Конспект открытого занятия по нравственно- патриотическому воспитанию "Ты и твое имя"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Хрипунова Юлия Викторовна

Нравственно- патриотическое воспитание- это очень важная область в воспитании дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание « Ты и твоё имя»

Цель: знакомство детей со значением имени для человека.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей русских имён.
  2. Научить вежливо обращаться друг к другу, использовать ласковые имена.
  3. Развивать умение обращаться по имени и отчеству.
  4. Обогащать словарный запас.
  5. Познакомить детей с понятием тезка.
  6. Развивать умение отгадывать загадки.
  7. Вызывать у детей интерес к этой теме.

Оборудование: проектор, экран.

Материалы: Карточки с буквами и цифрами; мяч; карточки с загадками и рассказом Кириллова «Книга ласковых имен»; изображения метрической книги и свидетельства о рождении на карте памяти для выведения на экран; листы со значением имен, видеозапись мультфильма «Котенок Гав»

Ход занятия:

Организационная часть.

Дети заходят, встают полукругом.

-Ребята, посмотрите сколько у нас гостей, давайте поприветствуем их, теперь давайте возьмемся за руки, друг другу улыбнемся, почувствовали тепло? Поделимся этим теплом с гостями.

Все вы живете в семье, где друг друга любят, уважают. Но много времени вы проводите в детском саду. Здесь ваши друзья, как бы ваша вторая семья. Вы каждый день приходите в группу, здороваетесь, называете друг друга по имени. Закройте глаза и представьте, что случилось бы, если бы исчезли все имена, какие трудности появились бы у нас? Нам было трудно общаться с друг другом и понимать, о ком идет речь в разговоре о других людях.

Я хочу рассказать и показать вам историю, которая произошла с котенком и щенком. (отрывок из мультфильма «Котенок Гав», где щенок потерял свое имя.)

Имена нужны не только людям, но и животным.

Основная часть

1. Беседа «Имя- это важно»

-Очень важно, чтобы у каждого была семья. И главное, чтобы в этой семье друг друга уважали и любили, заботились друг о друге.

-На земле живет очень много людей. Многие похожи друг на друга, но каждый человек неповторим. Как вы думаете, чем люди отличаются? А что

принадлежит только вам, но пользуются этим другие люди? (имя)

-Человеку нельзя жить без имени. У каждого оно свое. Для чего дается имя?

Имя дается человеку при рождении. С помощью имени вы можете назвать человека, отличить его от другого. Но у некоторых людей имена одинаковые, такие люди называются ТЕЗКИ.Есть тезки в нашей группе?

-Ребята, вы сами выбирали свое имя? Кто дает нам имена? (родители)

А вы много знаете имен? Сейчас мы это проверим.

2.Загадки о именах.

Отгадайте о каких именах идет речь в стихотворениях

  • Прочитала сказки

И закрыла глазки.

"Ночью снились страсти!"-

Жаловалась. (Настя)

  • Ходил по улице герой,

Без шапки зимнею порой

И вот простыл на горе-

Теперь болеет. (Боря)

  • Ходила с папой по грибы,

Натёрла ножку от ходьбы.

Пришлось сажать в корзину

Хромающую. (Зину)

  • В школе учится мальчишка,

Первоклассник-шалунишка.

Разорвал тетрадь и книжку-

Наказала мама. (Мишку)

  • Кошка прыгнула на ветку,

С ветки-быстро на беседку

И гуляет по карнизу,

Смотрит свысока на. (Лизу)

Предлагаю еще поиграть.

3.Д/у «Зашифрованное имя»

Отгадайте зашифрованное имя. (несколько карточек-буквы в разноброс, цифры означают, какая по счету эта буква в имени) -Молодцы, хорошо справились.

.Физминутка.

Ребята, а вам нравятся ваши имена? Что вы чувствуете, когда вас называют грубо?Послушайте, какая история произошла с ребятами в рассказе Кириллова «Книга ласковых имен»

4.Чтение и обсуждение рассказа Кириллова «Книга ласковых имен»

- А теперь предлагаю всем вернуться на свои места и послушать рассказ Кириллова «Книга ласковых имен»

Я вышел во двор и увидел знакомую девочку Свету. Она сидела, пригорюнившись, на скамейке

- Ты чего горюешь? – спросил я.

- О – о – о – х… - вздохнула Света и пожаловалась: - Злодей-грубиян обозвал меня «Светка-фигнетка» и заколдовал. Теперь я не смогу веселиться, пока кто-нибудь не расколдует меня, назвав семью ласковыми именами.

- Сейчас сбегаю домой за одной книжкой и расколдую тебя, - пообещал я.

Вернувшись с книгой, я открыл её на странице с именем «Светлана» и прочитал:

- Светуля, Светуня, Вета, Лана, Светунчик, Светланушка, Светлячок.

Как только я произнёс седьмое ласковое имя, девочка заулыбалась, лицо её расцвело и засветилось.

- Бежим расколдовывать девчонок! – крикнула она.

- А разве они тоже?. – спросил я уже на бегу.

- Этот злодей-колдун тоже обозвал их, и онизаколдованы …

Светину подружку Наташу мы нашли в самом дальнем тёмном углу двора. Она сидела в обнимку со снеговиком.

- Наталя, Натуля, Натуся, Ната, Таша, Таля, Тата, - прочитал я.

И Наташенька ожила, заулыбалась, её бледные щёки зарумянились. А потом я расколдовал Светину подругу Олю, назвав семь её ласковых имён:

- Ольгуня, Ольгуша, Олюся, Оляша, Лёна, Леля, Ляля.

- Если тебя не будет, а нас снова заколдуют грубым прозвищем, где мы найдём ласковые имена? – робко спросила меня Оленька, ещё не совсем поверившая в своё спасение.

- Тогда вы бегите в библиотеку и возьмите «Словарь русских личных имён», - сказал я. – В нём найдёте все ласковые имена.

-Вот такое доброе произведение.

Вопросы:

Что случилось с девочкой Светой?

Как ей помог мальчик?

Кого он еще расколдовал?

Авам нравится, когда вас называют ласково?

Что вы при этом чувствуете? Давайте попробуем.

Старайтесь своих друзей называть ласково, им будет приятно

Сейчас вас называют не полным именем. А когда вы подрастете, как вас будут называть

-А когда вы пойдете на работу, как к вам будут обращаться (ответы детей )Правильно, к вашему имени добавится отчество. Оно присваивается ребенку по имени отца. Отчество также появляется у вас при рождении.

5.И/У «Назови полное имя»

 - игра с мячом (воспитатель кидает мяч ребенку, а ребенок должен ответить - сейчас я Ваня, вырасту, буду Иван Иванович)

Раньше имя ребенку давалось при крещении в церкви и записывалось в церковные книги.( Рассматривание церковной книги)Эти книги были очень большие. Других документов не было. Сейчас через несколько дней после рождения у вас появляется самый первый ваш документ-это свидетельство о рождении(рассматривание свидетельства о рождении)

7. «Значение имен»

Очень давно на Руси, имена были очень интересными похожи на прозвища и что- то обозначали: Меньшак (самый меньший, Старшой (самый старший), Третьяк (третий ребенок в семье), Одинец (единственный ребёнок). Шли годы. Имена тоже менялись. Наши предки хотели чтобы их дети росли сильными, мудрыми, добрыми. И стали давать им такие имена: Добрыня (делающий добро), Любомир (любящий мир), Людмила (людям милая),  Доброслав (славящийся добром) и т. д.

Сейчас у вас другие имена, но они тоже имеют свои значения. Вот что означают имена детей из нашей группы:

Никита-победитель

Ирина – мирная, добрая, ласковая.

А еще по имени можно определить характер человека.

Никита – мальчик умный и сообразительный. Никита старается проявить себя с лучшей стороны- активно отвечает на вопросы, выполняет домашние задания. Хорошо учится благодаря отличной памяти – он буквально все схватывает на лету.

Итог.

Прекрасное имя досталось тебе,

 Поверь, это многое значит!

Ведь имя –

Таинственный ключик к судьбе

И радостный вестник удачи.

 Пускай путеводной

 Счастливой звездой

 Оно над тобою сияет,

Любовью и нежностью,

И теплотой

 Всю жизнь твою

 Пусть озаряет.

Восп-ль:  Дети, о чём мы сегодня говорили? Что мы узнали?

–Имена бывают какие? (полные, ласковые и т.д., дети отвечают)

Значения своих имен вы возьмете с собою домой и ваши родители почитают и определят, соответтвует ли ваше имя вашему характеру.

        

Спасибо вам за общение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по нравственно- патриотическому воспитанию «Этот день Победы».

Конспект открытого занятия по нравственно- патриотическому воспитанию « Этот день Победы» в подготовительной групппе....

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому в средней группе. Тема : «Мой город Пугачёв»

Цель:1. Продолжать обогащать знания детей о городе и его достопримечательностях.2. Развивать у детей умения рассказывать целыми предложениями, употреблять в речи предлог.3. Расширить представления о т...

Конспект открытого занятия по нравственно – патриотическому воспитанию во второй младшей группе «КОРОЛЕВА ВЕЖЛИВОСТИ НАС НАУЧИТ, А ФЕЯ ДОБРОТЫ НАС ВСЕХ ПОДРУЖИТ»

Конспект открытого занятия по нравственно - патриотическому воспитанию во второй младшей группе "королева вежливости нас научит, а фея доброты нас всех подружит"...

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Я живу в Москве»

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Я живу в Москве» Цель  : Расширять представление детей о том, что главный город России- Москва, что мы ее жители. Активи...

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе на тему: «Родина моя»

Конспект открытого  занятия  по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе  на тему: «Родина моя»...

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина – Россия»

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина – Россия»Цель: Формирование гражданской позиции, чувства любви к своей стране, Родине.Задачи: 1. Прод...

Конспект открытого занятия по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Наша Родина - Россия"

Конспект занятия по нравственно -патриотическому воспитанию.Материал может быть интересен воспитателям ДОУ....