«ПОРТФОЛИО как показатель квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности педагога»
методическая разработка на тему

Смирнова Наталья Владимировна

 Ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 20 комбинированного вида

 «ПОРТФОЛИО

как показатель квалификационного уровня

и качества профессиональной деятельности

педагога»

Составила:

Н.В. Смирнова,

ст. воспитатель

г. Голицыно

2017 г.

Задачи:

1. Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.

2. Познакомить со спецификой портфолио и технологией его составления.

Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и ДОУ — дошкольные образовательные учреждения.

К педработникам ДОУ  сейчас применяется 2 вида стандартов:

•ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;

•профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников.

Одна из главных задач современной системы дошкольного образования- повышение качества воспитательно- образовательной работы, что в свою очередь напрямую зависит от кадров. К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляется все более высокие требования. Эти требования преломляются в систему задач, стоящих перед педагогами ДОУ, т.к. уровень и характер достижений ребенка зависят, прежде всего, от  профессиональной компетентности педагога, и его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, владеющий педагогическим мастерством.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигаются новые требования квалификации педагога.

В 2013 году, Советом по профессиональным стандартам Минтруда России был одобрен профессиональный стандарт педагога. Что такое профессиональный стандарт?

Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, а  квалификация работника- это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы педагога.

В целом Профессиональный стандарт педагогических работников является документом, от  которого зависит:

  • возможность конкретного человека работать в педагогической сфере;
  • размер оплаты труда;
  • порядок исчисления стажа;
  • определения размера пенсии;
  • планирование карьеры

Одним словом, профессиональный стандарт-это документ, который не только устанавливает основные требования к квалификации педагога, но дает общее определение деятельности, которую ведет работник.

Гарантом достижения поставленной цели является свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог. Именно поэтому проблема становления и развития профессиональной компетенции является общественно-государственной проблемой, решению которой уделяется особое внимание.

Под профессиональной компетентностью педагога понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и развитии детей.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

• самоанализ и осознание необходимости повышения

профессиональной компетентности;

• планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

• самопроявление, самоанализ, самокорректировка.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

1.  Работа в методических объединениях, творческих группах.

2.  Исследовательская, экспериментальная деятельность.

3.  Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.

4.  Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях.

5.  Обобщение собственного педагогического опыта.

6.  Использование ИКТ.

Но ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

 В наш современный век новых информационных технологий воспитатель обязан идти «в ногу со временем».

В настоящее время, в образовательных учреждениях существуют различные виды и формы документов, фиксирующие информацию о педагогах, но при этом , отсутствуют базы  накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма педагога и его умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Это все поможет решить  портфолио педагога.

Слово портфолио встречается в нескольких языках и имеет схожее значение:

В переводе с итальянского:

Portfolio – рекламный проспект, фотоальбом

В переводе с  французского:

Portfolio –блок эстампов, фотоснимков

В переводе с английского:

Portfolio – портфель, папка

Создание собственного портфолио поможет воспитателю

  • Систематизировать накопленный опыт
  • Определять направление деятельности
  • Показать уровень подготовленности и активности в учебных видах деятельности
  • Отслеживать творческий и профессиональный рост
  • Содействовать формированию навыков самооценки
  • Позволит презентовать свои достижения и направления деятельности

Можно выделить четыре вида портфолио воспитателя:

Бумажное портфолио – представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, рукописные материалы и пр.). Это наиболее привычный вид портфолио.

Портфолио-презентация – создается в программе (например, PowerPoint) содержит , как правило, краткую текстовую информацию, иллюстрированный материал и ссылки на вложенные документы. Своего рода –визитка педагога.

Электронное портфолио – набор документов, сформированных (текстовые файлы, таблицы, диаграммы, фотографии, отсканированные документы и пр.).

Веб-портфолио – электронное портфолио, размещенное в сети Интернет на педагогических сайтах или собственном сайте.

Основным следует считать электронный вид, т.к. сформировав его, можно получить остальные три:

Распечатав на бумаге,

Используя собранный материал для создания презентации;

И разместив портфолио в Интернете.

За основу создания электронного портфолио, целесообразно взять Приложение к экспертному заключению аттестации педагога по новой форме.

Каждый раздел портфолио следует формировать на компьютере в отдельную папку, в которой будут содержаться текстовые файлы и электронные копии подтверждающих документов.

  • Общие сведения
  • Данные о повышении квалификации и сведения об аттестации
  • Сведения о наградах
  • Результаты педагогической деятельности
  • Результаты научно-методической деятельности
  • Обобщение опыта
  • Приложение

Общие сведения:

Фамилия, имя отчество, стаж, сведения об образовании и т. д.

Данные о повышении квалификации и сведения об аттестации:

Указать название курсов и место прохождения, количество часов, дату прохождения последней аттестации и сроки прохождения предстоящей.

Сведения о наградах:

Этот раздел отражает информацию о наградах, почетных званиях, грамотах и благодарностях за педагогическую деятельность, за участие в профессиональных конкурсах, семинарах, конференции (информацию лучше располагать по степени значимости).

Результаты педагогической деятельности:

Наличие у воспитанников интереса к познанию

Наличие у воспитанников знаний, умений и навыков

Проявление инициативы в самостоятельном пользовании знаний, умений и навыков в различных видах деятельности

Наличие у воспитанников творческих способностей

Формирование у воспитанников личностных качеств (волевых, мотивационных, нравственно-эмоциональных и пр.).

Результаты научно-методической деятельности:

В этом разделе собираются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога такие как:

Информация о программе

Список учебно-методического обеспечения

Информация об использовании современных технологий, форм и методов

Разработки ООД

Списки используемых Интернет-ресурсов

Обобщение и распространение педагогического опыта:

Конспекты докладов, открытых ООД, мастер-классов, презентации

копии протоколов методических объединений, семинаров,

статьи, публикации, методические разработки

ссылки на материалы, размещенные в сети Интернет

работа над темой самообразования

Приложение:

Следует собрать фото-, видео- и другие материалы по усмотрению педагога.

Следует отметить, что единого образца портфолио не существует, при создании следует руководствоваться принципами объективности, наглядности, системности и последовательности.

Для распространения педагогического опыта, важно свой портфолио разместить в сети Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях

Под качеством профессиональной деятельности педагога  понимается степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг....

Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях

Вступивший в силу профессиональный стандарт «Педагог» ориентирует специалиста на выполнение целого ряда функций, требующих  личностных качеств и профессиональных компетенций...

Сравнительный анализ качества профессиональной деятельности педагогов экспертируемых дошкольных образовательных организаций.

Сравнительный анализ качества профессиональной деятельности педагогов проводился на примере изучения одной из исследуемой функции - поддержка индивидуальности и инициативы детей....

Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях, постановка проблемы.

На текущий год оценка качества профессиональной деятельности работников дошкольных образовательных учреждений становится все более актуальной,  так как развитие современного общест...

Оценка качества профессиональной деятельности педагогов ДОУ

Статья посвящена вопросу профессиональной оценки педагогов по трём областям: создание пространства, реализация образвовательной деятельностии качество социального взаимодействия. На сегодняшний день э...

Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях

Статья посвящена результатам прохождения производственной практики...

Оценка качества профессиональной деятельности педагога ДОУ

laquo;Оценка уровня квалификации педагогических работников… – это важный этап профессиональной жизни, который обеспечивает повышение качества деятельности за счёт получения внешней...