социального и коммуникативного развития, элементарного творчества
  4. широко    использовать    данные    задания    в    практической    деятельности дошкольных учреждений, работающих с детьми с ОВЗ.

Исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод что, целенаправленная работа с использованием степ-платформ позволила достичь следующих результатов:

1. Укрепление здоровья:

  • Происходит оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата;
  • Формируется правильная осанка;
  • Происходит развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем;
  • Развивается потребность в систематических занятиях спортом.

2. Совершенствование психомоторных способностей:

  • Развиваются двигательные качества, мышление, сила, выносливость, быстрота, гибкость и координационные способности;
  • Развивается чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, умение согласовывать свои движения с музыкой;
  • Формируются навыки выразительности, пластичности и грациозности движений;

3. Повышение эмоционального уровня, психорегуляции:

  • Воспитывается умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении;
  • Развивается чувство уверенности в себе, повышается социальный статус воспитанников
  • Развивается чувство товарищества и взаимопомощи;
  • Развиваются коллективные движения (синхронность).

Перспектива

Предполагается дальнейшее использование данной педагогической технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, так как велико значение музыкально-ритмического воспитания для коррекции имеющихся у этих детей недостатков эмоционально-волевой сферы, физического развития, развития эстетического восприятия, обогащения представлений, формирование чувства ритма, развития движений и пр.

Список литературы

  1. Волосникова Т.В., Филиппова С.О., Москоленко В.И., Лебедева Н.В. Физическая культура в семье, ДОУ. – М., 2005
  2. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2005
  3. Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду /научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» № 4. 2009.
  4. Оздоровительная аэробика. Физическая культура. – 2004. - №6 – с.29
  5. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии / Пер с англ. М., 1997.
  6. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М., 2002
  7. Рунова М.А. Движение день за днем. – М., 2007
  8. Скамейка – степ. Обруч. – 2003. - №2 – с.33
  9. Степ – аэробика и ее составляющие. Физическая культура. – 2006. - №3 – с.37
  10. Степ-аэробика / журнал «Здоровье – спорт» №2. 2010.
  11. Степаненкова Э. Методика физического воспитания. – М., 2005
  12. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. – М., 2005
  13. Филиппова С.О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. – С-П., 2005
  14. Фитнес – аэробика. Обруч. – 2005. - №6 – с.38
  15. Чудо-платформа / журнал «Обруч» № 6. 2008
  16. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. – М., 2004

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Комплекс утренней гимнастики на степах (старшие дошкольники с наименьшими физическими ограничениями)

Степы раскладываются в три ряда.

1 – я часть.

Ходьба и бег в колонне по одному вокруг степов.

Ходьба и бег змейкой вокруг степов. Ходьба с перешагиванием через степы. Перестроение тройками к степам.

2 –я часть.

1.        И.П.: стоя на степе, руки опущены вниз. Одновременно с ходьбой  на месте раскачивать руки вперед – назад с хлопками спереди и сзади.     10 раз

2.        И.П.: о.с., шаг вправо со степа, руки в стороны, вернуться в и.п.; то же влево.     5 раз

3.        И.П.: стоя на степе, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Повороты вправо и влево со свободными движениями рук.      10-12 раз

4.        И.П.: стоя на коленях на степе, садиться и вставать, не помогая себе руками.    10-12 раз

5.        Сидя на степе, скрестив ноги, наклониться к правому и левому колену, касаясь его лбом (помогать себе руками).   10-12 раз

6.        И.П.: о.с. на степе, взмахивать прямой ногой вперед, делать под ногой хлопок.  10-12 раз

7.        Прыжки обычные на степе чередуются с ходьбой.   2 раза  

3-я часть.

Ходьба спокойная с дыхательными упражнениями

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Примерный комплекс упражнений со степ-платформой (комплекс берется на 2 месяца).

Дети входят в зал под бодрую, ритмичную музыку и становятся позади степов.

Подготовительная часть

1.Ходьба обычная на месте (Дети должны почувствовать музыку, уловить темп движения, настроиться).

2.Ходьба на степе.

3.Приставной шаг назад со степа на пол и обратно на степ, справой ноги, бодро работая руками.

4.Приставной шаг назад со степа, вперед со степа.

5.Ходьба на степе; руки поочередно вперед, вверх, вперед, вниз

Психогомнастика « Веселая пчелка»

Основная часть

1.Ходьба на степе, руками рисуя поочередно большие круги вдоль туловища, пальцы сжаты в кулаки.

2.Шаг на степ – со степа, кистями рук рисуя маленькие круги поочередно вдоль туловища (3 раза).

3.Приставной шаг на степе вправо-влево, прямые руки, поднимая одновременно вперед - вниз.

4.Приставной шаг на степе вправо-влево с полуприседанием (шаг – присесть); кисти рук, согнутые в локтях, - к плечам, вниз.

5.Ходьба на степе, высоко поднимая колено, одновременно выполняя хлопки прямыми руками перед собой и за спиной.

6.Шаг на степ – со степа с хлопками прямыми руками перед собой и за спиной (повторить 3 раза).

7.Бег на месте на полу.

8.Легкий бег на степе.

9.Бег вокруг степа.

10 Бег врассыпную.

11.Обычная ходьба на степе.

12.Ходьба на носках вокруг степа, одновременно поднимая и опуская плечи.

13.Шаг в сторону со степа на степ.

14.Ходьба на пятках вокруг степа, одновременно поднимая и опуская плечи.

15.Шаг в сторону со степа на степ.

16.«Крест». Шаг со степа - вперед; со степа – назад; со степа – вправо; со степа – влево; руки на поясе.

17.То же, выполняя танцевальные движения руками.

18.Упражнение на дыхание.

19.Обычная ходьба на степе.

20.Шаг со степа на степ, руки вверх, к плечам.

21.Ходьба вокруг степа на полусогнутых ногах, руки на поясе.

22.Ходьба врассыпную с хлопками над головой.

23.Шаг на степ со степа.

24.Перестроение по кругу. Ходьба на степе в кругу.

25.Мах прямой ногой вверх - вперед (по 8 раз).

26.Ходьба змейкой вокруг степов (2-3 круга).

27.Мах прямой ногой вверх - вперед, руки на поясе (по 8 раз).

28.Бег змейкой вокруг степов.

Подвижная игра «Цирковые лошадки».

Круг из степов – это цирковая арена. Дети идут вокруг степов, высоко поднимая колени («как лошадки на учении»), затем по сигналу переходят на бег с высоким подниманием колен, затем на ходьбу и по остановке музыки занимают степ («стойло», степов должно быть на 2 – 3 меньше количества детей). Игра повторяется 3 раза.

Дети убирают степы в определенное место и рассаживаются на ковре.

29.Упражнения на расслабление дыхания.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Комплексы танцевально-игровых упражнений для детей с ограниченными физическими возможностями

Упражнение №1 -   Игра «Зеркальный танец»

Цель: Разогреть тело, разбудить эмоции, снять мышечные зажимы  и настроить на работу.

Музыка: любая ритмичная, темп средний.

Дети встают позади степов, расположенных   полукругом. Педагог  стоит в центре зала и показывает разные движения для всех частей тела, давая установку: «танцует правая нога на степе», «танцует левая нога на степе», «смотрим по сторонам» (упражнение для головы),  «удивляемся» (упражнение  для плеч), «ловим комара» (хлопок под коленом), «притаптываем землю» (притопы на степах) и т.д.  По команде «танцует всё» - в работу включаются все  части тела (повторяется 3-4 раза по показу педагога).

Упражнение №2 -  Игра  «Цепочка»

Цель: Исследовать возможность вхождения в контакт и взаимодействие в группе.

Музыка: ритмичная, темп умеренно-быстрый

Дети становятся парами у одного степа. Их руки находятся в постоянном сцеплении, которое по команде ведущего принимает разные формы: руки на плечи, на пояс, накрест, за руки, под руки и т. д.

При этом ведущий меняет предлагаемые обстоятельства: «встали на степ», «спустились со степа», «перешагиваем степы» и др.

Упражнение №3  - Игра «Матросы»

Цель:  Развить  координацию,  снять напряжение, отработка движений.

Музыка:  мелодия «Яблочко», темп умеренно-быстрый.

Игра построена на основных движения танца «Яблочко». Все строятся в две шеренги у своего степа.

1 этап: Педагог дает команду и показывает, что нужно делать, участники повторяют:

«маршируем»  (марш на месте с высоко поднятым  коленом);

«смотрим вдаль» (наклоны в стороны, кисти рук изображают бинокль);

«тянем канат» (на «раз, два» - поставить правую ногу на степ, руки изображают захват каната, на «три, четыре» – поменять  на левую ногу и тянем к себе канат);

«лезем на мачту» (заскок на степ, руки имитируют подъем по веревочной  лестнице);

«смирно!» (подъем на полупальцы, стоя на степе: вверх,  вниз, правая рука к виску).

2 этап: Педагог вразброс дает команды, дети самостоятельно выполняют.

Упражнение № 4 - Игра  «Танец обезьянок»

Цель: стимулировать творческое самовыражение, высвобождение  чувств, повысить самооценку, развить танцевально-экспрессивные возможности.

Музыка: Афро-джаз.  Темп быстрый.

Все становятся в круг.

1 этап. Педагог показывает базовые движения данного танца на степе, дети пытаются повторить на своих степах.

2 этап. Каждый  ребенок, по очереди солирует в кругу на своем степе.  Группа повторяет движения на степах. Каждый солист получает в подарок аплодисменты.

Упражнение №5 - Игра  «Паруса»

Цель: Снизить эмоциональное возбуждение,  восстановить дыхание, помочь ориентации в пространстве и развить умение чувствовать себя частью единого целого.

Музыка: спокойная инструментальная. Темп  медленный.

Это упражнение на напряжение и расслабление.

Дети строятся в форме клина у своих степов, изображая парусный корабль.

1 этап.  По команде педагога: «поднять паруса»,  все поднимают руки в стороны, слегка отводя их назад, и встают на свой степ, замирают, стоя на полупальцах.

2 этап. По команде педагога: «спустить паруса» - опускают руки, спускаясь со степа вниз.

3 этап.  По команде: «попутный ветер» - группа встает на степы, сохраняя форму клина корабля, руки в стороны, имитация покачивания корабля на волнах.

4 этап.  По команде: «полный штиль» -  все останавливаются, спускаются со степов

 Повторить 3-4 раза.

Упражнение №6 - Игра  «Переправа»

Цель: Осознать свои танцевальные возможности, развить умение импровизировать, стимулировать творческое самовыражение.

Музыка: разные стили по ритму и темпу («барыня», «вальс», «реп»,  «латина», « полька», «джаз»,  и  т.д.).

Дети располагаются на одной стороне зала, стоя в колоннах за степами. Степы расположены в три  колонны от одной стороны зала до другой.

Задача:  переправится на другую сторону по одному человеку в колонне степов. Каждый ребенок должен постараться придумать свой способ перемещения, используя свои танцевальные знания (различные шаги на степах, прыжки, заскоки и  т.д.)

После того как, все дети оказались  на другой стороне зала, упражнение повторяется еще раз под другую музыку.

Упражнение № 7 - Игра «Лебединое озеро»

Цель: Осознать свои танцевальные особенности и возможность самовыражения, развить умение импровизировать.

Музыка: различные  вальсы, темп средний или умеренно-быстрый.

Дети располагаются на степах по всему залу, принимая статичное положение (стоят, сложив «крылья» или приседают на  корточки).

Педагог (в роли феи или волшебницы) поочередно дотрагивается волшебной палочкой до детей, каждый из которых исполняет сольный танец лебедя (в данном случае степ как индивидуальная мини-сцена).  При повторном касании «лебедь» замирает.

Упражнение № 8 – Игра «Тики-тики-так»

Цель: помочь ориентации в пространстве, формирование чувства ритма, выполнение движений в соответствии со словами песенки

Музыка: песня «Часики идут»

Дети располагаются на степах по всему залу. Под  музыку педагог показывает движения, имитируя руками и ногами стрелки часов, дети выполняют эти движения на степах вместе с педагогом.

Упражнение № 9 – Игра «Зарядка»

Цель: Осознать свои танцевальные возможности, развивать умение импровизировать движения животных, развивать чувство ритма, выполнять движения в соответствии с музыкальными фразами.

Музыка: детская песенка «Зарядка»

Игра построена на  содержании песни «Зарядка». Все строятся в две шеренги у своего степа. Движения выполняются на степах под музыку, каждый ребенок старается по своему изобразить животного.

Упражнение № 10 – Игра «У жирафа»

Цель: разогреть организм, подготовить его к работе на степах.

Музыка: детская песенка «У жирафа пятна»

Игра-разминка построена на выполнении движений под слова песенки. Всё упражнение выполняется на степ платформе и следить за тем, чтобы дети не сгибали колени при наклоне к коленям и носкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов песочной терапии как средства развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья

В последнее время, в связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдается комплексное использование различных технологий, сред...

Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения  по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...

Инновационные технологии социального развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Представлены технологии социального развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможномтями здоровья автора Гришаевой Н.П., которые могут быть использованы как отдельно, так и комплексно....

Рабочая программа инструктора по физической культуре, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития)

Аннотация к рабочей программе инструктора по физической культуре                  Рабочая программа инструктора по ...

Роль подвижной игры в физическом развитии детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В дошкольном детстве у ребенка складывается определенный опыт двигательного творчества, которое является составной частью культуры движений. Наиболее эффективным средством развития двигательного творч...

Методический сборник "Современные педагогические технологии применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Методический сборник «Современные педагогические технологии применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»Современные педагогические технологии применяемые в работе ...

Статья «Физическое развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами кружковой деятельности в контексте ФГОС ДО»

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. В данной ситуации забота о здоровье населения, детей, в первую ...